Статья о том, как развить память на уроке математики.Память одна из основных психических функций, которую начинают развивать с детства и развитие ее можно планировать. Уроки математики способствуют развитию памяти, но и задания можно составлять в интересной игровой форме для целенаправленной работы по запоминанию.
Развитие памяти на уроках математики.docx
Одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей
личности это память. Объем информации которую должен усвоить с
каждым годом учащийся увеличивается, становится более сложным для
запоминания. Поэтому обычно к седьмому классу происходит снижение
успеваемости. Многие учащиеся не успевают запомнить, а поэтому и усвоить
необходимый материал в полном объеме,тратится много времени для
подготовки домашних заданий.
Психологами (например, Инге Унт) доказано, что люди поразному
воспринимают и запоминают информацию. Комуто достаточно услышать,
другим необходимо прочитать (увидеть), третьи должны самостоятельно
произвести какиелибо действия, чтобы понять и осмыслить информацию.
Такое разделение на людей с преобладанием какоголибо вида памяти
(зрительной, слуховой, моторной) создает естественные трудности при работе
учителя ,так как наша цель научить каждого ученика..
Поэтому учитель вынужден менять методы и формы работы с современными
учениками для более эффективного обучения.
Все новое это хорошо забытое старое, поэтому одним из таких методов
является использование опорных схем на уроках. Цель опорных схем – «…
изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей
материала он стал доступным, отпечатался в памяти, облегчил запоминание»
(В.Ф.Шаталов). Опорные схемы являются одним из видов наглядного
моделирования. Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным,
Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что
мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей,
которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые
свойства и связи того или иного объекта. Использование символической
аналогии в моделировании облегчает и ускоряет процесс запоминания и
усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, ведь одно из
правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы,
диаграммы, черти графики».
Процесс обучения строящийся на использовании опорных схем позволяет
сэкономить время на уроке, позволяет научить детей видеть главное,
систематизировать полученные знания. Работа с опорными схемами
сокращает время обучения ученика,знакомит с графическим способом
представления информации;формирует навык самостоятельного
моделирования., а самое важное,что развивает память,воображение,образное
мышление. Для учащихся младшего и среднего возраста опорные схемы
необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные
образы. Оформлять опорные схемы можно по разному: в виде таблиц,
карточек, рисунков и т.д.
Схемы желательно использовать ежедневно. Схемы содержащие большой
объем информации должны находиться перед глазами учеников несколько
уроков подряд до полного усвоения учебной темы. Учащиеся постоянно в течении урока обращаясь к схеме, осмысленно запоминают необходимую
информацию и при необходимости используют ее в процессе решения задач
урока. Схемы не следует “зазубривать”, их надо понимать. Если на уроках
постоянно обращаться к одним и тем же схемам, то учащиеся рано или поздно
их запомнят. Их задача научиться объяснять все, что изображено у них на
схеме .
Для детей младшего и среднего возраста опорные схемы необходимо
предлагать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы.
Как показывает практика самое ценное, когда ребёнок сам участвует в
построении конструкции опорной схемы. Ученик затрачивает усилия не на
механическое запоминание, а на осмысленную работу с теоретической
информацией. Важно, что учащимся нравится подобная форма работы, но
самым главным является тот факт, что после 12 примеров составления
опорных схем вместе с учителем, дети начинают самостоятельно составлять
опорные схемы, тем самым, происходит переход от репродуктивной
деятельности (повторение за учителем) к продуктивной (каждый составляет
собственную таблицу, отличную от других).
Обучение, построенное, на умственной активности учащихся, на их участии в
создании опорных схем ведёт к большей полноте запоминания информации,
длительности ее сохранения, к большей точности ее воспроизведения и к
более свободному и разнообразному использованию.
Начиная с пятого класса мной на уроках часто используются всевозможные
плакаты,схемы,информационные слайды. К шестому классу учащиеся
совместно с учителем постепенно на уроках заполняют опорные схемы
.Иногда только при выполнении домашнего задания им изредка может быть
предложено задание составить опорная схема пор пройденному материалу.
Эффективной такая работа станет если учитель заранее изготовит бланк для
работы учащихся,так как темпы записи у всех детей разные. Бланк должен
содержать некоторую информацию ,а на уроке при совместной работе
каждый ученик дополняет ее. По опорным схемам учащиеся постепенно
научатся анализировать материал и к девятому классу будут самостоятельно
составлять более сложные плансхемы для запоминания. Это способствует их
дальнейшему успешному умению самостоятельно и грамотно работать с
информацией.
Многолетний опыт преподавания геометрии показывает, что у обучающихся
седьмого класса возникают определенные трудности в понимании,
запоминании и применении на практике теории планиметрии. Использование
опорных схем на уроках геометрии, позволяет расширить самостоятельную
работу школьников и активизировать их учебнопознавательную деятельность.
Использование опорных схем может в корне изменить характер домашнего
задания. Например,учащимся можно предложить выполнить задание
сопоставления и сравнения текста учебника и предложенной схемы,дополнить недостающей информацией, пересказать текст учебника с использованием
опорной схемы, придумать задачи соответствующие каждой части схемы.
В результате использования на уроках геометрии опорных схем отмечается
более высокий уровень математической подготовки учащихся. На основе
многократного использования схем на уроках геометрии, добиваешься от
всех учащихся усвоения теоретического материала на уровне программного
обязательного минимума. Систематическое использование опорных схем на
уроках геометрии способствует формированию пространственного
представления, развитию геометрической интуиции, что в дальнейшем
положительно сказывается при решении задач.
При использовании опорных схем на уроках геометрии осуществляется
дифференцированный подход в обучении. В то время когда слабоуспевающие
ученики старательно воспроизводят на доске или устно изученную схему,
другие доказывают теоремы и решают задачи. Наблюдая за поведением ребят
на уроках геометрии в течении длительного промежутка времени постепенно
видишь,как появляется уверенность в свои силы, в свои способности в
изучении этого трудного предмета.
Использование опорных схем на уроках геометрии направленно на развитие
творческих способностей каждого ученика, на формирование умений и
навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять и
обновлять свои знания.
Многие ребята используют в опорных схемах сокращения и придумывают
произвольные обозначения,но при этом учитель обязательно должен
объяснить разницу между общепринятой математической символикой и
собственными кодировками. Путаница в этих вещах не позволительна.
В результате применения опорных схем отмечается повышение уровня
математической подготовки и интеллектуального развития учащихся.
Многие могут возразить , что создана масса печатной литературы, которой
может воспользоваться ученик при изучении геометрии. Это “Справочник для
школьника по математике”, “Геометрия в таблицах” . Соглашусь только с тем,
что действительно справочники есть,но хочется отметить,что они как и
любая другая методическая литература несут индивидуальность автора.
Обучение будет более эффективным и интересным ,если в пятых классах
учитель будет составлять схемуопору сам,а затем постепенно предоставит
эту возможность учащемуся и к окончанию средней школы ученик будет
понимать,как это необходимо в его обучении.
Скептики могут возразить: “Создана масса печатной литературы, которой
может воспользоваться ученик при изучении геометрии. Это “Справочник для
школьника по математике”, “Геометрия в чертежах” и так далее и тому
подобное…”. Соглашусь только с тем, что действительно справочники есть.
Но главное в описанной мною работе – это творчество школьника, это его
большая самостоятельная работа, а учебниксправочник – это только
результат работы, хотя и достаточно полезный. Что даёт школьнику работа над созданием учебника – справочника по
геометрии? Другими словами: какие положительные результаты даёт вся эта
большая работа школьников?
1. Такая форма самостоятельной творческой деятельности дает
возможность учащимся не только повторить учебный материал, причем
неоднократно, но и увидеть целостную картину геометрических фигур,
с их свойствами и признаками.
2. Все определения, теоремы, задачи самодельного справочника
сопровождаются наглядной картинкой (чертежом), скорее не
сопровождается, а начинаются с наглядности – а это практическая
составляющая в теоретической части геометрии.
3. Самостоятельная творческая деятельность развивает учащегося,
помогает ему построить логическую связующую цепочку между
информационными блоками школьного учебника.
4. Самостоятельность при выполнении работы формирует у школьника
общеучебные умения и навыки, а именно: умение выделять главное,
проводить анализ и синтез.
5. Работа на компьютере позволяет совершенствовать умения и навыки
применения компьютерной технологии.
6. Первый опыт оформления “научной” работы будет полезен при
обучении в старшей и высшей школах.
7. Во время создания учебникасправочника на уроках геометрии
продолжается практическое применение теоретических знаний, т.е.
решение задач всех уровней сложности. Уроки повторения изученного
за год материала достаточно эффективны.
Литература:
1. Нелин, Е.П. Геометрия в таблицах / Е.Н.Нелин. — Харьков: Мир
детства, 2000. — 64 с.
2. Звавич, Л.И. Геометрия в таблицах 711 классы / Л.И.Звавич. — М.:
Дрофа, 1997. — 128 с.
3. Рабинович, Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах.
Геометрия 79/ Е.М.Рабинович. — М..–Харьков: Илекса. Гимназия,
2004. — 56 с.
4. Рабинович, Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах.
Развитие памяти на уроках математики
Развитие памяти на уроках математики
Развитие памяти на уроках математики
Развитие памяти на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.