Развитие патриотических чувств у детей 3 – 4 лет в процессе реализации проекта «ПАСХА»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 16.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается явный "дефицит нравственности" как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно — исторического опыта. Решение проблемы развития в детях патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности.
Иконка файла материала Т.В..docx
Министерство образования и науки Самарской области федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный социально­педагогический университет» Итоговая работа  по программе модуля Вариативной части   Именного образовательного чека  «Патриотическое воспитание дошкольников в  условиях современного российского образования»   с 03.04.2017 г. по 12.04.2017 г. Развитие патриотических чувств у детей 3 – 4 лет в процессе реализации проекта «ПАСХА» Выполнила: Шаталова Татьяна Викторовна воспитатель:  МБДОУ «Детский  сад  № 386» г.о. Самара 1Самара  2017 г СОДЕРЖАНИЕ   Введение Педагогический проект «Пасха»»   Заключение  Литература  Приложение 3 5    10 11 12           2Введение. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается явный   "дефицит   нравственности"   как   у   отдельных   личностей,   так   и   во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности   и   низкой   культуры   явилось   резкое   падение   роли   и   значения патриотизма   как   одной   из   ценностей   нашего   народа.   В   последние   годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно — исторического опыта. Решение проблемы развития в детях патриотизма   требует   новой   идеологии   образовательной   и   воспитательной деятельности. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в   целостный   образовательный   процесс   на   основе   духовно   —   нравственных   и социокультурных   ценностей   и   предполагает   формирование   первичных представлений   о   малой   родине   и   отечества,   о   социокультурных   ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Чувство   патриотизма   начинает   зарождаться   у   ребенка   с   отношения   к семье, к самым близким людям — матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для   ребенка   —   это   корни,   связывающие   его   с   родным   домом   и   ближайшим окружением,   любовь   к   родным   местам,   гордость   за   свой   народ,   который   из поколения   в   поколение   несёт   народная   культура   и   историческое   прошлое страны. "Патриотизм начинается с колыбели", ­ отвечал В.А. Сухомлинский. У каждого у нас есть любимые праздники у кого­то "Новый год", "День рождения", а у кого­то приход Весны и Пасхи. Святость  Пасхи я увидела  в раннем детстве. Бабушка с особым благоговением готовилась к празднику. На большом блюде выставляла большой кулич, вокруг него крашеные яйца. Когда 3мы с бабушкой красили яйца в удивительно ярко бордовый и луковый цвет, то обязательно   обмазывали   их   постным   маслом,   чтобы   они   блестели.   Самый весенний,   добрый,   светлый   праздник,   конечно.   В   нашей   стране   рядом   с крашенными   яйцами   всё  же  восседает   курица,  как  прообраз   матери,  которая оберегает   своих   птенцов.   Она   является   символом   семьи   и   любви.   А   вот символом  Пасхи  на  Западе  (в Германии)  является  пасхальный  кролик  (заяц). Дети   Европы   и   Америки   верят   в   сказочную   историю   о   том,  что   пасхальный кролик   прячет   в   своё   кроличье   гнездо   разноцветные   шоколадные   яйца.   В пасхальное   утро   малышам   необходимо   найти   это   гнездо,   чтобы   получить сладости. Однако гостинцы кролик приносит только хорошим и воспитанным детям. Именно   акцент   на   знание   истории   народа,   его   культуры   поможет   в дальнейшем   с   уважением   и   интересом   относиться   к   культурным   традициям других народов. 4Педагогический проект «Пасха»» Актуальность:   Народные   праздники   знакомят   детей   с   существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Взрослые должны познакомить с историей нашей Родины, научить   пользоваться   богатством   культурных   традиций.  Общение   с   народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Празднование   Пасхи   стало   уже   традицией.   Но   дети   недостаточно   имеют представление об этом. Цель:   Развитие   патриотических   чувств   у   детей   в   процессе   реализации проекта «Пасха». Задачи: 1. Изучить психолого ­ педагогическую литературу по проблеме               патриотического воспитания; 2. Проанализировать материал по теме "Пасха"; 3. Создать план мероприятий по теме "Пасха"; 4. Реализовать план проекта "Пасха"; 5. Расширять взаимодействие с родителями воспитанников;             Ожидаемый результат: Развитие патриотических чувств в процессе    реализации проекта "Пасха" — успешно. Тип проекта: творческо ­ информационный. Срок проведения: краткосрочный, с 3 по 16 апреля. Участники: дети 3­4 лет, воспитатели, родители. 5Содержание. Предварительная работа. ­ Рассматривание иллюстраций.     Беседа по теме. ­ Рассматривание предметов народного творчества. ­ Рассказывание потешки: "Петя ­ Петушок". ­ Чтение и пересказ сказки "Курочка ­ Ряба". ­ Лепка и рисование круглых предметов. ­ Сюжетные игры "Птичий двор", "Магазин". ­ Настольные игры: лото "Птицы". ­ Подвижные игры "Курочка ­ Рябушечка", "Петушок по зернышку",                         "Наседка и цыплята". 6Этапы реализации проекта. Ӏ. Подготовительный: ­ создание предметно­развивающей среды; ­ подбор информационных ресурсов, художественной литературы.           II. План работы по реализации проекта. Мероприятие/тема Ответственный Участники 1. НОД рисование "Цыплята на лугу". 2. Драматизация сказки "Курочка ­       Ряба". 3. П/и "Курочка ­ Рябушечка",     с/р "Птичий двор". воспитатель воспитатель воспитатель дети дети дети дети дети дети дети дети дети дети № По нед ель ник Вто рни к Ср еда Че тве рг 1. Пение потешки "Петя ­ Петушок". 2. Рассказ по картинке "Петушок с        семьёй". 3. Родительское собрание "Светлая       Пасха". 1. Беседа "Что такое Пасха?". 2. НОД изготовление из бумаги      "Подставка под яйцо". 3. Сравнение яиц "Крашенка"и      "Писанка". воспитатель  воспитатель  воспитатель  родители   воспитатель  воспитатель  воспитатель  1. Рассказ о празднике "Светлая      Пасха". 2. НОД лепка "Пасхальные яйца". воспитатель воспитатель  71. Рассказ­ описание о своей поделке. 2. Выставка поделок. 3. Чаепитие с куличами. Пя тни ца воспитатель родители воспитатель, родители дети дети, родители дети III. Практический: ­ рассказывание о празднике "Светлая Пасха". Сравнение яиц    "Крашенка" и "Писанка"; ­ рассматривание и составление рассказа по картинке "Петушок с      семьёй";           ­ изготовление поделок. Механизмы реализации проекта. 1. Продуктивная деятельность: ­ рисование "Цыплята на лугу"; ­ лепка "Пасхальные яйца"; ­ изготовление из бумаги "Подставка под яйцо". 2. Игровая деятельность: ­ обогащение атрибутами сюжетно ­ ролевой игры "Магазин"; ­ драматизация сказки "Курочка ­ Ряба"; ­ подвижная игра "Курочка ­ Рябушечка". 3. Познавательно ­ речевая деятельность: ­ составление рассказа по картине "Петушок с семьёй"; ­ беседа "Что такое Пасха?"; ­ составление рассказа ­ описания по своим поделкам. 4. Работа с родителями: ­ консультация "Детям о Пасхе"; 8­ выставка поделок детей. IV. Презентация результатов детей. ­ Подставки под яйцо (сделанные из бумаги). ­ Лепка «Пасхальные яйца». ­ Рисование «Цыплята на лугу». ­ Выставка поделок и рассказ детей о них. V. Оценка результатов. Дети получили новые знания, проявили творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности. Итоговым   мероприятием   стало   чаепитие   с   куличами.   Дети   с удовольствием   рассказывали   стихи,   пели   песни,   играли   в   игры.   Уютно украшенная   группа,   аромат   свежих   куличей,   хорошее   настроение   сделали праздник Пасхи настоящем чудом для наших детей. 9Заключение. Весь   материал,   собранный   в   ходе   проекта,   обогатил   предметно   ­ развивающую среду. Расширились представления детей о Пасхе. Проект помог сплочению коллектива и произвёл благоприятное влияние, как на детей, так и на родителей.   А   также   обогатил   опыт   детей   обычаями,   традициями   русского народа, способствовал развитию патриотических чувств. 10Литература. 1. Как оформить педагогический проект? Планета детства.      [электронный ресурс] ­ Режим доступа: http://www.planetadetstva.net 2. Мудрые высказывания, цитаты. Цитаты про патриотизм.      [электронный ресурс] ­ Режим доступа: http://www.aforism.su 3.  Косарева В.И. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3­7 лет.  Волгоград: Учитель, 2014 ­ 166 с. 4. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В.Нравственно ­ патриотическое воспитание  старших дошкольников: целевой творческий практико ­ ориентированный  проект .Изд. 2­е, перераб. ­ Волгоград: Учитель ­ 104 с. 5. Сухомлинский В.А. "О воспитании" / Сост. Авт. Вступительных      очерков С. Соловейчик ­ 5­е  изд. ­ М.: Политиздат, 1985 ­ 270 с. 6. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4­7   лет на основе проектно ­  исследовательской деятельности. Волгоград:  Учитель ­ 116 с. 11Фрагмент НОД лепка "Пасхальные яйца". Приложение №1 Беседа: Ребята, каждое утро мы говорим друг другу "доброе утро", чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Наша встреча сегодня необычная. Мы поговорим о празднике, который уже скоро наступит — это "Пасха". Пасха — праздник дорогой, В дом пришел и в твой и мой. Слёзы радости из глаз, Ведь Христос Воскрес для нас. Праздник   Пасха   означает   победу   добра   над   злом.   Люди   готовились   к   этому празднику   заранее.   Что   они   делали?   (наводили   порядок   в   своих   домах,   во дворах, пекли куличи, изготавливали "пасху" из творога, красили яйца). Потом шли в церковь. Для поддержания у людей радостного настроения на Пасху везде слышали   "колокольный   звон".   А   еще   в   этот   праздник   люди   любили   одевать самую красивую одежду, петь, плясать, играть, ходить в гости, поздравлять друг друга, обмениваться "пасхальными яйцами". Яйцо — символ новой чистой, светлой жизни. На Пасху обязательно строили качели, карусели, на них катались и дети, и взрослые. 12Мы сейчас с Вами тоже поиграем. Игра "Карусель". "Кто на праздничной неделе, Не бывал на карусели? Все люди скорей сбегайтесь, И бесплатно покатайтесь! Встали мы у карусели. Закрутились, полетели: "Еле­еле­еле­еле", Завертелась карусели. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом! (убыстряем темп) Побежали, побежали! (можно после этих слов поменять направление движения) Тише, тише, не спешите, Карусель ос ­ та ­ но ­ ви ­ те. Раз ­ два, раз ­ два (пауза). Вот и кончилась игра".   После игры дети встают в круг, стук в дверь. Входит "Зайчиха" с корзинкой: ­  Ребята, у меня случилась беда, лиса утащила из корзинки "пасхальные яйца", приготовленные для моих зайчат. Что я им подарю? ­  не печалься "Зайчиха", ребята помогут справиться с этой бедой. У нас есть мастерская, в ней мы слепим "пасхальные яйца". А чтобы во время работы ваши пальчики были сильными, ловкими, поиграем с ними. Пальчиковая гимнастика: Стол пасхальный накрываем, (разводим руками в стороны) 13Веткой вербы украшаем, (пальчики веером) Из печи несем куличики, (показ ладошками) А от курочки — яички. (соединяем большой палец с остальными пальчиками по очереди) Дай нам, курочка, яичко простое, Украсим мы его — будет (золотое) расписное. (раскрашиваем в воздухе) Пройдем в нашу мастерскую и приступим к работе. Звучит пасхальная песня. Дети работают — лепят яйца, украшают их. 14