Развивающее обучение на уроках русского языка
Оценка 4.6

Развивающее обучение на уроках русского языка

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
7 кл
01.04.2017
Развивающее обучение на уроках русского языка
мотивированность учащихся, психологический комфорт, создание среды для развития мыслительных способностей через овладение мыслительными операциями, применение проблемных, эвристических и рефлексивных методов, построение субъект-субъектных взаимоотношений, организация поисковой продуктивной деятельности на моих уроках русского языка, а также создание зоны затруднений для учащихся позволяют говорить о том, что возможности создания развивающего образовательного пространства на уроках русского языка.
Педагоги_Статья_Ковалев С.А..docx
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Ковалев С.А., учитель русского языка и литературы Лицей № 7, г. Волгоград kov­[email protected] Л.С. Выготский предлагает 3 точки зрения на соотношение обучения и развития. Обучение и развитие –  процессы независимые Любое обучение развивает Обучение и развитие –  процессы независимые, но  сопряженные Дидактический принцип доступности позволяет  учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции. «Не знал – узнал», «не умел – научился», т.е. развился.  Количественные изменения в состоянии учащихся  означают развитие. Обучение продвигает вперед развитие, а развитие  подготавливает и делает возможным обучение.  Развитие – проявление в учащихся не количественных  изменений, а качественных. На   наш   взгляд,   третья   позиция   является   актуальной   на   современном   этапе   и соответствует основным положения ФГОС.   Ю.А. Конаржевский, давая характеристику развивающему уроку, отмечает: 1)   целью   такого   урока   является   непосредственное   развитие   ребенка,   создание учителем   таких   условий,   которые   направлены   на   формирование   учебной   деятельности   и превращение ученика в истинного субъекта процесса учения, т.е. в учащегося; 2)   на   уроке   развивающего   обучения   учитель   является   организатором   учебной деятельности,   организатором   обстоятельств,   в   которых   учащийся,   опираясь   на   все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия; 3)   на   уроке   развивающего   обучения   ученик   –   прежде   всего   учащийся,   он   главный работник на уроке, его учебная деятельность объективно направлена на развитие самого себя. Итак,   создание   развивающего   образовательного   пространства   на   уроках   русского языка типа открытие новых знаний в соответствии с принципами развивающего обучения Л.В. Занкова. Этап мотивации, актуализации знаний, введения в тему с формулировкой цели и задач урока.  Приемов «Необъявленная тема»   направлен на внешнюю мотивацию изучения темы   урока;   позволяет   привлечь   интерес   учащихся   к   изучению   новой   темы,   не   блокируя восприятия   непонятными   терминами.   Подводить   учащихся   к   формулировке   темы   урока можно по­разному: 1)   Универсальный   прием   «Нестандартный   вход   в   урок»   направлен   на   включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Например, на уроке «Причастие как часть речи»   можно   предложить   определить   частеречную   принадлежность   слов   «зеленый»   и «зеленеющий». В процессе работы учащиеся вспоминают и категориальное значение имени прилагательного,   и   вопросы,   на   которые   оно   отвечает,   и   его   морфологические   признаки. Постепенно мы приходим к целеполаганию и формулировке задач. Таким образом, на уроке создается   еще   и   проблемная   ситуация,   выходящая   за   рамки   актуальных   возможностей учащихся и способствующая преодолению трудностей в «зоне ближайшего развития». 2)   Прием   технологии   развития   критического   мышления   –   «Интеллектуальная разминка» – позволяет мотивировать учащихся, актуализировать уже имеющиеся знания. На уроке «Употребление причастий и деепричастий в речи» предлагаем учащимся рассмотреть изображение   кентавра   и   ответить   на   вопросы   «Кто   изображен   на   рисунке?»,   «Каких морфологических кентавров мы знаем?», «Почему именно причастие и деепричастие можно назвать   кентаврами?»   (выстраивается   логическая   цепочка   вопросов   и   ответов­ умозаключений). Таким образом, учащиеся не только вспоминают теоретический материал, но и   раскрывают   связи   между   изученными   частями   речи,   проводя   морфологический   анализ, выявляя при этом парадигматические и иерархические отношения между единицами языка. Далее   предлагаем   проанализировать   фрагмент   словарной   статьи   «Речь»   из   «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и определить ее основное понятие. В ходе работы на доске можно фиксировать ключевые слова темы урока, чтобы направить учащихся на более точное   формулирование   темы.   Прием   же   «Вопросительные   слова»   позволит   на   этапе целеполагания определить цель и задачи урока. Этап поиска решения, открытия новых знаний, закрепления учебного материала. В современных условиях целесообразно применять на уроках исследовательский метод. На любом   уроке   выигрышным   будет   прием   «Идеал»,   являющийся   стратегией   развития критического мышления и позволяющий формировать умение определять проблему, находить и формулировать пути ее решения. Урок «Причастие как часть речи». Сопоставляем слова «зеленый» и «зеленеющий», давая   при   этом   определение   причастию   как   части   речи;   устанавливаем   связь   с   именем прилагательным и глаголом, наблюдая и сопоставляя морфологические признаки этих частей речи как отдельных частей речи, так и в синтетическом сочетании в причастии. Анализируя ряд   предложений,   определяем   синтаксические   функции   причастия.   Систематизировать материал помогает прием «Морфологический ящик», позволяющий выявить определенные признаки   изучаемой   части   речи.   В   ходе   исследования   учащиеся   высказывают   свои   точки зрения, вступая в дискуссию и аргументируя собственное мнение. Для закрепления учебного материала   можно   использовать   прием   «Лови   ошибку»,   активизирующий   внимание.   Прием «РАФТ» из технологии развития критического мышления позволит учащимся эффективно погрузиться в предметный материал. Вариант задания: напишите мини­текст на тему «Я – лицеист»,   употребляя   причастия   (приобретенные   знания   помогут   импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в определенной ситуации, давать нравственную оценку событиям). На   уроке   «Употребление   причастий   и   деепричастий   в   речи»   проводим лингвистический   эксперимент,   чтобы   определить   роль   причастий   и   деепричастий   в   речи. Далее выясняем, что в употреблении причастий и деепричастий в речи возможны ошибки. Мини­исследование позволяет классифицировать эти ошибки. Учащиеся читают предложения с причастиями, находят ошибки, исправляют их; определяют, в чём заключаются найденные недочеты,   и   предлагают   пути   решения   возможных   ошибок   в   употреблении   причастий   и деепричастий. Прием «Лови ошибку» позволяет не только находить предлагаемые ошибки в ходе исследования, но и закреплять учебный материал. Таким образом, можно говорить о том, что учащиеся осознают процесс учения, осознают себя как субъект учебной деятельности, задумываются: зачем нужны новые знания, как лучше запомнить материал. Методический прием   «Составление   алгоритма»   позволяет   совместно   с   классом   определить последовательность действий, позволяющую прийти к правильному результату.  Рефлексивный   этап.  На   наш   взгляд,   незаменимой   является   деятельностная рефлексия, она учит адекватно оценивать свою работу на уроке, методы и способы, которые были выбраны, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях. На любом уроке данный   вид   рефлексии   можно   осуществить   через   взаимоконтроль.   Причем   одновременно можно выйти и на личностную рефлексию, позволяющую проследить изменения личности не только одного учащегося, но и всех субъектов учебной деятельности. Чтобы выявить степень осознания нового материала, предлагаю проводить рефлексию содержания,   кстати,   ее   эффективнее   использовать   после   каждого   этапа   работы.   Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что учащиеся усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы   требуют   более   детальной   проработки   и   повторения.   С   помощью   такого   вида рефлексии можно быстро подвести итог урока. Примеры рефлексии содержания: Что сегодня я узнал? Мне было тяжело или нет? Я понял материал или были затруднения? Я научился чему­то новому? Я смог добиться результата? Итак,   можно   сказать:   мотивированность   учащихся,   психологический   комфорт, создание среды для развития мыслительных способностей через овладение мыслительными операциями, применение проблемных, эвристических и рефлексивных методов, построение субъект­субъектных взаимоотношений, организация поисковой продуктивной деятельности на моих уроках русского языка, а также создание зоны затруднений для учащихся позволяют говорить о том, что возможности создания развивающего образовательного пространства на уроках русского языка. Список литературы 1. Агапов И.А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про­Пресс, 2001. 2. Заир­Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004. 3. Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М., 1999. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения / автю­ сост. Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Развивающее обучение на уроках русского языка

Развивающее обучение на уроках русского языка

Развивающее обучение на уроках русского языка

Развивающее обучение на уроках русского языка

Развивающее обучение на уроках русского языка

Развивающее обучение на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017