Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)
Оценка 5

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Оценка 5
Памятки
docx
дефектология
Детсад—1 кл
15.02.2018
Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)
Шпаргалка для родителей
консультация для родителей.docx
Консультация для родителей  Составила: учитель­логопед  МАНОУ «Шуховский лицей» Самойленко С.М. Развитие связной речи дошкольников в семье. Важным компонентом интеллектуальной готовности к овладению школьной образовательной   программой   является   наличие   сформированной   связной монологической   и   диалогической   речи,   так   как   она   включает   в   себя   все необходимые   для   присвоения   общественного   опыта   этапы:   восприятие, осмысление, передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания.   Все   школьные   предметы   основаны   на   пересказе   (прочёл   – пересказал). Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная.  Довольно   часто     у   старших   дошкольников   наблюдаются   трудности   в понимании смысла услышанного рассказа, в самостоятельном планировании сюжета,   в   грамматическом   оформлении   речевого   материала.   Развернутые смысловые высказывания детей характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние,   поверхностные   впечатления,   а   не   на   причинно­следственные отношения действующих лиц.  По   мнению   большинства   педагогов,   навыки   связной   речи   при самостоятельном, спонтанном их развитии не достигают желаемого уровня, который бы позволил ребёнку полноценно учиться в школе. Этому ребёнка нужно обучать специально.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   ориентирован   на становление   личностных   качеств   воспитанника,   особую   роль   в   развитии которых   играют   родители   как   субъекты   образовательного   процесса. Безусловно, главными воспитателями детей являются их родители. Поэтому усилия   педагогов   дошкольных   учреждений   по   развитию   связной   речи дошкольников   обязательно   должны   подкрепляться   домашними   занятиями. Однако   в   современных   условиях   при   напряженном   ритме   жизни   в   семье речевому   развитию   ребёнка   уделяется   катастрофически   мало   внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что­то родителям, то взрослые обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.  Как же родители могут помочь своему ребёнку овладеть навыками связной речи? Очень важно направлять внимание ребёнка на всё, что он видит вокруг себя дома и на прогулке; и не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая   предмет,  задавать   ребёнку   вопросы:  "Какого   цвета?   Из   чего сделан предмет? Какой величины?" Следите за тем, чтобы ребёнок отвечал полным, развёрнутым предложением.  Уважаемые родители, вот игры и упражнения, которые вы можете использовать в домашних условиях для развития связной речи детей:  Игра «Что мы видим во дворе?»  Вместе   с   ребёнком   посмотрите   в   окно.   Поиграйте   в   игру   "Кто   больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.  Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него   много   веток,   а   на   ветках   листочки".   Если   ребёнку   трудно   описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или   высокий?".   Игра   способствует   развитию   активной   речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.  Игра « Что мы видели вчера?»  Вместе с ребёнком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чём разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию   памяти,   внимания,   наблюдательности,   пополнению   словарного запаса.  Аналогично проводится игра «Что мы будем делать завтра?»  Игра "Профессии"  Покажите ребенку, как с помощью разнообразных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.  Пусть ребенок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите   малыша:   "Кто   ты?"   и   он   назовет   свою   роль   в   соответствии   с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребёнка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.  Чтобы   помочь   ребёнку   рассказать   о   профессиях,   необходимо   задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например:  ­ Как одет человек на работе? Носит ли он специальную форму?  ­ Чем занимается человек на этой работе? ­ Где он работает?  ­ Какие инструменты ему необходимы?  ­ Зачем нужна эта профессия? Какую пользу приносит людям?  Например, можно рассказать о профессии врача: врач одет в белый халат – это   его   врачебная   форма.  Врач   работает   в  больнице   или   поликлинике,  он лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты:  шприц, градусник, фонендоскоп. Профессия врач нужна  для того, чтобы лечить людей от различных болезней.                     Игра "Коллекция"  Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:  ­ подбери все машины;  ­ подбери всех кукол.  Затем ­ геометрические фигуры:  ­ подбери все шарики;  ­ принеси все кружки.  Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).  Упражнение "Давай поговорим" Является обычной беседой на бытовые темы.  ­   Я   задаю   вопросы,   а   ты   отвечай.   Если   хочешь,  можешь   и   ты   задать   мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?  И т.п. Упражнение "Назови действие"  Ребёнок называет слова, обозначающие действия.  Ребёнку задают вопросы:  ­ Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).  ­   Какими   словами   можно   сказать   о   том,   что   делает   кошка?   (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).  ­ Что делает щенок?  ­ Что делает птичка?  Упражнение " Выучи стихотворение"  Все   дети   любят   слушать   стихи,   стараются   их   запомнить.   Подбирая стихотворения   нужно   учитывать   речевые   возможности   ребёнка.   Сначала нужно   проговаривать   каждую   строчку   стихотворения.   Можно   разучивать стихотворение с опорой на картинки. Упражнение "Загадки"  Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребёнок учится выделять существенные   признаки   предметов.   Загадки   расширяют   кругозор   детей, тренируют   внимание   и   память,   развивают   наблюдательность   и   логическое мышление.   В   процессе   отгадывания   загадок   детям   следует   задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.  Игра "Угадай по описанию"  Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт жёлтого цвета. По форме он продолговатый,   на   ощупь   —   шершавый.   На   вкус   ­   кислый.   С   ним   чай становится вкуснее и полезнее".  Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого описывает ребёнок.  Упражнение "Рисуем словами"  Мы   должны   рассказать   ребёнку,   что   любое   описание   строится   по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его  главные  признаки (вид, материал, форму,  цвет,  предназначение),  затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета.  Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого­нибудь предмета.  Игра "А что было дальше?"  Можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:  — Жила­была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.  — Как­то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.  — Вдруг слышит — за кустами что­то шуршит и топает!  — Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)  Итак,   ежедневное   общение   родителей   с   ребёнком   создаёт   условия   для развития   связной   речи   дошкольника.   Немного   терпения   и   настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.  Желаем успехов!

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)

Развитие связной речи (консультация для родителей будущих первоклассников)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018