«Развивающие функции художественной литературы»
Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге
важны и благодарная память о книге, и творческий поиск
возможностей укрепления ее будущего. Потому что, перестав
читать, человек незаметно для себя может престать быть Человеком
с большой буквы или же вовсе не сформироваться.
С самого раннего детства мы – взрослые вводим ребенка в
удивительный мир книги, начиная с рассматривания красочных
иллюстраций, а затем и к самому прочтению произведения. Дети
очень любят слушать то, что им читают взрослые – народные сказки,
рассказы, стихи… нередко требуют перечитывать полюбившиеся им
тексты. Лишь позже, несколько раз прочитав ее вместе с взрослым,
ребенок, чинно переворачивая каждую страницу, будет «читать» ее,
проговаривая знакомый текст. В этом ему помогают красочные
картинки, напоминающие развитие сюжета.
В своей практике вы не раз сталкивались с тем, что многие
дети вместо игрушек приносят в д/с книжки из своей домашней
библиотечки. Насколько удивительны они! Это и различные детские
познавательные энциклопедии, написанные в доступной для
малышей форме, и любимые сказки, и исторические книги про
рыцарей, и про любимых мальчишками динозавров и т.д. и
воспитатель старается это не оставить без внимания. Ведь ребенок
ждет того момента, когда воспитатель вместе с детьми, усевшись в
укромном уголке, начнет рассматривать и читать его книгу.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные
образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в
то же время оказывают на него воспитательное воздействие.
В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга
пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им
решается участь человека».
Именно художественная литература питает ум и воображение
ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения,
являясь мощным средством духовного развития личности.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей
и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.Функции художественной литературы в развитии детей столь
широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно
разделить на познавательнонравственную и эстетическую.
К познавательнонравственной функции можно отнести:
Развитие и активизацию воображения, образного мышления
(использование на занятиях условных заместителей
символических обозначений персонажей сказок), кроме
того, ребенок может включаться в совместную со взрослым
литературнохудожественную деятельность. Например, игра
в историю с продолжением. Читаем начало сказки и просим
придумать ей окончание, только чтобы у каждого было
свое…;
Расширение представлений о мире. (Примером может
служить произведение Б.Житкова «Что я видел»,
рассказывающее о мальчике Алеше,
который
путешествовал в Москву и на Украину). Это произведение
является своеобразной энциклопедией для детей;
Освоение моделей человеческого поведения в разных
обстоятельствах.
служить
произведения С.Михалкова, В.Маяковского, К.Чуковского
и мн. других авторов);
(Примером могут
Формирование эмоциональноценностных установок по
отношению к разным аспектам действительности,
природному и рукотворному миру, миру человеческих
отношений (С.Маршак «Вчера и сегодня»);
К эстетической функции относится приобщение к словесному
искусству как таковому в его различных формах:
Выделение в художественных произведениях средств
художественной выразительности – эпитетов и сравнений –
и активное их применение детьми при пересказе сказок,
описании предметов, игрушек, ответах на вопросы,
сочинении историй; Эмоционально выразительное чтение и рассказывание. С
одной стороны, это заучивание и чтение отдельных
стихотворений, с другой – участие в драматизации с
индивидуальными ролями,
требующими от детей
интонационной и мимической выразительности;
Воспитание культуры чувств и переживаний (ребенок живет
жизнью героев, сам как бы становится участником
предаваемых событий, волнуется, переживает, радуется,
грустит, сочувствует добру, осуждает зло.)
Реализация этих развивающих функций осуществляется за счет
смысловой наполненности и структуры художественных текстов.
По словам известного литературоведа Ю.М. Лотмана,
художественные тексты обладают свойствами «сгущенной
информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько
же может дать ограниченный временем и пространством реальный
опыт. Отсюда художественные тексты – при правильном их подборе
– могут охватить если не все, то большую часть образовательных
тематических содержаний, которые необходимо освоить детям.
Используя художественные тексты как готовый культурный
материал, воспитатель выступает проводником детей в миры,
создаваемые книгой, а как партнер вместе с детьми удивляется,
восхищается,
сопереживает персонажам в
происходящих с ними событиях.
огорчается,
Персонажи больших художественных произведений для детей
обычно удивительные экспериментаторы, исследователи,
путешественники. Поэтому события, происходящие с ними в том
мире, в котором они живут, могут послужить мотивом, отправным
моментом для интересной деятельности взрослого с детьми.
Например:
Неужели работник смог так легко справиться с Самоделкиным
с помощью простого магнита? (Ю. Дружков. Приключения
Карандаша и Самоделкина)
Давайте посмотрим, как действует магнит: обладает ли он
такой «волшебной» силой на самом деле? Удачно ли выбрал ВинниПух плавательное средство для
спасения от наводнения? (А. Милн. ВинниПух и всевсевсе.)
Что надежнее – пустой горшок или зонтик? Не утонет ли
пустой горшок? Почему один предмет тонет, а другой – нет?
(Можно провести эксперимент).
Художественные тексты предоставляют много поводов и для
интересной продуктивной деятельности. Взять хотя бы сказку
«Красная Шапочка» и предложить детям помочь волку исправиться
– стать добрым. (Научить волка вежливым словам).
Финал сказки: волк и Красная шапочка подружились. Можно
придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и др.
материалов атрибуты персонажей, чтобы потом поиграть, поставить
спектакль по мотивам прочитанной книги. Иначе говоря, чтение
художественной литературы выступает как одна из форм
совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения
для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов
деятельности, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в
текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять,
какие из них придутся по душе детям его группы.
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием:
Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять
удовольствие.
В связи с этим представляется целесообразным определить
некоторые общие методические требования:
Чтение художественных текстов должно быть ежедневным,
чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы;
Время для чтения должно быть определено в распорядке
дня;
Чтение должно проходить в непринужденной обстановке
(дети располагаются вблизи взрослого как им удобно);
каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему,
это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по
восприятию ее содержания (проявляет соответствующие
эмоции – удивление, изумление, сострадание и т.п.),
монотонное, механическое (отчужденное) чтение может
отбить у детей охоту слушать даже самую интересную
книгу;
Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его
группы художественные тексты,
сам определяет
последовательность их чтения, руководствуясь принципом
чередования:
большие литературные формы для
длительного (продолжающегося) чтения – малые
литературные
формы для непродолжительного;
целесообразно также чередовать стихотворные и
прозаические произведения. В зависимости от интереса и
пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным
текстам;
момент слушать чтение обязательно соблюдают правило:
заниматься своими делами тихо, не мешая остальным;
При подборе и планировании последовательности чтения
художественных текстов воспитатель руководствуется
происходящими событиями (праздники, памятные даты),
тематическими циклами, намеченными для познавательно
исследовательской деятельности,
и направленностью
актуальных интересов детей группы. Список подобранных
текстов постоянно корректируется педагогом, с учетом
появляющихся у детей вопросов, возникающих в группе
конфликтов и коллизий, решение которых может быть
подсказано книгой;
В каждой группе всегда должно быть несколько сборников
художественных текстов из рекомендательного списка
(стихи, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских
писателей), из которых воспитатель, реагируя на актуальную
ситуацию, может в любой момент выбрать подходящее
произведение. Хрестоматия не должна быть единственным
или основным источником художественных текстов.