Развиваем пальчики и речь
Оценка 4.6

Развиваем пальчики и речь

Оценка 4.6
docx
11.12.2021
Развиваем пальчики и речь
Играем пальчиками и развиваем речь.docx

                                    Консультация для родителей на тему:

«Играем пальчиками и развиваем речь»

 

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Ход консультации

 

1.        Вводная беседа.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

 

2.     Значение пальчиковых игр в развитии ребенка.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Практика работы с детьми показывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики (с 3-4- месячного возраста), тем раньше формируется речь.

В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки. Упражнения проводятся в течение 1-3 мин. на фронтальных занятиях, в форме физминуток, а также во время игр и в другие режимные моменты.

Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных, весёлых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.

При затруднениях можно помогать ребёнку, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать.

По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, плавностью, ритмичностью.

Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребёнка играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает движения по- своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.

 

3.     Примеры упражнений, мини-практикум с родителями.

Все упражнения можно разделить на три группы.

Упражнения для кистей рук:

·          развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;

·          учат напрягать и расслаблять мышцы;

·          развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

·          учат переключаться с одного движения на другое.

 

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Ладошки скрестить,

Всех детишек приласкало.

пальцы широко раздвинуть

 

Упражнения для пальцев условно статические:

·          совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

 

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» — топают ножки,

Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

Мальчик ходит по дорожке.

Упражнения для пальцев динамические:

·          развивают точную координацию движений;

·          учат сгибать и разгибать пальцы рук;

·          учат противопоставлять большой палец остальным.

 

«Посчитаем»

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

 

«По кругу»

Покажи уменье другу,

Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Покружись-ка ты по кругу!

 

«Здравствуй пальчик, старший брат»

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад.

После двустишия – смена руки.

 

4.        Заключение.

Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят много радости – достигаемые результаты и эмоциональное общение с близкими. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

 

 

 

Литература

1.        Крупенчук О. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. - СПб.: Литера, 2016. — 32 с.

2.        Ткаченко Т. С пальчиками играем, речь развиваем. Для детей 3-5 лет. - Екатеринбург.: Издательство: Литур, 2016. – 48 с.

3.        Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики. - СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32 с.


 

4.       

Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»

В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки

В условиях детского сада мы много внимания уделяем тонким движениям руки

Посчитаем» Раз-два-три-четыре-пять!

Посчитаем» Раз-два-три-четыре-пять!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021