Развитие творческого мышления студентов среднего профессионального образования
Оценка 4.9
Научные работы
docx
история
Взрослым
29.11.2018
В данной работе описывается организация самостоятельной деятельности студентов колледжа на уроках истории и внеурочной самостоятельной деятельности, через использование проблемного обучения на семинарских занятиях. Даны рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий: семинарское занятие проблемного типа. углубление и расширение знаний обучающихся.
развитие творческого мышления.docx
И.М.Брагина
Развитие творческого мышления студентов среднего
профессионального образования
Одной из важнейших стратегических задач современного
профессионального образования заключается в формировании творческой
личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию,
инновационной деятельности. Федеральные образовательные стандарты
нового поколения особое внимание уделяют формированию
профессиональной компетентности будущих специалистов. Чтобы быть
конкурентоспособным на современном рынке труда выпускник должен уметь
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития; использовать информационнокоммуникативные
технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
заниматься самообразованием.
Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в
готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента
из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего
сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти
оптимальный результат и доказать его правильность. В связи с этим акцент
переносится с передачи обучающимся преимущественно готовых предметно
дисциплинарных знаний на организацию их совместной активной
познавательной деятельности.
Самостоятельная образовательная деятельность в период обучения в
колледже является главной составляющей в подготовке специалиста. В целом
же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя
является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к
профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое
средство образовательного процесса,
искусственную педагогическую
конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.
Структурно самостоятельную работу студентов можно разделить на две
части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа, которую
студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля
со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, семинарским занятиям,
лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п).
Самостоятельная работа должна составлять не менее 20% от общего времени,
выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу.
Я хочу поделиться опытом организации самостоятельной деятельности
студентов на уроках истории и внеурочной самостоятельной деятельности,
через использование проблемного обучения на семинарских занятиях.
Подготовка студентов к выступлению на семинаре организуется
поэтапно. На первом этапе обучающиеся выбирают темы для выступления. При это важно не допускать формального отношения обучаемых к выбору
темы и предстоящему докладу или сообщению. Необходимо порекомендовать
литературу и интернет – ресурсы. На первом этапе подготовки студенту
также дается задание на составление подробного плана реферата по теме
предстоящего доклада или сообщения.
На втором этапе подготовки обучающегося к выступлению
преподаватель обсуждает с ним и при необходимости корректирует
подготовленный план реферата. Это дает возможность оперативно
осуществить изменения, уточнения, дополнения исходного замысла.
На третьем этапе подготовки преподаватель знакомится с содержанием
реферата, подготовленного студентом. Обсуждается структура и стиль
выступления на семинаре.
Наиболее распространенным типом семинарских занятий является
углубление и расширение знаний обучающихся. Начинается такое
семинарское занятие с обоснования избранной тематики. После этого
выявляются знания обучающихся по соответствующему материалу. Затем
выступают обучающиеся с подготовленными докладами и сообщениями.
Переходя к организации обсуждения содержания докладов и сообщений,
преподаватель должен оценить, насколько правильно их содержание понято
учащимися. Участники семинара задают вопросы докладчикам, и по их
ответам преподавателем делаются соответствующие выводы.
Дискуссия завершается формулированием выводов, содержащих ответы
на поставленные в ее ходе вопросы, формулированием проблем, поиск
ответов на которые будет организован на последующих семинарах или в
процессе самостоятельной работы студентов.
Более сложные дидактические задачи решаются на семинарских
занятиях проблемного типа. Для проведения семинара этого типа необходимо
выбрать тему, которая содержит возможность постановки учебных проблем.
Содержание темы семинарского занятия должно опираться на знания, ранее
усвоенные обучающимися на уроках, лекциях или в процессе самостоятельной
работы, и вместе с тем выступать по отношению к усвоенным знаниям как
новое дополнительное содержание.
Тема семинарского занятия представляется учащимся в форме
проблемы, не имеющей очевидного скорого решения.
В процессе подготовки семинарского занятия, направленного на
преподаватель тщательно
развитие мыслительных способностей,
разрабатывает сценарий.
В начале семинарского занятия преподаватель,
используя
подготовленные вопросы или задания, организует актуализацию у обучаемых
знаний ,необходимых им для активного участия в семинаре. Актуализация
знаний проводится теми же способами, что и на семинаре по углублению и
расширению знаний. После этого, опираясь на актуализированные знания, преподаватель вводит обучающихся в проблему, которая будет решаться на
занятии, и формулирует ее.
Для того чтобы обеспечить усвоение поставленной проблемы
учащимися, необходимо после постановки проблемы организовать попытки ее
решения. Преподаватель анализирует и совместно с учащимися обсуждает
предлагаемые решения, выявляет возникающие у них затруднения.
В результате первых попыток решить проблему студенты должны
осознать, что ее решение «с ходу» невозможно. Этот момент проблемная
ситуация выступает для них внутренним психологическим обоснованием
необходимости дальнейшего развернутого поиска способов решения проблем.
Переходя к организации поиска способов решения проблемы,
преподаватель формулирует первую подпроблему и затем через постановку
проблемных вопросов и обсуждение ответов на них подводит обучаемых к
отыскиванию способа решения этой проблемы,
к первому
промежуточному выводу. Далее аналогично организуется поиск способов
решения последующих подпроблем, завершающийся решением проблемы в
целом и формулированием заключительного вывода.
т.е.
этапом
семинарского
Наиболее
ответственным
занятия
рассматриваемого типа является организация поиска ответов на проблемные
вопросы. После постановки проблемного вопроса и получения ответов
преподавателю не следует сразу оценивать ответы как правильные или
неправильные. Необходимо получить от студентов достаточно развернутое
обоснование ответов. Если учащийся, предлагающий определенный ответ,
затрудняется в том, чтобы дать ему обоснование, преподавателю следует
выявить других, соглашающихся с этим ответом, и предложить им обосновать
свой ответ. В том случае, если на один и тот же проблемный вопрос
обучающиеся предлагают различные ответы, организуются мыслительные
действия, направленные на сопоставление ответов. Такая мыслительная
работа является достаточно сложной, она предполагает понимание всех
высказанных точек зрения, выявление их сильных и слабых сторон,
соотнесение различных точек зрения между собой с учетом проведенной
критики с целью отыскания верного ответа.
При постановке проблемных вопросов перед обучающимися
необходимо обеспечить преемственность проблемных вопросов, их связь с
результатами уже проведенного поиска. Особо ценным является такая
организация семинарского занятия. при которой обучающиеся под
руководством преподавателя будут не только отыскивать ответы на
поставленные вопросы, но и сами формулировать эти вопросы, исходя из
результатов поведенного поиска, понимая решение проблемы в целом. В этом
случае семинарское занятие имеет наибольший развивающий эффект.
Задача развития творческих способностей студентов является
социальным заказом. И поэтому основная цель работы преподавателя
среднего профессионального образования развитие творческих способностей обучающихся, для их дальнейшей профессиональной деятельности.
Достижение этой цели позволяет решать такие задачи обучения как
обеспечение прочных и осознанных знаний, подготовка обучающихся к
участию в производственной деятельности; умения самостоятельно пополнять
знания; развитие интереса к творческой работе и способность решать
поставленные научнотехнические и производственные задачи.
Развитие творческого мышления студентов среднего профессионального образования
Развитие творческого мышления студентов среднего профессионального образования
Развитие творческого мышления студентов среднего профессионального образования
Развитие творческого мышления студентов среднего профессионального образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.