Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников
Оценка 5

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
дефектология
Детсад
27.03.2018
Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский) Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развитие тонких дифференцированных движений.doc
Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников  «Источники способностей и дарований детей –  на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,  которые питают источник творческой мысли»  (В.А. Сухомлинский) Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну­ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Во   всем   этом   отражаются   психология,   внутренний   мир,   состояние человека. Это доказано учеными.  Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с   моторными   центрами   пальцев,   поэтому,   развивая   речь   и   стимулируя моторику   пальцев,   мы   передаем   импульсы   в   речевые   центры,   что   и активизирует речь. Опыт   работы   в   специализированном   детском   саду   подтверждает,   что уровень   развития   речи   детей   находится   в   зависимости   от   степени сформированности   тонких   движений   пальцев   рук.   Тренируя   пальцы,   мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму и на овладение детьми связной речью. Прежде   чем   приступать   к   работе   по   коррекции   звукопроизношения   у детей,   необходимо   изучить   их   личностные   качества   и   учитывать   то обстоятельство, что у некоторых детей помимо недостатков развития речи встречаются   сопутствующие   отклонения   в   нервно­психологической   сфере (повышенная   возбудимость,   расторможенность,   расстройство   внимания, неспособность к волевым усилиям). Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы: ­ игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения   взрослого   и   ребенка   строятся   на   основе   доверия, взаимопонимания,   доброжелательности.   Ребенок   знает,   что   получит необходимую помощь при затруднениях; ­ постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только   готовим   руку   ребенка   к   письму   и   рисованию,   но   и   к самообслуживанию   (застегиванию   пуговиц,   завязыванию   шнурков), одновременно   стимулируем   речевую   активность,   а   значит,   развиваем интеллектуальные   способности   ребенка.   Используя   тренажеры­пазлы,   дети развивают сенсорное восприятие, фантазию, знакомятся с геометрическими фигурами. В нашем ДОУ дети любят шарик с колючками. Прокатывая его между ладонями,   они   массируют   мышцы   руки.   Если   же   у   вас   нет   уникальных тренажеров, можно использовать руку! Чтобы пальцы были гибкими, мы с детьми рассказываем потешки: «Сорока­ворона кашу варила…» или «Этот палец ­ дедушка, этот палец ­ бабушка…», а можно рассказать целую сказку, например: «Колобок».  За   время   работы   с   детьми   нами   накоплен   опыт   в   предметно­ манипулятивной деятельности для коррекции тонкой моторики рук детей с нарушением речи. Мы   четко   определили   цель:   создание   стройной   системы   работы   по коррекции   тонкой   моторики   рук,   которая   позволит   за   время   пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении частично или полностью восстановить моторику рук. В нашей работе присутствует два компонента: взаимодействие ребенка с окружающим   предметным   миром   ­   «предметное   мышление»   и   сенсорная моторика, т.е. симулирующее влияние на речевую функцию ребенка.  Двигательные   навыки,   приобретаемые   детьми   в   процессе   занятий, используются ими затем в игровой деятельности, переносятся на действия с предметами   в   быту,   т.е.   становятся   важным   составным   компонентом   их повседневного двигательного поведения. Надо учить ребенка быстро и ловко шнуровать   ботинки,   застегивать   пуговицы,   кнопки,   «молнии»;   надевать платье,   рубашки;   натягивать   колготки,   а   также   убирать   игрушки.   Все   это носит   практическую   направленность   целостно­смыслового   характера обучения. Вот   почему   в   модели   отразились   основные   задачи,   взаимодействие которых   может   способствовать   развитию   речи,   интеллектуальной, эмоциональной   настроенности   и   состояния   здоровья.   Ведь   на   пальцах   и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на   самочувствии,   улучшает   работу   мозга.   Тонкие   дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином,   мозаикой.   Полезны   ежедневные   упражнения   для   пальцев   и кистей рук: сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей,   тонкие   мелкие   движения   становятся   более   точными,   быстрыми   и ловкими. Все   вышеназванное   соответствует   выбранным   методам,   которые (ориентированию, поисково­творческим   приемам   способствуют примериванию,   приспособлению,   взаимоотнесению),   помогают   искать   и развивать   свои   способы   в   упражнении   тонкой   моторики   рук   и   приемы общения в соответствии с индивидуальными и психическими особенностями каждого ребенка. Форма   взаимодействия   «ребенок   ­   ребенок»,   «ребенок   ­   взрослый» предусматривает совместное обсуждение задания, выработку общего взгляда на способы его выполнения, представление различных вариантов, что дает, в свою   очередь,   возможность   решать   социальные   вопросы:   дети   учатся сдерживаться, участвовать в диалоге, не перебивать. В   процессе   планомерной,   целенаправленной   работы   дети   приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, проводим с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со специалистами, родителями. В   своей   работе   используем   весь   комплекс   мер   по   развитию   мелкой моторики,  что   обеспечило   возможность   саморазвития   ребенка,   который   из всех   предложенных   ему   мероприятий   выбирает   ту   деятельность,   которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность. Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, занялись подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр:  Игры с пальчиками   Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками   Пальчиковые игры со скороговорками.  Пальчиковые игры со стихами   Физкультминутки, пальчиковая гимнастика  Пальчиковый театр  Театр теней И, конечно же, использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики:  Рисование красками различными способами:  ∙ кистью,  ∙ пальцем,  ∙ свечей,  ∙ зубной щёткой и т.д.   Лепка с использованием природного материала:  ∙ семян яблок, дыни, арбуза, кабачков,  ∙ гороха,  ∙ камешков,  ∙ ракушек и т.д.   Аппликация: ∙ мозаичная, ∙ обрыванием, ∙ из палочек.   Конструирование из бумаги ­ оригами.  С детьми старшего дошкольного возраста ­ ручной труд в развитии мелкой моторики:  Шитьё.   Вышивание.   Макраме.   Плетение.   Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.   Рисование по трафаретам.   Рисование по фигурным линейкам.   Штриховка.   Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.   Работа в занимательных прописях для дошкольников.  Организация   педагогического   процесса   предполагает   тесное сотрудничество, согласованные действия воспитателей и специалистов. При свободе творчества и вариативности программ необходимо придерживаться ряда   требований,   без   которых   мы,   практические   работники   не   сможем обеспечить полноценное развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования таковы: Во­первых, переориентация с формально­дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия. Во­вторых, использование всех форм развития детей, включая обучение на   занятиях,   совместную   деятельность   взрослого   с   детьми,   свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми. В­третьих,   сведение   числа   организованных   занятий   до   разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей, замена фронтальных занятий подгрупповыми. В­четвертых,   учет   индивидуальных   особенностей   детей   при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной   их   организации,   насилия   над   ребенком   в   угоду   формальным предписаниям. Только   учитывая   все   эти   требования,   возможна   действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования. Литература: 1. Т.А.Таченко. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. 2. Е.Ю.Тимофеева,   Е.Н.Чернова.   Пальчиковые   шаги.   Упражнения   на развитие мелкой моторики. 3. Е.С.Большакова. Формирование мелкой моторики рук. 4. М.Н.Бронзова. Прописи. Учись, малыш! 5. С.Е.Гаврина,   Н.Л.Кутявина.   Тесты   (серия   «Вся   дошкольная программа») 6. Периодические издания «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018