Мы стремились к тому, чтобы каждый, даже самый маленький фрагмент урока не только обучал, но и развивал. Опыт показал, что любые виды деятельности, казалось бы, направленные только на обучение учащихся, при изменении цели легко преобразуются в развивающие. Например, материал, предназначенный для выборочного диктанта, мы обращали в средство для развития избирательности памяти; слуховые диктанты — в средство для развития приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала. Зрительные диктанты направлялись на развитие точности запоминания. При заучивании словарных слов отрабатывались простейшие приемы запоминания. Правило, заученное коллективно, являлось результатом проведенного анализа или синтеза. Широко используемые в школьной практике опорные схемы объединялись по темам («О шипящих», «О букве ц», «О суффиксах») и обучали школьников одному из приемов, применяемых при воспроизведении заученного материала — припоминанию в системе. И даже физкультминутки, обычно служащие только для снятия усталости, мы наполняли упражнениями для развития у учащихся зрительно-двигательной памяти.
Развитие памяти и повышение грамотности.doc
Развитие памяти и повышение
грамотности
19.04.2007
Автор книги Лайло В.В.
Для учителей 2—3 классов начальной школы
В последнее время многие специалисты отмечают снижение грамотности учащихся, подчеркивают рост допускаемых ошибок.
Однако многое зависит от правильности формирования тех или иных учебных навыков. В данном пособии последовательно и в
системе подается формирование необходимых учебных навыков, подробно описывается деятельность учителя и ученика. Учитель
« учит детей учиться». При таком подходе затруднений в обучении у учащихся становится гораздо меньше.
Содержание
Вступление
Развитие памяти через установку на запоминание
Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала
Развитие приемов деятельного запоминания
Итоговая контрольная работа
Вступление
Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предназначенных для
запоминания, труднозаучиваемые и легкозабываемые правила, преобладание неяркого материала, разрозненность
сведений и т. д), мы отобрали для отработки именно те приемы по развитию памяти, которые помогают преодолеть
трудности обучения.
Мы стремились к тому, чтобы каждый, даже самый маленький фрагмент урока не только обучал, но и развивал. Опыт
показал, что любые виды деятельности, казалось бы, направленные только на обучение учащихся, при изменении цели
легко преобразуются в развивающие. Например, материал, предназначенный для выборочного диктанта, мы обращали в
средство для развития избирательности памяти; слуховые диктанты — в средство для развития приемов, позволяющих
увеличивать объем запоминаемого материала. Зрительные диктанты направлялись на развитие точности запоминания.
При заучивании словарных слов отрабатывались простейшие приемы запоминания. Правило, заученное коллективно,
являлось результатом проведенного анализа или синтеза. Широко используемые в школьной практике опорные схемы
объединялись по темам («О шипящих», «О букве ц», «О суффиксах») и обучали школьников одному из приемов,
применяемых при воспроизведении заученного материала — припоминанию в системе. И даже физкультминутки, обычно
служащие только для снятия усталости, мы наполняли упражнениями для развития у учащихся зрительнодвигательной
памяти.
Пособие состоит из двух частей. В первой части, названной «Система “уроков развития”», содержатся поурочные
разработки специальных занятий по развитию памяти, во второй — практические материалы для развития памяти и
навыков грамотного письма в ходе учебной деятельности.
Остановимся подробнее на уроках по развитию памяти, или, короче, на «уроках развития». Эти уроки проходили у нас
один раз в неделю.
Работа по развитию начинается с диагностики, чтобы получить общую характеристику того или иного качества памяти у
учащихся всего класса и выявить индивидуальные различия.
По окончании диагностики отрабатываются интеллектуальные навыки сначала на «уроках развития», затем в учебной
деятельности.
Эти необычные уроки имеют определенную тему и цель, которые направляются как на развитие, так и на углубление
знаний по русскому языку, на повышение грамотности учащихся. Поэтому к урокам развития подбирается такой
материал, чтобы он одновременно «работал» и на русский язык. Например, упражнения по развитию зрительной и
слуховой памяти составляются из тех словарных слов, которые нуждаются в повторении или контроле.
На каждом занятии предусматриваются задания для самостоятельной работы, чтобы проверить у учащихся качество
выработки того или иного приема по развитию. По окончании работы учитель собирает и проверяет тетради. Результаты
проверочных, контрольных работ, тестирований записываются в ученическую тетрадь, что дает ребенку возможность
наблюдать и контролировать качественные перемены и рост своего развития. (Для записи результатов используются
последние страницы тетради.)
Оценка интеллектуального развития учащегося идет не по принципу абсолюта (сравнения с какимто стандартом или другими детьми), а каждого учащегося сравнивают с ним самим, т. е. результаты контрольных работ сопоставляются с
результатом диагностики. Вот примерная таблица для записи результатов.
Объем слуховой памяти
Сравнение данных в таблице показывает, что объем слуховой памяти у ученика увеличился с трех единиц (количество
запомненньгх слов) до восьми. (Нормой взрослого человека является 7 единиц — букв, цифр, слов — как при слуховом,
так и при зрительном запоминании. Норма учащегося начальной школы — 6 единиц.)
Аналогично составляется сводная таблица для получения общей характеристики объема памяти у класса в целом и у
каждого ученика в отдельности (слева добавляется список учащихся класса).
Практика показала, что при направленности на развитие учебный процесс приобретает для школьника личностный
смысл. Неуспевающему ученику становится ясна причина его неуспеваемости, он узнает о способах ее преодоления —
это заставляет его действовать, устранять недостатки.
Хорошо успевающий стремится к совершенству, которому, как известно, нет границ. На творчество и поиск бывает
нацелена вся активная сущность ребенка. Он приходит в школу, чтобы работать, узнавать и учить себя, достигать
поставленной цели, преодолевать трудности.
В. Лайло
Что такое память
Что значит хорошая память учащегося? По мнению психолога Л. Б. ЕрмолаевойТоминой, это такая память, которая
обеспечивает «скорость запечатления, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала».
Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания.
Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле
деятельности. Действие механизмов непроизвольного запоминания учитывается при формировании у учащихся и
навыков произвольного запоминания: следует «уярчать» неяркое, включать запоминаемый материал во все виды работ
на уроке.
В работе необходимо учитывать и индивидуальные различия в памяти, которые проявляются в следующем:
1) в преобладании одного из видов памяти (нас интересуют зрительная и слуховая), что определяет способности
учащихся легче усваивать материал при той или иной форме подачи, то есть при зрительном или слуховом восприятии;
2) в способности запоминать разные по силе раздражители («слабые» или «яркие»);
3) в скорости перехода заучиваемого материала кратковременной памяти в долговременную.
От этих особенностей зависят объем, прочность и точность запоминаемого материала, который для всех учащихся
подается в одинаковой форме, а воспринимается и усваивается ими поразному.
Знание учениками особенностей своей памяти поможет им не только преодолеть недостатки, но и найти
индивидуальный стиль запоминания. Задача учителя — помочь ученику в этом поиске и стимулировать развитие его
памяти.
Развитие памяти через установку на запоминание. Уроки 17
УРОК 1
Тема. Диагностика объема слуховой и зрительной памяти.
Цель. Получить общую характеристику объема слуховой и зрительной памяти учащихся данного класса и выявить
индивидуальные различия. Задание 1. Прослушайте первый ряд звуков и запишите по памяти соответствующие им буквы. (И так с каждым рядом.)
[э], [у], [и]
[ы], [и], [о], [а]
[в], [н], [б], [р], [щ]
[д], [з], [к], [п], [ф], [л]
[с], [ж], [т], [щ], [ч], [х], [д]
Оценка результатов: объем слуховой памяти на звуки у каждого ученика соответствует количеству записанных букв
(порядок букв значения не имеет).
Задание 2. Прочтите с доски первый ряд букв и запишите их по памяти.
То же самое проделывается с каждым последующим рядом.
е, о, а
и, а, э, ю
н, б, р, в, ш
з, д, п, к, ж, ф
л, с, ш, т, х, ч, щ
Примечание. Ряд может состоять или только из одних гласных, или только из одних согласных, так как, если согласные
оказываются рядом с гласными, учащиеся объединяют их при чтении, и это облегчает им запоминание.
Оценка результатов: объем зрительной памяти на буквы у каждого ученика соответствует количеству записанных букв.
Задание 3. Прочтите с доски первое словосочетание и запишите его по памяти.
То же со вторым словосочетанием.
(Каждое словосочетание предлагается для зрительного восприятия в течение двух секунд.)
Чудная погодка. Осенний дождь.
Задание 4. Прослушайте первое предложение и запишите его по памяти.
Тоже со вторыми третьим предложениями.
(Учитель читает каждое предложение по одному разу, повторения не допускаются.)
Хорошо летом на даче. (4 слова.)
Утром ребята бегут в лесок. (5 слов.)
В густых ветвях звонко поют птицы. (6 слов.)
Оценка результатов: объем слуховой памяти на слова соответствует количеству слов, воспроизведенных в каждом
предложении.
УРОК 2
Тема. Продолжение диагностики.
Цель.
1) Проверить объем зрительной памяти учащихся на материале разной яркости.
2) Проверить готовность учащихся к воспроизведению с установкой на запоминание и без такой установки.
Задание 1. Прочтите с доски первый ряд слов и запишите по памяти.
То же самое проделывается с каждым последующим рядом.
Слова записаны на доске мелом, то есть учащиеся воспринимают «слабоконтрастные» графические знаки.
паук, часы, волк, лиса
книга, белка, щенок, слива
грибок, ворона, килька, фартук
Оценка результатов: объем зрительной памяти на «слабые» графические знаки у каждого ученика соответствует
количеству записанных им слов.
Задание 2. Оно выполняется по аналогии с первым заданием. Слова отпечатаны на карточках типографским способом,
шрифт крупный, т. е. демонстрируются «яркие» графические знаки.
слон, шуба, шкаф, аист
арбуз, кукла, туфли, сумка
собака, флажок. пальма, чайник
Оценка результатов: объем зрительной памяти на «яркие» графические знаки у каждого ученика соответствует
количеству записанных им слов.
Общая оценка результатов: на какие раздражители, «слабые» или «яркие», преобладает зрительная память у
учеников всего класса.
Задание 3. Определяется готовность к воспроизведению без установки на запоминание. Ребята, три дня назад вы запоминали слова на тему «Сад и огород», в которых «живет» безударная гласная о. Запишите
эти слова по памяти. (Учащиеся должны вспомнить 6 слов: овощи, огурец, горох, орех, яблоко, ягода.)
Оценка результатов: соответствие поданного и воспроизведенного материала.
Задание 4. Определяется готовность к воспроизведению с установкой на запоминание.
— Ребята, слова, которые вы сегодня запомните, надо будет вспомнить через три дня и записать по памяти.
(Учащимся дают для запоминания 6 словарных слов с безударной гласной е: петух, песок, ребята, ученик, тетрадь, пенал.
Через указанное время они записывают их по памяти.)
УРОК 3
Тема. Обсуждение результатов диагностики. Ознакомление учащихся с планом работы по развитию памяти (на год).
Цель.
1) дать каждому учащемуся установку на развитие того или иного качества памяти.
2) Познакомить с планом работы по развитию памяти (на год).
1. Беседа о цели диагностики. (После каждого вопроса учителя ребята высказываются, обмениваются впечатлениями.)
— Что означает слово диагностика? Оно происходит от слова диагноз. Поставить диагноз — значит обследовать
состояние здоровья человека и на основе наблюдений сделать заключение.
Как вы думаете, зачем проводилась диагностика вашей памяти? Чтобы исследовать память каждого ученика, найти ее
«слабые» («больные») места, выписать «рецепт» и начать «лечение».
Надо ли «лечить» память? Приходилось ли вам сталкиваться с «коварством» своей памяти: дома хорошо выучил
стихотворение или правило, без запинки рассказывал, а отвечая у доски — забыл? А кому во время диагностики было
трудно запомнить ряд из семи букв или из семи слов? Есть ли среди вас такие ребята, которые думают, что у них плохая
память?
Обобщая беседу, учитель призывает ребят не жаловаться на свою память, а постараться помочь ей, улучшить ее.
2. Сообщение результатов диагностики.
Каждый ученик узнает особенности своей памяти: какая память у него лучше, зрительная или слуховая, каков объем
памяти, способна ли его память надолго сохранять заученный материал, что ему дается легче для запоминания, а что
труднее — и получает от учителя рекомендации по развитию того или иного качества памяти.
3. Ознакомление учащихся с планом работы по развитию памяти.
Учитель рассказывает учащимся о том, какие новые виды работ ждут их в этом учебном году на уроках русского языка,
как будут проходить уроки развития, какие приемы они будут изучать, чтобы научиться быстро и много запоминать,
легко вспоминать заученное.
УРОК 4
Тема. Создание установки на запоминание.
Цель.
1) Познакомить учащихся с термином «установка на запоминание».
2) Показать преимущество запоминания «с установкой» перед запоминанием «без установки».
3) Заключить с учащимися договор «О запоминании слов учителя с одного раза».
4) Тренировать умение запоминать задания учителя с одного раза.
1. Знакомство с термином «установка на запоминание».
— Что такое «установка»? Что значит давать «установку на запоминание»? (Поставить цель запомнить чтото.)
— Можно ли самому поставить перед собой цель:
«Я должен запомнить это»? Поможет ли это запоминанию? Давайте проверим. Для этого нам придется вернуться к
результатам диагностики.
2. Сравнение результатов выполнения двух заданий: с установкой на запоминание и без установки запоминание.
Ребята отыскивают нужное в тетради развития.
— В чем состояло задание? (И в первый, и во второй раз нужно было вспомнить и записать шесть слов, только в первый
раз без установки на запоминание, а во второй — с установкой.)
— Когда вы записали большее количество слов?
Ребята сравнивают результаты первого и второго задания и убеждаются, что с установкой на запоминание они
запомнили больше слов. 3. Знакомство учащихся с первой установкой — запоминание заданий учителя с одного раза.
— О каких заданиях идет речь? Важно ли уметь запоминать сказанное с одного раза? Почему? (Если ученик сразу не
запомнит, что именно он должен делать, то ему придется переспрашивать задание или у товарища, или у учителя — а
это отнимет время на уроке.)
4. Заключение договора «О запоминании слов учителя с одного раза» и постижение учащимися «секрета» такого
запоминания: услышав задание учителя, надо сразу же повторить его про себя — и тогда услышанное запомнится без
труда.
5. Тренировочные упражнения по выработке умения запоминать задание с одного раза.
Учащимся предстоит выполнить три упражнения, которые усложняются от первого к третьему.
Порядок выполнения.
1) Учитель произносит задание.
2) Ребята повторяют про себя услышанное и выполняют задание.
3) Учитель проверяет и оценивает умение каждого учащегося запоминать с одного раза.
Упражнение 1. Откройте учебник русского языка на странице 23 и покажите мне.
Упражнение 2. Откройте учебник на странице 30 и запишите в тетрадь номер упражнения (например, про библиотеку).
Упражнение 3. Откройте учебник на странице 95. Посчитайте, сколько там слов в рамочках, и покажите ответ с помощью
пальчиков. (Ответ: 3 слова — т. е. 3 пальчика.)
В последующие дни тренировки продолжаются уже на уроках русского языка и проводятся регулярно до тех пор, пока у
учащихся не выработается прочный навык предельного внимания к словам учителя. Лишь изредка звучит напоминание
наставника: «Я говорю только один раз».
УРОК 5
Тема. Приемы для кратковременного запоминания.
Цель. Познакомить учащихся с новыми видами работ на уроках русского языка — со зрительными и слуховыми
диктантами и с приемами кратковременного запоминания предложений.
1. О цели проведения зрительных и слуховых диктантов.
— Ребята, в этом учебном году у нас ежедневно (исключая уроки, отведенные для контрольных и творческих работ)
будут проходить зрительные и слуховые диктанты. Они очень помогут вам повысить грамотность, а также развить
зрительную и слуховую память. Как вы думаете, почему диктанты так называются — «зрительные»? «слуховые»? Что у
них общего и чем они различаются?
2. О порядке проведения зрительных диктантов.
— На доске заранее будет сделала запись из двух или трех строк, временно закрытая. Когда запись откроется, вы
должны прочесть первую строку два раза: первое чтение — знакомство, второе — выделение «опасных» мест в словах.
Как только запись опять закроется, вы должны сразу же закрыть глаза и представить зрительно все: и предложение, и
слова, и каждую букву, в них входящую.
В этот момент зрительная память очень поможет вам, так как один из секретов кратковременного запоминания —
повторить материал в первые же секунды.
Следующёе действие — запись в тетрадь.
План зрительного диктанта:
а) читаю первую строку два раза;
б) представляю ее зрительно;
в) записываю в тетрадь.
Тоже со второй строкой и т. д.
По окончании работы весь материал будет открыт для самопроверки.
Ежедневно давайте оценку своей зрительной памяти: две ошибки — пока «плоховато» одна — «хорошо», а если ошибок
нет, то вы получаете титул «Принц(или Принцесса) Зоркий Глаз».
3. Тренировка. Зрительный диктант.
Вкусненькая малина.
Сережина игрушка.
4. О порядке проведения слуховых диктантов.
— При слуховых диктантах вы, ребята, будете воспринимать предложения на слух: я читаю — вы внимательно слушаете.
Вам надо многое «услышать» от учителя: и порядок слов в предложении, и знаки препинания, и написание незнакомых
слов. Можно ли «услышать» запятую? вопросительный или восклицательный знак?
Договоримся: если слово на известное вам правило, то я его произношу, как принято (например, сосна — [сасна], а если орфограмма в слове вам еще не известна, то мое произношение будет очень ясное, четкое, чтобы вы «услышали» это и
не сделали ошибку.
Как вы думаете, а что будет означать неожиданная пауза в середине предложения? (Значит, в этом месте нужно
ставить занятую.)
Как только я проговорю первое предложение, вам надо сразу же (как и при зрительном диктанте) повторить его про
себя, скопировав услышанное очень точно. В первые секунды вам опять поможет память, теперь уже слуховая. В
процессе записи предложения вы почувствуете, как голос слуховой памяти будет «подсказывать» вам нужную
информацию: какое слово идет следом, как оно звучало и т. д. И все это потому, что теперь вы знаете секрет
запоминания!
Благодаря этому приему вы сможете запомнить предложения из 6, 7, 8, 9, 10 слов, т. е. научитесь увеличивать объем
запоминаемого материала.
План слухового диктанта:
а) слушаю очень внимательно;
б) повторяю предложение про себя;
в) пишу в тетрадь.
То же самое со вторым предложением и т. д.
По окончании диктанта не забудьте оценить слуховую память.
5. Тренировкасоревнование: «Кто запомнит из текста самое длинное предложение?»
Учитель читает предложения с постепенным увеличением количества слов: первое предложение — из 5 слов, второе —
из 6 и т. д., последнее — из 10 слов.
Совенок
Летом дети жили на даче. Раз мальчики одни пошли в рощу. Там они нашли большой дуб с дуплом. В дупле было гнездо,
в нем сидели совята. Вова и Сеня взяли совенка и принесли его домой. Ночью сова прилетела к дому и стала кричать под
окном.
После слухового диктанта учитель собирает тетради и, проверив, на следующем уроке развитии объявляет победителя
— «Принца (или Принцессу) Чуткое Ухо».
Орфографические ошибки исправляются, но они не все учитываются при подведении итогов. Безошибочной считается
работа, в которой соблюден порядок слов в каждом предложении, «услышаны» от учителя интонационные знаки и
подсказанные орфограммы.
УРОК 6
Тема. Разбивка запоминаемого материала на куски и объединение в группы.
Цель. Показать преимущество запоминания с использованием изученных приемов.
1. Предварительное тестирование учащихся с целью проверки у них объема зрительной и слуховой памяти на буквы.
Задание 1. Прочтите с доски первый ряд букв и запишите по памяти.
И так с каждым рядом. (Буквы написаны на доске заранее и предоставляются учащимся для зрительного восприятия в
течение 4—5 секунд.)
Цель: проверка объема зрительной памяти на буквы.
а, у, и, о, э, е, ё (ряд состоит из одних гласных).
в, л, о, ш, з, р, и, к (ряд включает и гласные, и согласные).
ж, н, л, п, в, т (ряд подобран из одних согласных).
Самопроверка и самооценка результатов: учитель открывает запись для проверки. Учащиеся подсчитывают и
помечают в своей тетради количество правильно запомненных букв в каждом ряду. Порядок букв значения не имеет.
Задание 2. Прослушайте первый ряд звуков и запишите по памяти, обозначив их соответствующими буквами.
То же самое проделывается с каждым последующим рядом.
Цель: проверка объема слуховой памяти на звуки.
[о], [а], [и], [ы], [у]
[к], [р], [у], [н], [ш], [п], [г]
[с], [п], [д], [в], [т], [м], [р]
Самопроверка и самооценка результатов: учитель записывает ряды букв на доске, и проверка проходит аналогично
первой. Итоги тестирования. Учитель спрашивает ребят, как они запомнили ряды букв, и выслушивает ответы.
2. Знакомство учащихся с приемами для запоминания ряда букв.
Учитель сообщает, что существуют приемы, которые способствуют запоминанию большого количества букв. И если
учащиеся овладеют этими приемами, то при повторном тестировании, которое будет в конце урока, они покажут лучшие
результаты.
Для зрительного запоминания букв.
1) Для ряда гласных букв:
а) разделить ряд букв последовательно на две или три группы и про себя пропеть «песенку», делая остановку в конце
каждой группы (например, ауио — эеё или ау — иоэ — её);
б) повторить «песенку»;
в) записать по памяти.
Для тренировки: у, и, а, я, е, ю.
2) Для ряда букв из гласных и согласных:
а) объединить буквы в группы, удобные для чтения: например, влош — зрик (Это ничего, что получаются не
существующие в русском языке «слова». Главное — запомнить.);
б) повторить про себя, записать.
Материал для тренировки: ж, л, е, ч, т, и, г, н, а, ф
З) для ряда согласных букв:
а) мысленно добавить к каждой букве гласную, любую, но одну и ту же (это обогатит буквы какимнибудь смыслом и
облегчит запоминание); разделить на удобные группы, прочитать: жунулу — пувуту, или жуну — лупувуту;
б) повторить про себя, закисать, отбрасывая гласные.
Ребята упражняются в запоминании самостоятельно: в, р, н, ш, з, д, ч.
Для слухового запоминания звуков.
Приемы такие же, как при зрительном запоминании, только надо научиться мысленно причитывать каждый следующий
услышанный звук к предыдущему.
Алгоритм записи звуков по памяти:
а) причитывая звуки, объединить их в группы;
б) повторить про себя, записать соответствующими буквами.
Тренировочные упражнения:
у, е, ы, о, а, и, э
п, э, х, т, а, ч, в, о, л
ц, к, н, г, ш, щ, з, х
3. Повторное тестирование по проверке объема зрительной и слуховой памяти на звуки с использованием изученных
приемов запоминания.
Задание 1.
Цель: проверка объема зрительной памяти на буквы.
е, у, а, э, я, и, о
ф, е, р, т, о, м, л, и, м
б, т, в, к, р, с, н
Задание 2.
Цель: проверка объема слуховой памяти на звуки.
[а] , [у], [э], [и], [о], [ы]
[с], [о], [д], [в], [а], [б], [у], [к], [и]
[ф], [ш], [з], [р], [м], [к], [в], [ч]
Самопроверка учащимися обоих заданий.
4. Итог урока.
Ребята сравнивают результаты двух тестирований и убеждаются в преимуществе запоминания с использованием
изученных приемов: букв записано больше, а запоминать их было легче. УРОК 7
Тема. Контрольная работа.
Цель. Проверка объема зрительной и слуховой памяти.
1. Прочтите первый ряд букв и запишите по памяти. Тоже со вторым и третьим рядами.
о, и, я, а, у, е
с, п, е, л, у, м, п, и, р
н, с, р, к, в, т, б
2. Прослушайте первый ряд звуков, запишите по памяти, обозначив звуки соотвётствующими буквами. Тоже с
последующими рядами.
[о], [у], [и], [а], [ы], [э]
[т], [у], [к], [в], [и], [п], [о], [д]
[ч], [в], [к], [м], [с], [д], [ш]
3. Зрительный диктант.
Веселенькая семейка.
Дружелюбный мальчуган.
4. Слуховой диктант.
Ходил по лесу серый ежик. (5 слов.)
Носил ка спине груши в норку. (6 слов.)
5. Прочтите слова из первого столбика и прослушайте из второго. Запишите и те, и другие слова по памяти в два
столбика.
«видел» «слышал»
цветок
цапля
мыло
ванна
свет
экран
дедушка
земля
цепь
золото
подушка мак
пирог
носки
сахар
яблоко
туфли
банка
Развитие приемов, позволяющих увеличивать объем
запоминаемого материала. Уроки 813
УРОК 8
Тема. Диагностика.
Цель.
1) Проверить, какая память, зрительная или слуховая, преобладает у каждого из учащихся и в классе в целом.
2) Проверить готовность к воспроизведению.
Задание 1. Запомни и запиши.
Вариант 1. На доске заранее записаны слова в столбик под названием «видел». Запись закрыта. Учитель говорит
ребятам, что сейчас они прочтут с доски десять слов и столько же, но других слов, услышат от учителя. Надо
постараться запомнить и те, и другие слова.
Запись открывается. Учитель ведет указкой под первым словом, ребята про себя читают его. В конце слова указка
останавливается. В этот момент учитель произносит другое слово (то, что предназначено для слухового запоминания). Далее указка перемещается на второе слово в столбике «видел» , ребята молча читают его и т. д. до конца. Затем
запись закрывается. Ребята записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.
«видел» «слышал»
ученик
книга
ручка
перо
тетрадь буква
указка
кукла
часы
яблоко
огурец
конфета банан
лимон
хлеб
учитель
глаза
урок
вишня
лук
Примечание. 1) Лучше, если слова из столбиков «видел» и «слышал» будут попарно находиться в простой ассоциативной
связи. Например, слова книга — ученик: книга принадлежит ученику; ручка — перо: перо — составная часть ручки; буква
записана в тетради и т. д. Это облегчит ребятам запоминание. Однако на стадии диагностики никакие приемы
запоминания сообщать не следует.
2) Если какоето слово ученик ошибочно записал не в «свой» столбик, то все равно считается, что он запомнил его в
зависимости от способа подачи. Например, перо, оказавшись в столбике «видел», является результатом слухового
запоминания.
кот
стол
Вариант 2. Порядок выполнения задания такой же, как в варианте 1, только для зрительного восприятия учащимся
предлагаются не слова, а предметы. Учитель молча показывает первый предмет — портфель и одновременно
произносит слово — девочка. Затем убирает портфель из поля видения и показывает второй предмет — бант и т. д.
«видел» «слышал»
портфель девочка
банан
мел
карандаш ребенок
стакан
чашка
лист
пенал
груша
шарф
сок
мама
краска
сор
сахар
нитки
Оценка результатов:
1) по количеству записанных слов определяется, какая память, зрительная или слуховая, у каждого ученика развита
лучше;
2) какая память преобладает в целом у учащихся в классе.
Примечание. Учителю следует иметь в виду, что при выполнении второго варианта задания ребята получали более
сильный зрительный раздражитель (предметы), чем в первом, когда читали слова.
Задание 2. Запишите, сколько вспомните, любые слова, начинающиеся с буквы к. (На выполнение отводится 7 минут.)
При проверке учитель обращает внимание на то, использовал ли ученик какуюнибудь систему при воспроизведении
материала.
УРОК 9
Тема. Ассоциативное запоминание.
Цель. Познакомить учащихся с приемом попарного запоминания слов и показать преимущество запоминания с
использованием ассоциаций.
1. Сообщение о приеме попарного запоминания слов.
Учитель возвращается к результатам диагностики, когда проверялось преобладание зрительной или слуховой памяти:
слова из столбика «видел» учащиеся воспринимали зрительно, т. е. читали, а слова из столбика «слышал» только
слышали; и те, и другие слова надо было запомнить и записать. Учитель называет фамилии учащихся, которые лучше
других справились с этим заданием, и просит их рассказать, что помогло им запомнить слова.
«видел» «слышал»
ученик
книга
ручка
перо
тетрадь буква
указка
кукла
часы
учитель
глаза
урок вишня
лук
яблоко
огурец
конфета банан
лимон
хлеб
Выслушав ответы, учитель предлагает запомнить слова попарно, т. е. одно слово из столбика «видел», другое — из
«слышал». Для этого надо попробовать «подружить» пары слов, связать их в одно целое, увидеть или придумать такую
возможность, при которой они могли бы быть вместе. Например, книга нужна ученику; у куклы есть глаза; конфета с
банановой начинкой и т. д.
– Для чего нужно соединять слова по смыслу попарно? (Чтобы, вспомнив одно слово, восстановить по нему второе.)
2. Тренировка по установлению ассоциаций.
Цель: тренировка в установления простых ассоциаций.
Задание 1. Выпишите только те пары, в которых слова легко «подружить» между собой.
оса — крылья
липа — лист
ворона — рябина
дом — краска
песок — игра
машина — гудок
облако — лев
кот — ведро
круг — шина
песня — звук
Проверка. Учащиеся должны рассказать, как они устанавливали «контакт» между словами каждой пары. Например: оса
и крылья (крылья есть у каждой осы), машина и гудок (машина издает гудок), липа и лист (липа осенью и последний
лист), песня и звук (поешь песню — получаются звуки).
Задание 2. Придумайте, как «подружить» остальные пары слов.
Цель: тренировка в установлении сложных ассоциаций.
Примерные ответы:
Ворона может сидеть на рябине; дом решили покрасить; в песочнице можно играть; облако похоже на льва; кот залез в
ведро; круг напоминает колесо, у которого есть шина.
Задание 3. Прослушайте 10 пар слов, подружите слова между собой и запомните, кто с кем «дружит». Сложность в том,
что вам придется потом вспоминать «друга» того или иного слова и именно его записывать в тетрадь. Например, учитель
произносит нога, а вы пишете обувь, слышите слово лицо, а пишете его пару — нос и т. д.
Цель: проверить, какие ассоциации — простые или сложные — лучше запоминает каждый из учащихся.
Вариант 1 (пары слов, легкие для запоминания).
Нога — обувь, лицо — нос, дом — окно, часы — стрелка, глобус — море, велосипед — руль, чай — сахар, ведро — вода,
яблоня — плоды, растение — цветок.
Вариант 2 (пары слов со сложными ассоциациями).
Диван — тигр, грач — брат, небо — земля, ковер — лягушка, стол — трамвай, глаз — муха, ручка — мама, цветок —
пчела, озеро — верблюд, банка — дерево.
Оценка результатов: по количеству слов, записанных каждым учащимся при выполнении первого и второго вариантов,
учитель устанавливает, какие ассоциации он запоминает лучше — простые или сложные.
Задание 4. Слова из столбика «видел» учитель записывает на доске заранее, а слова из столбика «слышал» диктует.
Ребятам надо запомнить и те
и другие слова и записать их в любом порядке в два столбика.
ручка
Цель:
1) учить запоминанию путем установления ассоциативных связей между словами;
2) показать преимущество запоминания с использованием ассоциаций.
«видел» «слышал»
диктант
портфель карандаш
рубль
жвачка
пенал
ластик
ландыш
лес
леопард лиса
кора
осина
парус
корабль
математика
копейка
дача
сад УРОК 10
Тема. Прием объединения слов в группы по разным категориям.
Цель.
1) Познакомить с приемом объединения слов в группы по общим признакам.
2) Провести тренировку по выработке у учащихся умения классифицировать слова.
1. Игра «Запомни и запиши».
Цель: подвести учащихся к выводу о необходимости использовать прием объединения предметов или слов в группы для
их лучшего запоминания.
На столе лежат 8 различных предметов, накрытых скатертью: мяч, мел, указка, кубики, кувшин, автомобильчик, кукла,
классный журнал. Учащихся приглашают к столу, предметы открывают для зрительного восприятия на 10 секунд. Затем
учащиеся должны записать по памяти все увиденное.
Самопроверка: учитель перечисляет предметы, а учащиеся подсчитывают количество верно записанных слов. По
просьбе учителя дети рассказывают, как запоминали предметы.
2. Знакомство с приемом объединения предметов в группы.
Задание. Объедините предметы в группы в зависимости от их назначения.
Ответ. Вещи можно сгруппировать так. Игрушки: мяч, кубики, машинка, кукла. Предметы школьного быта: мел, указка,
кувшин, журнал.
— А какой прием можно использовать для запоминания предметов в каждой группе? (Поможет подсчет предметов.
Игрушек — четыре: мяч, кубики, машинка, кукла; других вещей тоже четыре: мел и т. д.)
3. Тренировка.
Задание 1. Прочтите с доски слова и разделите их на группы. Дайте название каждой группе: береза, стол, диван, липа,
молоток, дуб, шкаф, топор.
Ответ: Групп три. Деревья: береза, липа, дуб. Мебель; стол, диван, шкаф. Инструменты: молоток, топор.
Задание 2. Прочтите с доски слова: клей, машина, лиса, кабан, трамвай, бумага, велосипед, ножницы, волк. Создайте из
них группы, удобные для запоминания. Запишите слова по памяти в любом порядке.
Проверка заданий: ребята подсчитывают количество верно запомненных слов, затем рассказывают, в какие группы они
объединяли слова (предметы для ручного труда, средства передвижения, дикие животные), какие еще приемы
использовали при запоминании слов.
Тема. Выстраивани
УРОК 11
УРОК 21
Тема. Обобщенный способ запоминания. Словарные слова: рабочий, работа, пальто, сапоги, завтрак, карандаш, завод,
машина, трамвай.
Цель. Научить приему укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы
заучить одновременно несколько словарных слов.
1. Сообщение темы и цели занятия.
— Что общего в написании слов: рабочий, работа, пальто, сапоги, завтрак, карандаш, завод, машина, трамвай? (Во всех
словах безударная гласная а, и она непроверяемая — это общий орфографический признак.)
Учитель сообщает, что можно заучить написание сразу девяти слов. Для этого надо:
1) выбрать опорное слово;
2) «увязать» в памяти все слова между собой.
2. Разъяснения о выборе опорного слова.
— Что такое опорное слово? Это слово, на которое можно «опереться». Оно самое «надежное» среди данных слов, так
как его написание или уже известно, или легко запоминается. Написание какого слова из предложенных девяти вам
давно знакомо? (Мы еще из первого класса знаем, что рабочий пишется так же, как раб — т. е. с безударной а.) Подойдет ли это слово для опорного? Чем оно похоже на остальные слова? (Они пишутся так же, как рабочий, с
безударной а.)
Учитель вывешивает иллюстрацию, изображающую рабочего; на ней укрепляется только одна буква — а — это
зрительная опора.
Итак, первый шаг к запоминанию сделан: во всех словах пишется именно буква а. Осталось запомнить «друзей» слова
рабочий.
3. Самостоятельный поиск учащимися приема для запоминания слов, входящих в группу слова рабочий.
4. Проверка выполнения задания.
Один из вариантов о6ъединения слов в одну «связку» — построение незамысловатого сюжета: «Рабочий надевает
пальто, сапоги, берет с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу, на завод. А мы едем на трамвае и надеваем
песенку собственного сочинения:
Трамтарара.
Трамтарара.
Везде напишем букву а».
Трам — словесная опора для запоминания еще одной трудной орфограммы в слове трамвай.
Учитель вывешивает иллюстрации и ко всем другим запоминаемым словам: пальто, сапоги, карандаш и т. д.
5. Закрепление изученных слов.
На этом этапе учитель предлагает ребятам такие задания, которые способствуют длительному удержанию материала в
сознании и запоминанию слов надолго.
1) Рассказ «О рабочем» повторяется учащимися несколько раз с разной эмоциональной нагрузкой (очень весело,
грустно, тревожно, с вопросительной интонацией) — и запоминанию помогает память на чувства.
2) Ребята пишут заученные слова в воздухе рукой — тут подключается моторная память (память на движения).
3) Каждое из девяти слов учащиеся отмечают карандашной галочкой в конце учебника (галочка — показатель
выученного слова), записывают в собственные словарики — на запоминание «работает» зрительная память.
4) Школьники получают задание нарисовать каждый из предметов, соответствующий запоминаемому слову, так чтобы он
был похож на «А». Рабочего, например, можно изобразить стоящим в уверенной позе с широко расставленными ногами;
для пальто придумать определенный фасон, чтобы он напоминал «А»; выложить «А» из карандашей и т. д. Следует
обязательно подписать рисунки: рабочий, пальто, карандаш и т. д.
К словам, обозначающим отвлеченное понятие, таким, как завтрак, работа, выполняется пиктограмма.
5) Игра «В букву» на основе заученных слов (описание игры см. в уроке 15).
6. Перечислим другие виды заданий, которые рекомендуются для лучшего закрепления написания слов.
1) Записать по памяти словарные слова по опорной картинке «рабочий» (она вывешивается) или по любой другой из этой
группы слов (например, по иллюстрации «пальто»).
2) Подобрать и записать родственные слова к словарным словам из группы «рабочий».
3) По одному слову восстановить в памяти всю заучиваемую ранее группу слов, имеющую общий орфографический
признак, например по слову машина или завод.
4) В итоговом повторении — записать по памяти все словарные слова с безударной а (из них составится несколько
групп).
Когда написание одной группы слов усвоено, учитель предлагает для заучивания другую группу (а в будущем в
составлении групп слов по общему орфографическому признаку участвуют и сами учащиеся), и работа над новыми
словами идет по аналогии с первой группой (уроки 22—27).
УРОК 22
Тема. Словарные слова: комната, квартира, картина, кастрюля, капуста, картофель.
Напомним основные этапы работы.
1) Учитель заранее выбирает слова, которые объединяются по одному орфографическому признаку.
2) Постановка перед учащимися вопроса: что общего в написании этих слов?
3) Совместный выбор опорного слова (для запоминания орфограммы, общей для всех слов).
4) Поиск подходящего приема для запоминания всех слов, входящих в группу.
5) Обсуждение и выбор лучшего приема для запоминания.
6) Выбор каждым учащимся индивидуального приема.
Опорное слово — комната. В слове «живет» имя девочки — Ната. Запоминаемая орфограмма а здесь под ударением.
Рассказ про комнату Наты: «В квартире в комнате Наты висит картина — натюрморт. На картине изображены: кастрюля,
капуста, картофель». УРОК 23
Тема. Словарные слова: однажды, погода, мороз, одежда, коньки, отец, товарищ, быстро, весело.
Опорное слово — коньки: пишется как конь.
«Однажды в морозную погоду мы с отцом и товарищем оделись потеплее и пошли кататься на коньках. Катались мы
быстро и весело».
К быстро и весело необходимо привлечь особое внимание учащихся, чтобы слова не «выпали» из придуманного сюжета
по причине их расхожего употребления. Можно изобразить пантомимой: быстро — учащиеся «катаются на коньках» в
этом темпе; весело — показывают всевозможные забавные движения и трюки.
УРОК 24
Тема. Словарные слова: урожай, огород, овощи, горох, морковь, огурец.
Опорное слово — горох: семена этого овоща — горошины — похожи на О.
«На огороде собрали урожай овощей: гороха, моркови, огурцов».
— Написание слова горох легко запомнить: горошинки похожи на о.
А из моркови и огурца какнибудь можно получить о? (Морковь и огурец можно нарезать кружочками.)
Ребята получают угощение, которое приготовили их родители, — круглые ломтики моркови и огурца.
УРОКИ 25, 26, 27
Тема. Продолжение работы по заучиванию словарных слов.
а) 1я группа слов: молоток, топор, лопата.
Опорное слово — молоток, наковальня которого напоминает букву о. Все слова — орудия труда.
б) 2я группа слов: орех, яблоня, яблоко, ягода.
Опорное слово — орех (сам предмет круглой формы). Все слова на тему «Сад».
в) 3я группа: учитель, ученик, тетрадь, пенал, дежурный (школьная тема).
г) 4я группа: шофер, шоссе, вокзал.
«Шофер (баранка его руля круглая, как о) едет по шоссе на вокзал». УРОК 28
Тема. Слова; шёл, жёлтый, тяжёлый, жёсткий.
Общий орфографический признак: написание буквы ё после шипящих на месте ударного звука [о].
1. Рассказ учителем анекдота «Об ученике, учительнице и коварном слове шёл».
Цель: привлечь внимание к трудной орфограмме.
«Один мальчик никак не мог запомнить, что в слове шёл надо писать букву ё, и делал одну и ту же ошибку из урока в
урок. Однажды учительница оставила его после уроков и велела написать это слово десять раз, а сама ушла в
учительскую. Задание мальчик выполнил добросовестно, слов написал в два раза больше, чем было нужно, а
учительница все не приходила. Тогда ученик решил уйти домой и оставил на доске записку следующего содержания:
«Анна Ивановна, я написал слово шёл не десять, а двадцать раз и пошол домой».
2. Обсуждение приема, выбранного для запоминания написания слова шёл.
— Какой прием предложила мальчику учительница? Помогло ли это ученику запомнить орфографию слова шёл? Как вы
думаете почему?
3. Самостоятельный поиск учащимися подходящего приема для запоминания написания слова шёл.
4. Коллективное обсуждение возможных вариантов для запоминания.
5. Лучший прием для запоминания: шёл — это «неправильное» слово, так как запоминаемая орфограмма пишется не так,
как слышится.
6. Наблюдение за произношением и написанием слов тяжёлый. жёлтый, жёсткий.
Учащиеся делают вывод, что эти слова, как и шёл, пишутся не так, как слышатся. Общий орфографический признак всех
этих слов — написание буквы ё после шипящих на месте ударного звука [о].
7. Поиск приема для запоминания всех «неправильных» слов с ё.
Объединению слов в одну цепочку поможет фраза:
«Шел по рельсам жёлтый, тяжёлый, жёсткий вагон».
УРОК 29
Тема. Слова мягкий, легкий.
Общий орфографический признак: написание буквы г на месте звука [х].
1. Беседа с целью привлечь внимание к орфограмме.
— Почему написание слов надо запоминать? Разве недостаточно проверить: легкий — легок, мягкий — мягок?
(Проверить недостаточно, так как когда произносим слова мягкий, легкий, то обнаруживаем на месте положенного звука
[к] — звук [х]. Согласно правилу проверяются 12 парных звуков, среди них нет звука [х]. Поэтому при написании этих слов
мы можем не догадаться, что их нужно проверить.)
— Что же надо запоминать: написание слов или то, что они нуждаются в проверке? (Надо помнить, что слова мягкий и
легкий нуждаются в проверке.)
2. Выбор приема для запоминания.
Опора: легкой и мягкой одновременно бывает вата. Значит, в вате «живут» оба слова, которые надо проверять.
3. Запоминание с опорой на тактильное ощущение.
Учащиеся находят вокруг себя предметы, которые всегда легкие (например, шарфик), всегда мягкие (пуховые вещи),
одновременно и мягкие, и легкие (лента, носовой платок, салфетка, промокашка).
Опытным путем учащиеся убеждаются, что эти предметы мягкие, легкие: сжимают их в ладошках, подбрасывают вверх,
прислоняют к щеке и т. д. и приговаривают: «А когда мы будем писать про чтото «мягкое» или про чтото «легкое», то
надо эти слова проверить».
УРОК ЗО
Тема. Буквы в, л, м, н, р. (Дополнение к теме: « Парные звонкие и глухие согласные в корне и середине слова».)
Цель. Подвести учащихся к выводу, что буквы в, л, м, н, р нужно запомнить.
Примечание. Это внепрограммный материал. Он рекомендуется для класса с гуманитарным направлением или с сильным
составом учащихся. 1. Постановка проблемы перед учащимися.
Учитель обсуждает с учащимися фразу из правила о проверке слов с парными звонкими и глухими согласными: «Парные
согласные в корне слова перед согласными надо проверять».
Задание. Выясните: перед всеми ли согласными парные согласные нуждаются в проверке?
Проследите за «поведением» звонких согласных перед звуками [в], [л], [м], [н], [р] в словах: звон, козлик, жмурки, ровный,
тигр.
2. Проверка выполнения задания. Самостоятельный вывод учащихся.
Звон — звонкий согласный звук [з] перед звуком [в] как слышится, так и пишется.
Козлик — звонкий согласный звук [з] перед звуком [л’] как слышится, так и пишется.
Жмурки — звонкий согласный звук [ж] перед звуком [м] как слышится, так и пишется.
Ровный — звонкий согласный звук [в] перед звуком [н] как слышится. так и пишется.
Тигр — звонкий согласный звук [г] перед звуком [р] как слышится, так и пишется.
Вывод: парные звонкие и глухие согласные перед звуками [в], [л], [м], [н], [р] как слышатся, так и пишутся. А это значит,
что парные согласные перед согласными в, л, м, н, р в проверке не нуждаются.
3. Новая формулировка правила про парные согласные.
Правило дополняют сами учащиеся: «Парные согласные в корне и в середине слова перед согласными надо проверять.
Для этого надо подобрать однокоренное слово, в котором после согласного следует гласный звук или один из согласных
в, л, м, н, р. Например, дорожка — дорожный, вез — везли».
4. Прием для запоминания букв в, л, м, н, р.
1) Словесная опора: фраза «В лимоне «р».
Называем все согласные буквы из этой фразы: в, л, м. н, р.
2) Зрительная опора: иллюстрация с изображением лимона, внутри которого нарисована буква р.
3) Дополнительное «уярчение» буквы р.
— Интересно, что же может быть в лимоне на букву р? (Может быть, росток?)
5. Подобным же образом учащиеся наблюдают за «поведением» глухих согласных перед звуками [в], [л], [м], [н], [р] в
словах: свой, дупло, тмин, книга, тройка.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
УРОК 31
Цель. Проверить объем зрительной и слуховой памяти и способность учащихся к избирательному запоминанию.
Вариант 1.
1. Прочтите слова из первого столбика и прослушайте из второго. Запишите и те, и другие слова по памяти.
"видел"
дерево
колено
балкон
верблюд
верстак
железо
персик
стрела
окно
"слышал"
шкаф
чулок
растение
гора
столик
отец
пустыня
заяц
облако
2. Зрительный диктант.
Компьютерная техника.
Перепрыгивает через лужицы.
3. Слуховой диктант.
Ласковое солнце согревает землю теплом. (5 слов.)
Ранним утром Юрочка бежит в рощу. (6 слов.)
Там в зеленой высокой траве белеет цветочек. (7 слов.)
4. Прослушайте все слова от начала до конца. Выберите для запоминания только имена существительные. Запишите их
по памяти. (Учитель читает только один раз.) Соленая, забудет, отец, вкусный, сахар, бежит, ландыш, пушистый, играл, товарищ, сочный, сосулька, шептать, телефон.
Вариант 2.
1. Запомните предметы, которые увидите, и слова, которые услышите. Запишите запомненное в два столбика. (Подробно
порядок выполнения задания см. в уроке 8, вариант 2.)
"видел"
лампочка
варежка
блюдце
газета
платок
жвачка
ключ
ложка
дневник
пуговица
"слышал"
комната
снег
варенье
рассказ
здоровье
культура
счастье
борщ
товарищ
кофта
2. Зрительный диктант.
Долгожданные каникулы.
Наслаждаюсь стереофонической музыкой.
3. Слуховой диктант.
Развернулись на берёзах молодые листочки. (5 слов.)
В траве показались золотые головки одуванчиков. (6 слов.)
Выползают из земли майские жуки и жужжат. (7 слов.)
Они садятся на ветки и едят молодую зелень. (8 слов.)
4. Рассмотрите картинки. Запомните только те из них, которые изображают одушевленные предметы.
(Учитель показывает поочередно иллюстрации, на которых нарисованы: береза, бабочка, лимон, лягушка, кукла,
верблюд, ландыш, паук, луна, портфель, девочка, яблоня, рабочий, котенок. Для зрительного восприятия каждой
картинки дается 2 секунды.)
Напишите названия предметов, которые вы запомнили
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Развитие памяти и повышение грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.