Развиваем речь фантазируя
Оценка 4.6

Развиваем речь фантазируя

Оценка 4.6
rtf
19.11.2020
Развиваем речь фантазируя
Рахманкулова.rtf

Развиваем речь фантазируя

Развитие речи – важный показатель умственного развития ребенка.

Развитие и овладение связной формой речи, высказываний – очень сложный, требующий длительного времени процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным и бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение.

Речевые занятия педагоги готовят  интересными, доступными детям, чтобы ребенок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность: сочинять сказки, придумывать стихи, загадки и небылицы и т.п. Для этого он должен научиться ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встает проблема развития воображения. Система творческих заданий как основная форма обучения в ТРИЗ позволяет успешно решать эти задачи – у ребенка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовать собственную речевую деятельность творческого характера. Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Творческое мышление связано с вооб­ражением, поэтому, целенаправленно воздействуя на формирование твор­ческого мышления и на развитие воображения, можно существенно по­высить интеллектуальное развитие дошкольников и, как следствие, более качественно развить речь ребёнка.

В организации воспитательно – образовательном процессе нашего детского сада мы используем систему творческих заданий технологии ТРИЗ. Свою работу мы строим по программе Т.А. Сидорчук «Программа формирования творческих способностей детей».

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1.                   Изучение и практическое применение адаптированных к дошкольному детству ТРИЗ – РТВ во всех видах деятельности.

2.                   Организовать предметно-развивающее образовательное пространство для максимального развития интеллектуально-творческого развития каждого ребенка.

3.                   Построить педагогическую систему средствами технологии ТРИЗ.

4.                   Привлечь родителей как единомышленников к совместной деятельности.

 

В своей работе мы используем следующие методы технологии ТРИЗ:

Морфологический анализ или «Волшебная дорожка». Благодаря методу Морфоанализа ребенок с малых лет учится мыслить системно, представляя в своем воображении мир как бесконечное сочетание различных элементов – признаков, форм, мнений. В основе сюжета – действие какого-либо героя (он путешествует или совершает действия с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами, изменяясь при этом сам, и многому может научиться. В конце сказки эти изменения фиксируются и выводится правило: результат путешествия зависит от цели героя и выводов, которые он сделал после взаимодействия с другими объектами).

Системный оператор или «Чудесный экран». Работу по использованию системного оператора в сочинении сказок лучше всего начинать в старшей группе. Первоначально придумываем сказки, рассматривая над и подсистему наиболее знакомого сказочного героя. Например: царевна – Лягушка. Ее надсистема – сказка, подсистема – глаза, голос, лапки… Подсистема обсуждается, описывается довольно подробно, после чего вырисовывается образ. Далее по экранам складывается сказка. Она может получится про прошлое Лягушки или про будущее. Так можно работать по любому сказочному герою: Лисе, Мальчику-с-пальчик, Бабе Яге. «Многоэкранка» позволяет облегчить для ребенка процесс пересказа литературного произведения, если это произведение предварительно разобрать по схеме. При таком рассказе ребенок не только тренирует память, но и выстраивает логические цепочки взаимосвязей над – и подсистем во времени и по отношению к состоянию и действиям людей. Сочинение или рассказывание сказок, используя схемы-модели. Дети учатся передавать осмысленно текст по схемам. Воспитатель рассказывает текст и схематично записывает сказку. Затем дети пересказывают по схемам.

Кодировка. Метод кодировки мы используем при пересказе, заучивании наизусть, сочинении сказок. Первую раскадровку рисует педагог на доске. Дети пересказывают сказку, а педагог зарисовывает сказанное ими в квадратики. Здесь важно задать образец условного, схематического рисунка, чтобы дети потом не тратили время на ненужные детали, раскрашивание и разукрашивание рисунка. Договариваемся, что схематический рисунок - это "напоминалка", ему незачем быть красивым. Поэтому раскадровку разрешается делать только обычным карандашом. Раскадровка - это опорная схема для пересказа сказки. С пересказом по раскадровке через некоторое время отлично справляются даже слабые дети. Они получают огромное удовольствие оттого, что могут так хорошо рассказывать.

Метод «Подзорная труба». Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Метод фокальных объектов. Цель нашей работы научить детей устанавливать ассоциативных связей определенного объекта со случайными объектами или их признаками. Для этого выбираются наугад насколько объектов от 2 до 4, у каждого из которых выявляются специфические признаки. Затем поодиночке признаки переносятся на рассматриваемый объект, находящийся как бы в фокусе внимания.

Метод «Эмпатия». Приписывание объекту чувства, эмоции, самого человека. Желание «слиться» с объектом исследования. В своей работе с детьми мы использует следующие игры «Я – облачко», «Представь, что цветочек» и др. Такие игры мы используем в место физкультурных минуток или как часть какой – либо деятельности.

Это только небольшая часть тех методов, которые мы используем в работе. Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять сказки и рассказы. Очень важно поддерживать это стремление и развивать его. Здесь нам помогают такие методы технологии ТРИЗ как «Каталога», «Волшебный треугольник», «Кодировка», «Приемы типового фантазирования», «Моделирование».

Большое внимание мы уделяем обучению детей составлению описательных рассказов по картине. Здесь мы используем технику сужения поля поиска какого-либо объекта по выясненным признакам, особенно помогает игра «Да-Нет». Дети развивают умение задавать вопросы на уточнение знаний имен признаков. Таким образом, метод позитивно влияет на формирование компетентностно-ориентированных умений у детей дошкольного возраста.

При обучении детей составлению творческих рассказов по картинам мы используем следующие игры: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный?» и др.

Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе дает нам основание утверждать, что использование моделей, основанных на методах ТРИЗ, дают положительные результаты при формировании познавательных и речевых способностей дошкольников. Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, можно сделать вывод, что в группе, где использовался ТРИЗ, ребята стали раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно.

Наш детский сад активно участвует в распространении опыта по данному направлению на разном уровне: на базе ДОУ были проведены семинары и методические объединения для воспитателей. В конкурсах профессионального мастерства мы так же представляем методические разработки, которые составлены на основе технологии ТРИЗ. В результате нашей деятельности обоснована и построена система творческих заданий и игровых упражнений, с помощью которых можно весьма успешно обучать детей дошкольного возраста решать творческие задачи и проблемы, содержащие противоречия, что и позволяет им самостоятельно адаптироваться в постоянно меняющемся мире.

 

 

 

 

Развиваем речь фантазируя Развитие речи – важный показатель умственного развития ребенка

Развиваем речь фантазируя Развитие речи – важный показатель умственного развития ребенка

Системный оператор или «Чудесный экран»

Системный оператор или «Чудесный экран»

При обучении детей составлению творческих рассказов по картинам мы используем следующие игры: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный?» и др

При обучении детей составлению творческих рассказов по картинам мы используем следующие игры: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный?» и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020