Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
«Необычное путешествие по Руси»
Групповое помещение украшено в русском народном стиле: игрушки народных промыслов, платки, рисунки детей и др.
Оборудование и материал: палочка, карусель из лент, самовар, печенье, конфеты, ложки, маска волка,
Цели:
- закрепить знания детей о народных играх
- развивать интерес у детей к русским народным играм
- доставить детям радость от праздника
Ход развлечения:
Персонажи: Скоморох – воспитатель
Торговушка – воспитатель
Рассказушка- воспитатель
(под русскую народную музыку выходит Рассказушка)
Рассказушка: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами праздник День России. А как называлась Россия ранее?
Дети: Русь
Рассказушка: Правильно Русь. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Руси. Как вы думаете что мы с вами будем делать?
Дети: играть, веселиться, шутить, петь.
Рассказушка: Конечно ребята, вы правильно ответили. А прежде чем мы с вами будем играть я хочу вам рассказать как появились народные игры. Кто придумал эти игры (“Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” и др.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными. В русских селах и городах среди молодежи и детей были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы детей, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.
Игры возникали свободно; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т. п.), а также придумывались наказания проигравшему. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых.
Пересчету придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались, - стали пересчитываться и дети.
(выбегает скоморох)
Скоморох: здравствуйте ребята! Ой как у вас красиво в группе. У вас что праздник какой- то?
Дети: праздник День России.
Рассказушка: а как тебя зовут и откуда ты узнал, что мы здесь сегодня собрались?
Скоморох: у меня нюх на игры, шутки и веселье. А вы любите играть? я тоже так люблю играть! Смотрю вы засиделись, пойдем вместе со мной поиграем в игру «Палочка - выручалочка».
Цель: Привить интерес к русским народным играм.
Научить детей действовать по правилам не нарушая их.
Воспитать доброжелательность, выдержку, волю к победе.
Ход игры: Дети выбирают водящего считалкой:
«Я купила себе дуду
И на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене, у стены, рядом с ним помещают палочку, сделанную из дерева (длиной 50-60 см., диаметром 2-3см.) и ярко окрашенную, чтобы ее было хорошо видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет».
После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит:
«Палочка – выручалочка нашла … (имя игрока)!». Так водящий находит всех игроков. Игра повторяется. Первый найденный игрок при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать раньше до палочки раньше водящего со словами: «Палочка – выручалочка, выручи меня!» и постучать по стене. Затем бросить её как можно дальше то стены и пока палочку ищет водящий, спрятаться заново. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.
Правила игры: Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен считать считалку медленно, чтоб дети успели спрятаться. Искать водящему игроков следует по всей игровой площадке, а не стоять возле палочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку и ставит ее на место к стене.
Рассказушка: ребята присаживайтесь на свои места. Кто – нибудь знает что такое ярмарка? (ответы детей) На ярмарке можно купить все что угодно, сладости, самовары, ложки, одежду и даже животных. А еще на ярмарке все люди веселятся и играют. Ну что, отправимся с вами на ярмарку? Закрывайте глазки и я скажу волшебные слова с помощью которых мы окажемся на ярмарке. (скоморох остается ждать детей)
Раз, два, три, на ярмарку пошли.
Чудо-чудо наши глазки открывайтесь без оглядки.
(появляется Торговушка и ярмарочный стол спрятанные за ширмой)
Торговушка: Здравствуйте ребята! Я Торговушка и продаю на ярмарке самовар, ложки, баранки и т.д.
Рассказушка: Ребята давайте с вами поиграем на ложках в игру «А ну ка, повтори» ( дети берут ложки и повторяют ритм за Рассказушкой)
Торговушка: я знала что вы ко мне придете и приготовила для вас аттракцион «Каруселька» (дастает палку с лентами, все дети встают в круг держась за ленты и бегут по кругу)
Рассказушка: Ну что ребята нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с Торговушкой и с ярмаркой.
Дети: до свидания.
(Рассказушка говорит волшебные слова и ширма закрывает стол, а ребята оказываются в группе)
Скоморох: Я вас уже заждался. Вы где так долго пропадали? (ответы детей) Я хочу с вами поиграть в игру «Гуси - гуси»
Цель:
Учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.
Правила: Пока дети все слова не скажут, игра не начинается.
Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов:
«Вы летите, как хотите, только крылья берегите!»
Ход игры:
Участники игры выбирают волка и хозяина считалочкой, остальные дети – «гуси –
лебеди». На одной стороне зала дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт
волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки
пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин
зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:
Хозяин: Гуси – гуси!
Гуси: Га – га – га.
Хозяин: Есть хотите?
Гуси: да-да-да.
Хозяин: так летите же домой.
Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой.
Хозяин: Вы летите, как хотите только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать (дети бегают по всему залу).
Пойманные гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы.
Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Рассказушка: Молодцы ребята очень хорошо вы убегали от волка. Что за звонкая капель разыгралась будто трель. Давайте поиграем в капель? (дети делятся на две команды и следят за рукой ведущего, по сигналу говорят «кап»)
Скоморох: (бегает изображая мышь)
Рассказушка: ой ребята это кто? (дети: мышка) Скоморох, у нас в садике нет мышей.
Скоморох: как это нет? Они есть везде! Даже у меня, в подвале.
Рассказушка: у нас нет мышей, потому что мы их всех переловили мышеловками.
Скоморох: мыше чем …..?
Рассказушка: да да, мышеловками. А как, мы сейчас покажем. Игра «Мышеловка» Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга.
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая: «Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут – вот напасть.
Берегитесь же, плутовки.
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!»
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.
В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.
Скоморох: надо будет и мне дома тоже всех мышей переловить. Чем я сейчас и займусь.
Рассказушка: скоморох, а ты один не справишься! Давай сейчас мы все вместе пойдем к тебе домой ловить мышей?
Родители: нет, мы своих детей ни куда не пустим.
(скоморох плачет)
Рассказушка: ну не огорчайся скоморох давай я тебе помогу.
Скоморох: давай.
Рассказушка: ну все ребята нам пора прощаться с вами. Вам понравилось на нашем празднике? Будете ждать нас еще в гости? До свидания.
(под музыку уходят Скоморох и Рассказушка)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.