Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культа и верования. Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности.
Развитие способностей детей в процессе знакомства с малыми
фольклорными формами.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах
поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и
бытовой уклад, знание жизни, природы, культа и верования.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет
речью умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для
себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет
образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это
чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу
сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к
объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое
значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в
воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование
малых форм фольклора в воспитании детей дошкольного возраста».
Главная цель моей работы развитие различных способностей детей в
процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
Задачи:
Развитие творческой индивидуальности;
Эмоциональное развитие;
Развитие музыкальных способностей;
Развитие духовной сферы;
Развитие самостоятельности;
Физическое развитие;
Воспитание эстетических чувств.
Фольклор это создаваемая народом и бытующая в народных массах
Фольклор
поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и
бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.Детский фольклор – это обширная область устного народного
поэтического творчества.
1
Детский фольклор используется :
в период адаптации;
в режимных моментах;
на прогулке;
в непосредственно образовательной деятельности:
в игре;
в свободной деятельности.
Жанры детского фольклора, используемые в работе:
потешки
загадки
пословицы и поговорки
колыбельные песни
сказки
приговорки
прибаутки
детские игровые песни (считалки, дразнилки)
народные игры
Потешки – расширяют кругозор детей, обогащают их чувства и речь,
формируют отношение к окружающему миру.
Использование потешек:
во время умывания
во время кормления
во время сна
во время одевания во время игры.
2
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у
малышей отрицательное отношение. И вот для того, чтобы дети умывались с
удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так во время умывания я
говорю:
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием
подставляют руки под струю воды. Потешка способна корректировать
поведение детей. Создавать у них хорошее настроение, настраивает их на
мажорный лад.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание
есть, я говорю: «Умница, Катенька, ешь кашу сладенькую, вкусную,
душистую».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство
тревоги, тоски по дому, по маме. Поэтому я говорю детям: Вот и люди спят,
вот и звери спят, птицы спят на веточках, лисы спят на горочках.
Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не любят одеваться
сами, отвлекаются. И вот для того, чтобы дети быстрее осваивали навыки,
мы вместе с помощником воспитателя
необходимые для одевания,
приговариваем:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,Наденем калошки.
Этот с правой ножки,
Этот – с левой ножки
Вот так хорошо!
3
Во время занятий я тоже использую потешки. В некоторых имеются
звукоподражание голосам животных, и описываются их повадки, малыши
улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому: Петушок,
петушок, золотой гребешок, что ты рано встаешь, деткам спать не даешь? Ку
– ка– ре – ку!
Пословицы и поговорки особый вид устной поэзии, веками впитавшей в
себя трудовой опыт многочисленных поколений.
Используя их в своей речи, дети учатся ясно, лаконично и выразительно
выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой
предельно сжатой , образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений.
Загадка развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение
самостоятельно делать выводы , умозаключения.
Колыбельная песня – спутник детства! Она развивает речь ребенка,
обогащает словарь детей, содержит широкий круг сведений об окружающем
мире.
На занятиях я рассказываю детям сказки и чтобы эффект восприятия был
максимальным мы разыгрываем её в лицах, проводим драматизации сказок.
С огромным удовольствием дети играют в народные игры. Они –
отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев, которые
обеспечивают всестороннее развитие и приобщение ребенка к культуре своего
народа.
Народная песня зеркало жизни народа, в которой отражаются не только
те или иные события, но и дух, атмосфера его жизни, она имеет огромноезначение в формировании внутреннего мира ребенка, помогает стать духовно
богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте.
По результатам проведенной работы видно, что дети в свободной
деятельности умело применяют ранее полученные знания.
4
Я считаю, что целенаправленное и систематическое использование малых
форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными
видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и
музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками
самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче
и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и
гигиены.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое,
бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а
так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление,
дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.5