Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС
Оценка 4.8

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
11.01.2018
Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС
Проблема учебной самостоятельности не утратила своей актуальности в настоящее время, поскольку современное общество характеризуется увеличением объема знаний. И в этих условиях человек должен быть способен к быстрому, а значит самостоятельному овладению информацией, уметь точно и адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации. В материалах ФГОС второго поколения начального образования одним из ценностных ориентиров является «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самореализации»
Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС.doc
2 Содержание Содержание..............................................................................................................2 Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС....3 Список литературы..................................................................................................6 Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках 3 ФГОС Проблема учебной самостоятельности не утратила своей актуальности в настоящее   время,   поскольку   современное   общество   характеризуется увеличением объема знаний. И в этих условиях человек должен быть способен к быстрому, а значит самостоятельному овладению информацией, уметь точно и   адекватно   реагировать   на   изменяющиеся   ситуации.   В   материалах   ФГОС второго поколения начального образования одним из ценностных ориентиров является   «развитие   самостоятельности,   инициативы   и   ответственности личности как условия ее самореализации» [2, с. 34]. Цель:   развитие   учебной   самостоятельности   младших   школьников   в рамках ФГОС. Самостоятельность младшего школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи, определять пути их решения и решать извне. Оно   связано   с   потребностью   человека   выполнять   свои   действия   по собственному осознанному убеждению, то есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как мотивация, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою деятельность, исходя их поставленной цели и выдвинутых задач. Учебная самостоятельность, основы которой   закладываются   в   1­м   классе,   рассматривается   как   один   из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.  Из теории изучения проблемы самостоятельного учения известно, что рассматривать   учебную   самостоятельность   целесообразно   через   некоторые этапы.  На   первом   этапе   ученик   пытается   выполнить   действие   по   образцу, который ему дан. Ребенку даются задания, решения которых он еще не знает. Младшему школьнику необходимо самостоятельно разработать алгоритм для решения задания. Ребенок еще не знает, как называется способ выполнения, но может  выполнить   его  по предложенному ранее  учителем  образцу. Ребенку 4 доступно   на   этом   этапе   только   выполнение   задание   по   предложенному образцу,   с   опорой   на   конкретный   материал,   обучающийся   еще   не   готов самостоятельно отличить существенные и несущественные стороны задания. На   втором   этапе   происходит   осуществление   способа   действия   при выполнении учебной задачи. На этом этапе младший школьник опирается на назначение,  ребенок   может   этот   способ   назвать,  знает   и   может   выполнить определенную   последовательность   действий,   благодаря   которой   получит нужный результат, способен описать последовательность своих рассуждений,   Может   себя не   опираясь   на   конкретный   учебный   материал. проконтролировать и оценить выполненное задание. На третьем этапе ученик применяет   способ   решения   самостоятельно,   без   помощи   взрослого.   Сам выбирает метод решения, ориентируясь на цель и условия задания [3, с. 16]. Младший школьник самостоятельно выполняет учебную деятельность, так как уже имеет представление о ее структуре и опыт решения подобных задач. Критериями учебной самостоятельности являются:  1) мера представления знаний, умений и навыков;  2) наличие   устойчивых   мотивов   и   проявление   мотивов   в   данной ситуации;  3) проявление   негатива   или   позитива   к   учебной   и   школьной деятельности у младшего школьника на период его обучения в классе.  Описаны и основные условия проявления учебной самостоятельности. Среди   них:   сформированность   основных   учебных   умений,   мотивация   на выполнение учебной задачи, понимание учеником учебной проблемы, умение   Придерживаться ребенка   обучаться   действовать   по   инструкции. поставленного   плана,   намеченного   алгоритма,   следовать   этим   действиям. Возможность   через   процесс   обучения   обеспечить   развитие   познавательного интереса как источника развития учебной деятельности. Построение системы учебных   заданий   состоит   в   последовательно   постепенном   и   пошаговом 5 движении   вперед.   Вначале   взаимодействие   со   знающим   взрослым   затем постепенный переход в самостоятельные действия [1, с. 8].  Изучение   теоретических   основ   показало,   что   для   формирования   у младших   школьников   учебной   самостоятельности   необходимы   специально разработанные   мероприятия,   представляющие   собой   в   некотором   роде программу формирования учебной самостоятельности младших школьников. Среди   задач   программы   могут   быть:   образовательные:   закрепить   знания; расширение   круга   понятий;   воспитательные:   формирование   положительной мотивации   к   обучению;   воспитание   познавательного   интереса;   воспитание способности   подчинять   свои   действия   инструкции;   развивающие:   развить умственную работоспособность; развить усилия воли и др. Учебная   самостоятельность   младшего   школьника   зависит   от   опыта учебного   сотрудничества,   от   совместной   работы   учителя   и   ученика   в получении   знания.   Педагогу   следует   рассматривать   воспитание   учебной самостоятельности как целенаправленную задачу, быть союзником ребенка,   создавать   эмоционально поощрять   любую   его   самостоятельность, благоприятный фон. Младшие школьники способны поддерживать учебную самостоятельность. Учебная деятельность не теряет для них своего значения. Младшие   школьники   проявляют   стойкий   интерес   к   учебной самостоятельности,   они   активны   и   стремятся   улучшить   свои   результаты, осмыслить   работу   в   целом,   устранить   причины   ошибок.   Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в первом классе школы, в дальнейшем   послужит   средством   в   формировании   учебной   деятельности младшего школьника [4, с. 15]. Таким образом, учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения   по   собственной   инициативе,   т.е.   умение   учить   себя.   Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета   идеального   выпускника   современной   школы.   Эти   черты   должны 6 закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную   самостоятельность,   развивать   умственные   способности   учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя. Список литературы 1. Пакулина,   С.А.   Психолого­педагогические   особенности   обучения формам   самостоятельности   работы   младших   школьников   /   С.А. Пакулина, Т.П. Савушкина // Начальная школа. – 2014. – №3. – С. 10–13. 2. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2012. – 43 с. 3. Цукерман,   Г.А.   От   умения   сотрудничать   к   умению   учить   себя   / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 2. –   С. 3–33. 4. Цукерман,   Г.А.   О   детской   самостоятельности   /   Г.А.   Цукерман, Н.В. Елизарова // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 4–27.

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018