Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников
Оценка 4.7

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Взрослым
06.01.2017
Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников
В своей работе хотелось показать к какой цели я иду при обучении детей младшего школьного возраста. И что моя цель — научить детей учиться. Хотелось показать как я воспитываю интерес к познанию, к поиску новых источников информации.Также, представлены какие использую информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.методический материал в помощь учителю
публикация.docx
Козлова Елена Александровна                                         учитель начальных классов            первой квалификационной категории                                         МБОУ СОШ № 9 Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников.   В профессиональной деятельности каждого учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны своей   деятельности,   осознать   причины   затруднений   и   спроектировать   дальнейшие   цели профессионального развития.          С     2011 года работает закон Федерального Государственного   образования   и мне довелось     быть     первопроходцем   в   этой   сфере.     Изучив   концепцию   федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поняла, что  моя цель —   научить   детей   учиться   —   актуальна   и   сейчас.    Я   занимаюсь  проблемой  развития творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников.           Для достижения поставленной цели в процессе учебной и воспитательной работы определила для себя следующие задачи: Развитие   творческого   потенциала   у   учащихся.   Где   особое   внимание   уделяю   таким качествам как активность, любознательность, фантазия, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Стараюсь, чтобы эти способности постоянно развивались и у меня. 1. Воспитание интереса к познанию, к поиску новых источников информации. 2. Развитие   рефлексии   младшего   школьника   в   учебном   процессе.   Считаю,   что   это способствует развитию ребенка как субъекта отношений с миром, людьми, самим собой; успешной самореализации учащихся в образовательных видах деятельности.     Поэтому я работаю по формуле  Д. Познера:                     опыт + рефлексия = развитие Эта формула, считаю, приемлема и для учащихся.                Наряду с поставленными задачами реализую системную работу по  обновлению содержания образования преподаваемых мною предметов. Считаю, что актуальность темы связана с внедрением Федерального Государственного Стандарта второго поколения.         Новая формулировка 7­й статьи Закона «Об образовании» трактует стандарты   как   совокупность   требований   к   результатам   освоения   основных образовательных программ, требований к структуре основных образовательных программ и требований к условиям реализации основных образовательных программ.  Я учитываю, что в современных условиях   целью образования   является     духовно­нравственное развитие личности   обучающегося,   формирование   и   развитие   «компетентности   к   обновлению компетенций.  Свою  систему работы нацеливаю на результаты: *личностные (ценностные установки и ориентации, отношения и др.); *метапредметные (универсальные способы учебных действий); *предметные (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система   базовых   или   опорных   знаний,   индивидуальный   прогресс   в   отдельных направлениях) . Работаю     по   УМК   «Школа   2100»  под   редакцией   Р.   Н.   Бунеева.   Выбор   данного  УМК обусловлен   необходимостью   реализации   технологии   личностно   ориентированного образования.   Поэтому   очень   важным   считаю   на   этапе   планирования   предстоящей деятельности   определить   для   себя   цель:   что   будет   результатом   деятельности   и   каким путём придем к цели.            Одним из важных условий реализации     ФГОС введение в образовательный процесс внеурочной   деятельности,   которая     является   составной   частью  учебно­воспитательного процесса   и   одной   из   форм   организации   свободного   времени   учащихся.   Внеурочная деятельность   ­   важная,   неотъемлемая   часть   процесса   образования   детей   младшего школьного   возраста.   Это   проявляемая   вне   уроков   активность   детей,   обусловленная   в основном   их   интересами   и   потребностями,   обеспечивающая   развитие,   воспитание   и социализацию младшего школьника. В своей работе руководствуюсь принципами организации внеурочной деятельности: *соответствие возрастным особенностям обучающихся; *преемственность с технологиями учебной деятельности; *опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; *опора на ценности воспитательной системы школы; *свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка. Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности, и они тесно связаны   с   основным   образованием   и   являются   его   логическим   продолжением   и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности: *Спортивно­оздоровительное *Духовно­нравственное *Социальное *Общекультурное *Общеинтеллектуальное Внеурочная деятельность в моём классе организуется по всем этим направлениям.  В рамках внеурочной деятельности решаю следующие задачи: 1.Развитие   личности   каждого   ребёнка   через   самореализацию   в   условиях   игровых   и творческих ситуаций. 2.Развитие инициативы и творчества детей. 3.Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества. 4.Пропаганда здорового образа жизни.      Общаясь с детьми, их родителями, отмечаю, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.   Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом.   В классе складываются   доброжелательные   отношения,   что   является   условием   формирования здоровьесберегающей среды.   Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показал, что 80% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Ведь это   развитие   пытливости,   любознательности   каждого   ученика,   воспитание   любви   к познавательной   деятельности   является   важной   и   необходимой   задачей,   стоящей   перед школой   и   учителем.   Решение   этой   задачи   осуществляется   как   на   уроках,   так   и   во внеурочной   деятельности.     Стараюсь   вовлечь   во   внеурочную   деятельность   как   можно больше своих воспитанников. В   нашей   школе     создаётся   адаптивная   образовательная   среда   для   удовлетворения образовательных   потребностей   личности   обучающегося.   Поэтому   я,   как   классный руководитель, заинтересована, чтобы каждый обучающийся мог найти место приложения своим силам и способностям.   С   2011­2012   учебного   года   наша   школа   начала   реализацию   новой   воспитательной системы:«Воспитание   социально­компетентной   личности   на   основе   коллективных   и индивидуальных форм работы в условиях социально­гуманитарного пространства»    .              В рамках этой воспитательной системы уже сейчас разрабатываю новые формы и приёмы в работе с классом. И тем не менее, во многом новая воспитательная система продолжает те сложившиеся традиции, которые   развивались на основе воспитательной системы:«Интеграция индивидуальных и коллективных форм воспитательной работы, ориентированных на саморазвитие и самореализацию обучающихся». Каждый классный руководитель     выстраивает   свою   систему   в   соответствии     со   школьной.  Тема   моей   системы  «Развитие   творческого   потенциала   личности воспитательной   обучающегося на основе  индивидуальных и коллективных форм работы». Стержнем   моей   работы   является   ориентация   на   совместную   деятельность,   на сотруднический   характер   отношений   субъектов   образовательного   процесса:   моих обучающихся и педагогов.  Стараюсь организовать  жизнь коллектива  так, чтобы каждый в реальной естественной ситуации являлся сознательным субъектом нравственной практики. Начиная  работу  с каждым  новым  своим  коллективом,  я  непременно учитываю  тот факт, что все воспитанники должны приобрести позитивный социальный опыт. Для этого я и создаю условия на основе  интеграции индивидуальных и коллективных форм работы. Для     обеспечения     высокого   качества   организации   образовательного   процесса   с использованием  современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий  в своей педагогической деятельности стремлюсь­ к системному освоению этих технологий и творческому осмыслению для создания собственной технологии. Использую информационно­коммуникационные   технологии   в   процессе   обучения   предмету   и   в воспитательной работе. Данные технологии представлены в следующей таблице. № Название   используемой технологии Обоснование применения. Имеющийся прогнозируемый результат.   или 1. Применение ИКТ.  повышение учащихся   мотивации развитие   самостоятельных новый   уровень   восприятия   учебного материала умений и навыков учащихся повышение   интереса   к изучаемому предмету достижение   дифференциации обучения учащихся развитие   информационной  компетенции применение разного уровня   заданий развитие компетенций повышается   компьютерных знаний уровень развитие умения самостоятельного выполнения работы   Развитие сотрудничества   ученическом коллективе умение   учащегося   оценивать собственные   возможности   и результаты повышается интерес к предмету развитие   навыков   коллективной деятельности в развитие   коммуникативных повышается   успеваемость   и  качество знаний по предмету уметь   извлекать   знания   в межпредметной деятельности 2. Технология   индивидуального обучения   (автор   Г.А Кузнецова) – частично. 3. Методика   работы   в группах   с   интеграцией индивидуализированного обучения (автор В.Д.Шадриков).   уроков 4 Интеграция (частичная)   5 Игровые   технологии (автор Б.П.Никитин) Здоровьесберегающие Технология   уровневой дифференциации В.В.Фирсова 6 7 ● ● навыков учащихся    всевозможная интеграция уроков   русского   языка   и литературного   чтения, частично   –   литературное чтение   –   изобразительное искусство   повышение   мотивации учащихся   повышение   эффективности уровня  применение заданий разного уровня повышение   интереса   к изучаемому предмету улучшение качества знаний развитие   умения самостоятельной работы умение   учащегося   оценивать собственные   возможности   и результаты          С приходом ребенка в школу учебная деятельность не проявляется сразу, ее нужно помочь   освоить.   Работу   начинаю   с   формирования   учебно­познавательного   мотива   у учащихся (Я хочу знать и уметь). Следующим шагом в работе было определение уровня развития интереса к содержанию и процессу учения у детей. С этой целью проводила тест по методике М.В. Матюхиной «Выбор любимых занятий на уроке».   Обследование   проходило   по   группам.   Данная   методика   проводилась   дважды. Выявив   уровень   развития   учебных   интересов   на   начальном   этапе   и   при   повторной диагностике,   учитель   может   отследить   динамику   развития   интереса   учащихся   к содержанию и процессу учения. При рассмотрении уровней сформированности способностей детей выделила те сферы учебной   деятельности,   где   ученик   наиболее   зависим   от   учителя   (на   начальном   этапе): выбор цели, планирование, контроль и оценка. Это наиболее рефлексивные компоненты учебной деятельности, требующие учета границ своих знаний и умений. Поэтому большое внимание в работе уделяю формированию компонентов учебной деятельности.       В основу педагогической деятельности были положены:  идеи М.Н. Скаткина, И.Я Лернера и др. обоснованно доказавших необходимость доминирования   развивающего   обучения,   обеспечивающего   развитие   целостной личности способной к  успешной самореализации в обществе; методика   Ривина   и   Г.   Селевко,   способствующие   формированию   коммуникативных компетентностей; элементы поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина; элементы теории развития познавательных интересов Г.И.Щукиной. В   ходе   работы   по   данной   проблеме   была   создана   система   совместной   деятельности   и определены  следующие критерии: для себя  Справедливость,  Индивидуальный подход, Саморефлексия,  Терпение,  Единство обучения и воспитания,  Мудрость, Активность; для учащихся:  Самостоятельность,  Индивидуальность,  Самопознание (саморефлексия),  Творчество,  Естественность, Мобильность,  Активность.       На мой взгляд, это делает  мои занятия  более  интересными, познавательными, развивающими   способность   сосредоточиться   на   самом   себе,   своей   деятельности; показываю необходимость получения знаний, личную заинтересованность и активность в предстоящей деятельности.  Работая  над развитием  внутренней мотивации, строю  модель своих  уроков. Она имеет   замкнутую   структуру:   урок   начался   с   мотивации   и   закончился   мотивом   к дальнейшей самостоятельной деятельности. Считаю, что такая модель урока активизирует внимание,   приучает   к  осмысленной   работе   и   помогает   сосредоточиться   на  результатах своей деятельности, что способствует эффективному использованию рабочего времени на уроке. На каждом этапе организации учебной деятельности одним из важнейших условий успеха   было   обеспечение   мотивации   и   стремления   учащихся   к   самостоятельному планированию, реализации плана, оцениванию своей деятельности по мере продвижения к цели через: краткие беседы (сравнение результатов учебной деятельности по выполнению заданий планируемой и осознанной самим исполнителем); по лесенке; по шкале. Общие методические установки   реализуются   мною в конкретных формах подачи учебного материала и способах его содержательной дифференциации.        Учитывая учебные возможности класса и отдельных учеников, можно более точно и грамотно  организовать  индивидуальную, фронтальную и коллективную работу учащихся. Большое  внимание  уделяю развитию  активной  познавательной  деятельности,  использую приемы моделирования. Контроль   за   знаниями,   умениями   и   навыками   осуществляю   в   различной   форме: индивидуальный   опрос;   фронтальный;   тестирование,   диагностика;   математические   и орфографические диктанты; контрольные и проверочные работы. Учу воспринимать неудачи не как повод для переживаний, а как сигнал к действию. А для этого в классе создаю благоприятную, доброжелательную атмосферу.         В  своей  деятельности  я  использую  инновационные  приёмы, с помощью  которых и реализую   принципы     обучения.   На     формирование     учебной     мотивации     младшего школьника  влияет множество  внешних  условий,  которые   могут  влиять  на  развитие творчества, как  положительной  мотивации  в обучении ребёнка. Факторы,  влияющие  на условия развития мотивации   в  учебном  процессе: 1.Уровень  сложности  и новизны  задачи. 2.Возможность  проявления самостоятельности. 3.Методы побуждения к достижениям. 4.Методы оценки результатов деятельности. 5.Условия  состязательности. 6.Наличие возможностей для  достижения успешных результатов. 7.Личный пример и ролевая позиция значимых взрослых. 8.Близкие и отдалённые последствия  достижения  успеха. 9.Степень удовлетворённости  первичных потребностей. В своей работе я использую следующие методы обучения младших школьников: ­     Совместная   с   детьми   работа     по   осмыслению   и   принятию     цели   предстоящей деятельности  и постановке учебных  задач. ( Целеполагание,  определение  темы  урока, с помощью  постановки проблемы,  определение  цели и задач урока). ­  Учёт возрастных особенностей  школьников.  ( Через занимательность, необычное  начало урока, использование  музыкальных  видео фрагментов, через игровые и соревновательные формы, юмористические минутки, приёмы « Удивляй», « Шифровка» и   др.) Приём « Шифровка» : тема   урока   предлагается в зашифрованном   виде или свёрнута в схему. Например, урок русского языка.   Тема: « Однородные   члены предложения   записана   в виде   схемы.     Определив   тему,   дети   выявляют   также   область   незнания   (   союзная   и бессоюзная связь между однородными  членами  предложения) и определяют цели данного урока.) ­  Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.( Приём « Удивляй»   ­   в обычные предметы и явления вносится элемент необычности,   который заставляет учащихся мыслить. Например, урок окружающего мира. Тема: «Вода в природе. Свойства воды».  В  начале урока детям рассказывается об  удивительной стране, жители которой умеют  ходить  по  воде. В  процессе  урока  дети знакомятся  со свойствами воды и  выясняют,  возможно  ли такое  на  самом деле. ­   Нестандартные  формы  проведения  урока.  ( В 1­2 классах уроки – театры, уроки – экскурсии,  уроки – путешествия, уроки – сказки; в 3­4 классах­ уроки – конкурсы, уроки­ исследования, устные журналы, уроки – ролевые  игры.  В  начале и конце  учебного года традиционно провожу  уроки  собрания, где  участниками являются и дети, и родители.) ­  Создание  атмосферы взаимопонимания и сотрудничества  на   уроке;(сотрудничество  на уроке   через   совместное решение проблемы и разрешение   противоречий эвристическую   учебную   дискуссию, беседу, квалификацию, обобщение, моделирование).   выделение   существенных   признаков   предметов, ­  Использование  групповых и  коллективных форм  организации учебной и  внеурочной деятельности. ( В большинстве  случаев более  успешно провожу  групповые  соревнования, в которых   группы   комплектуются   так, чтобы выровнять их с возможностями других школьников.   Общий счёт складывается из баллов всех участников.   Широко   применяю работу в парах, в парах  сменного  состава, во внеурочной деятельности – КВНы, турниры, состязания,  где формируются ещё и социальные мотивы.) ­  Эмоциональная речь  учителя ­   Использование     познавательных   и     дидактических     игр,   игровых     технологий. (Дидактические и познавательные игры использую   на  разных  уроках). Так, например, на уроке  русского  языка при  изучении  частей речи применяется игра  « Разложи карандаши по коробкам», « Помоги ежу собрать грибы» ­ при изучении состава числа. Наш   кабинет оснащён   интерактивной доской, всей орг.   техникой, телевизором,  DVD– плеером, проектором, что позволяет  мне развивать аудиальный и визуальный  канал ребят. ­     Применение     поощрения   и     порицания;   поощрять     любые   усилия,   направленные   на улучшение учебных результатов с тем, чтобы сам учебный процесс   являлся основным мотивационным фактом.   Применяю такой приём, как   надевание на   лучшие   тетради красочных  обложек с пословицами об учёбе и  труде: « Свой ум – царь в голове», « Красна птица перьем , а человек  уменьем», « Не учась и лаптя не сплетёшь» и т.д. ­   Вера учителя   в   возможности   ученика( сравнение его   самого   сегодняшнего с ним вчерашним);   приведу   пример   на   отслеживание   навыков   темпа   чтения.   Ребёнок   в   силу особенностей темперамента, строения  артикуляционного аппарата, поля зрения не может читать свыше 60 слов в минуту, но, развиваясь и постоянно   тренируясь по истечении определённого  времени прочитал    каждого 70 слов. Это тоже ещё далеко до выполнения нормы ( 95 ­100 слов/ мин), но свой СОБСТВЕННЫЙ большой шаг он  сделал, может, даже более  ощутимый, чем  ребёнок , читавший  90 и прибавивший 5 слов. Стараюсь во всём учитывать возможности  и особенности  каждого  ребёнка. ­  Выбор  действий  в  соответствии  с  возможностями  ученика. Разноуровневые задания  ­  задания  нескольких  уровней  разной  степени   сложности – и предлагаются  группам  учащихся  или  индивидуально  по выбору.  (Например,  русский язык: 1 уровень – списать текст,  2 – уровень – ответить на  вопросы  к  тексту,  3 уровень ­ придумать  предложение  к тексту;  математика: 1 уровень – решить задачу, 2 уровень – решить задачу   разными способами,   3    уровень ­   изменить вопрос так, чтобы задача решалась  другим действием.) ­   Рефлексия:  через   оценку   собственной   деятельности   («было   интересно     и     легко»,   « трудно, но интересно», « трудно и не интересно», « легко и не интересно»)  и  деятельности других, оценку   результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (   например,   «   Чему   научился?»,   «   Что     открыли,   узнали   на   уроке?»   и   т.д.)   Широко применяю   такой   приём   как   «Дерево   настроения»,   рефлексивные   линейки,   цветовые полоски. Рефлексивные линейки  помогают проводить рефлексию  и оценивать не только результаты  работы, но и саму деятельность на уроке. Критерии  оценки могут  предложить дети.  Например, Было  интересно Плохо  понял Наблюдал   интересно,   но   не Было   всегда Было интересно   но   Понял, затруднения Понял   испытал Слушал Отвечал на вопросы Кроме  всех описанных  методов  и  приёмов  работы, использую  и  применяю  следующие: 1.Приём « Лови ошибку»   ­ дети  решают некоторую учебную  задачу, в условие которой заведомо внесены ошибки. Этот  приём позволяет проверить, насколько осознанно усвоен детьми  новый материал. 2.Приём «Базовые вопросы» ­   вопросы по теме урока, отвечая   на которые, учащиеся обнаруживают   «   область     незнания»     и     определяют   цели     дальнейшей   деятельности. Например, урок  русского  языка. Тема « Три склонения имён  существительных». Детям предлагаются  вопросы: Как  определить  склонение  имён  существительных? Для  чего надо  уметь определять  склонение?  Как  различить  склонение  имён  существительных? Дети  выясняют, что  ответить на   вопросы   можно   только   наблюдая  над   склонением имён  существительных. Таким  образом,  определяется цель  дальнейшей  работы. 3.Приём  «Метод проб   и   ошибок»   ­ решая   учебную   задачу, дети   находят   более рациональный  способ решения и  знакомятся  с новым  материалом. Например,  на уроке математики  с  помощью  этого  приёма  дети  знакомятся  с  различными вычислительными приёмами. 4. Проектная деятельность. Очень полезно  использовать  метод  проектов  как  проблему. О содержании   работы   над проектом сегодня много   говорится, работа над проектом вошла в практику нашей школы. Поэтому  останавливаться на нём не буду. Отмечу  лишь неоспоримые плюсы метода  проектов: он   развивает    познавательный  интерес;   ребята используют   различные   формы   работы:     дискуссии,   изучение   литературы,   сбор эмпирической   информации     и     т.   п.   В     процессе   этой     деятельности     происходит мотивирование,   появляется удовлетворение от деятельности, о     её результата, знания находят  практическое применение, устанавливается  связь с жизненным  опытом детей, в групповых  проектах школьники  овладевают  умением сотрудничать, слышать  друг  друга, оказывать  взаимопомощь. В   ходе       работы   над   проектом   помогаю   на   всех   его   этапах   в   поиске     источников информации,   при     появлении     трудностей.   Разобраться       в     технологии       проектной деятельности  мне  документы разработанные  по ФГОС. 5. Работа с одарёнными  детьми. ( Привлечение их  к  работе кружков, участию в школьных и районных  предметных олимпиадах, проведению различных интеллектуальных игр.) Изложенное   позволяет   сделать     вывод   о   педагогической   эффективности охарактеризованной   мною   системы   работы,     в   основе   которой   я     положила   развитие творчества   как   способ   положительной   мотивации   учения   младших   школьников. Стремлюсь     в     своей     педагогической   практике   следовать   словам   В.А.Сухомлинского: «Главная задача школы — научить детей пользоваться инструментом, с помощью которого человек всю жизнь овладевает знаниями».

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников

Развитие  творчества как способ положительной мотивации учения младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017