"Развивающие функции художественной литературы"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Razvivayushchie_funkcii_hudozhestvennoy_literatury.doc
«Развивающие функции художественной литературы» Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге важны   и   благодарная   память   о   книге,   и   творческий   поиск возможностей   укрепления   ее   будущего.   Потому   что,   перестав читать, человек незаметно для себя может престать быть Человеком с большой буквы или же вовсе не сформироваться. С  самого   раннего   детства  мы   –   взрослые   вводим   ребенка   в удивительный   мир   книги,   начиная   с   рассматривания   красочных иллюстраций, а затем и к самому прочтению произведения. Дети очень любят слушать то, что им читают взрослые – народные сказки, рассказы, стихи… нередко требуют перечитывать полюбившиеся им тексты. Лишь позже, несколько раз прочитав ее вместе с взрослым, ребенок, чинно переворачивая каждую страницу, будет «читать» ее, проговаривая   знакомый   текст.   В   этом   ему   помогают   красочные картинки, напоминающие развитие сюжета. В своей практике вы не раз сталкивались с тем, что многие дети   вместо   игрушек   приносят   в   д/с   книжки   из   своей   домашней библиотечки. Насколько удивительны они! Это и различные детские познавательные   энциклопедии,   написанные   в   доступной   для малышей   форме,   и   любимые   сказки,   и   исторические   книги   про рыцарей,   и   про   любимых   мальчишками   динозавров   и   т.д.   и воспитатель старается это не оставить без внимания. Ведь ребенок ждет того момента, когда воспитатель вместе с детьми, усевшись в укромном   уголке,   начнет   рассматривать   и   читать   его   книгу. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие. В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется   для   воспитания,   а   «воспитание   –   великое   дело:   им решается участь человека». Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.Функции художественной литературы в развитии детей столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно разделить на познавательно­нравственную и эстетическую. К познавательно­нравственной функции можно отнести:  Развитие и активизацию воображения, образного мышления (использование   на   занятиях   условных   заместителей­ символических   обозначений   персонажей   сказок),   кроме того, ребенок может включаться в совместную со взрослым литературно­художественную деятельность. Например, игра в историю с продолжением. Читаем начало сказки и просим придумать   ей   окончание,   только   чтобы   у   каждого   было свое…;  Расширение   представлений   о   мире.  (Примером   может служить   произведение   Б.Житкова   «Что   я   видел», рассказывающее   о   мальчике   Алеше,   который путешествовал в Москву и на Украину). Это произведение является своеобразной энциклопедией для детей;  Освоение   моделей   человеческого   поведения   в   разных обстоятельствах. служить произведения С.Михалкова, В.Маяковского, К.Чуковского и мн. других авторов);   (Примером   могут    Формирование   эмоционально­ценностных   установок   по отношению   к   разным   аспектам   действительности, природному   и   рукотворному   миру,   миру   человеческих отношений (С.Маршак «Вчера и сегодня»); К эстетической функции относится приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах:  Выделение   в   художественных   произведениях   средств художественной выразительности – эпитетов и сравнений – и   активное   их   применение   детьми   при   пересказе   сказок, описании   предметов,   игрушек,   ответах   на   вопросы, сочинении историй; Эмоционально   выразительное   чтение   и   рассказывание.   С одной   стороны,   это   заучивание   и   чтение   отдельных стихотворений,   с   другой   –   участие   в   драматизации   с индивидуальными   ролями,   требующими   от   детей интонационной и мимической выразительности;  Воспитание культуры чувств и переживаний (ребенок живет жизнью   героев,   сам   как   бы   становится   участником предаваемых   событий,   волнуется,   переживает,   радуется, грустит, сочувствует добру, осуждает зло.) Реализация этих развивающих функций осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов. По   словам   известного   литературоведа   Ю.М.   Лотмана, художественные   тексты   обладают   свойствами   «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько же может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты – при правильном их подборе – могут охватить если не все, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Используя   художественные   тексты   как   готовый   культурный материал,   воспитатель   выступает   проводником   детей   в   миры, создаваемые   книгой,   а   как   партнер   вместе   с   детьми   удивляется, восхищается,   сопереживает   персонажам   в происходящих с ними событиях.   огорчается, Персонажи больших художественных произведений для детей­  обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними в том мире, в котором они живут, могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной деятельности взрослого с детьми. Например:  Неужели работник смог так легко справиться с Самоделкиным с   помощью   простого   магнита?   (Ю.   Дружков.   Приключения Карандаша и Самоделкина) ­ Давайте   посмотрим,   как   действует   магнит:   обладает   ли   он такой «волшебной» силой на самом деле? Удачно   ли   выбрал   Винни­Пух   плавательное   средство   для спасения от наводнения? (А. Милн. Винни­Пух и все­все­все.) Что   надежнее   –   пустой   горшок   или   зонтик?   Не   утонет   ли пустой горшок? Почему один предмет тонет, а другой – нет?    (Можно провести эксперимент). Художественные тексты предоставляют много поводов и для интересной   продуктивной   деятельности.   Взять   хотя   бы   сказку «Красная Шапочка» и предложить детям помочь волку исправиться – стать добрым. (Научить волка вежливым словам).  Финал сказки: волк и Красная шапочка подружились. Можно придумывать   и   мастерить   из   картона,   цветной   бумаги   и   др. материалов атрибуты персонажей, чтобы потом поиграть, поставить спектакль   по   мотивам   прочитанной   книги.   Иначе   говоря,   чтение художественной   литературы   выступает   как   одна   из   форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Разумеется,   чтобы   подбирать   художественные   произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах,  по  крайней  мере,   прочитывать  их  заранее  и  определять, какие из них придутся по душе детям его группы. Важно,   чтобы   чтение   не   стало   принудительным   занятием: Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие. В   связи   с   этим   представляется   целесообразным   определить некоторые общие методические требования:  Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы;  Время  для   чтения   должно  быть определено в  распорядке дня;  Чтение   должно   проходить   в   непринужденной   обстановке (дети   располагаются   вблизи   взрослого   как   им   удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию   ее   содержания   (проявляет   соответствующие эмоции   –   удивление,   изумление,   сострадание   и   т.п.), монотонное,   механическое   (отчужденное)   чтение   может отбить   у   детей   охоту   слушать   даже   самую   интересную книгу;  Воспитатель   сам   подбирает   подходящие   для   детей   его группы   художественные   тексты,   сам   определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования:   большие   литературные   формы   для длительного   (продолжающегося)   чтения   –   малые литературные   формы   для   непродолжительного; целесообразно   также   чередовать   стихотворные   и прозаические   произведения.   В   зависимости   от   интереса   и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам; момент   слушать   чтение   обязательно   соблюдают   правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным;  При   подборе   и   планировании   последовательности   чтения художественных   текстов   воспитатель   руководствуется происходящими   событиями   (праздники,   памятные   даты), тематическими   циклами,   намеченными   для   познавательно­ исследовательской   деятельности,   и   направленностью актуальных интересов детей группы. Список подобранных текстов   постоянно   корректируется   педагогом,   с   учетом появляющихся   у   детей   вопросов,   возникающих   в   группе конфликтов   и   коллизий,   решение   которых   может   быть подсказано книгой;  В каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных   текстов   из   рекомендательного   списка (стихи, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских писателей), из которых воспитатель, реагируя на актуальную ситуацию,   может   в   любой   момент   выбрать   подходящее произведение. Хрестоматия не должна быть единственным или основным источником художественных текстов.