ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Благодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идей
добавьте 20 материалов
Сертификат
почетного автора образовательных и методических публикаций
добавьте 30 материалов
Почётная грамота
педагог. мастерства
за вклад в развитие образов. интернет-пространства
добавьте 40 материалов
Золотая карта
1000 руб. в год
в качестве скидки до 50% на все услуги
добавьте 50 материалов
Большой набор
для быстрого создания презентаций
добавьте 75 материалов
Меруерт Рахимбекова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Деепричастный оборот

Деепричастный оборот

Тема урока: «Деепричастный оборот» 7 класс Цели: • дать понятие о деепричастном обороте; • формирование навыка разграничения основного и добавочного действия; • нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми; • способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся. Ход урока 1. Организационный момент. Знакомство и перекличка. 2. Проверка и опрос домашнего задания. 3. Фронтальный опрос. • От какой части речи образуются причастие и деепричастие? (от глагола) • На какие вопросы отвечают? (какой? каков? что делая? что сделав?) • Что обозначают? (признак предмета по действию и добавочное действие) • Признак каких частей речи сочетают в себе? (гл/прил. и гл/нареч) • Как изменяются? (по родам, числам, падежам; не измен-ся) • Имеют суффиксы? (-ущ,-ющ,-ащ,-ящ,-вш,-ш,-им,-ем,-ом,-енн,-ённ,-нн,-т; -а, -я, -в, -вши, -ши, -учи) • Чем отличаются по морфемному составу? (прич.имеет окончания, а деепр. не имеет окончания) • Какими членами предложения могут быть? (опред.,сказ., обстоят.) • На какой вопрос отвечает как член предложения? (какой? каков? И как? когда? почему?) • Какую часть речи распространяют в предложении? (прич.сущ. мест. а деепр.глагол) • Как обособляются? (прич.после определяемого слова, а дееприч.всегда обособ.) VI. Закрепление изученного материала. - Для того чтобы быстро находить деепричастные обороты в предложениях, нужно выполнить несколько тренировочных упражнений. Перед выполнением этого задания полезно вспомнить, чем отличается определяемое слово от зависимых? Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. (Л.Толстой) - Вы должны найти определяемое слово, деепричастие и его зависимые слова, распределив их в 3 столбика. Из черной глубины быстро вынырнула рыба и, вильнув хвостом, юркнула назад. Мы шли и заглядывали в темные аллеи, /любуясь старыми мраморными статуями/. - У деепричастия любуясь 3 зависимых слова. Любуясь (чем?) статуями, статуями (какими?) старыми и мраморными. А весь деепричстный оборот состоит из 4-х слов. Потом, /скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц/, мы стали спускаться к морю. - У деепричастия скользя целых 8 зависимых слов. Поэтому весь деепричастный оборот состоит из 9-ти слов. Таким образом, в деепричастный оборот может входить любое количество слов. - Попробуйте определить, сколько слов входит в деепричастные обороты в этом упражнении. 1. Лодка, описав полукруг, выплыла на середину реки. (2) 2. Проехав четыре версты, он увидел первого знакомого и радостно обратился к нему. (3) 3. Долго эту ночь сидела княжна Марья в своей комнате, прислушиваясь к звуку говора мужиков. (5) 4. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. (3) 5. Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной очи. (9) - Какие из предложенных утверждений верны? Запишите их в тетрадь-подсказку. 1. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. (+) 2. Деепричастный оборот может находиться только после глагола-сказуемого. (-) 3. В деепричастный оборот входят только зависимые от деепричастия слова. (-) 4. Деепричастный оборот может находиться и после, и перед глаголом-сказуемым. (+) Пес, /услышав шаги хозяина/, завилял хвостом. Пес завилял хвостом, /услышав шаги хозяина/. А теперь сравните следующие 3 предложения. 1. Он, открыв окно, посмотрел во двор. 2. Открыв окно, он посмотрел во двор. 3. Он посмотрел во двор, открыв окно. - Что вы можете сказать о постановке запятых в предложениях с деепричастным оборотом? - Правильно. В 1-ом предложении деепричастный оборот находится в середине предложения, справа и слева от него есть другие слова, поэтому он выделяется запятыми. Во 2-ом предложении деепричастный оборот стоит в начале предложения, в 3-ем - в конце. Другие слова рядом с деепричастным оборотом в этих предложениях есть только с одной стороны, поэтому, там достаточно одной запятой. Деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если стоит в середине предложения, и одной запятой, если стоит в начале или конце предложения. Ветер прошелся вдоль берега, зарябив зеркало плёса. 1. Солнце, послав на землю последний луч, скрылось за горизонтом. 2. Оставшись один, я погрузился в размышления. 3. Капитан, перегнувшись через перила, смотрел вниз. 4. Люди шли полем, недоверчиво оглядываясь. 5. Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. 6. Рудин стоял, скрестив руки на груди, и слушал с напряженным вниманием. 7. Однако солдат, постояв секунды две, удалился, прикрыв за собой дверь. 8. Обломов завтракал, не обращая ни на кого, ни малейшего внимания. 9. Пугачев, увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе. - В этом упражнении нужно выделить запятыми не только деепричастные, но и причастные обороты. 1. Подъехав к господскому дому, он увидел платье, мелькавшее между деревьями. 2. Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум. Крики и голос моего Савельича. 3. Перед нею стоял кувшин воды, покрытый ломтём хлеба. 4. Увидя меня, она вздрогнула и закричала. 5. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке против памятника. Причастный оборот выделяется запятыми, только если он стоит после определяемого слова. (+) Деепричастный оборот, всегда выделяется запятыми. (+) Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда обособляются. Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение предложения Отдавая тепло сердца, • на душе появляется радость. • мир ответит тем же. • человек обретает душевную красоту. • возникают ростки светлых надежд. Задание 3: образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания (смотри слова для справок). Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь. Слова для справок: на свет; сердце ребёнка добротой; в грудь; ближнему; на многое. Дополнительное задание: придумайте и запишите предложения с образованными вами деепричастными оборотами Полученные словосочетания: • появляясь на свет; • наполняя сердце ребёнка добротой; • просачиваясь в грудь; сострадая ближнему; • распространяясь на многое. Что вы образовали? (Деепричастные обороты). Примерные предложения: Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее. Самостоятельная работа Задание1: найдите словосочетание, в состав которого входит деепричастие. • призывать к милосердию; • впуская в сердце; • откликнувшийся на беду; • воспитано с детства. Задание 2: найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. 1. Надо любить и ценить в человеке человека. 2. Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей. 3. Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки. 4. Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке. Задание 3: найдите предложение с деепричастным оборотом, расставьте пропущенные знаки препинания. 1. Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой. 2. Творите добро и мир ответит тем же 3. Изъять милосердие - значить лишить человека нравственности. 4. Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие. Задание 4: замените помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания. Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти. Итог урока

  • Разработки уроков
  • Русский язык
  • 7 кл.
Тема урока: «Деепричастный оборот» 7 класс Цели: • дать понятие о деепричастном обороте; • формирование навыка разграничения основного и добавочного действия; • нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми; • способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся. Ход урока 1. Организационный момент. Знакомство и перекличка. 2. Проверка и опрос домашнего задания. 3. Фронтальный опрос. • От какой части речи образуются причастие и деепричастие? (от глагола) • На какие вопросы отвечают? (какой? каков? что делая? что сделав?) • Что обозначают? (признак предмета по действию и добавочное действие) • Признак каких частей речи сочетают в себе? (гл/прил. и гл/нареч) • Как изменяются? (по родам, числам, падежам; не измен-ся) • Имеют суффиксы? (-ущ,-ющ,-ащ,-ящ,-вш,-ш,-им,-ем,-ом,-енн,-ённ,-нн,-т; -а, -я, -в, -вши, -ши, -учи) • Чем отличаются по морфемному составу? (прич.имеет окончания, а деепр. не имеет окончания) • Какими членами предложения могут быть? (опред.,сказ., обстоят.) • На какой вопрос отвечает как член предложения? (какой? каков? И как? когда? почему?) • Какую часть речи распространяют в предложении? (прич.сущ. мест. а деепр.глагол) • Как обособляются? (прич.после определяемого слова, а дееприч.всегда обособ.) VI. Закрепление изученного материала. - Для того чтобы быстро находить деепричастные обороты в предложениях, нужно выполнить несколько тренировочных упражнений. Перед выполнением этого задания полезно вспомнить, чем отличается определяемое слово от зависимых? Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. (Л.Толстой) - Вы должны найти определяемое слово, деепричастие и его зависимые слова, распределив их в 3 столбика. Из черной глубины быстро вынырнула рыба и, вильнув хвостом, юркнула назад. Мы шли и заглядывали в темные аллеи, /любуясь старыми мраморными статуями/. - У деепричастия любуясь 3 зависимых слова. Любуясь (чем?) статуями, статуями (какими?) старыми и мраморными. А весь деепричстный оборот состоит из 4-х слов. Потом, /скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц/, мы стали спускаться к морю. - У деепричастия скользя целых 8 зависимых слов. Поэтому весь деепричастный оборот состоит из 9-ти слов. Таким образом, в деепричастный оборот может входить любое количество слов. - Попробуйте определить, сколько слов входит в деепричастные обороты в этом упражнении. 1. Лодка, описав полукруг, выплыла на середину реки. (2) 2. Проехав четыре версты, он увидел первого знакомого и радостно обратился к нему. (3) 3. Долго эту ночь сидела княжна Марья в своей комнате, прислушиваясь к звуку говора мужиков. (5) 4. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. (3) 5. Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной очи. (9) - Какие из предложенных утверждений верны? Запишите их в тетрадь-подсказку. 1. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. (+) 2. Деепричастный оборот может находиться только после глагола-сказуемого. (-) 3. В деепричастный оборот входят только зависимые от деепричастия слова. (-) 4. Деепричастный оборот может находиться и после, и перед глаголом-сказуемым. (+) Пес, /услышав шаги хозяина/, завилял хвостом. Пес завилял хвостом, /услышав шаги хозяина/. А теперь сравните следующие 3 предложения. 1. Он, открыв окно, посмотрел во двор. 2. Открыв окно, он посмотрел во двор. 3. Он посмотрел во двор, открыв окно. - Что вы можете сказать о постановке запятых в предложениях с деепричастным оборотом? - Правильно. В 1-ом предложении деепричастный оборот находится в середине предложения, справа и слева от него есть другие слова, поэтому он выделяется запятыми. Во 2-ом предложении деепричастный оборот стоит в начале предложения, в 3-ем - в конце. Другие слова рядом с деепричастным оборотом в этих предложениях есть только с одной стороны, поэтому, там достаточно одной запятой. Деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если стоит в середине предложения, и одной запятой, если стоит в начале или конце предложения. Ветер прошелся вдоль берега, зарябив зеркало плёса. 1. Солнце, послав на землю последний луч, скрылось за горизонтом. 2. Оставшись один, я погрузился в размышления. 3. Капитан, перегнувшись через перила, смотрел вниз. 4. Люди шли полем, недоверчиво оглядываясь. 5. Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. 6. Рудин стоял, скрестив руки на груди, и слушал с напряженным вниманием. 7. Однако солдат, постояв секунды две, удалился, прикрыв за собой дверь. 8. Обломов завтракал, не обращая ни на кого, ни малейшего внимания. 9. Пугачев, увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе. - В этом упражнении нужно выделить запятыми не только деепричастные, но и причастные обороты. 1. Подъехав к господскому дому, он увидел платье, мелькавшее между деревьями. 2. Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум. Крики и голос моего Савельича. 3. Перед нею стоял кувшин воды, покрытый ломтём хлеба. 4. Увидя меня, она вздрогнула и закричала. 5. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке против памятника. Причастный оборот выделяется запятыми, только если он стоит после определяемого слова. (+) Деепричастный оборот, всегда выделяется запятыми. (+) Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда обособляются. Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение предложения Отдавая тепло сердца, • на душе появляется радость. • мир ответит тем же. • человек обретает душевную красоту. • возникают ростки светлых надежд. Задание 3: образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания (смотри слова для справок). Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь. Слова для справок: на свет; сердце ребёнка добротой; в грудь; ближнему; на многое. Дополнительное задание: придумайте и запишите предложения с образованными вами деепричастными оборотами Полученные словосочетания: • появляясь на свет; • наполняя сердце ребёнка добротой; • просачиваясь в грудь; сострадая ближнему; • распространяясь на многое. Что вы образовали? (Деепричастные обороты). Примерные предложения: Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее. Самостоятельная работа Задание1: найдите словосочетание, в состав которого входит деепричастие. • призывать к милосердию; • впуская в сердце; • откликнувшийся на беду; • воспитано с детства. Задание 2: найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. 1. Надо любить и ценить в человеке человека. 2. Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей. 3. Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки. 4. Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке. Задание 3: найдите предложение с деепричастным оборотом, расставьте пропущенные знаки препинания. 1. Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой. 2. Творите добро и мир ответит тем же 3. Изъять милосердие - значить лишить человека нравственности. 4. Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие. Задание 4: замените помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания. Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти. Итог урока
Медианары для учителей с выдачей свидетельства

Все файлы материала: