Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главной целью школы, как социального института в современных условиях, является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость.Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотиваций, целей, оценок, смыслов. Главная цель творческого мышления - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Иконка файла материала статья Развитие творческих способностей.docx
Еремеева Фаина Александровна,                                        Учитель 1 квалификационной категории                           МБОУ Харатиргенская НШ­Д/С                              д.Харатирген,  Боханского района Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста Сельская   школа   занимает   особое   положение   в   структуре   села   ­   это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому  что она  во  многом  определяет  жизнь  села, или во всяком случае, сильно влияет на нее . Школа и социум на селе неразделимы. Являясь   органической   частью   целого,   сельская   школа   отражает   все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении   социальных   различий,   сохранения   принципа   социального равенства   сельского   социума.   Поэтому   школа   не   может   отставать   от изменений   в   обществе,   оставаться   старой   по   качеству   обучения.   Сегодня нужно другое образование. Главной   целью   школы,   как   социального   института   в современных условиях,   является   разностороннее   развитие   детей,   их   познавательных интересов,   творческих   способностей,   общеучебных   умений,   навыков самообразования, способных к самореализации личности. Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых   условиях   их   развития.   Но   человек   не   всегда   оказывается   готов   к происходящим   в  обществе  изменениям. Для  того, чтобы адекватно  на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в   себе   такие   качества,   как   творческость.   Этому   должно   содействовать современное образование. Творчество предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схеми   стереотипов   поведения,   восприятия   и   мышления,   т.е.   готовность   к самоизменению.                                                                                               Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве   требует   поиска составляющего   элемента   содержания   образования, адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели   воспитания   творчества   в   учебном   процессе,   обусловлены   тем,   что, несмотря   на   многочисленные   исследования,   посвященные   различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе   некую   неопределенность.   Это   накладывает   отпечаток   на   решение проблемы  становления  творческой  личности  в жизни  вообще  и  в процессе образования   в   частности.    Исходя   из   вышесказанного,     мы   выдвинули   развития   творческих   способностей   младшего гипотезу,   что     процесс   школьника, будет  эффективным, если  в образовательном учреждении будут   способствующие   развитию   творческих   способностей созданы   условия,   обучающегося, а также   развивающая работа с детьми   будет строиться на диагностической основе. Практическая   значимость  исследования   заключается     в   определении методологических   подходов,     разработке   методических   рекомендаций   по созданию оптимальной среды  в условиях  сельской школы. Младший   школьный   возраст   ­   это   период   позитивных   изменений   и преобразований.   Как   писал   В.А.Сухомлинский:   «Если   в   этом   возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится   дружить,   не   обретет   уверенность   в   своих   способностях   и возможностях,   сделать   это   в   дальнейшем   будет   значительно   труднее   и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат»[1].      Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную   и   личностную   сферы   ребенка.   Использование   различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно­мотивационной   сферы   учащихся,    развитие   его   творческих     способностей. Создаваемый   на   уроках   благоприятный   эмоциональный   фон   в   огромной степени   способствует   развитию   учебной   мотивации,   что   является необходимым   условием   эффективной   адаптации   младшего   школьника   к условиям   школьной   среды   и  успешного   протекания   учебной   деятельности, являющейся основной на данном периоде развития ребенка. Творческое мышление ­ один из видов мышления, характеризующийся созданием   субъективно   нового   продукта   и   новообразованиями   в   самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотиваций, целей, оценок, смыслов. Главная цель творческого мышления ­ формирование у ребенка умений управлять   процессами   творчества: закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.   фантазированием,   пониманием В   зарубежной   психологии   творческое   мышление   чаще   связывают   с термином «креативность». В 60­х гг.  XX  века толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и   успешностью   решения   проблемных   ситуаций,   было   установлено,   что последняя зависит от способности по­разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе [2, с.144]. Такой тип мышления (Дж. Гифорд, Л. Кронбах, Н. Марш, Е.П. Торренс, Ф. Хеддон) назвали креативностью, ее стали   изучать   независимо   от   интеллекта   ­   как   мышление,   связанное   с созданием или открытием чего­либо нового.  Е.П. Торренс   выделяет   четыре   основных   параметра, характеризующих креативность: ­ ­ легкость ­ быстрота выполнения текстовых заданий; гибкость   ­   число   переключений   с   одного   класса   объектов   на другой в  ходе отчетов; ­ оригинальность   ­   минимальная   частота   данного   ответа   к однородной группе; ­ точность выполнения заданий.В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Психологи единодушны в признании того, что   в   любом   мыслительном   процессе   сплетены   продуктивные   и непродуктивные   компоненты.   Большое   внимание   уделяется   раскрытию сущности   творческого   мышления,   выявлению   механизмов   творческой деятельности и природы творческого мышления. И.Я. Лернер характеризует творческое   мышление   по   его   продукту.   Учащиеся   в   процессе   творчества создают субъективное новое, при этом проявляя свою индивидуальность [3, с.183]. Таким   образом,   главная   особенность   творческого   мышления представляет следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта. Показателями,   характеризующими   творческое   мышление     являются следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли [4, с.215].   На этих же показателях основаны тесты Е.П.Торренса на вербальное и невербальное творческое   мышление,   которое   мы   предлагаем   использовать   в   своей практике. Тест включает в себя 3 задания, на выполнения которых отводится 30   минут   (по   10   минут   на   каждое   задание):   «Нарисуй   картинку», «Незавершенные фигуры», «Повторяющиеся фигуры».  Для   оценки   результатов   первого   задания   необходимо   было   найти показатель оригинальности и тщательности разработки идеи.   Второе задание «Незавершенные фигуры» позволяют диагностировать невербальную   креативность.   Испытуемому   предлагалось   дорисовать   10 картинок.   Каждая   законченная   фигура   оценивается   по   следующим показателям: гибкость, скорость, оригинальность и тщательность разработки идей. Третье задание «Повторяющиеся фигуры» представляет собой 30 пар параллельных линий, каждую из которых надо дорисовать до законченногоизображения. Подсчет баллов в задании ведется по 4 параметрам: гибкость, оригинальность, скорость, тщательность разработки идеи. Таким  образом, данная методика позволяет оценить уровень развития творческого   мышления   по   следующим   показателям:   оригинальность, гибкость, скорость, тщательность разработки идеи. В     отдельности каждый показатель   позволяет   выявить   особенности   творческого   мышления   у конкретного ученика. Чтобы   стимулировать   творческую   активность   и   устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы: ­   прием   образного   сравнения   (аналогии),   когда   какой­то   сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным;  ­   метод   мозгового   штурма.   Этот   метод   коллективного   решения проблемы.   Автор   «мозгового   штурма»   А.   Осборн   предложил   разделить процесс   выдвижения   гипотез   и   процесс   их   оценки,   анализа.   Поиск   идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;  ­ метод комбинационного анализа. В основе лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов) [5, с.184]. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанном на догадке,   интуиции,   самостоятельном   мышлении   ученика.   Здесь   важен   сам психологический   механизм   деятельности,   в   котором   формируется   умение выходить из нестандартных ситуаций и их нестандартное решение. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8­9 годам   дети,  читая   и   наблюдая   за   различными   явлениями   жизни,  начинают формулировать   поисковые   вопросы,   на   которые   пытаются   сами   же   найти ответ.   К   11­12   годам   практически   все   дети   направляют   свою исследовательскую   активность   формулировкой   поисковых   вопросов.   Этопроисходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно­ следственные связи и законы появления различных событий.  Таким образом, формирование творческого мышления проявляется, в частности, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности ученика. При обучении в начальных классах у детей формируется осознанность, критичность   мышления.   Это   происходит   благодаря   тому,   что   в   классе обсуждаются   пути   решения   задач,   рассматриваются   варианты   выхода   из проблемной ситуации. Учитель постоянно требует от учащихся обосновать, рассуждать, доказывать правильность своего суждения. Умения   планировать   свои   действия   так   же   активно   формируются   у детей   школьного   возраста   в   процессе   школьного   обучения.   Мышление   более становится   более   произвольным, планируемым. Младший школьник задает разные поисковые вопросы, делает   более   программируемым, обоснование, выдвигает гипотезы. Все это ведет постепенно к формированию   повышается   исследовательская   активность, эвристического   мышления,   самостоятельность   в   решении   проблемных   ситуаций,   происходит   развитие мыслительных   процессов,   расширяются   и   активизируются   социальные контакты, что благоприятно     влияет  на  их  творческое  развитие.      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.   Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанников радость познания. 2. Лук А.И. Мышление и творчество. ­ М., 1972.­144с 3. Львов М.Р.Школа творческого мышления. ­ М., 1993.­183с 4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность, как проблема творчества. ­ М., 1983.­215с.  5. Пономарев   Л.А.Психология   творческого   мышления.  ­М.,   1980.­ 184с. 6.   Развитие     школьников/Под ред. А.Н.Матюшкина. ­М., 1991.­132с.   творческой               активности       младших