Главной целью школы, как социального института в современных условиях, является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость.Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотиваций, целей, оценок, смыслов.
Главная цель творческого мышления - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Еремеева Фаина Александровна,
Учитель 1 квалификационной категории
МБОУ Харатиргенская НШД/С
д.Харатирген, Боханского района
Развитие творческих способностей детей
младшего школьного возраста
Сельская школа занимает особое положение в структуре села это
гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и
экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, или во
всяком случае, сильно влияет на нее . Школа и социум на селе неразделимы.
Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все
противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в
преодолении социальных различий, сохранения принципа социального
равенства сельского социума. Поэтому школа не может отставать от
изменений в обществе, оставаться старой по качеству обучения. Сегодня
нужно другое образование.
Главной целью школы, как социального института в современных
условиях, является разностороннее развитие детей, их познавательных
интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков
самообразования, способных к самореализации личности. Большое количество
изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от
человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в
новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к
происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них
реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать
в себе такие качества, как творческость. Этому должно содействовать
современное образование. Творчество предполагает новое видение предмета,
новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схеми стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность к
самоизменению.
Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве
требует поиска
составляющего элемента содержания образования,
адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением
цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что,
несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным
сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в
себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение
проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе
образования в частности. Исходя из вышесказанного, мы выдвинули
развития творческих способностей младшего
гипотезу, что
процесс
школьника, будет эффективным, если в образовательном учреждении будут
способствующие развитию творческих способностей
созданы условия,
обучающегося, а также развивающая работа с детьми будет строиться на
диагностической основе.
Практическая значимость исследования заключается в определении
методологических подходов, разработке методических рекомендаций по
созданию оптимальной среды в условиях сельской школы.
Младший школьный возраст это период позитивных изменений и
преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте
ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не
научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и
возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и
потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат»[1].
Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на
интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Использование различных
игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает
благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностномотивационной сферы учащихся, развитие его творческих способностей.
Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в огромной
степени способствует развитию учебной мотивации, что является
необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к
условиям школьной среды и успешного протекания учебной деятельности,
являющейся основной на данном периоде развития ребенка.
Творческое мышление один из видов мышления, характеризующийся
созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой
познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются
мотиваций, целей, оценок, смыслов.
Главная цель творческого мышления формирование у ребенка умений
управлять процессами творчества:
закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
фантазированием,
пониманием
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с
термином «креативность». В 60х гг. XX века толчком к выделению этого
типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом
и успешностью решения проблемных ситуаций, было установлено, что
последняя зависит от способности поразному использовать данную в задачах
информацию в быстром темпе [2, с.144]. Такой тип мышления (Дж. Гифорд,
Л. Кронбах, Н. Марш, Е.П. Торренс, Ф. Хеддон) назвали креативностью, ее
стали изучать независимо от интеллекта как мышление, связанное с
созданием или открытием чеголибо нового.
Е.П. Торренс
выделяет четыре основных параметра,
характеризующих креативность:
легкость быстрота выполнения текстовых заданий;
гибкость число переключений с одного класса объектов на
другой в ходе отчетов;
оригинальность минимальная частота данного ответа к
однородной группе;
точность выполнения заданий.В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы
творческого мышления человека. Психологи единодушны в признании того,
что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и
непродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию
сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой
деятельности и природы творческого мышления. И.Я. Лернер характеризует
творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества
создают субъективное новое, при этом проявляя свою индивидуальность [3,
с.183].
Таким образом, главная особенность творческого мышления
представляет следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в
новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
видение новой функции знакомого объекта.
Показателями, характеризующими творческое мышление являются
следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли [4, с.215]. На этих
же показателях основаны тесты Е.П.Торренса на вербальное и невербальное
творческое мышление, которое мы предлагаем использовать в своей
практике. Тест включает в себя 3 задания, на выполнения которых отводится
30 минут (по 10 минут на каждое задание): «Нарисуй картинку»,
«Незавершенные фигуры», «Повторяющиеся фигуры».
Для оценки результатов первого задания необходимо было найти
показатель оригинальности и тщательности разработки идеи.
Второе задание «Незавершенные фигуры» позволяют диагностировать
невербальную креативность. Испытуемому предлагалось дорисовать 10
картинок. Каждая законченная фигура оценивается по следующим
показателям: гибкость, скорость, оригинальность и тщательность разработки
идей.
Третье задание «Повторяющиеся фигуры» представляет собой 30 пар
параллельных линий, каждую из которых надо дорисовать до законченногоизображения. Подсчет баллов в задании ведется по 4 параметрам: гибкость,
оригинальность, скорость, тщательность разработки идеи.
Таким образом, данная методика позволяет оценить уровень развития
творческого мышления по следующим показателям: оригинальность,
гибкость, скорость, тщательность разработки идеи. В отдельности каждый
показатель позволяет выявить особенности творческого мышления у
конкретного ученика.
Чтобы стимулировать творческую активность и устранить
отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и
приемы:
прием образного сравнения (аналогии), когда какойто сложный
процесс или явление сравнивается с более простым и понятным;
метод мозгового штурма. Этот метод коллективного решения
проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн предложил разделить
процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей
ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная
или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают
новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;
метод комбинационного анализа. В основе лежит матрица сочетаний
двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов) [5, с.184].
В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанном на
догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам
психологический механизм деятельности, в котором формируется умение
выходить из нестандартных ситуаций и их нестандартное решение.
Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу
начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 89
годам дети, читая и наблюдая за различными явлениями жизни, начинают
формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти
ответ. К 1112 годам практически все дети направляют свою
исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Этопроисходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно
следственные связи и законы появления различных событий.
Таким образом, формирование творческого мышления проявляется, в
частности, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует
индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной
деятельности ученика.
При обучении в начальных классах у детей формируется осознанность,
критичность мышления. Это происходит благодаря тому, что в классе
обсуждаются пути решения задач, рассматриваются варианты выхода из
проблемной ситуации. Учитель постоянно требует от учащихся обосновать,
рассуждать, доказывать правильность своего суждения.
Умения планировать свои действия так же активно формируются у
детей школьного возраста в процессе школьного обучения. Мышление
более
становится более произвольным,
планируемым. Младший школьник задает разные поисковые вопросы, делает
более программируемым,
обоснование, выдвигает гипотезы. Все это ведет постепенно к формированию
повышается исследовательская активность,
эвристического мышления,
самостоятельность в решении проблемных ситуаций, происходит развитие
мыслительных процессов, расширяются и активизируются социальные
контакты, что благоприятно влияет на их творческое развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанников радость
познания.
2. Лук А.И. Мышление и творчество. М., 1972.144с
3. Львов М.Р.Школа творческого мышления. М., 1993.183с
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность, как проблема
творчества. М., 1983.215с.
5. Пономарев Л.А.Психология творческого мышления. М., 1980.
184с.
6. Развитие
школьников/Под ред. А.Н.Матюшкина. М., 1991.132с.
творческой
активности
младших