Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Оценка 4.7
Педсоветы +2
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
23.04.2017
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
Главной целью школы, как социального института в современных условиях, является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость.Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотиваций, целей, оценок, смыслов. Главная цель творческого мышления - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
статья Развитие творческих способностей.docx
Еремеева Фаина Александровна,                                        Учитель 1 квалификационной категории                           МБОУ Харатиргенская НШ­Д/С                              д.Харатирген,  Боханского района Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста Сельская   школа   занимает   особое   положение   в   структуре   села   ­   это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому  что она  во  многом  определяет  жизнь  села, или во всяком случае, сильно влияет на нее . Школа и социум на селе неразделимы. Являясь   органической   частью   целого,   сельская   школа   отражает   все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении   социальных   различий,   сохранения   принципа   социального равенства   сельского   социума.   Поэтому   школа   не   может   отставать   от изменений   в   обществе,   оставаться   старой   по   качеству   обучения.   Сегодня нужно другое образование. Главной   целью   школы,   как   социального   института   в современных условиях,   является   разностороннее   развитие   детей,   их   познавательных интересов,   творческих   способностей,   общеучебных   умений,   навыков самообразования, способных к самореализации личности. Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых   условиях   их   развития.   Но   человек   не   всегда   оказывается   готов   к происходящим   в  обществе  изменениям. Для  того, чтобы адекватно  на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в   себе   такие   качества,   как   творческость.   Этому   должно   содействовать современное образование. Творчество предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и   стереотипов   поведения,   восприятия   и   мышления,   т.е.   готовность   к самоизменению.                                                                                               Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве   требует   поиска составляющего   элемента   содержания   образования, адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели   воспитания   творчества   в   учебном   процессе,   обусловлены   тем,   что, несмотря   на   многочисленные   исследования,   посвященные   различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе   некую   неопределенность.   Это   накладывает   отпечаток   на   решение проблемы  становления  творческой  личности  в жизни  вообще  и  в процессе образования   в   частности.    Исходя   из   вышесказанного,     мы   выдвинули   развития   творческих   способностей   младшего гипотезу,   что     процесс   школьника, будет  эффективным, если  в образовательном учреждении будут   способствующие   развитию   творческих   способностей созданы   условия,   обучающегося, а также   развивающая работа с детьми   будет строиться на диагностической основе. Практическая   значимость  исследования   заключается     в   определении методологических   подходов,     разработке   методических   рекомендаций   по созданию оптимальной среды  в условиях  сельской школы. Младший   школьный   возраст   ­   это   период   позитивных   изменений   и преобразований.   Как   писал   В.А.Сухомлинский:   «Если   в   этом   возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится   дружить,   не   обретет   уверенность   в   своих   способностях   и возможностях,   сделать   это   в   дальнейшем   будет   значительно   труднее   и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат»[1].      Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную   и   личностную   сферы   ребенка.   Использование   различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно­ мотивационной   сферы   учащихся,    развитие   его   творческих     способностей. Создаваемый   на   уроках   благоприятный   эмоциональный   фон   в   огромной степени   способствует   развитию   учебной   мотивации,   что   является необходимым   условием   эффективной   адаптации   младшего   школьника   к условиям   школьной   среды   и  успешного   протекания   учебной   деятельности, являющейся основной на данном периоде развития ребенка. Творческое мышление ­ один из видов мышления, характеризующийся созданием   субъективно   нового   продукта   и   новообразованиями   в   самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотиваций, целей, оценок, смыслов. Главная цель творческого мышления ­ формирование у ребенка умений управлять   процессами   творчества: закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.   фантазированием,   пониманием В   зарубежной   психологии   творческое   мышление   чаще   связывают   с термином «креативность». В 60­х гг.  XX  века толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и   успешностью   решения   проблемных   ситуаций,   было   установлено,   что последняя зависит от способности по­разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе [2, с.144]. Такой тип мышления (Дж. Гифорд, Л. Кронбах, Н. Марш, Е.П. Торренс, Ф. Хеддон) назвали креативностью, ее стали   изучать   независимо   от   интеллекта   ­   как   мышление,   связанное   с созданием или открытием чего­либо нового.  Е.П. Торренс   выделяет   четыре   основных   параметра, характеризующих креативность: ­ ­ легкость ­ быстрота выполнения текстовых заданий; гибкость   ­   число   переключений   с   одного   класса   объектов   на другой в  ходе отчетов; ­ оригинальность   ­   минимальная   частота   данного   ответа   к однородной группе; ­ точность выполнения заданий. В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Психологи единодушны в признании того, что   в   любом   мыслительном   процессе   сплетены   продуктивные   и непродуктивные   компоненты.   Большое   внимание   уделяется   раскрытию сущности   творческого   мышления,   выявлению   механизмов   творческой деятельности и природы творческого мышления. И.Я. Лернер характеризует творческое   мышление   по   его   продукту.   Учащиеся   в   процессе   творчества создают субъективное новое, при этом проявляя свою индивидуальность [3, с.183]. Таким   образом,   главная   особенность   творческого   мышления представляет следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта. Показателями,   характеризующими   творческое   мышление     являются следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли [4, с.215].   На этих же показателях основаны тесты Е.П.Торренса на вербальное и невербальное творческое   мышление,   которое   мы   предлагаем   использовать   в   своей практике. Тест включает в себя 3 задания, на выполнения которых отводится 30   минут   (по   10   минут   на   каждое   задание):   «Нарисуй   картинку», «Незавершенные фигуры», «Повторяющиеся фигуры».  Для   оценки   результатов   первого   задания   необходимо   было   найти показатель оригинальности и тщательности разработки идеи.   Второе задание «Незавершенные фигуры» позволяют диагностировать невербальную   креативность.   Испытуемому   предлагалось   дорисовать   10 картинок.   Каждая   законченная   фигура   оценивается   по   следующим показателям: гибкость, скорость, оригинальность и тщательность разработки идей. Третье задание «Повторяющиеся фигуры» представляет собой 30 пар параллельных линий, каждую из которых надо дорисовать до законченного изображения. Подсчет баллов в задании ведется по 4 параметрам: гибкость, оригинальность, скорость, тщательность разработки идеи. Таким  образом, данная методика позволяет оценить уровень развития творческого   мышления   по   следующим   показателям:   оригинальность, гибкость, скорость, тщательность разработки идеи. В     отдельности каждый показатель   позволяет   выявить   особенности   творческого   мышления   у конкретного ученика. Чтобы   стимулировать   творческую   активность   и   устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы: ­   прием   образного   сравнения   (аналогии),   когда   какой­то   сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным;  ­   метод   мозгового   штурма.   Этот   метод   коллективного   решения проблемы.   Автор   «мозгового   штурма»   А.   Осборн   предложил   разделить процесс   выдвижения   гипотез   и   процесс   их   оценки,   анализа.   Поиск   идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;  ­ метод комбинационного анализа. В основе лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов) [5, с.184]. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанном на догадке,   интуиции,   самостоятельном   мышлении   ученика.   Здесь   важен   сам психологический   механизм   деятельности,   в   котором   формируется   умение выходить из нестандартных ситуаций и их нестандартное решение. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8­9 годам   дети,  читая   и   наблюдая   за   различными   явлениями   жизни,  начинают формулировать   поисковые   вопросы,   на   которые   пытаются   сами   же   найти ответ.   К   11­12   годам   практически   все   дети   направляют   свою исследовательскую   активность   формулировкой   поисковых   вопросов.   Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно­ следственные связи и законы появления различных событий.  Таким образом, формирование творческого мышления проявляется, в частности, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности ученика. При обучении в начальных классах у детей формируется осознанность, критичность   мышления.   Это   происходит   благодаря   тому,   что   в   классе обсуждаются   пути   решения   задач,   рассматриваются   варианты   выхода   из проблемной ситуации. Учитель постоянно требует от учащихся обосновать, рассуждать, доказывать правильность своего суждения. Умения   планировать   свои   действия   так   же   активно   формируются   у детей   школьного   возраста   в   процессе   школьного   обучения.   Мышление   более становится   более   произвольным, планируемым. Младший школьник задает разные поисковые вопросы, делает   более   программируемым, обоснование, выдвигает гипотезы. Все это ведет постепенно к формированию   повышается   исследовательская   активность, эвристического   мышления,   самостоятельность   в   решении   проблемных   ситуаций,   происходит   развитие мыслительных   процессов,   расширяются   и   активизируются   социальные контакты, что благоприятно     влияет  на  их  творческое  развитие.      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанников радость познания. 2. Лук А.И. Мышление и творчество. ­ М., 1972.­144с 3. Львов М.Р.Школа творческого мышления. ­ М., 1993.­183с 4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность, как проблема творчества. ­ М., 1983.­215с.  5. Пономарев   Л.А.Психология   творческого   мышления.  ­М.,   1980.­ 184с. 6.   Развитие     школьников/Под ред. А.Н.Матюшкина. ­М., 1991.­132с.   творческой               активности       младших

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017