Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"
Оценка 4.8

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
15.04.2019
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"
Публикация является частью публикации:
Открытый урок по русскому языку по теме Наречие 7 класс.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя школа №6 им. М.А. Киняшова г. Благовещенск Урок русского языка в 7 классе  по теме Наречие как часть речи Разработан и проведён учителем  русского языка и литературы Быковой Т. С. Тип урока: объяснения нового материала.  Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Задачи:      образовательная:  ­познакомить   с   общим   значением,   морфологическими   признаками наречий; ­формирование умения находить и использовать наречия в тексте;      развивающая:              ­развивать творческие способности учащихся;             ­расширять словарный запас учащихся за счет              употребления в  речи наречий;             воспитательная:                         ­ воспитывать интерес к изучению предмета. Оборудование:  раздаточный материал; презентация  Power Point; мультимедийный проектор; доска. Ход урока 1.   Здравствуйте, ребята. Наш  урок я начну со стихотворения, а вы подумайте, какие  слова в нём  являются ключевыми: Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Вспомнится наречие «светло», И увидишь – солнышко взошло. Если скажешь ты: «Темно», Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты: « Красиво», Пред тобою сразу вся Россия! Какие слова , на ваш взгляд, являются ключевыми?( высоко, светло, темно, ароматно, красиво,  Россия) Именно с помощью этих ключевых слов можно создать образ России, нашей родины. Какой частью речи они являются? (Наречием) Именно этой удивительной части речи и будет посвящен  наш урок. Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока. ­ Что бы вы хотели узнать о наречии? Я хочу знать … • • • • • Роль наречий в речи. С какими частями речи связаны? Как изменяется? На какие вопросы отвечает? Роль в предложении. Как вы думаете какова цель нашего урока? Наша цель – выяснить каково общее грамматическое значение наречия, морфологические признаки и  синтаксическая роль наречий в предложении, а также мы поговорим о роли наречий в русском языке. У вас на столах лежат листочки, в середине которых написано слово НАРЕЧИЕ и от него проведены три  координаты, как вы думаете, почему три? ( Нам нужно выяснить, что обозначает наречие, его  морфологические признаки и синтаксическую роль.) В течение урока вы должны создать кластер.  используя заготовки. А какие части речи ещё вам известны? (Называют части речи) 2. Знакомство с понятием наречие. ­ Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Ведь известно, что имена  существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются  к существительным», местоимения встают на место других имён. А наречия? Кто нашёл информацию об этимологии слова НАРЕЧИЕ? Из истории языка. Как понимать слово наречие? (Проверка домашнего задания.) Наречие – старое слово. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь древнерусского  языка И.И. Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию (происхождение) этого слова, то придется выделить корень  ­реч­. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения. Одним из них было название части  речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне ­реч­, входящем в слово наречие. Таким  образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’.  3. Из выше сказанного вы поняли, что м/у глаголом и наречием существует непосредственная связь. Но  какая? Ответить на этот  вопрос мы сможем, когда выясним общее значение наречия. На доске записаны СС, внимательно прочитайте их и подумайте на сколько групп их можно разделить?  Запишите по группам в тетрадь. Жить дружно, прогулка пешком, проснуться рано, чрезвычайно интересная, повернуть направо, увидеть  вдали, чтение вслух, довольно скучная, 1 гр.­ глагол + наречие; 2 гр.­сущ. + наречие; 3 гр.­ прил.+ наречие 4. ­­­Обратите внимание на 1 группу и подумайте, что же обозначает наречие и на какие вопросы  отвечает. (Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? куда? где? зачем? с какой целью? почему? насколько?  в какой мере и др) Теперь мы можем ответить на вопрос. какая связь между глаголом и наречием? (Н. обычно присоединяется к глаголу, уточняет, поясняет его, придаёт ему чёткость и  стилистическую выразительность ­­­Посмотрим на 2 группу. Что здесь обозначает наречие? (наречие обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какая ?какое?) ­­­Осталось выяснить, что же обозначает наречие в 3 группе (наречие обозначает признак другого признака, если присоединяется к прил., ­чрезвычайно  интересно(насколько), слишком мало, немного грустно (в какой степени)  Общее грамматическое значение выяснили­ признак действия, признак признака, признак предмета. Переходим к морфологическим признакам. Попробуйте изменить СС идёт быстро (иду быстро, идём быстро, идёшь быстро, идёте быстро, идёт быстро, идут быстро)  Что происходит с наречием? Какой вывод мы можем сделать? Сделайте морфемный разбор наречия. Что заметили? (Наречие неизменяемая часть речи. Следовательно, у наречия 1 морфологический признак ­  неизменяемость, у него нет и не может быть окончания) И нам осталось выяснить синтаксическую роль наречий. Стекло разбилось вдребезги. На завтрак детям подали яйца всмятку. На улице прохладно Рассказ ученика о наречии вдребезги Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого  слова, помогают понять, что язык постоянно  изменяется , в нём происходят процессы отмирания одних  слов и рождение других. Так в древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со  значением "черепок, осколок" . От данного сущ. в вин. пад. мн.числа с предлогом образовалось наречие  вдребезги (что означает "на мелкие кусочки") Какой же вывод можно сделать о синтаксической роли наречий?  (Наречие в предложении чаще всего является обстоятельством, реже определением и сказуемым.) Итак, попробуем сформулировать определение наречия как части речи. НАРЕЧИЕ­это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и  другого признака. Отвечает на вопросы  где? куда? когда? откуда? зачем? почему?, с какой целью? и  др.Н. не изменяются. В предложении чаще всего бывают наречиями, реже ­ определениями и сказуемыми Что получилось на ваших листочках? Таким образом, наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно  обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак  признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает  признак предмета (яйцо вкрутую).  5. Теперь мы с вами знаем, что такое наречие. Определите, являются ли слова, записанные на доске  наречиями, составьте с ними сс. Какой ещё частью речи могут являться эти слова? Определить к какой  части речи относятся данные слова можно по контексту. Тепло, зло (эти слова м/б наречиями: оделся тепло, посмотрел зло; м/б существительными Я помню тепло маминых  рук. Зло должно быть наказано) Как это явление называется в русском языке ?(Омонимичные части  речи, нужно быть очень внимательным при определении к какой части речи относятся такие слова) Физкультминутка Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте,  тихо сядьте за парту. Как физкультминутка связана  с нашим уроком? Какие наречия вы услышали в этом   ­ стихотворении? 6.  А сейчас, нам нужно ответить на вопрос, для чего же нужны наречия, какова их роль в нашей речи? Для этого поработаем с текстами, которые у вас лежат на партах . Вставьте пропущенные наречия,  работаем в парах. Что изменилось, после того, как вы вставили наречия? 1. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения.   Выполняется самостоятельно. Вот и пришла зима. __________   укрыла природу одеялом чистого белого снега.  Солнце  светит ________, наполняя __________ чистый воздух светом холодного зимнего утра,  свежестью ясного дня. ... В такой день __________   встать на лыжи и пойти в зимний  сказочный лес. Тут необычайно _______.    ____________  стоят ели, укутанные в теплую  белую шубу из снега.  Вот и пришла зима. Бережно укрыла природу одеялом чистого белого снега.  Солнце  светит ярко, наполняя кристально чистый воздух светом холодного зимнего утра,  свежестью ясного дня. ... В такой день приятно встать на лыжи и пойти в зимний  сказочный лес. Тут необычайно тихо. Таинственно стоят ели, укутанные в теплую белую  шубу из снега.  ­ Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка по слайду .  ­ Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий. (Благодаря наречиям предложения приобрели конкретность, образность, выразительность, делают речь более точной) Попробуйте написать сочинение миниатюру"Красавица ­зима". Используя наречия. (Работа над сочинением под музыку П.И. Чайковского "Времена года. Зима.) 7. Выразительность нашей речи придают ещё и фразеологизмы, которые часто  легко можно заменить  наречиями, и наоборот. Ребята 1 ряда  должен был найти фразеологизмы. Нашли?  Читаем­заменяем 1. Встать ни свет ни заря ­рано                                    1. Хорошо знать­ как свои пять пальцев 2. Рукой подать ­близко                                                2. Сильно краснеть ­ до корней волос 3. Мчаться во весь дух ­быстро                                  3. Громко кричать­  во всё горло, на всю Ивановскую чуть свет, , из рук вон, яблоку негде упасть, знать как свои пять пальцев, спит как убитый, кричать  во всю Ивановскую.  (Рассказ ученика о происхождении фразеологизма На всю Ивановскую) В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся  Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями. Тут же глашатаи громким голосом , на всю Ивановскую оглашали царские указы и приказы. Так и закрепилось  в языке  выражение для обозначения особо громкого крика. 8.  Занимательная минутка. 2 ряду было дано задание ­ подготовить загадки, в которых отгадками  являются наречия. Слушаем и отгадываем. 1)Снег на полях, Лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?   ­ зимой Тает снежок, ожил лужок, день прибывает , когда это бывает? ­ весной Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает? ­ летом Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? ­ осенью 2)  Перечислите по порядку 5 дней недели, не упоминая при этом ни числа, ни названия дня, помогут вам это сделать наречия. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) 3) Иногда бывает вам желательно Действие или признак пояснить, это значит нужно обязательно Вам  меня  на помощь пригласить. (наречие) Давайте подведём итог тому, о чём мы говорили на уроке Я узнал … • • • • • Роль наречий в речи. (делают речь точной, выразительной) С какими частями речи связаны? (связаны с глаголом, прилагательным и существительным) Как изменяется? (Не изменяется) На какие вопросы отвечает? ( где? куда? как? и т.д.) Роль в предложении (обстоятельство, может быть определением и сказуемым) 9 Рефлексия  Оценки за урок.10. Домашнее задание п. 37, упр 171, написать синквейн о наречии Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, … .  Завершить наш урок мне хотелось бы словами М.Горького, который сказал однажды: «Кроме слов  хорошо и отлично, есть еще немало хвалебных слов, например: славно, прекрасно, великолепно,  неподражаемо, совершенно, удивительно, замечательно, изумительно, чудесно, обаятельно, даровито,  талантливо». Вот и пришла зима. __________   укрыла природу одеялом чистого белого снега.  Солнце  светит ________, наполняя __________ чистый воздух светом холодного зимнего утра,  свежестью ясного дня. ... В такой день __________   встать на лыжи и пойти в зимний  сказочный лес. Тут необычайно _______.    ____________  стоят ели, укутанные в теплую  белую шубу из снега.  Вот и пришла зима. __________   укрыла природу одеялом чистого белого снега.  Солнце  светит ________, наполняя __________ чистый воздух светом холодного зимнего утра,  свежестью ясного дня. ... В такой день __________   встать на лыжи и пойти в зимний  сказочный лес. Тут необычайно _______.    ____________  стоят ели, укутанные в теплую  белую шубу из снега.  Вот и пришла зима. __________   укрыла природу одеялом чистого белого снега.  Солнце  светит ________, наполняя __________ чистый воздух светом холодного зимнего утра,  свежестью ясного дня. ... В такой день __________   встать на лыжи и пойти в зимний  сказочный лес. Тут необычайно _______.    ____________  стоят ели, укутанные в теплую  белую шубу из снега.  Вот и пришла зима. __________   укрыла природу одеялом чистого белого снега.  Солнце  светит ________, наполняя __________ чистый воздух светом холодного зимнего утра,  свежестью ясного дня. ... В такой день __________   встать на лыжи и пойти в зимний  сказочный лес. Тут необычайно _______.    ____________  стоят ели, укутанные в теплую  белую шубу из снега.   Вот и пришла зима. __________   укрыла природу одеялом чистого белого снега.  Солнце  светит ________, наполняя __________ чистый воздух светом холодного зимнего утра,  свежестью ясного дня. ... В такой день __________   встать на лыжи и пойти в зимний  сказочный лес. Тут необычайно _______.    ____________  стоят ели, укутанные в теплую  белую шубу из снега.  Вот и пришла зима. __________   укрыла природу одеялом чистого белого снега.  Солнце  светит ________, наполняя __________ чистый воздух светом холодного зимнего утра,  свежестью ясного дня. ... В такой день __________   встать на лыжи и пойти в зимний сказочный лес. Тут необычайно _______.    ____________  стоят ели, укутанные в теплую  белую шубу из снега.  Вот и пришла зима. __________   укрыла природу одеялом чистого белого снега.  Солнце  светит ________, наполняя __________ чистый воздух светом холодного зимнего утра,  свежестью ясного дня. ... В такой день __________   встать на лыжи и пойти в зимний  сказочный лес. Тут необычайно _______.    ____________  стоят ели, укутанные в теплую  белую шубу из снега.  1)Снег на полях, Лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?   ­ зимой Тает снежок, ожил лужок, день прибывает , когда это бывает? ­ весной Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает? ­ летом Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? ­ осенью Положа руку на сердце ­                                      честно У черта на куличках                                             ­далеко Как в аптеке ­                                                          точно Черным по белому ­                                                ясно Битый час ­                                                               долго Бок о бок ­                                                                 рядом На вес золота ­                                                          дорого Душа в душу ­                                                           дружно Поговорим с глазу на глаз                                    ( наедине);  Бежал сломя голову                                           (   быстро);  Жили душа в душу                                               (дружно);  Всё делает шиворот навыворот                       (наоборот); Жили бок о бок                                                   ( рядом);  Работал не покладая рук                                   (усердно). Рассказ ученика о наречии вдребезги Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю  давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно  изменяется , в нём  происходят процессы отмирания одних слов и рождение других. Так в древнерусском  языке употреблялось существительное дребезг со значением "черепок, осколок" . От  данного сущ. в вин. пад. мн.числа с предлогом образовалось наречие вдребезги (что  означает "на мелкие кусочки") (Рассказ ученика о происхождении фразеологизма На всю Ивановскую) В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь,  называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и  новостями. Тут же глашатаи громким голосом , на всю Ивановскую оглашали царские  указы и приказы. Так и закрепилось  в языке выражение для обозначения особо громкого  крика. Библиография. 1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.Т. Григорян. – М.: Просвещение, 2007. 2. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / М.В. Федорова. – М.: Просвещение, 2001. 3. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева,  А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – Киев: Рад. шк., 1988. Составление синквейна.  Тема (существительное)____________________________________________  Описание (два прилагательных)______________________________________  Действие (три глагола)______________________________________________  Чувство (фраза из 4­х слов)__________________________________________  Повторение сути (синоним темы)_____________________________________ Составление синквейна.  Тема (существительное)____________________________________________  Описание (два прилагательных)______________________________________  Действие (три глагола)______________________________________________  Чувство (фраза из 4­х слов)__________________________________________  Повторение сути (синоним темы)_____________________________________ Составление синквейна.  Тема (существительное)____________________________________________ Описание (два прилагательных)______________________________________  Действие (три глагола)______________________________________________  Чувство (фраза из 4­х слов)__________________________________________  Повторение сути (синоним темы)_____________________________________ Составление синквейна.  Тема (существительное)____________________________________________  Описание (два прилагательных)______________________________________  Действие (три глагола)______________________________________________  Чувство (фраза из 4­х слов)__________________________________________  Повторение сути (синоним темы)_____________________________________ Кстати, среди 9 тысяч самых частотных слов наречий 705, или 8%, поэтому по  количеству они занимают 4­ое место после существительных, глаголов и  прилагательных. По частоте употребления наречия занимают 6­ое место (после  существительных, глаголов, местоимений, предлогов и прилагательных).  («Занимательно о русском языке», авторы Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь  Д.Э.).

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2019