«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»
Оценка 4.6

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

Оценка 4.6
Лекции
docx
чтение
3 кл
14.04.2017
«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»
В выступлении сказано о том, что новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД,которые предполагают: -умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, - умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, - умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, - умение выполнять различные роли в группе и сотрудничать в паре Какие мы-учителя ,видим проблемы: - многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме -. письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют речевые ошибки - однообразие видов работы создаёт скуку на уроках., не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. -отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на уроках,на мероприятиях. Как же изменить ситуацию и решить эти проблемы?Выступление из опыта работы
обобщение опыта работы.город.область.Христолюбова.2015.docx
ак Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Г.Биробиджана Тема «Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности» (из опыта работы) Христолюбова.О.Г Учитель начальных классов ак Новый образовательный стандарт предусматривает развитие  коммуникативных УУД,которые предполагают: ­умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, ­ умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, ­ умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом  жизненных ситуаций, ­ умение выполнять различные роли в группе  и  сотрудничать в паре Какие мы­учителя ,видим проблемы: ­ многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих  мыслей и чувств в связной форме ­. письменные и устные высказывания младших школьников нередко  отличаются бедностью мысли и языка, имеют речевые ошибки ­ однообразие видов работы создаёт скуку на уроках., не оставляет живого  следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. ­отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не  вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в  деловых беседах, на уроках,на мероприятиях. Как же изменить ситуацию и решить эти проблемы? Существуют определенные условия, без которых речевая деятельность.  невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи  учащихся.:    – потребность детей высказываться, ­ о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания;  ­ создание хорошей речевой среды. ­.организация работы в парах и группах и правильное ведение диалога ак Богатство речи в большой степени зависит от обогащения речи  ребёнка  новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью  способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать  свою  точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие­то  доказательства и даже возражать учащиеся  получают на первых уроках. Я  стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и  слушать, принимать решения, высказывать    свою точку зрения на следующие  вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты  сумеешь ответить и т. д. Возможности урока, способствующие развитию речи ученика огромны. Прежде всего необходимо создание эмоционально­благоприятной атмосферы  урока и  использование  различных видов творческих работ; Приведу примеры некоторых заданий ,которые использую на уроках: СЛАЙД №2        - «ПУТЕШЕСТВИЕ» -»РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА» -ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ -ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ИМЕНИ ПРЕДМЕТА -ИСТОРИЯ В ЗАДАННОМ КЛЮЧЕ -ИЗМЕНЕНИЕ РАЗВЯЗКИ ИСТОРИИ -ЗАДАНИЕ «ПОЧЕМУЧКА» и «КОМПЛИМЕНТ» ­ задания, направленные на развитие творческих способностей и  творческого воображения.(много таких заданий в ТПО к учебнику ак «Литературное чтение» Кубасовой. Например:(3КЛАСС.К.ПАУСТОВСКИЙ  «Заботливый цветок»­составь и запиши рассказ кипрея о себе «Музыка­чародейник»белорусская сказка.­как ты относишься к музыке,  напиши,какую музыку любишь слушать,чем она тебе нравится и т.д .Б.Заходер «Что красивей всего?»­ответь на вопрос, который задает  стихотворение. Д.Старикова « Для меня ,конечно же красивей всего мой родной город.Здесь  я родилась, ходила в детский сад, теперь хожу в школу, где у меня много  друзей. Мне нравятся тихие зеленые улицы нашего города, быстрая река и  добрые внимательные люди») ­«Путешествие» ­ представить, что оказались на месте развёртывания  событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали,  почувствовали, находясь «рядом» с каким­либо объектом, героем. (Например:Н Артюхова «Трусиха».Ребята сказали что все бы они не  струсили, помогли девочке,конечно же чувство страха было, но помочь  защитить младших и не бросать в беде­было желание каждого ученика) ­«Рассказ от первого лица» и другие виды пересказа текста ­ повествование от имени неживого предмета из произведения ­Описать одно и то же событие с разных точек зрения (Например в  произведении А.Платонова «Разноцветная бабочка» ребята описывали  события со стороны мамы, ее переживания, надежды и со стороны Тимоши,  сожаление о поступке, желание вернуться.) ­«Сказка в заданном ключе»­ введение в название сказки нового объекта,  сочинить новую сказку (Например:3класс,»Сказка о потерянном времени» Е Шварца.Сочинить новую сказку, придерживаясь главной мысли произведения.Все ребята с интересом  выполняли задание.Одну из сказок своего ученика­Кириллова Саши я сейчас  зачитаю. Все творческие работы ребят мы потом оформляем, есть папка класса и  планируем к выпуску 4 класса создать свою книжку) ак ­«Изменение сказочной развязки» ­ придумать другое окончание сказки,  рассказа.(Например: «Девочка­птичка» адыгейская сказка­задание в ТПО – придумай счастливый конец для этой сказки и много подобных заданий) (Сказка «Нелли и Молли»­Власова Эвелина­зачитать новое окончание  сказки») ­ «Почемучка» ­ учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их  задавать, правильно формулировать:  ­«Комплимент» ­ сказать комплимент сказочному, литературному герою  (похвали) за совершенный поступок­расширяет словарный запас, обогащает  речь . Важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и  внимательное отношение учителя к речи детей: анализ услышанного;  исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов. Помощниками учителя должны быть и сами дети, но необходимо учить их  слышать  других ребят. . СЛАЙД №3  Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы «Установка» «Пауза» ­ Когда будете слушать, постарайтесь  понять главное. ­ Я благодарна вам за то, что вы не  спешите отвечать. Значит, вы думаете. ­ Приготовьтесь к оцениванию ответа. ­ Вы будете контролёрами.    СЛАЙД №4 ак Включению детей в активное восприятие помогают подобные  вопросы: Включение детей в активное восприятие речи одноклассников Кто сможет  поспорить с  Димой? Дополни то, что  не сказала Юля. Как ты понял, о  чём говорил  Серёжа? Повтори самое главное, что сказала Лена.     . . Помогает организации общения работа в парах и группах, т.к. каждый  ребенок имеет возможность говорить с собеседником, высказывать свою  точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и  доброжелательности,значительно увеличивается время высказывания каждого учащегося. На уроке  мы познакомились с основными правилами общения, учащиеся  знают правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт  совместной работы, основные правила которой: ­  полное внимание к однокласснику;  ­  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;   ­ терпимость, дружелюбие:  никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый  имеет «право на ошибку». Выстраивая отношения для ведения диалога и сотрудничества в парах, я   с правилами     знакомлю учащихся       ведения диалога:    СЛАЙД №5 ­ Любое мнение ценно. ­ Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его. ­ Обращение начинается с имени. ак ­ Критика должна быть тактичной. Помогают в формировании диалогового общения друг с другом  следующие упражнения: ­ ролевое чтение, ролевые диалоги,(Например чтение русской народной   сказки «Петр и Петруша» 4класс ­предложено ролевое чтение в паре) ­ придумать разговор героев произведения по телефону, ­ инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.). Ребята с  удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты  своего героя. После импровизированного инсценирования не только мы с  ребятами «оцениваем» работу артистов,но и сами они дают самооценку  выступлению, что удалось, что не получилось. ),(басня Крылова «Стрекоза и  Муравей») Важную роль на уроке играет традиционная словарная работа. Изменилось название предмета-«Литературное чтение», что уже предполагает работу над художественными особенностями произведения, вводятся новые понятия и представления, обогащается словарный запас учащихся. В ТПО «Литературное чтение» есть копилка слов, где можно подобрать оценку состояния, настроения, качеств персонажа , чтобы не испытывать затруднений при выражений своих мыслей и чувств. Начиная со 2 класса ребята ведут читательские дневники, где с каждым  следующим годом  расширяется работа над прочитанным.Если во 2классе это­ автор,название,главная мысль и пословица к тексту, то в 3 классе ребята еще  и дают небольшую характеристику герою и пишут свое мнение о прочитанном, в 4 классе добавится колонка для творчества­ свое окончание, ваш совет  герою, что думаете о поступке и как бы поступили вы. Проводится конкурс  на лучший читательский дневник не только в классе, но и ежегодно во  время Недели литературного чтения. ак Эта работа расширяет читательский кругозор, учит творческому  осмыслению прочитанной литературы,стимулирует свободное  говорение.и развивает интерес к чтению. СЛАЙД ак Работу по развитию речи я продолжаю и во внеурочной деятельности. . Мною разработана  рабочая программа и тематическое планирование для  кружка « СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»­кукольный театр с 1 по 4 класс. Кружок посещают 16 учащихся моего класса с 1 класса  СЛАЙД №8 Основные задачи  : ­ Развитие творческих способностей детей . ­Развитие речи. ­ Воспитание культуры общения. ­ Художественно­эстетическое воспитание. Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны  на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок ак невозможно полноценное развитие ребёнка. Сказка затрагивает самые  глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие  человеческие ценности.  Для ребенка  сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой  и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов значительно  облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребёнка при  произнесении сказки вслух. Что ещё даёт ребёнку игра в кукольный театр? Вспомним, что кукла  полностью подвластна ребёнку, зависит от него. ­ Это дает ему возможность смоделировать собственный мир, который будет  являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом  моделировании параллельно происходят два очень важных для развития  малыша процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое  является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом  ребёнок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом  реакцию окружающих. Через это подражание ребёнок учится  самоопределению. ­Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно  взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е.  творчество. Сюжет сказки – лишь опора, лишь толчок к самостоятельному  творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для  бесконечных экспериментов, модуляций.  Мои основные принципы организации работы ­ каждый ребенок талантлив; ­ гуманное отношение к детям; ­ демократический стиль отношений; Формы работы: ­работа в парах с перчаточными куклами ­творческая работа в группах ак ­индивидуальная работа по отработке дикции, монологической речи ­фронтальная работа при ознакомлении с терминами, расширении  читательского кругозора Методы, которые я использую в работе ориентированы на  коммуникацию ­ диалог,монолог(при работе с куклами) ­ ролевые и деловые игры, ­ выступления на праздниках (показывали сказку на параллели 2­х  классов,родителям на празднике «Здравствуй,лето!», открытые занятия  кружка в апреле в 3 классе) ­ участие в конкурсах,( , участвовали в конкурсе инсценированной сказки во  время Декады литературного чтения во 2 классе) ак ­ сценические показы(За 3 года мы с детьми показали 3 сказки, потому что  работа кропотливая, требует времени ,дети болеют­репетиции переносятся .) Для создания эмоционально благоприятной ситуации на занятиях использую  игровые приемы; задания, направленные на развитие литературных  способностей и творческого воображения (некоторые из заданий о которых я  говорила и другие), например: 1.Работа в паре..Придумать диалог с перчаточными куклами в парах на  заданную тему.(На первом практическом занятии работы с перчаточными  куклами, было дано задание­диалог­знакомство.Рассказать друг другу о  себе,задать вопросы об интересах, любимых книгах) 2. «Шкатулка сказок»(начало­я,продолжение­каждый)(В группе есть  шкатулка сказок.На некоторых занятиях я помещаю туда ,например,  записанное на листе начало сказки.Ребята,передают друг другу шкатулку,  продолжая сказку. Иногда в шкатулке появляются предметы.Например:  кольцо. Чтобы узнать ,что за предмет в шкатулке использую загадки, или дети ак задают вопрос о предмете,на который я могу ответить только ДА или  НЕТ.Спрашиваю­Это обычное кольцо или волшебное?­В каких сказках  использовался этот предмет, потом начинаю придумывать сказку­дети  продолжают .) 3.Игры на развитие речи ­Собрана подборка игр («Клад»­иллюстрация к сказке.Объясняю, кто  составит как можно больше имен прилагательных или имен  существительных, предложений по картине. У кого окажется большее  количество­тот нашел клад.т.к. клад­это богатство, значит у победителя  оказалось в запасе большее количество слов, сравнений и т.д) ­«Волшебная страна»(дети садятся на ковер,закрывают глаза  и хором  произносят слова «Ковер мечты,ковер мечты,неси нас туда,где  сбываются сны,где чистое небо и свежий ветер,где никогда не ссорятся  дети»Затем они рассказывают,фантазируют,какая она­эта страна. Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у  ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские. На  занятиях преобладает особая раскованностьдети прыгают, принимают  причудливые позы, придумывают новые слова, сочиняют разные  небылицы,сказки, рисуют и лепят сказочных героев, сами изготавливают  декорации , родители помогают в изготовлении костюмов . Как работаем над постановкой  сказки: ­всем печатаю сказку для домашнего чтения и знакомства с героями ­обсуждаем сюжет и каждого героя:его характер, интонации, звучание голоса ­дети выбирают себе куклу, но при обсуждении характера этого героя,  оценивают, подойдет ли им эта роль, иногда советую я, иногда помогают в  выборе дети. ­разучивание слов по сценам, движения, голос, отрабатываем каждую сцену ­репетиции, подбор музыки ­изготовление декораций детьми и иногда кукол(сами шили мышь и обновили  внучку) ак Какие умения и навыки приобретают ребята в процессе работы? (СЛАЙДЫ) ДОГОВАРИВАТЬСЯ И ПРИХОДИТЬ К ОБЩЕМУ РЕШЕНИЮ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формулировать собственное мнение и позицию Осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, со сверстниками Использовать речь для регуляции своего действия                            Эффективность любого процесса оценивается по достигнутым  результатам.  Результатом моей работы является умение детей свободно высказывать свое мнение, умение спорить и отстаивать свое суждение, использовать языковые средств в высказываниях, сочинениях,у них  начинает   развиваться  чувство  языка,  чувство  слова Совершенствование   Формулировать собственное мнение и позициюОсуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, со сверстникамиИспользовать речь для регуляции своего действия ак речевых  навыков  способствуют их  успешной  учебе,  выступлению на   различных  конкурсах.Ребята ежегодно занимают призовые места на  конкурсах проектной деятельности «Я­исследователь», в конкурсах  презентаций .Активно участвуют в Декадах литературного чтения.

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

«Развитие речи на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017