Развитие творческих способностей младших школьников
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
администрации
1 кл—3 кл
07.03.2019
Развитие творческих способностей младших школьников/Развитие творческих способностей младших школьников посредством речетворчества. В презентации представлены упражнения, выполнение которых поможет младшему школьнику развивать творческое мышление. Выполняя данные упражнения дети научатся не только творчески мыслить, но и правильно оформлять свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
конспект.docx
Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС
Хочу познакомить всех с методом Флортайм, применяемый с детьми РАС.
Развитие личности ребенка – на первом месте
• Суть Флортайм: это подход, который во главу угла ставит самого ребенка и его особенности.
• Цель Флортайм — не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определенных
симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но прежде всего развитие
личности ребенка.
• Основная гипотеза Флортайм – это то, что путем успешной работы с эмоциями ребенка можно создать
базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям.
• Интересы ребенка — во главу угла. Флортайм делает упор на игры, которые интересуют ребенка.
Родители, учителя и психологи подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой
ребенка — главная установка в игре.
• Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший
контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
• Роль родителей. В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство
профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии.
• Индивидуальный подход во всем. Поскольку во главу угла ставятся интересы ребенка, программы
занятий существенно разнятся от пациента к пациенту.
Виды игр в рамках Флортайм
Флортайм использует следующие виды игр:
1. Спонтанная игра
2. Частично структурированная игра
3. Занятия по развитию сенсорной сферы
4. Занятия по развитию моторики
Вот конкретные примеры игр по программе Флортайм:
• ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из
поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребёнка в
конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые
попытки. Позвольте ему протаранить вас – бубух! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний
момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки;
• ЧИТАЕМ КНИГУ: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать.
Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно
сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых
персонажей руками – Это моя собака! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке;
• ИГРА В МЯЧ: пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать
мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новых ролей,
например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как
каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее
ударится о стену;
• СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков Лего. «Мы стремимся
высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие
поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Добавьте к высокому
строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот
мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!»;
• ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и
поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как
уточки, на корточках, крякря!»);
• РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с
пупырышками (обертки для бытовой техники, вощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка
пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.
• ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по
очереди.
• СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по
ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в
мешочек — прыг! Где кубик? – а вот он, куку). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в
зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто
грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.
Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание. В самом
начале вы можете использовать любимые игрушки или простые логические игры (сортер, пирамида,
конструктор, тем более, если ребенок любит такую активность.
1 Однако важно не останавливаться на логическом этапе игры. Подключайте совместное выполнение
действий и эмоциональное наполнение ради главной цели – контакта и взаимодействия с вами, игровым
партнером.
Например, несколько примеров для любителей конструктора:
• Стройте дома из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят
хрестоматийные сказки «Теремок» и «Три поросенка».
• Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре «Я обиделась!».
• Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга.
• Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются
вместе», «поход в гости», «накормить зверушку».
Основная идея Флортайм: игрой руководит ребенок, а вы присоединяетесь к нему. Родители лишь
помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки.
В рамках Флортайм можно постепенно подталкивать ребенка к более сложным играм, требующим
взаимодействия со взрослым:
• Взрослый говорит: «Похлопай, потопай, улыбнись, подними руки», а ребенок выполняет его команды;
• Взрослый хлопает, топает, улыбается, ложится или встает, а ребенок должен назвать соответствующий
глагол;
поджимает губы;
• Занятия на развитие моторики рта: ребенок по команде вытягивает язык, выдувает мыльные пузыри,
• Элементы ролевых игр (чаепитие с куклами, строительство города, причесывание мягких игрушек);
• Демонстрация ребенку изображений с различными выражениями лиц и просьбы описать, какие эмоции
переживают герои. Когда эта часть игры освоена, предлагаем ребенку самому скопировать представленные
чувства.
Развитие крупной и мелкой моторики:
• Ползаем как жучки;
• Ложимся на спину, опираемся на руки и ноги и ходим покрабьи;
• Ползаем, извиваясь, как червяк или змея;
• Распределяем по полу большое количество предметов. Взрослый называет нужный или описывает
его (более сложный вариант). Ребенок должен отыскать, что описано, и поднять предмет с пола.
Если использовать много материала, придется попотеть!
• Шнуруем шнуровки, застегиваем молнии, продеваем пуговицы в петли и защелкиваем заклепки;
• Надеваем бусины на прут (проще) или веревку (сложнее);
• Строим из Лего и других конструкторов
Секреты успеха
Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики.
Артистичность с подстройкой под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться
и переигрывать. Малышу должно быть интересно!
Хвалите маленького партнера по игре: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный,
красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом
(переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу,
нарисуйте цветок помадой на щеке).
Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.
Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.
Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.
Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.
Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.
Флортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.
Результаты Флортайм
Два основных фактора эффективности методики:
1. Исходные возможности ребенка
2. Степень вовлеченности родителя
Чего вы можете добиться, применив эту методику?
• Эмоциональный контакт с малышом
• Взаимодействия в диалоге
• Удовольствие от общения
• Улучшение саморегуляции
• Гармонизация сенсорной сферы
• Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
• Понимание и управление личными эмоциями
2 • Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
• Умение идти на компромисс
• Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
• Развитие самосознания и самооценки
• Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
• Построение Яконцепции.
Флортайм это вид терапии, основанный на игре. В этом процессе терапевт и родитель использует
время, когда ребенок вовлечен и активен для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями
развития и обогащать свои навыки и умения во всех сферах. Подход Флортайм был разработан доктором С.
Гринспеном и имеет целью объединить терапевтическую и коррекционную среду с игровой.
Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и
тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого
подхода есть то, что самые близкие для ребенка люди – родители, могут обучиться основным идеям и ключевым
моментам терапии для осуществления ее дома.
Преимущества подхода Флортайм:
1. Возможность раннего начала терапии.
2. Возможность обучения родителей для поддержания терапии дома.
3. Естественная, безопасная терапевтическая среда для ребенка.
Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок
играет поособенному.
Флортайм реализуется в работе с:
1. Детьми с аутизмом
2. Детьми с проблемами развития, такими как дефицит внимания, гиперактивность.
3. Детьми с трудностями адаптации и социализации
4. Детьми, имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность).
Выделяют три основные идеи в основе подхода флортайм:
1. Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию.
2. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и
3. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для
проявлял инициативу.
дальнейшего развития.
3
Развитие творческих способностей младших школьников
Развитие творческих способностей младших школьников
Развитие творческих способностей младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.