Целью данной программы является создание условий для реализации социального проекта «Живем, чтобы помнить, помним, чтобы жить», развития музейного движения в образовательном пространстве города Нижневартовска.
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Программа Комнаты Боевой Славы МБОУ _СШ №15.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
Программа реализации социального
проекта
«Живем, чтобы помнить,
помним, чтобы жить!»
Программа рассчитана на 3 года
Автор: Турчина В.В., учитель истории высшей категории
г. Нижневартовск
2017г. Содержание
1. Паспорт программы…………………………………………………………....3
2. Введение………………………………………………………………………..4
3. Цели и задачи программы……………………………………………………..5
4. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………...6
5. Социальные функции Комнаты Боевой и Трудовой Славы………………...7
6. Принципы работы Комнаты Боевой и Трудовой Славы ……………………8
7. Направления работы …………………………………………………………..9
8. План мероприятий по реализации программы………………………………10
9. Перспективный план работы «Комнаты Боевой и Трудовой
Славы»…………………………………………………………………………….16
10. Ожидаемые результаты………………………………………………………18
11. Список литературы……………………………………………………………19 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы: «Живем, чтобы помнить, помним, чтобы жить!»
Автор: Турчина В.В., учитель истории высшей категории
1.
2.
3. Рецензенты: Гудимова И.Н., учитель истории высшей категории, Брыль Н.А.,
учитель истории высшей категории
4.
Организацияисполнитель: МБОУ «СОШ №15» г. Нижневартовска,
ул. Спортивная 21, тел. (3466) 466218
5.
Целевые группы: учащиеся 511 классов школы (1117 лет).
Цель программы: создание условий для развития школьного музейного
6.
движения в образовательном пространстве города Нижневартовска.
7.
8.
9.
Направленность: музееведение
Срок реализации программы: 3 год
Вид программы: модифицированная Введение
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание
патриотизма у учащихся. На современном этапе эта черта личности подвергается
серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его
прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е.
уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей
страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без
Родины нет человека, индивидуальности, личности. Утеряв Родину, человек теряет
себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом,
выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство,
могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum»
«храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение,
которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и
документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и
представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного
обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что
приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок
стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных
феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как
межпредметные кабинеты для хранения учебнонаглядных пособий по истории и
природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих
материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов
и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени
получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное
средство обучения и воспитания.
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке.
Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко – краеведческой
тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической
литературе. С развитием школьного краеведения в 20е гг. XX века в России
началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс
получил во 2й половине 50х гг. и особенно в 70е гг. прошлого столетия под
влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования
юбилейных дат Советского государства.
В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их, то
признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то
боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии. Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы,
создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они
возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному
учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической
общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и
исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском,
хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории,
культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь
неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы
выступают как своеобразная часть музейной сети страны.
Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.
Цели и задачи
Целью данной программы является создание условий для реализации
социального проекта «Живем, чтобы помнить, помним, чтобы жить», развития
музейного движения в образовательном пространстве города Нижневартовска.
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие
развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы
учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к
отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям
прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом
школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного
пространства.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за
сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё
Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему
малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного
пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности
образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими
учреждениями культуры, общественными организациями.
Для достижения цели программы «Живем, чтобы помнить, помним, чтобы жить»,
решаются следующие задачи:
активация работы Комнаты боевой и трудовой славы (КБС) образовательного
учреждения, расширение сферы и методов использования ее воспитательного
потенциала;
поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на
формирование патриота и гражданина;
углубленное изучение и использование во всех формах работы КБС
современных информационных технологий; организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к
участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и
международного уровней;
выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных
исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;
распространение передового опыта и повышение профессионального
мастерства;
укрепление связей между образовательными учреждениями, учреждениями
культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и
учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и
бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания
толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в
состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».
Одной из основных задач КБС является воспитание патриотического сознания
школьников. Как известно, КБС осуществляет связь времён. Она даёт нам
уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно –
воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их
опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно,
оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования
в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и
пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи,
школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств
отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге
складывается история человеческого общества.
Основополагающим для музейной теории и практики является принцип
историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий:
рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с
точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение
истории в свете современности.
Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при
котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний,
удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.
Ресурсное обеспечение программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет
руководитель и Совет КБС
Совет Комнаты боевой и трудовой славы (КБС):
периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм
реализации Программы; координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их
работы;
разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и
повышению эффективности ее реализации.
Социально экономическая эффективность программы.
Количественное и качественное развитие КБС.
Социальные функции КБС.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом
воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в
поисковособирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с
историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного
края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и
культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение
к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному
наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к
мало родине.
КБС даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной,
технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и
экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных
условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения
научно исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы,
умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать
исторические документы, составлять факты и др.
КБС– это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от
слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе
которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и
критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим
участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей
позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность
выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе
Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления,
прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство
сопричастности с происходящими событиями.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных
профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся.
Многие педагогируководители школьных музеев,
других краеведческих
объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися
музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика,
музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся
военноисторическими
становятся
профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных
органов и т.п.
краеведческими
изысканиями,
Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в
данном виде деятельности следующих принципов:
Систематическая связь с уроками, со всем учебновоспитательным процессом.
Проведение научного и учебноисследовательского поиска, включающего в себя
краеведение как базу развития и деятельности КБС.
Использование в учебновоспитательном процессе разнообразных приёмов и
форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров,
научнопрактических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской
помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим
фактором создания и жизни КБС.
Помощь руководителю КБС, Совету КБС со стороны учительского коллектива,
ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных
войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании
экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности КБС.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их
научнометодическая помощь школьным музеям.
Формы работы в КБС
- практическая работа на местности; кружки, экскурсии, походы;
учебные экскурсии вне КБС;
туристические поездки;
уроки в КБС;
встречи, читательские конференции;
экскурсии в КБС;
самостоятельное изучение.
встречи, сборы, собрания;
экскурсии, встречи в КБС Направления деятельности КБС.
Поисковоисследовательская:
•подготовка экскурсоводов, лекторов.
Научноэкспозиционная:
• создание музейных экспозиций, стационарных выставок.
Научнопросветительская:
•
•
•
•
•
•
проведение экскурсий, лекций для учащихся, родителей, гостей;
помощь учителям предметникам в использовании музейных
материалов в образовательном процессе;
организация встреч учащихся с ветеранами войн, тружениками
тыла, передовиками производства.
Комплектование фондов комнаты Боевой и Трудовой Славы:
пополнение фондов путем организации школьных акций к
знаменательным датам;
налаживание переписки, личных контактов с ветеранами войн,
тружениками тыла, участниками памятных событий;
изучение собранного материала, обеспечение его учета и хранение. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ КБС на 20132014 гг.
Мероприятия
Содержание работы
Ответственные
СЕНТЯБРЬ
Проведение встречи с военнослужащими
запаса.
Проведение встречи с поисковиками,
участниками поисковой экспедиции 2013
ГоркавенкоН.В.
Турчина В.В
Белянцев А.Ю.
Участники
поискового
отряда
«Хранители»
911 классы
Оформление фотовыставки, экспонатов. Турчина В.В.
«Хранители»
«Дни воинской славы
России»
Оформление выставки
экспозиции «Весна
2013» по результатам
поисковой экспедиции в
Волгоградской области.
Классный час на тему
«Дни воинской славы
России» с экскурсией в
комнату Боевой Славы
Старт акции «Ветеран
живет рядом»
Поиск и оформление содержания
классного часа по теме «Дни воинской
славы России», его проведение,
проведение экскурсий
Составление графика проведения по
классам
Уточнение списков закрепленных
ветеранов по классам
ОКТЯБРЬ
Старт социального
проекта «Бессмертный
батальон»
Знакомство классных коллективов с
планом реализации проекта, определение
исследовательских заданий
Акция «Ветеран живет
рядом»
Поздравление ветеранов с Днем
пожилых, оказание помощи.
Семинарпрактикум
«Гражданско –
патриотическое
воспитание
Участие в семинарепрактикуме
«Гражданско – патриотическое
воспитание обучающихся средствами
дополнительного образования» в ЦД и
Турчина В.В.
«Хранители»
Турчина В.В.
«Хранители»
ГоркавенкоН.В.
Турчина В.В.
Классные
руководители 5
10х классов,
обучающиеся
школы
Классные
руководители и
обучающиеся
закрепленные за
ветеранами
Турчина В.В.
«Хранители» обучающихся
средствами
дополнительного
образования»
День памяти жертв
политических
репрессий
ЮТТ «Патриот»
Встреча с ООО «Истоки памяти»
Оформление заявок на
сотрудничество с
общественными
организациями
«День призывника»
«Комитет Ветеранов Вов», «Комитет
солдатских матерей». «ЦД и ЮТТ»,
«Узники Холокоста», «Жертвы
политических репрессий»
Участие в городском празднике
Бузова Г.С.,
учитель
литературы
«Хранители»
911 классы
Классные рук.
ГоркавенкоН.В.
Турчина В.В.
«Хранители»
Белянцев А.Ю.,
учитель ОБЖ
НОЯБРЬ
Работа с фондом и экспонатами КБС
(учет и хранение)
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Турчина В.В.
Обучающиеся 5х
классов
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
58 классы
«Хранители»
Белянцев А.Ю.,
Обновление и
пополнение фондов
КБС
Осуществление
поисковой работы
Городская
многоуровневая
интеллектуальная игра
«Славься Отечество!»
«Уроки мужества»
Сбор и оформление материалов в
результате поисковой работы
«Семейные реликвии» 14 классы
«Моя родословная» 58 классы
«Книга воспоминаний» 911 классы
(оформление подленников
воспоминаний)
Подготовка и участие в игре
Тематические встречи учащихся с
ветеранами войны, труда
«Детство опаленное
войной»
Мероприятие с приглашением
общественной организации «Узники
Холокоста»
X Окружной Слет
поисковых отрядов
Выезд обучающихся в г. ПытьЯх ХМАОЮгры
5 декабря День начала
контрнаступления
советских войск
против немецко
фашистских войск в
битве под Москвой
(1941 год)
9 декабря – День
Героев Отечества
VII
городской слет
поисковых отрядов
городской
слет
поисковых отрядов
27 января День снятия
блокады города
Ленинграда (1944 год)
ДЕКАБРЬ
Проведение радиолинейки,
тележурнала по параллелям
Тематический кл ч и экскурсии в КБС
Поиск и оформление содержания
классного часа по теме «День героев
Отечества», его проведение, проведение
экскурсий
Составление графика проведения по
классам
Оформление выездной экспозиции «200
летие Победы в Отечественной войне
1812г.»
учитель ОБЖ
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
«Хранители»
Белянцев А.Ю.,
учитель ОБЖ,
Турчина В.В.
ЯНВАРЬ
Радиолинейка, тележурнал параллелям,
оформление экспозиции к 70летию
снятия блокады Ленинграда «900
блокадных дней»
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
ФЕВРАЛЬ
Акция «Ветеран живет
рядом»
Поздравление ветеранов к 23 февраля,
оказание помощи
2 февраля День
разгрома советскими
войсками немецко
фашистских войск в
Сталинградской битве
(1943 год)
Фотовыставка к 23
февраля «Защитники
Отечества»
Проведение радиолинейки,
тележурнала по параллелям
Оформить фотовыставку «Родители в
рядах вооруженных сил»
МАРТ
Классные
руководители
обучающиеся
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Обучающиеся
(все желающие) Работа с фондом и экспонатами КБС
(учет и хранение)
Турчина В.В.
«Хранители»
Сбор и оформление материалов в
результате поисковой работы
«Семейные реликвии» 14 классы
«Моя родословная» 58 классы
«Книга воспоминаний» 911 классы
(оформление подленников
воспоминаний)
Поздравление ветеранов с
Международным женским днем,
оказание помощи
АПРЕЛЬ
Подготовка к смотру
Обновление и
пополнение фондов
КБС
Осуществление
поисковой работы
Акция «Ветеран живет
рядом»
Участие в смотре
конкурсе музеев и
комнат между
общеобразовательными
учреждениями города
«Детигерои ВОВ»
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители и
обучающиеся
закрепленные за
ветеранами
Турчина В.В.
«Хранители»
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
«Хранители»
Белянцев А.Ю.,
учитель ОБЖ
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Обучающиеся
(все желающие)
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Подготовка и проведение тематической
экскурсии в комнату Боевой Славы
учащихся 14 классов
«Семейные реликвии» 14 классы
«Моя родословная» 58 классы
«Книга воспоминаний» 911 классы
Оформление выставки
экспозиции по
результатам поисковой
деятельности
Слет «Юных патриотов» Участие в слете, посвященном Победе
Проводы поискового
отряда «Хранители»
Советского народа в Великой
Отечественной войне.
Торжественные проводы отряда в
Волгоградскую область в составе
поискового отряда «Самотлор»
МАЙ
9 мая День Победы
советского народа в
Великой
Отечественной войне
1941 1945 годов (1945
Радиолинейка, тележурнал по
параллелям
классные часы;
уроки мужества;
«Минута молчания» год)
Акция «Ветеран живет
рядом»
Поздравление ветеранов с Днем победы,
оказание помощи
Классные
руководители и
обучающиеся
закрепленные за
ветеранами
Участие в возложении
венков к памятнику
Победы
Участие в торжественном шествии 9 мая Турчина В.В.
«Хранители» ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ КБС на 20142015 гг.
Мероприятия
«Дни воинской славы
России»
Содержание работы
СЕНТЯБРЬ
Проведение встречи с
поисковиками, участниками
поисковой экспедиции «Вахта
памяти 2014»
Оформление фотовыставки,
экспонатов.
Поиск и оформление содержания
классного часа по теме «Дни
воинской славы России», его
проведение,проведение экскурсий
Составление графика проведения по
классам
Уточнение списков закрепленных
ветеранов по классам
ОКТЯБРЬ
Работа учащихся над поисковыми
заданиями «Да будет вечной о
героях память».
Оформление выставки
экспозиции «Вахта
памяти 2014» по
результатам поисковой
экспедиции в
Ростовскую область.
Классный час на тему
«Дни воинской славы
России» с экскурсией в
комнату Боевой Славы
Старт акции «Ветеран
живет рядом»
Реализация
социального проекта
«Бессмертный
батальон», сбор
информации для
оформления книги
Акция «Ветеран живет
рядом»
Поздравление ветеранов с Днем
пожилых, оказание помощи.
День памяти жертв
политических
репрессий
Встреча с ООО «Истоки памяти»
«День призывника»
Участие в городском празднике
Ответственные
ГоркавенкоН.В.
Турчина В.В
Белянцев А.Ю.
Участники поискового
отряда «Хранители»
911 классы
Турчина В.В.
«Хранители»
Турчина В.В.
«Хранители»
Турчина В.В.
«Хранители»
ГоркавенкоН.В.
Турчина В.В.
Классные
руководители 510х
классов, обучающиеся
школы, Управляющий
Совет школы
Классные
руководители и
обучающиеся
закрепленные за
ветеранами
Бузова Г.С., учитель
литературы
«Хранители»
911 классы
Классные рук.
«Хранители» Белянцев Обновление и
пополнение фондов
КБС
«Уроки мужества»
НОЯБРЬ
Работа с фондом и экспонатами
КБС (учет и хранение)
Турчина В.В.
«Хранители»
А.Ю., учитель ОБЖ
Тематические встречи учащихся с
ветеранами войны, труда
«Детство опаленное
войной»
Мероприятие с приглашением
общественной организации «Узники
Холокоста»
XI Окружной Слет
поисковых отрядов
ХМАОЮгры
Оформление
экспозиции на
выставку XI
Окружного Слета
поисковых отрядов
ХМАОЮгры
5 декабря День начала
контрнаступления
советских войск
против немецко
фашистских войск в
битве под Москвой
(1941 год)
9 декабря – День
Героев Отечества
VIII городской слет
поисковых отрядов
Подготовка поискового отряда
«Хранители» к участию в
конкурсной программе слета в г.
Нижневартовске
«20 лет мужества и отваги»,
Нижневартовскому ОМОНу
посвящается
ДЕКАБРЬ
Проведение радиолинейки,
тележурнала по параллелям
Тематический кл ч и экскурсии в
КБС
Поиск и оформление содержания
классного часа по теме «День
героев Отечества», его проведение,
проведение экскурсий
Составление графика проведения по
классам
Участие в награждении лучших
поисковых отрядов и их членов.
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
58 классы
«Хранители» Белянцев
А.Ю., учитель ОБЖ
Турчина В.В.
«Хранители» Белянцев
А.Ю.
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
«Хранители» Белянцев
А.Ю., учитель ОБЖ, городской
поисковых отрядов
слет
27 января День снятия
блокады города
Ленинграда (1944 год)
Радиолинейка, тележурнал
параллелям, оформление
экспозиции «900 блокадных дней»
ЯНВАРЬ
Подготовка к
фотовыставке к апрелю
месяцу «Герои былых
времен»
Экскурсии в
дошкольные учреждения
Сбор информации на фотовыставку
к апрелю месяцу «Герои былых
времен», фотографии
родственников воевавших в годы
ВОВ.
Оформление выездной экспозиции
«Лик войны», «900 блокадных
дней» в дошкольные учреждения
ФЕВРАЛЬ
Акция «Ветеран живет
рядом»
Поздравление ветеранов к 23
февраля, оказание помощи
2 февраля День
разгрома советскими
войсками немецко
фашистских войск в
Сталинградской битве
(1943 год)
Турнир знатоков по
ВОВ
Фотовыставка к 23
февраля «Защитники
Отечества»
Проведение радиолинейки,
тележурнала по параллелям
Подготовка команд и проведение
игры
Оформить фотовыставку «Родители
в рядах вооруженных сил»
«Вечная слава городов –
героев», экскурсии в
КБС
Экскурсии по параллелям
Турчина В.В.
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
обучающиеся
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Управляющий Совет
школы
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Обучающиеся (все
желающие)
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Обновление и
пополнение фондов
Работа с фондом и экспонатами
КБС (учет и хранение)
Турчина В.В.
«Хранители»
МАРТ КБС
Акция «Ветеран живет
рядом»
Поздравление ветеранов с
Международным женским днем,
оказание помощи
«Склоняя голову пред
подвигом солдата»
галерея подвига
Экскурсии в КБС
Участие в смотре
конкурсе музеев и
комнат между
общеобразовательными
учреждениями города
«Детигерои ВОВ»
Оформление
фотовыставки «Герои
былых времен»
АПРЕЛЬ
Подготовка к смотру
Подготовка и проведение
тематической экскурсии в комнату
Боевой Славы учащихся 14 классов
По результатам поисковой
деятельности Оформление
экспозиции из фотографий
родственников воевавших в годы
ВОВ
Слет «Юных патриотов» Участие в слете, посвященном
Победе Советского народа в
Великой Отечественной войне.
Проводы поискового
отряда «Хранители»
Торжественные проводы отряда в
очередную поисковую экспедицию
День Победы
советского народа в
Великой
Отечественной войне
Акция «Ветеран живет
рядом»
МАЙ
Радиолинейка, тележурнал по
параллелям
классные часы;
уроки мужества;
«Минута молчания»
Торжественное чествование
ветеранов ВОВ
Поздравление ветеранов с Днем
победы, оказание помощи
Классные
руководители и
обучающиеся
закрепленные за
ветеранами
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Турчина В.В.
«Хранители»
Турчина В.В.
«Хранители»
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Обучающиеся (все
желающие)
Турчина В.В.
«Хранители»
Белянцев А.Ю.,
учитель ОБЖ
Турчина В.В.
«Хранители» Белянцев
А.Ю.
Турчина В.В.
«Хранители»
Классные
руководители
Управляющий Совет
школы
Классные
руководители и Участие в возложении
венков к памятнику
Победы
Участие в торжественном шествии 9
мая
обучающиеся
закрепленные за
ветеранами
Турчина В.В.
«Хранители» Содержание программы «Живем, чтобы помнить, помним, чтобы жить»
Программа предполагает обучение учащихся учреждений основного образования
детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения
деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на один год обучения. Тематическое наполнение и часовая
нагрузка отражены в учебнотематическом плане. Специфика организации занятий
по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и
музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт
условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно
краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность
обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе
родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейнокраеведческого
исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их
в процессе практических занятий и в свободное время.
Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые
для:
реализации регионального компонента по различным предметам основного курса
обучения;
осуществления музейнокраеведческих исследований как формы дополнительного
образования;
организации систематической деятельности школьного музея как учебно
воспитательного и досугового центра учреждения образования.
Программа «Живем, чтобы помнить, помним, чтобы жить» осуществляется как
учебнодеятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим
основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно
краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать
участие в научнопрактических конференциях, краеведческих олимпиадах и других
мероприятиях, предусмотренных программой.
Особым компонентом программы может быть постоянно действующая научная
экспедиция учащихся учреждения образования по изучению и охране историко
культурного и природного наследия родного края музейнокраеведческими
средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся
учреждения образования. Организационнометодическим центром этой экспедиции
может выступать Совет школьного музея. Таким образом, фонды школьного музея и
его информационнокраеведческая база смогут пополняться не только в результате
деятельности актива самого музея, но и других учащихся учреждения образования.
Научная экспедиция включается в сетку учебнотематического плана только в
той мере, которая необходима Совету КБС для осуществления функций организации
и координации деятельности экспедиционных групп (отрядов) для реализации своих
музейнокраеведческих задач.
Таким образом, программа «Живем, чтобы помнить, помним, чтобы жить»
предполагает осуществление трёх социальнокультурных функций: 1 Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся
средствами краеведения и музееведения.
2 Организация деятельности школьного музея как научноисследовательского,
учебно – воспитательного и досугового центра.
3 Организация участия обучающихся в туристскокраеведческих движениях,
федеральных, региональных и местных программ музейнокраеведческими
средствами.
В процессе реализации программы учащиеся получают возможность
специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно
краеведческих исследований. Перспективный план на 2012 – 2015 гг.
Сроки
выполнения
2012 – 2015гг.
2012 – 2015гг.
Ответственные
Обучающиеся, учителя,
родители
Обучающиеся, учителя,
родители 1 – 11 классов
Содержание мероприятия
1. Обновление и пополнение
фондов КБС (экспонатов)
2. Сбор и оформление
материалов в результате
поисковой работы
«Семейные реликвии»;
«Моя родословная»;
«Адреса памяти»;
«Книга воспоминаний»
3. Накопление методического
материала для проведения
тематических классных
часов и мероприятий
4. Оформление экспозиции
«События и личности
Отечественной войны
1812г.»
2012 – 2015гг.
2012 – 2015гг.
Классные руководители,
педагоги
дополнительного
образования
Руководитель КБС,
учителя ИЗО, трудового
обучения
Руководитель КБС,
педагоги
дополнительного
образования,
обучающиеся члены
кружка «Хранители»
Управляющий Совет,
руководитель КБС,
Руководитель КБС,
учащиесячлены кружка
«Хранители»
Руководитель КБС,
педагоги
дополнительного
образования,
обучающиеся члены
кружка «Хранители»
Руководитель КБС, педагоги,
обучающиесячлены кружка
«Хранители»
5. Организация выставок и
2012 – 2015гг.
экспозиций в дни воинской
славы России
(19 ноября, 23 февраля, 9
мая)
6. Регистрация поискового
отряда «Хранители» на
муниципальном и
окружном уровнях.
7. Создание Интернетсайта
«Живем чтобы помнить,
помним, чтобы жить».
8. Создание и оформление
каталога фонда КБС
(методического,
мультимедийного)
2012 – 2015гг.
2012 – 2015гг.
2012 – 2015гг.
9. Выступления на
краеведческих
конференциях, в печати, по
радио и телевидению
2012 – 2015гг. («Детство, опаленное
войной», мероприятие с
приглашением
общественной организации
«Узники Холокоста»)
10.Детский конкурс
2012 – 2015гг.
рисунков, работ
декоративно –
прикладного творчества,
макетов, диорам «Герои
войны 1812 г.», «Русский
мундир XIX века», «День
Победы глазами детей»,
посвященный Великой
Отечественной войне.
Учителя ИЗО,
трудового обучения и
дополнительного
образования (Сигарева
З.С., Гупайло Р.Д.,
Макогон О.И., Свищева
Н.В., Мержиевская
М.И.) Ожидаемые результаты.
Для музеев:
1) оптимизация деятельности музеев в русле основного направления программы;
2) совершенствование содержания деятельности музеев;
3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
4) укрепление материальной базы музеев.
Для учащихся:
1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно –
нравственного развития школьников;
2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться
историческое сознание. Список литературы
1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003
г.
3. Методика историкокраеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М.,
1982
4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным
навыкам в школе. Спб., 2002.
5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Комната Боевой Славы МБОУ "СШ №15" Программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.