Развитие творческого потенциала личности в обучении
Оценка 4.7

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
7 кл
18.11.2018
Развитие творческого потенциала личности в обучении
Цель работы - описать деятельность кружка «Ступени мудрости» как средство развития творческого потенциала личности обучающегося, в которой учитель получает возможность работать не автономно, а в сотрудничестве, сотворчестве с учащимися. Цель программы - научить детей заглянуть внутрь себя, задуматься о смысле своей жизни, своей семьи, своих взаимоотношений с окружающим миром, проявить себя в творчестве. Все занятия начинаются с цитат, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством.
выступление.doc
Итоговая работа по теме: «Кружок «Ступени мудрости» как форма работы по развитию творческого потенциала личности учащегося»  «Развитие творческого потенциала личности в обучении» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку) Выполнила: Рагузина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №3 г.о. Новокуйбышевск Самарской области Введение Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих   возможностей   в   новых   условиях   их   развития.   Но   человек   не   всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно   на   них   реагировать,   он   должен   активизировать   свой   творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость. Этому должно содействовать современное образование. В связи с этим, немаловажной работой педагога, я считаю, является   развитие творческого потенциала ребенка через организацию   процесса   творческой   деятельности.   Создать   такие   условия,   в которых   ребенок   смог   бы   максимально   самореализоваться:   установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – вот основная цель воспитательного процесса. Размышляя над всем этим, я часто задавала   себе   вопросы:   что   мы   (педагоги)   можем   противопоставить   засилью реклам,   информированности   о   катастрофах   и   чудовищной   несправедливости жизни,   как   дать   ребенку   азбуку   человеческой   культуры,   как   добиться   того, чтобы у него возникла потребность в добре?     Ведь деятельность ребенка отли­ чается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать   разные   решения,   получая   от   этого   особое   удовольствие,   подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др. Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрос­ лого,   не   испытывает   таких   трудностей   (если,   конечно,   над   ним   не   довлеют жесткие   требования   взрослых).  Он   с  легкостью   и   прежде   всего   практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая,   постепенно   становясь   более   целенаправленной,   увлекает   ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А.   Парамонова,   Г.В.Урадовских).   Указанные   выше   особенности   детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей. Все попытки реформирования и модернизации образования последних лет, рассматриваемые в плане обновления и изменения содержания образования, не смогли   раскрыть   тему   формирования   творческой   личности,   способной   опе­ рировать   социально   и   личностно   значимыми   знаниями.   Причина   этого заключается   в   том,   что,   несмотря   на   все   попытки   изменения,   в   основе образования лежала идея адаптации человека к наличному социуму. Сегодня становится ясно, что адаптивная идея организации образования ограничивает возможности   формирования   творческого   потенциала   личности.   Основное противоречие, решаемое в обобщении данного опыта ­ это противоречие между необходимостью   получения   школьниками   обязательных   готовых   знаний   по предметам   и   возможностью   развивать   у   учащихся   стремление   к самостоятельному   добыванию   и   исследованию   дополнительных   фактов   и сведений, что должно способствовать  формированию  ценностного  отношения ребят   к   литературному наследию и   эстетическому развитию и саморазвитию личности. практике общеобразовательной   школы   пока   не   достигнуто   в   полной   мере.   Именно поэтому   развитие   творчества,   по   моему   мнению,   является   наиболее эффективной в плане личностно ориентированного образования. реализации   этой     Обеспечение   идеи   в   Исследования   психологов­гуманистов   подтверждают   этот   факт,   рас­ сматривая личность как «саморазвивающуюся систему, которая стремится не к адаптации, а к взрыву равновесия с окружающим миром и достижению все но­ вых   и   новых   вершин».  Поэтому   проблема   состоит   в   недостаточности   форм педагогической   деятельности,   направленных   на   развитие   творческого потенциала   учащегося.  В   результате   педагогике   необходимо   начать   решать проблему   построения   не   адаптивного   образовательного   процесса,   а   преобра­ зующего, выступающего в целом в качестве культурного образца самореализации личности, обеспечивающего становление ее творческого потенциала.  Цель работы ­ описать деятельность кружка «Ступени мудрости» как средство развития творческого потенциала личности обучающегося, в которой учитель получает возможность работать не автономно, а в сотрудничестве, сотворчестве с учащимися.  «Ступени мудрости» как форма работы по развитию творческого Основная часть потенциала личности учащегося»  «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и  проявлению».  Л.С. Выготский Творчество   рассматривается   учеными   как   человеческая   деятельность высшего   уровня   по   познанию   и   преобразованию   окружающего   природного   и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется   и   сам   человек   (формы   и   способы   его   мышления,   личностные качества):   он   становится   творческой   личностью.   На   сегодняшний   день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А.   Бакушинский,   Е.   Флёрина,   В.   Глоцер,   Б.   Джефферсон,   и   др.),   нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия.  Для   всех   детей   главнейшей   целью   обучения   и   воспитания   является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью   их   последующей   реализации   в   профессиональной   деятельности.   Но применительно   к   одаренным   детям   эта   цель   особенно   значима.   Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду   на   решение   актуальных   проблем   современной   цивилизации.   Таким образом,   поддержать   и   развить   индивидуальность   ребенка,   не   растерять,   не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения детей. Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Применительно к   школьному   образованию,   личности   учащегося,   потенциал   школьника   ­   это единство достигнутого уровня знаний, умений, навыков, личностных качеств, сформированных   на   их   базе   в   процессе   целенаправленного   обучения,   и будущего, постоянно меняющегося состояния личности. Творческий потенциал как мера творчества отражает единство количества и качества и выполняет роль звена, соединяющего категории непосредственного бытия.   Программа «Ступени мудрости» поможет сделать будущее хоть чуточку светлее   и   добрее.   Она   предназначена   для   учителей,   заинтересованных   в воспитании   творческого   потенциала   личности   ребенка     и   состоит   из практических занятий для детей средней школы.  Программа призвана способствовать тому, чтобы дети задумывались над важными   нравственными   проблемами,   причем   не   только   над   теми,   которые актуальны   для   них   в   настоящий   момент,   но   и   над   теми,   с   которыми   им предстоит столкнуться в будущем. Жизненные навыки ­ важнейший компонент стратегии профилактики рискованного поведения. Каждое занятие  нацелено на расширение   познаний   учащихся   в   заданной   области,   воспитания   в   них положительных   установок   и   обучение   их   практическим   навыкам,   которые помогут   им   в   осуществлении   благих   намерений.   Эти   навыки   основаны   на качествах   положительного   характера,   в   том   числе   уважении   окружающих, ответственности, надежности, заботливости и чувстве гражданского долга. Одна из ключевых тем  курса – это качества положительного характера и его значение для здоровой жизни и полноценных межличностных отношений. В этой связи повышенное   внимание   уделяется   жизненным   ценностям.   Таким   образом, подростки сами учатся реально смотреть на жизнь и видеть в ней перспективу. Цель   программы   ­   научить   детей   заглянуть   внутрь   себя,   задуматься   о смысле   своей   жизни,   своей   семьи,   своих   взаимоотношений   с   окружающим миром, проявить себя в творчестве. Все занятия начинаются с цитат, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством. Задачи: 1. Привить группе подростков нравственные ценности и жизненные навыки, которые   сохранят   их   здоровье,  помогут   не   сбиться   с  пути   к   успеху   и научат приносить пользу обществу. 2. Научить   подростка   тем   типам   мышления,   поведения,   которые соответствуют определению положительного характера. 3. Помочь   учащимся   прочно   усвоить   позитивные   ценности   и   убеждения, которые являются важным фактором развития у человека способности к принятию правильных и разумных решений.  Научить детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему.  4. Метод   развития   творческого   потенциала   по   программе   «Ступени мудрости» можно использовать при выполнении творческих заданий, написание творческих   работ,   защите   проектов,   нетрадиционные   уроки,   урок   – конференция.   Формы   организации   учебной   деятельности:   общеклассные, групповые,   парные,   индивидуальные.   Занятия   включают   в   себя   сказки, подвижные   игры   и   творческие   задания,   направленные   на   проживание   темы ребенком и осмысление проблемы с позиции собственного опыта.  Формы   межгруппового   общения:   совместно­индивидуальная;   совместно последовательная;   совместно­взаимодействующая.   Уже   при   анализе   форм групповой работы, мы видим, что её характеризуют следующие черты: ­ деятельностная черта ­ процесс познания предполагает вовлечение учащегося в активную творческую деятельность; ­ интерактивность ­ активное взаимодействие обучающего и учителя; ­   рефлексивный   аспект   –   постоянное   размышление   ученика   о   субъективном опыте, его анализ и самостоятельная постановка цели. ­   выход   учащегося   на   индивидуальную   образовательную   траекторию   с последующим самоопределением. Программа рассчитана на 72 часа для учащихся 12­13 лет (2 часа в неделю). Учебно ­ тематический план занятий: №                                            Тема занятий 1 2 Бережем природу Экскурсия на природу  Количество часов 1 4 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Взаимопонимание Великодушный поступок Во что верит человек Чем можно гордиться Трудно ли быть добрым Учимся доверию Как найти друга Благородная жертва Забота о других Сила единства 13 Мир красоты 14 Красота души 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Кроткий характер Дар любви Любовь матери Любовь к Родине Любознательность Секреты мастерства Крылья мечты Тропа милосердия Сокровища мудрости 24 Мужественный поступок 25 26 27 28 Свет надежды На что похожа нежность Помогаем другим Преданность друга 29 Жизнь без предрассудков 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Приветливые слова Радость и улыбка Скромный человек Умеренность Служение людям Смысл жизни Подготовка социальных проектов Защита проектов Подведение итогов Итого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 6 2 1 72 Содержание программы: Занятие №1 «Бережем природу» 1. Игра «Жизнь деревьев» 2. Мальчик и море (А Лопатина) 3. Прощание с морем (М. Скребцова) 4. Подвижная игра «Морские танцы» 5. Сценка «Два представителя природы» 6. Рисунок «Подарки моря». Занятие № 2 ­5   Эксурсия на природу Занятие № 6­7 «Взаимопонимание» 1. Игра «Кто понимает без слов» 2. О чем мы думаем (А Лопатина) 3. Две страны (М Скребцова) 4. Творческое задание «Учимся пониманию) 5. Сценка «Пойми меня» 6. Сочиняем сказку «О чем рассказали вещи» Занятие № 8­9 «Великодушный поступок» 1. Творческое задание «Великодушный поступок» 2. Корень добра не сохнет (индийская сказка) 3. Сценка «Великодушные министры» 4. Свет великодушия (М. Скребцова) 5. Рисунок «Великодушное сердце» Занятие № 10­11 «Во что верит человек» 1. Творческое задание «Вера в любовь» 2. Красношейка (С Лагерлеф) 3. Ты – хранитель души своей (М. Скребцова) 4. Творческое задание «Птица веры» 5. Рисунок «Цвета веры и надежды» Занятие № 12­13 «Чем можно гордиться» 1. Творческое задание «гордость профессии» 2. Гордая инфанта (Э Фарджон) 3. Рисунок «Кто и чем гордится» 4. Сочиняем сказку «Гордость матери» 5. Чем я горжусь. Занятие № 14­15 «Трудно ли быть добрым» 1. Творческое задание «Добрый поступок» 2. Про сову (Н. Абрамцева) 3. Игра «Кто добрее» 4. Добро без ума (древняя китайская история) 5. Учись доброму­ плохое на ум не пойдет (М. Скребцова) 6. Рисунок «Солнце доброты» 7. Сценка «Ум и доброта» Занятие № 16­17 «Учимся доверию» 1. Творческое задание «Кому мы доверяем» 2. Кочан капусты (итальянская сказка) 3. Сценка «Нужно ли доверять людям» 4. Доверяйте мне (М. Скребцова) 5. Игра «Цепочка доверия» 6. Рисунок «Глаза доверия» 7. Сочиняем сказку «Плащ доверия» Занятие № 18­19 «Как найти друга» 1. Творческое задание «Разговор о дружбе» 2. Лучшая подруга» 3. Игра «Помощь друга» 4. Хорошо дружить с девчонкой (М Скребцова) 5. Рисунок «Дерево дружбы» 6. Сам пропадай, а товарища выручай (М Скребцова) 7. Сценка «Настоящая дружба» Занятие № 20­21 «Благородная жертва» 1. Творческое задание «Дерево жертвенности» 2. Горячее сердце (М Горький) 3. Сочиняем сказку «Сердце Данко» 4. Сценка «Жертвуем друг для друга» 5. Кумирная рыбалка (китайская сказка) 6. Рисунок «Памятник герою» 7. Кто на жертву способен – свету подобен ( М. Скребцова) Занятие № 22­23 «Забота о других» 1. Игра «Учимся заботиться» 2. Незримая забота (А. Лопатина) 3. Творческое задание «Забота о близких» 4. Забота (М. Скребцова) 5. Сценка «Заботливая пара» Занятие № 24­25 «Сила единства» 1. Игра «Цепочка помощи» 2. О ссоре птиц (индийская сказка) 3. Игра «Быстро в стаю собирайся» 4. Рисунок «Птица мира» 5. Разногласие в семье (М Скребцова) 6. Сочиняем сказку «Если все вместе» 7. Сценка «Помири друзей» Занятие № 26­27 «Мир красоты» 1. Игра «Колечко красоты» 2. Есть же разница (Г. Андерсен) 3. Рисунок «Самое прекрасное» 4. Творческое задание «Как украсить мир» 5. Мир красоты (М. Скребцова) 6. Сценка «Кто прекраснее» Занятие №28­29 «Красота души» 1. Игра «Угадай цветок» 2. Волшебный цветок ( А. Лопатина) 3. Рисунок «Цветок души» 4. Красота души (М. Скребцова) 5. Творческое задание «Творец красоты» 6. Сценка «Красота лица и души. Занятие № 30­31 «Кроткий характер» 1. Игра «Шапка крепости» 2. Кроткий одуванчик (А. Лопатина) 3. Кроткий нрав (М. Скребцова) 4. Сценка «Кроткая речь» 5. Творческое задание «Самый кроткий» 6. Кроткий все простит (М. Скребцова) 7. Рисунок «Фея кротости». Занятие № 32­33 «Дар любви» 1. Игра «Круг любви» 2. Великан –эгоист (О. Уальд) 3. Творческое задание «Спасение любовью» 4. Рисунок «Букет любви» 5. Сценка «Научиться любить» 6. Как тебе объяснить (М. Скребцова) 7. Сочиняем сказку «Ворота любви» Занятие № 34­35 «Любовь матери» 1. Игра «Цветок для мамы» 2. История одной матери (Г. Андерсен) 3. Рисунок «Ангел любви» 4. Плохо без мамы (М. Скребцова) 5. Игра «Радуем родителей» Занятие №36­37 «Любовь к Родине» 1. Игра «Что отдаешь Земле родной» 2. Самая нужная вещь (А. Исаакян) 3. Сценка «Кто будет правителем» 4. Творческое задание «Разговор с Родиной» 5. Твоя Родина (М. Скребцова) 6. Рисунок «Любимое место» 7. В родном углу все по нутру (М Скребцова) Занятие № 38­39 «Любознательность» 1. Игра «Любознательный путешественник» 2. Почему кошки мяукают (А. Лопатина) 3. Творческое задание «План развития» 4. Рисунок «Любознательный мышонок» 5. Кто ответит на вопросы (М. Скребцова) 6. Сочиняем сказку «Интересный день» Занятие № 40­41 «Секреты мастерства» 1. Игра «Волшебные инструменты 2. Ремесло – дороже золота (Армянская народная сказка) 3. Рисунок «Вещь мастера» 4. Каждому молодцу ремесло к лицу (М. Скребцова) 5. Золотые руки (Башкирская сказка) 6. Творческое задание «Творчество и профессия» 7. Сценка «Живые инструменты» Занятие № 42­43 «Крылья мечты» 1. Игра «Угадай мою мечту» 2. Звездная мечта (А. Лопатина) 3. Творческое задание «Моя звездная мечта» 4. Я люблю мечтать (М. Скребцова) Занятие № 44­45 «Тропа милосердия» 1. Игра «Милосердие» 2. Юноша и морские звезды (Автор неизвестен) 3. Сочиняем сказку «Морские звезды» 4. Творческое задание «Как помочь» 5. Вышивательница птиц (Греческая сказка) 6. Рисунок «Волшебное платье» 7. Сценка «Милосердный правитель» Занятие № 46­47 «Сокровища мудрости» 1. Игра «Сокровища мудрости» 2. Завещание отца (Сказка народов Бирмы) 3. Страна мудрости (М. Скребцова) 4. Творческое задание «Качество мудрого» 5. Новогодний подарок (Китайская сказка). 6. Рисунок «Мудрый подарок» 7. Сочиняем сказку «Мудрый мир земли» 8. Сценка «Семья качества» Занятие №48­49 «Мужественный поступок» 1. Игра «мужественный поступок» 2. Мост матери и сына (Китайская легенда) 3. Творческое задание «Школа мужества» 4. Наш спаситель (М. Скребцова) 5. Рисунок «Что такое мужество» 6. Сценка «Диалог матери и сына» Занятие №50­51 «Свет надежды» 1. Игра «Птица надежды» 2. Сидень (Г. Андерсен) 3. Сценка «Верим и надеемся» 4. Будет ночь, будет и день (М. Скребцова) 5. Рисунок «Крылья надежды» 6. Творческое задание «Надежды мира» Занятие № 52­53 «На что похожа нежность» 1. Игра «Нежные слова» 2. История колокольчика (Английская сказка) 3. Сочиняем сказку «Нежный колокольчик» 4. Рисунок «Цветок нежности» 5. Где живет нежность (М. Скребцова) 6. Сценка «Ты нежный» Занятие № 54­55 «Помогаем другим» 1. Творческое задание «Помогаем людям» 2. Как домовой Настеньке помог (А Лопатина) 3. Сочиняем сказку «Мой домовой» 4. Творческое задание «Взаимопомощь» 5. Заботливая медсестра (М. Скребцова) 6. Рисунок «Фея медсестры» 7. Сценка «Для тех, кто нуждается» Занятие № 56 «Преданность друга» 1. Игра «Верные друзья» 2. Заира и Амир (Г. Радлей) 3. Творческое задание «Верность идеалам» 4. Мой лучший друг (М. Скребцова0 5. Рисунок «Верные друзья» 6. Сценка «Два друга» Занятие № 57 «Жизнь без предрассудков» 1.Творческое задание «Кто ты такой» 2.Соседи (Датская сказка) 3. Игра «Послание друг другу» 4. Рисунок «Драгоценное украшение» 5. Черный кот  (М. Скребцова) 6. Сценка «Два народа» Занятие №58 «Приветливые слова» 1. Игра «Кто самый приветливый» 2. Кто собирал грибы (Н. Абрамцева) 3. Рисунок «Подарок для лягушат» 4. Сочиняем сказку «Зонт грибника» 5. Здравствуй, Привет (М. Скребцова) 6. Сценка «Приветливые и неприветливые» Занятие № 59 «Радость и улыбка» 1. Игра «смешинка и слезинка» 2. Как ива научилась улыбаться (М. Скребцова) 3. Сочиняем сказку «Лесная ивушка» 4. Рисунок «Радостный портрет» 5. Мамина улыбка (М. Скребцова) 6. Сценка «Царевна  Несмеяна» Занятие № 60 «Скромный человек» 1. Творческое задание «Самый скромный» 2. Пастух из Кальтанисетты (Итальянская сказка) 3. Сочиняем сказку «Скромный Мартин» 4. Рисунок «Золотая статуя» 5. Куда пропала скромность (М. Скребцова) 6. Игра «Золотая рыбка» 7. Две елки (Л. Чарская) 8. Сценка «Скромность и щедрость» Занятие № 61 «Умеренность» 1. Игра «Колечко желаний» 2. Волшебное кольцо (А. Неелова) 3. Творческое задание «Для людей земли» 4. Все хорошо в меру (М Скребцова) 5. Рисунок «Исполненное желание» 6. Сценка «Чье желание важнее» Занятие № 62 «Служение людям» 1. Творческое задание «Науки – людям» 2. Как старец с горы Юньти помог людям (Китайская сказка) 3. Жить – людям служить (М. Скребцова) 4. Три сокровища (Японская сказка) 5. Сценка «Служим друг другу» 6. Сочиняем сказку «Первый хлеб» Занятие № 63 «Смысл жизни» 1. Игра «Цепочка ценностей» 2. Золотой цветок (А Лопатина) 3. Рисунок «Золотой цветок» 4. Как обрести себя (М. Скребцова) 5. Сценка «Служим людям» 6. Сочиняем сказку «Пилот и самолет» Занятие № 64­69 Подготовка социальных проектов Занятие № 70­71 Защита проектов Занятие № 72 Подведение итогов Средства реализации опыта: в качестве примера рассмотрим разработку занятия №1по теме: «Бережем природу» Природа   –   единственная   книга,   на   всех   своих   страницах   заключающая высокое содержание. Иоган Гете. Игра «Жизнь деревьев» Дети делятся на группы и получают карточки с различными фразами о жизни деревьев и растений, например: 1. Дерево радуется солнцу; 2. Дерево гнется под ураганным ветром; 3. С дерева опадает листва; 4. Дерево слушает пение птиц; 5. На дереве распускаются почки; 6. Дерево лечит дятел и т.д. Дети должны изобразить мимикой и жестами ситуацию, описанную на карточке. Все остальные отгадывают, что происходит с деревьями. Беседа Вопросы и задания для беседы: 1. Расскажите, какие в вашем городе есть аллеи, парки, цветочные клумбы. 2. Расскажите о своем любимом уголке природы так, чтобы нам захотелось там побывать. 3. Если   бы   вас   назначили   главным   озеленителем   города,  какие   деревья   и цветы вы посадили бы в своем городе и почему? Рассказ А. Лопатина «Мальчик и море» Вопросы и задания к рассказу: 1. Как мальчик относился к морю? 2. О чем он разговаривал с морем? 3. Что море отвечало ему? 4. Что главное в жизни природы должен знать каждый человек, чтобы не навредить ей? Стихотворение М. Скребцовой «Прощание с морем» Вопросы и задания: 1. Когда ты уезжаешь с моря, что ты обычно говоришь ему на прощание? 2. Перечисли все самое чудесное, что дарит тебе море. 3. Чем ветер, солонце, небо на море отличаются от ветра, солнца, неба в городе? 4. Представь, что ты плывешь по морю на белом паруснике. Опиши, что ты чувствуешь 5. Как человек должен заботиться о море? Подвижная игра «Морские танцы» Дети   делятся   на   группы.   Одна   группа   придумывает   танец   чаек,   другая­ дельфинов, третья – танец рыб, четвертая – танец парусников. Затем группы под музыку  по   очереди  показывают   свои   танцы,  а  все  остальные  угадывают,  кто танцует. Сценка «Два представителя природы» Дети   делятся   на   пары.   Один   ребенок   в   паре   играет   роль   какого   –   либо представителя   мира   природы,   который   живет   в   доме   с   людьми,   например: рыбки,  черепахи,   птички,  а  второй –  роль  этого   же  представителя   природы, который   живет   на   воле.   В   сценке   дети   рассказывают   о   жизни   своих представителей мира природы. Письменная работа. Дети записывают пословицу: «Земля, на которой родился, золотая»­ и получают карточки с названиями разных мест земли. Дети должны написать, что чувствует земля, когда о ней заботятся люди. Рисунок «Подарки моря» Представь, что море подарило тебе на память что – то волшебное. Нарисуй подарок моря. Задание на дом Представь,   что   земля,   море,   горы,   поля,   леса   решили   написать   пожелание людям. Запишите их пожелания. Прогнозируемый результат: 1. Система работы   способствует  активному включению учащихся в процесс приобщения   к   творчеству,   позволяет   формировать   устойчивый   интерес   к предмету, увеличению количества учащихся, принимающих участие в различных творческих конкурсах. 2. Повышение качества образования. 3. Повышение уровня творческого потенциала. Оценка уровня творческого потенциала: И н с т р у к ц и я: При ответах на предлагаемые вопросы оцените по 9­балльной шкале   степень   выраженности   своих   личностных   качеств   или   частоту   их проявления.  Высший балл – 9, низший – 1 1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца? 2. Если всех людей разделить мысленно на логиков и эвристиков (генераторов идей), то в какой степени вы – эвристик? 3. В какой степени вы относите себя к людям решительным? 4.   В   какой   степени   ваше   творение   «продукт»   чаще   всего   отличается   от исходного замысла? 5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что­то, выполнили обещание? 6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в чей­либо адрес? 7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости? 8.   Какой   %   людей   в   коллективе   обычно   поддерживает   ваши   инициативы   и предложения? (1 балл  10 %) 9. Как часто у вас бывает веселое и оптимистическое настроение? 10. Если все проблемы, решаемые вами за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков удельный вес практических? 11. Как часто вам приходится отстаивать свои убеждения? 12. В какой степени ваша общительность способствует решению ваших проблем? 13.   Как   часто   у   вас   возникают   ситуации,   когда   главную   ответственность   за решение важных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя? 14. Как часто вы способны выполнять проекты? 15. Как часто вам удается опережать своих коллег? 16. Как много людей считает вас воспитанным? 17. Насколько вам импонирует жизнь в деятельности? 18. Как часто вы реформируете свою жизнь? Обработка. Ответив на все вопросы, подсчитайте сумму баллов и определите по таблице уровень вашего творческого потенциала. Карта педагогических наблюдений за развитием творческого потенциала личности   учащихся   в   процессе   подготовки   и   участия   в   работе   кружка «Ступени мудрости». № Ф.И. учащегося 1 Иванов И.И. Замер Творческий потенциал личности учащегося ь т с о н ь л е т а н з о б ю Л я и ц и у т н И е и н е ж а р б о о В ь т с о н в и т к А ь т с о н ь л а н и г и р О 1. 2. ь т а в о з ь л о п с и   е и н е м У   т ы п о й ы л ш о р п ь т а в о р и н и б м о к   е и н е м У и е д и Таблица творческих достижений учащегося Ф.И. учащегося № 1. Перечень   творческих   конкурсов,   которых принял участие ребенок 1 2   в Дата участия Результат Заключение. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности ­ организация   интересной   содержательной   жизни   ребенка:   организация повседневных   наблюдений   за   явлениями   окружающего   мира,   общение   с искусством,   материальное   обеспечение,   а   также   учет   индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности,   организация   атмосферы   творчества   и   мотивация   задания. Формирование   мотивов   деятельности   от   принятия,   удержания,   выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Работа  педагога с   детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс.   Он   требует   от   него   личностного   роста,   хороших   знаний   в   области психологии одаренных и их обучения. Встреча с творческими учениками, по сути,   является   для   педагога   своеобразным   экзаменом   в   профессиональном, личностном и даже в духовно­нравственных отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи – соответственно   отрицательные.   Но   в   обоих   случаях   такая   встреча   дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и   личностного   становления.  Творческие   люди   поражают   воображение. Удивительно   и   то,   что   они   появляются   во   все   времена,   в   различных исторических условиях. Можно ли приоткрыть тайну становления творческой личности?     Что   помогает   этому   становлению?   Есть   ли   что­то   общее   в воспитании  таких людей? Для становления творческой личности необходимо творческое   воспитание   в   детстве.   Оказывается,   талантливые   воспитатели   ­ сознательно или интуитивно – избегали воздействовать на ребенка в лоб. Они использовали   «чудо»   ­   загадку,   тайну,   необычное   явление.   Основой воспитательного   процесса   становится   своеобразный   треугольник взаимодействия ребенка с наставником и чудом. При встрече с чудом возникает сильное   и   необычное   впечатление,   а   удивление   и   радость   пробуждают любознательность ребенка и часто оставляют след на всю жизнь.  Используемая литература: 1. Ефимов,   В.   С.,   Лаптева,   А.   В.   и   др.   Возможные   миры,   или   Создание практики творческого мышления. М.: «Интерпракс», 1994; Красноярск: КГУ, 1994. Педагогика Самоопределения. 2. Глотова,   Г.   А.   Творчески   одаренная   личность,   проблемы   и   метод исследования. Уч. пос. – Екатеринбург: УрГУ, 1992. – 128 с. 3. С. В. Кульневич, Т. П. Совсем необычный урок. Воронеж, 2006, с.43 4. № 2 2002 – Л. Г.Устинова «Творческий потенциал и рейтинговая система обучения. 5. Орлов  Ю. М. Восхождение к индивидуальности : Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с. 6. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995. 7.   Матюшкин,   А.   М.   Концепция   творческой   одаренности.   //   Вопросы психологии № 6, 1980. Работы учащихся: Иленко Людмила, 7 «Б» класс Великодушие:   во   время   войны   люди   часто   спасали   друг   друга,   помогали бескорыстно нуждающимся. А чаще всего получалось так, что они погибали, умирали ради спасения другого человека. Так они защищали свою Родину. Игнатов Илья,7 «Б» класс Бережем   Землю:   наша   Земля   живая,   она   все   чувствует,   все   слышит.   Если ругаться на землю, урожая не будет. Если пролить нефть в море, погибнут рыбы, чайки. Если сгорят все леса по вине человека­ это будет неоценимый ущерб всему живому на Земле. Если дальше загрязнять воздух­ нечем будет дышать и все погибнут. Берегите Землю! Когда о ней заботятся люди, проявляют любовь к каждому   уголочку,   она   понимает,   что   нужна   и   благодарит   нас   хорошим урожаем, свежим воздухом и зеленым лесом. Манюк Юлия, 6 «А» класс Бережем Землю: земля, на которой родился ­ золотая; вода, которую пьешь­ целебная. Родная земля ­ это первый твой дом. Ты должен защищать ее и делать ее лучше. Раньше Землю называли матушкой. И это верное выражение. Она как мать  укрывает  нас  от  бед,  кормит  и поит. Поэтому  я  прошу  всех:  берегите землю, заботьтесь об окружающей вас среде, сделайте мир хоть на чуть –чуть лучше! Великодушие:   великодушие   выражается   в   бескорыстной   уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами.   Великодушие   дает   свободу   от   мелочности,   зависти   и   скупости. Великодушие   дает   силы   доля   снисхождения   к   слабостям   и   ошибкам окружающих. Примеры великодушия: звезда беговых дорожек в Огайо помогает своей   сопернице,  подвернувшей   ногу,  пересечь   финишную   прямую.  Мужчина рисковал жизнью, чтобы спасти во время наводнения кенгуру в Квинсленде. Как обрести веру: говорят, что вера – мать терпения, подательница надежды, лестница к престолу любви. Нужно просто верить в пользу добрых дел, в  цель своего жизненного пути. Верить и ждать. Машков Александр, 6 «А» класс Чем можно гордиться: чтобы человек был виден везде, он должен быть добрым, отзывчивым. Гордый человек ищет место, где есть богатство. А мудрому хватит и   скромной   избы,   в   котором   живет   его   богатство:   семья.   И   этим   нужно гордиться. Кияткина Екатерина, 6 «А» класс Бережем  землю:  земля  помогает нам жить.  А люди чаще  всего  засоряют  ее, срывают цветы, ломают ветки деревьев, не тушат костры. Они ведут себя как неразумные дети. Я прошу людей: берегите то, что есть, сохраните море, воздух, лес чистыми, чтобы другие поколения могли сказать нам спасибо за жизнь. Как   обрести   веру:   для   начала   необходимо   поднять   самооценку,   побольше говорить себе и людям хороших слов. Если верить во что­то, то это обязательно случится. Просто не надо надеяться, что это будет сразу здесь и сейчас. Краюшкин Андрей, 6 «А» класс Бережем землю: я живу в России, в маленьком городке Новокуйбышевске. Но его я очень люблю и берегу. Хочу написать стихотворение про Родину: Земля родная­ золотая, Не каждый это понимает, Но рано или поздно Он сердца ей отдаст поклон. Земля обнимет, приласкает. Тебя она не поругает Не вспомнит злого никогда. Она как мать простит всегда. Как обрести веру: вера, как и любовь, не дается сразу и легко.  Ее нужно искать, добиваться. И только со временем, после духовного роста, вера овладевает всем внутренним твоим существом и делается для нас целью нашего бытия. Чем   можно   гордиться:   чтобы   люди   тебя   замечали,   нужно   делать   добрые поступки, быть умнее и не думать только о себе. Например, купили тебе новый дорогой телефон, не надо ходить и хвастаться им. Это же не ты заработал. Не надо смотреть на людей свысока.  Гордиться можно своими достижениями. Чинаева Анна Бережем землю: земля, на которой я родилась, красивая, большая, могучая. Я очень люблю свой край за просторы, чистоту. Я хочу, чтобы люди сберегли мир для потомков. Люди! Не загрязняйте природу, не рубите деревья, сохраните природную красоту лесов, рек, озер. Не убивайте животных! Они так же как и вы чувствуют боль! Чем можно гордиться: существуют такие качества характера, которые делают человека заметным в любом месте: доброта, трудолюбие, скромность, честность. Такой человек не любит выделяться из толпы, он умен, серьезен и вдумчив.  Саламатина Полина Как обрести веру: с раннего детства нам бабушка, мама папа говорят о Боге. Что весь мир создан им. И мы начинаем потихоньку верить в Бога. Но при этом мы не видим его в живых. Не понимаем, что Бог в нас самих. Надо верить в себя. Хороший человек никогда не престанет верить. Как приобрести веру, я не знаю. Но думаю, что человек начинает верить в критической ситуации. Бережем землю: моя Родина – Россия. В ней много природных ресурсов: нефть, газ, золото и т.д. А так же есть многолетние   высокие сосны, мягкая зеленая трава. А зима? Вы замечали, какая у нас зима? Она сказочная. Все деревья одеты в белые шубы. Животные тоже приобретают свой зимний наряд. Особенны белые зайчики, они кажутся маленькими комочками. Только у нас в России морозы украшают окна узорами. А звезды на небе светятся как фонарики. Я родилась в Самарской области. Это необычное место. На карте наша область похожа на сердце.   Именно   его   мы   и   защищаем   своей   любовью.   И   никогда   не   дадим завладеть нашим сердцем. Калинина Ева Бережем землю: говорят, что место, где ты родился, не забудешь никогда. Я родилась в России. Это страна, в которой я живу. Любуясь родными просторами ты   понимаешь,   как   здорово   быть   частью   всего   человеческого   мира.   Родные места   помогают   ощутить   красоту   жизни,   понять   неповторимость   каждого момента. Я считаю себя счастливым человеком. Мне дарит свою любовь мама, поддерживают друзья, учителя открывают удивительный мир знаний. С особым трепетом я вспоминаю о тихом дворике, ставшем мне родным. И пока мы живем на этой земле под названием Россия, мы никогда не забудем о своем величие, будем сильны своим духом и телом. Взаимопонимание: дети не понимают взрослых, потому что у них не развита децентрация ( способность преодолевать  свой эгоцентризм, принять в расчет другие   точки  зрения). А  почему   децентрация  не развита?  Потому  что  их  не понимают родители. Круг замкнулся. Все родители хотят счастья своим детям, но не все хотят понять, что же нужно детям. К сожалению, родители считают, что   они   знают     лучше,   что   такое   счастье   для   их   детей.  И   ведут   их   к   нему железными   кулаками,   считая,   что   потом,   когда   дети   вырастут,   они   оценят поймут и будут благодарить. Но это происходит далеко не всегда. Чаще всего наоборот. Что же делать родителям? Чтобы дети были счастливыми и ваши отношения гармоничными, надо понять, что же хотят дети, вспомнить себя в их возрасте. Вспомните сочинение из фильма «Доживем до понедельника! Кто – то из учеников написал: «счастье – это, когда тебя понимают». Великодушный поступок: во всем мире люди откликнулись на землетрясение, которое   потрясло   Гаити.   Уже     через   три   дня   американцы   пожертвовали пострадавшим   более   миллиона   долларов.   Люди   с   небольшим   доходом,   как например Мария Паченко, безработная мать­ одиночка из Чикаго, пожертвовала пищу и одежду. Как   обрести   веру:   вера   в   себя   тесно   связана   с   двумя   психологическими факторами. Это уверенность в себе и чувство безопасности. Нельзя поверить в себя   внезапно,   в   один   миг.   Это   длительный   процесс,   который   никогда   не кончится. Веру в себя надо поддерживать постоянно, стараясь окружить себя теми людьми и вещами, которые дарят вдохновение и спокойствие. Но как дать себе   эту   веру?   Начнем   с   мотивации.   Первое,   надо   четко   определить,   зачем нужна   уверенность   в   себе.   Второе,   необходимо   сфомировать   правильное понимание   себя   и   отношение   к   себе.   Уверенность   в   себе­   сила,   вторая составляющая формулы: хочу­ могу­ делаю (первая – сила стремлений, третья­ сила активности). Елисеева Анастасия. Как обрести веру: во – первых, не надо унывать. Во – вторых, надо окружать себя   только   теми   вещами   и   людьми,   которые   постоянно   будут   дарить вдохновение   и   спокойствие.   Если   тебя   люди   окружают   любовью   и поддерживают, это бесценно. Ну так же необходимо отвечать людям добром на добро.   Чем   больше   человек   излучает   света   и   позитива,   тем   больше   к   нему вернется. Этим ты питаешь веру в свои силы. Смоленов Никита Во что верит человек: вера рождается в человеке в виде любопытства. Вот уж так   устроен   человек­   ему   все   надо   знать   в   этом   мире.   Понаблюдайте   за ребенком­  он «лезет   в  каждую   дырку».  И   взрослый  человек   тоже  сохраняет такое свойство, на котором «играют» заинтересованные люди, которые любят управлять   людьми.   Именно   поэтому   человеку   внушают,   что   на   небесах   есть такой дяденька, который все создал. И человек начинает верить манипулятору, несет ему деньги, еду, одежду. А тот говорит, как лучше угодить дяденьке на небесах. Вот эту тягу к познанию люди и назвали верой. Матвеев Сергей. Во что верит человек: Продумано все вплоть до мелочей, Все воедино радость всех связала Его огонь любви горел быстрей И человек – венец природы создавался. О, как прекрасен человек Земли! Нет во вселенной лучшего творенья! В тебе есть все, что Бог нам подарил, Так будь же сам подобен Богу в устремленьях! В библии сказано, что человек­ венец творенья! Плаунова Ксения Бережем   землю:   природа­   это   естественная   среда   обитания   человека.   И естественно, что ему необходимо заботиться о ней, беречь и хранить. Природа – краса нашей земли. Она дает нам пищу, кислород, а леса – древесину. Уже с детского сада нужно учить детей заботиться о природе, об окружающем мире. Земной шар – наш дом и мы не должны его загрязнять. Я считаю, что если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, на рабочем месте, то все вокруг изменится в лучшую сторону. Во что верит человек: вера – неотъемлемая часть человека. Это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Чаще всего люди верят в Бога. Потом в других людей. Это неплохо, но   этой вере сопутствует разочарование. Самая эффективная   вера  –  это   вера  в  себя.  Только   тогда   человек   сможет   достичь успеха. Чирков Дмитрий Бережем землю: наша страна – Россия­ самая большая в мире. Климат у нас разнообразный: на севере возвышаются ледяные торосы, на юге плещется теплое море,   на   западе   стелятся   бескрайние   лесостепи   и   текут   полноводные   реки. Население   нашей   Родины   многочисленно.   Я   живу   в   Новокуйбышевске.­ небольшом   городке   на   Волге.   Он   возник   как   поселок   нефтянников.   Сегодня город насчитывает более ста тысяч человек. Построено много детских садов, школ, жилых домов. В городе активно развивается торговля, асфальтируются дороги, благоустраиваются дворы. Мне нравится жить в Новокуйбышевске.

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Развитие творческого потенциала личности в обучении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018