«Развивающие функции художественной литературы»
Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге
важны и благодарная память о книге, и творческий поиск
возможностей укрепления ее будущего. Потому что, перестав
читать, человек незаметно для себя может престать быть Человеком
с большой буквы или же вовсе не сформироваться.
С самого раннего детства мы – взрослые вводим ребенка в
удивительный мир книги, начиная с рассматривания красочных
иллюстраций, а затем и к самому прочтению произведения. Дети
очень любят слушать то, что им читают взрослые – народные сказки,
рассказы, стихи… нередко требуют перечитывать полюбившиеся им
тексты. Лишь позже, несколько раз прочитав ее вместе с взрослым,
ребенок, чинно переворачивая каждую страницу, будет «читать» ее,
проговаривая знакомый текст. В этом ему помогают красочные
картинки, напоминающие развитие сюжета.
В своей практике вы не раз сталкивались с тем, что многие
дети вместо игрушек приносят в д/с книжки из своей домашней
библиотечки. Насколько удивительны они! Это и различные детские
познавательные энциклопедии, написанные в доступной для
малышей форме, и любимые сказки, и исторические книги про
рыцарей, и про любимых мальчишками динозавров и т.д. и
воспитатель старается это не оставить без внимания. Ведь ребенок
ждет того момента, когда воспитатель вместе с детьми, усевшись в
укромном уголке, начнет рассматривать и читать его книгу.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные
образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в
то же время оказывают на него воспитательное воздействие.
В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга
пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им
решается участь человека».
Именно художественная литература питает ум и воображение
ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения,
являясь мощным средством духовного развития личности.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей
и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Функции художественной литературы в развитии детей столь
широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно
разделить на познавательнонравственную и эстетическую.
К познавательнонравственной функции можно отнести:
Развитие и активизацию воображения, образного мышления
(использование на занятиях условных заместителей
символических обозначений персонажей сказок), кроме
того, ребенок может включаться в совместную со взрослым
литературнохудожественную деятельность. Например, игра
в историю с продолжением. Читаем начало сказки и просим
придумать ей окончание, только чтобы у каждого было
свое…;
Расширение представлений о мире. (Примером может
служить произведение Б.Житкова «Что я видел»,
рассказывающее о мальчике Алеше,
который
путешествовал в Москву и на Украину). Это произведение
является своеобразной энциклопедией для детей;
Освоение моделей человеческого поведения в разных
обстоятельствах.
служить
произведения С.Михалкова, В.Маяковского, К.Чуковского
и мн. других авторов);
(Примером могут
Формирование эмоциональноценностных установок по
отношению к разным аспектам действительности,
природному и рукотворному миру, миру человеческих
отношений (С.Маршак «Вчера и сегодня»);
К эстетической функции относится приобщение к словесному
искусству как таковому в его различных формах:
Выделение в художественных произведениях средств
художественной выразительности – эпитетов и сравнений –
и активное их применение детьми при пересказе сказок,
описании предметов, игрушек, ответах на вопросы,
сочинении историй; Эмоционально выразительное чтение и рассказывание. С
одной стороны, это заучивание и чтение отдельных
стихотворений, с другой – участие в драматизации с
индивидуальными ролями,
требующими от детей
интонационной и мимической выразительности;
Воспитание культуры чувств и переживаний (ребенок живет
жизнью героев, сам как бы становится участником
предаваемых событий, волнуется, переживает, радуется,
грустит, сочувствует добру, осуждает зло.)
Реализация этих развивающих функций осуществляется за счет
смысловой наполненности и структуры художественных текстов.
По словам известного литературоведа Ю.М. Лотмана,
художественные тексты обладают свойствами «сгущенной
информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько
же может дать ограниченный временем и пространством реальный
опыт. Отсюда художественные тексты – при правильном их подборе
– могут охватить если не все, то большую часть образовательных
тематических содержаний, которые необходимо освоить детям.
Используя художественные тексты как готовый культурный
материал, воспитатель выступает проводником детей в миры,
создаваемые книгой, а как партнер вместе с детьми удивляется,
восхищается,
сопереживает персонажам в
происходящих с ними событиях.
огорчается,
Персонажи больших художественных произведений для детей
обычно удивительные экспериментаторы, исследователи,
путешественники. Поэтому события, происходящие с ними в том
мире, в котором они живут, могут послужить мотивом, отправным
моментом для интересной деятельности взрослого с детьми.
Например:
Неужели работник смог так легко справиться с Самоделкиным
с помощью простого магнита? (Ю. Дружков. Приключения
Карандаша и Самоделкина)
Давайте посмотрим, как действует магнит: обладает ли он
такой «волшебной» силой на самом деле? Удачно ли выбрал ВинниПух плавательное средство для
спасения от наводнения? (А. Милн. ВинниПух и всевсевсе.)
Что надежнее – пустой горшок или зонтик? Не утонет ли
пустой горшок? Почему один предмет тонет, а другой – нет?
(Можно провести эксперимент).
Художественные тексты предоставляют много поводов и для
интересной продуктивной деятельности. Взять хотя бы сказку
«Красная Шапочка» и предложить детям помочь волку исправиться
– стать добрым. (Научить волка вежливым словам).
Финал сказки: волк и Красная шапочка подружились. Можно
придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и др.
материалов атрибуты персонажей, чтобы потом поиграть, поставить
спектакль по мотивам прочитанной книги. Иначе говоря, чтение
художественной литературы выступает как одна из форм
совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения
для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов
деятельности, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в
текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять,
какие из них придутся по душе детям его группы.
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием:
Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять
удовольствие.
В связи с этим представляется целесообразным определить
некоторые общие методические требования:
Чтение художественных текстов должно быть ежедневным,
чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы;
Время для чтения должно быть определено в распорядке
дня;
Чтение должно проходить в непринужденной обстановке
(дети располагаются вблизи взрослого как им удобно);
каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему,
это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по
восприятию ее содержания (проявляет соответствующие
эмоции – удивление, изумление, сострадание и т.п.),
монотонное, механическое (отчужденное) чтение может
отбить у детей охоту слушать даже самую интересную
книгу;
Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его
группы художественные тексты,
сам определяет
последовательность их чтения, руководствуясь принципом
чередования:
большие литературные формы для
длительного (продолжающегося) чтения – малые
литературные
формы для непродолжительного;
целесообразно также чередовать стихотворные и
прозаические произведения. В зависимости от интереса и
пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным
текстам;
момент слушать чтение обязательно соблюдают правило:
заниматься своими делами тихо, не мешая остальным;
При подборе и планировании последовательности чтения
художественных текстов воспитатель руководствуется
происходящими событиями (праздники, памятные даты),
тематическими циклами, намеченными для познавательно
исследовательской деятельности,
и направленностью
актуальных интересов детей группы. Список подобранных
текстов постоянно корректируется педагогом, с учетом
появляющихся у детей вопросов, возникающих в группе
конфликтов и коллизий, решение которых может быть
подсказано книгой;
В каждой группе всегда должно быть несколько сборников
художественных текстов из рекомендательного списка
(стихи, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских
писателей), из которых воспитатель, реагируя на актуальную
ситуацию, может в любой момент выбрать подходящее
произведение. Хрестоматия не должна быть единственным
или основным источником художественных текстов.
"Развивающие функции художественной литературы"
"Развивающие функции художественной литературы"
"Развивающие функции художественной литературы"
"Развивающие функции художественной литературы"
"Развивающие функции художественной литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.