Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

  • Лекции
  • docx
  • 21.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

раскрытие интересующего вопроса признаков специфики творческого мышления,мера его репродукции и продуктивной стороны в творчестве. Творческое мышление выражается в создании новых образов на основе новых знаний из жизненного опыта. Реализация творческих способностей в сотрудничестве школы и семьи. Развитие творческого потенциала младших школьников.
Иконка файла материала Документ Microsoft Office Word (11).docx
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.           Проанализировав научную литературу, многие учителя приходят к мнению   о   том,   что   теоретические   основы   развития   творческих способностей   входят   в   определение   творчества   как   ­   ассоциативная психология, бихевиористы и т.д.                  Многих  интересовал и интересует  вопрос о том, каковы те признаки, на   основе   которых   исследователи   раскрывали   специфику   творческого мышления,   отражали   ли   они   и   в   какой   мере   его   репродуктивную   и продуктивную стороны. Проанализировав труды педагогов и психологов работающие учителя , приходят к мнению, что в любом случае, когда речь идет о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление ­ это создание новых образов на основе накопленных знаний.                      Развитие творческих  способностей  ­  сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи.   А   сам   учитель   должен   быть   терпим   к   проявлениям   творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами.   Нужно   уметь   вовремя   их   увидеть,   поощрить   и   дать возможность проявиться еще раз.                    Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому   современному   человеку  и   человеку   будущего.  И   начинать   его формирование можно и нужно в дошкольный период. Из предлагаемого понимания   детского   творчества   становится   очевидным,   что   для   егоразвития   детям   необходимо   получить   разнообразные   впечатления   об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства.           Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить   к   любым   изменениям,   нетрадиционно   и   качественно   решать существующие   проблемы,   обусловлена   ускорением   темпов   развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.                     Творчество   является   одной   из   универсальных   способностей, присущих человеку  и играет важную роль в психической  деятельности. Первые   экспериментальные   исследования,   посвященные   творческому воображению, относятся к концу XIX – началу XX веков. Становление творческого   воображения   включает   в   себя   обязательное   развитие восприятия,   памяти,   мышления,   речи,   эмоций.   Оно   тесно   связано   с чувственным   и   опосредованным   познанием,   но   не   сводится   к   ним. Воображение практически вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов.             Творчество – это процесс мысленного создания новых образов на основе   элементов   прошлого   опыта.   Обеспечивает   создание   программы действия   в   тех   случаях,   когда   проблемная   ситуация   неопределенна. Воображение бывает пассивное и активное, последнее – воссоздающее и творческое. Творческое воображение лежит в основе большинства видов сочинения   и   других   речевых   упражнений   учащихся:   рассказов   по сюжетным картинам, по данному началу или концу, сочинений о будущем, типа   развитие   сюжета   рассказа,   в   основе   творческих   пересказов   и изложений,   устного   рисования,   составления   картинного   плана   и   т.д. Поэтому   развитие   воображения,   в   первую   очередь   –   творческого, необходимо для успешного развития детей.В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.            Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также   материалы,   с   которыми   действуют   дети,   тем   интенсивнее развиваются   детские   художественно­творческие   способности.   Новизна обстановки,   игровые   приемы,   сюрпризное   начало   работы,   интересные неповторяющиеся   задания,   возможность   выбора   и   еще   многие   другие факторы   –   всё   это   помогает   мне   в   работе   не   допускать   в   детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности!                Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно   тем,   что   рисунки   у   всех   детей   получаются   разными.   Оно предлагает   ребёнку   пофантазировать,   вообразить,   подумать,   изобрести что­то своё, необычное ­ это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности   цвета.   Нетрадиционное   рисование   привлекает   своей простотой   и   доступностью,   раскрывает   возможность   использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом   развитии   ребенка.   Ведь   главным   является   не   конечный продукт   –   рисунок   или   поделка,   а   развитие   личности:   формирование уверенности в себе, в своих способностях.                               Обязательно   проводить   выставки   младших   школьников выполненные в технике нетрадиционного рисования! Участники выставкидолжны выступать в роли экскурсоводов и рассказывать в какой технике, при помощи каких материалов было создано произведение.                 Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных.   Избранный   путь   ­   обучение   младших   школьников посредством нетрадиционного рисования, имеет большое значение для их гармоничного   развития.   Он   способствует   развитию   у   детей   творчества, пробуждает   фантазию,   активизирует   наблюдательность,   внимание   и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.                 В настоящее время ученики начальных классов владеют многими нетрадиционными   техниками   рисования,   создают   новое   и   оригинальное, проявляют   творчество   и   фантазию,   реализуют   свой   замысел   и самостоятельно   находят   средства   для   его   воплощения,   у   детей   возрос интерес к окружающему миру.                       Таким образом, творчество является одним из центральных процессов в психической жизни детей. Не смотря на то, что при обучении в школе детям в основном требуется овладевать иными навыками, такими как  абстрактно­логическое  мышление,  произвольное  запоминание  и  т.д., основу   для   развития   этих   навыков   предоставляет   именно   воображение, роль   которого   остается   весьма   значительной.   В   процессе   дальнейшего обучения   воображение   превращается   в   такие   формы   мышления   как образное мышление, составляет основу творческой деятельности детей.                      Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих   способностей.   К   сожалению,   эти   возможности   с   течением времени   необратимо   утрачиваются,   поэтому   необходимо,   как   можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.Очень важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации. Для того чтобы младшие   школьники   занимались   творческой   практикой,   необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых Список  литературы: 1. Аскарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста/ Н.М. Аскарина­ М. : Просвещение, 1988.­137с. 2. 3. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества. Н.Ю. Венгер ­ Дошкольное  воспитание. ­1982 №11. стр. 32­38. 4. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. Н.Е.Веракса ­  Вопросы психологии. ­ 1990 №4. стр. 5­9. 5. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном  возрасте/Л.Н.Выготский ­ СПб.: Союз, 1997. 92стр  6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности­ М, 2000. 7. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей. ­ Дошкольное  воспитание. ­ 1967 №12. стр. 73­75. 8. Кукушкин, B.C. Современные педагогические технологии в начальной  школе/ В.С.Кукушкин. ­ Ростов­на­Дону., 2003 9. Макаренко, А.С. Возрастная психология./ А.С. Макаренко­ М.:  Просвещение,1987.­321с. 10. Павлов, И.П. Возрастная и педагогическая психология./ И.П. Павлов  М.: Педагогика,1975.­345с. 11. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников. Л.Р.  Прохорова ­ Дошкольное воспитание. ­ 1996 №5. стр. 21­27.12. Российская педагогическая энциклопедия, ­ Москва: Российская  педагогическая энциклопедия, 1993. – 608с.