Развитие способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 06.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культа и верования. Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности.
Иконка файла материала доклад к призентации.docx
Развитие способностей детей  в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.      Фольклор  – это создаваемая народом и бытующая   в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад,  знание жизни,  природы, культа и верования. Работая   с   детьми,   я   заметила,   что   тот   ребенок,   который   хорошо   владеет речью ­ умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу   два   взаимосвязанных   подхода:   от   объекта   к   слову   и   от   слова   к объекту!».  И   я   пришла   к   выводу:  «Что   детский   фольклор   имеет   большое значение   в   развитии   ребенка,   как   в   образовательном   процессе,   так   и   в воспитательном».   В   этом   я   увидела   актуальность   темы:   «Использование малых форм фольклора в воспитании  детей   дошкольного возраста».     Главная цель  моей работы ­  развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами. Задачи:   ­­Развитие творческой индивидуальности; ­ Эмоциональное развитие; ­ Развитие музыкальных способностей; ­  Развитие духовной сферы; ­ Развитие самостоятельности; ­ Физическое развитие; ­ Воспитание эстетических чувств.      Фольклор ­   это создаваемая народом и бытующая в народных массах      Фольклор ­ поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.Детский   фольклор  –   это   обширная   область   устного   народного     поэтического творчества. 1 Детский фольклор используется : ­ в период адаптации; ­ в режимных моментах; ­ на прогулке; ­ в непосредственно  образовательной деятельности: ­ в игре; ­ в свободной деятельности. Жанры детского фольклора, используемые в работе: ­ потешки ­ загадки ­ пословицы и поговорки ­ колыбельные песни ­ сказки ­приговорки ­ прибаутки ­ детские игровые песни (считалки, дразнилки) ­ народные игры Потешки  –   расширяют   кругозор   детей,   обогащают     их   чувства   и   речь, формируют отношение к окружающему миру. Использование потешек: ­ во время умывания ­ во время кормления ­ во время сна ­ во время одевания­ во время игры. 2      Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот для того, чтобы дети умывались с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так во время умывания я говорю:  Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся.           Ритмичные   слова   вызывают   у   ребят   радость,   они   с   удовольствием подставляют   руки   под   струю   воды.   Потешка   способна   корректировать поведение   детей.  Создавать   у   них   хорошее   настроение,  настраивает   их   на мажорный лад.       Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть,   я   говорю:   «Умница,   Катенька,   ешь   кашу   сладенькую,   вкусную, душистую».       Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Поэтому я говорю детям: Вот и люди спят, вот и звери спят, птицы спят на веточках, лисы спят на горочках.          Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот для того, чтобы дети быстрее осваивали навыки,   мы   вместе   с   помощником   воспитателя необходимые   для   одевания,   приговариваем:  Вот они сапожки:  Этот с левой ножки, Этот  с правой ножки, Если дождичек пойдет,Наденем калошки. Этот  ­ с правой ножки, Этот – с левой ножки Вот так хорошо! 3         Во  время  занятий     я  тоже  использую   потешки.  В некоторых  имеются звукоподражание   голосам   животных,  и     описываются   их   повадки,  малыши улавливают   доброе,   гуманное   отношение   ко   всему   живому:   Петушок, петушок, золотой гребешок, что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?   Ку – ка– ре – ку!      Пословицы и поговорки ­  особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.      Используя их в своей речи,  дети учатся ясно, лаконично и выразительно выражать  свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь.      Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой предельно   сжатой   ,   образной   форме   даются   наиболее   яркие,   характерные признаки предметов или явлений.      Загадка развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы , умозаключения.          Колыбельная песня  – спутник детства! Она развивает речь ребенка, обогащает словарь детей, содержит широкий круг сведений об окружающем мире.      На занятиях я рассказываю детям сказки и чтобы эффект восприятия был максимальным мы разыгрываем её в лицах, проводим  драматизации сказок.           С   огромным   удовольствием     дети   играют   в  народные  игры.  Они  – отражение   образа   жизни,   национальных   традиций,   обычаев,   которые обеспечивают всестороннее развитие и приобщение ребенка к культуре своего народа.      Народная песня ­ зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера его жизни, она имеет огромноезначение в формировании внутреннего мира ребенка,  помогает стать  духовно богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте.           По   результатам   проведенной   работы   видно,   что   дети   в   свободной деятельности  умело применяют  ранее полученные знания. 4      Я считаю, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами   деятельности   (лепка,   рисование,   конструирование,   физическое   и музыкальное   развитие),   помогает   овладеть   первоначальными   навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и   с   большим   удовольствием   усваивали   все   навыки   самообслуживания   и гигиены.           Результатом   моей   работы   являются   положительные   эмоции,   веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.5