Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"
Оценка 5

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Оценка 5
Конкурсы
docx
русский язык +1
4 кл—11 кл +1
25.02.2017
Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"
Данный материал предназначен для дополнительного внеклассного образования по русскому языку. Сценарий игровой, познавательный. Конкурсы разной степени сложности, рассчитанные на детей с 4 по 9 класс. Общее время проведения - 60 минут. Дети принимают участие во всех конкурсах активно и с удовольствием.
сценарий.docx
Ведущий 1:В I веке нашей эры на территории Европы жили наши  предки — племена славян, говорившие на древнем языке. Со временем эти племена расселились на разных территориях, и их общий язык  тоже начал распадаться. Необходимость в письменности возникла у славян в IX веке с  появлением таких государств, как Сербия, Болгария, Польша,  Хорватия, Чехия. А когда на смену древнему язычеству пришло  христианство, необходимость в письменности возросла ещё больше  (возникла потребность в экономических и культурных связях с  другими государствами).  На территории, прилегающей к среднему течению Днепра, заселённой  полянами, появилось могущественное государство — Киевская Русь.  В Киевскую Русь начали поступать первые церковные книги,  написанные на старославянском языке. Этот язык сложился на основе  переводов с греческого языка первых христианских книг и оказал  большое влияние на развитие многих славянских языков. Первая славянская азбука — кириллица — была создана на основе  греческого алфавита в 863 году. Конкурсы: 1. Фразеологизмы. Ребята должны закончить предложение фразеологизмом или  подобрать фразеологизм к иллюстрациям. 1) Мама так вкусно готовит, просто... (пальчики оближешь) 2) Папа не мог пойти сегодня с нами в театр, потому что у него забот... (полон рот) 3) Она была так счастлива, как будто... (на седьмом небе) 4) Каждый может ошибаться, ведь и... (на старуху бывает проруха) 5) Все к ней бегут играть, как... (пчёлы на мёд) Подобрать фразеологизм к картинке: 1) Руки чешутся 2) Курам на смех 3) Ломать голову 4) Спустя рукава 5) Бить баклуши 3. Анаграммы. Каждой команде выдаётся листок, на котором написано 10 слов с  перепутанными буквами. Задача участников переставить буквы так,  чтобы получились слова. 4. Игра "Грамматическая арифметика". Каждой команде выдаётся листок, на котором записано 15 выражений  с буквами, слогами и словами. 5. Игра "Слова в слове" Каждой команде выдаётся листок, на котором записано по 3 длинных  слова, в которых нужно найти другие слова. Ведущий 2: Молодцы, ребята, много же вы знаний получили за  школьные годы. Предлагаю теперь перейти к литературе. Время появления письменности у русского народа пока точно не  установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она  пришла с христианством в 988г. Важной причиной возникновения  литературы явилось принятие христианства на Руси этого года. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно­византийской  культурой. После принятия христианства много книг было привезено  из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и  их русским ученикам надо было перевести и переписать книги,  необходимые для молодого государства, а для этого нужна была  письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский  языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже  готовый старославянский алфавит­кириллицу. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения  древнерусской литературы. Конкурсы. 1. Литературные загадки и шарады. 1) Её поэты сочиняют, Царям, героям посвящают. (Ода) 2) Составитель словарей Для больших и для детей. (В. Даль) 3)Мой первый слог растёт в дубраве, Второй ­ глубокая канава, Добавьте букву иль предлог. Затем найдите третий слог: Его отлично знает, Кто в бильярд играет. А в целом ­ повесть это Великого поэта. (Дуб­ров­с­кий) 4) Кто части мотоцикла знает, Тот слово это отгадает. А если букву «Д» прибавить, На сцене можно будет ставить. (Рама­Драма) 5)Ты меня, наверно, знаешь, Я сказки Пушкина герой. Но если «Л» на «Н» заменишь, Сибирской стану я рекой. (Елисей­Енисей) 6) С буквой «Я» ­ это шторм, изверженье, Наводненье, паденье кометы, А без «Я» ­ то плоды вдохновенья, Что нам дарят любовно поэты. (Стихия­стихи) 7) Означает слово это То, что ищут все поэты. Букв порядок изменяем ­ Предприятье получаем. (Рифма­фирма) 8)Первое ­ это же имя мальчишки, Ну а второе ­ читаете в книжке. (Роман) 9) На церкви первая блестит, И крест резной на ней стоит. У государства есть вторая, Народ её весь выбирает. А третью в книжке вы найдёте И за полчасика прочтёте. (Глава) 2. Шуточная викторина. Дантист ­ это литературовед, специализирующийся по творчеству  Данте, или зубной врач? (Зубной врач.) Педантичность ­ это подражание Данте или чрезвычайная точность и  аккуратность? (Второе.) Беллетристика ­ это описание изобретения А.Г. Белла или массовая  литературная продукция развлекательного характера? (Второе.) Гримёр ­ это исследователь творчества братьев Гримм или работник  театра? (Работник театра, занимающийся гримировкой артистов.) Хоббит ­ это человек, у которого есть хобби, или сказочный  персонаж? (Сказочный персонаж) Критик ­ это житель греческого острова Крит или человек,  занимающийся истолкованием и оценкой произведений литературы с  точки зрения современности? (Человек, занимающийся критикой.А житель острова Крит ­  критянин.) Он ­ критик, она ­ ... Кто? (Критикесса.) Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания  всех его произведений? (Про­за) (Про­за) Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился? (Ноль) Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что  лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что? (Свободу слова) Какой сказочной героиней Ш. Перро может полакомиться не только  волк, то и все детишки? («Красной шапочкой», ведь это шоколадные конфеты.) Какой сказочный герой ещё с советских времён утоляет жажду  российских ребятишек? («Буратино» ­ газировка.) В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: "Пьер Безухов распечатал письмо". Где же в то время он взял компьютер и принтер? (Нигде,  слово "распечатал" следует понимать, как раскрыл.) 3. Игра "Литературные анаграммы" Каждой команде выдаётся листок, на котором написано 15­20 слов,  но, чтобы отгадать их, нужно переставить буквы так, чтобы  получилось имя писателя, книжного персонажа или литературные  термины. 4. Игра "Сказка" Напротив каждой команды стоит стул, на котором лежат листочек и  ручка. Первый игрок команды пишет начало сказки ­ одно  предложение, затем загибает часть бумаги, где осталась надпись и  передаёт листок другому участнику команды ­ тот пишет следующее  предложение сказки, не заглядывая в написанное раньше другим  человеком, также загибает листок и передаёт следующему. Игра идёт,  пока каждый из членов команды не напишет своё предложение.  Листочки сдаются ведущим, а те зачитывают. 5. Скороговорки. Командам выдаётся листочек со скороговорками. Каждый участник  команды должен Выбрать любую скороговорку и быстро её проговорить. Ведущий 1: Да, было интересно с ребятами вспоминать писателей и  их произведения. Ведущий 2: А ещё интереснее было слушать скороговорки ребят. Ведущий 1: И зачитывать их сказку. Ведущий 1: А ты права. Ребята, давайте отклонимся от учёбы и 1 сыграем в другие игры. Ведущий 2: Тогда начнём. Конкурсы Игра «Загадочное животное"  Игроки садятся или встают в кружок, выбирают «водящего» и  «контролера». Те договариваются, какое животное будет показывать  «водящий». С помощью только одних движений и жестов, без слов, он  изображает задуманное животное. Чтобы отгадать его, дети задают  вопросы, например: «Это белка? Где живет? Плавать умеет?» и так  далее. Водящий должен отвечать только жестом или движением, не  используя речь. Если дети догадываются и предлагают свои варианты,  контролер подтверждает правильность или неверность ответа. 2.Игра "Коварные ворота" Выбираются ведущие или, верней, «ворота». Двое участников  становятся напротив, на небольшом расстоянии, берут друг друга за  руки, поднимая их над головой. Арка коварных ворот готова. В нее  цепочкой, тоже взявшись за руки, быстро проходят остальные игроки.  «Ворота» при этом декламируют невинный стишок: «Коварные ворота, иди, кому охота. Первый раз прощаем, второй раз ­ запрещаем. Ну, а в третий раз точно не пропустим вас!» На последней фразе руки­своды ворот опускаются и ловят тех игроков из цепочки, которыми были под ними. Все, кто попались, становятся  рядом с водящими, создавая дополнительные ворота. И оставшимся  игрокам уже придется преодолевать более сложное препятствие. Игра  заканчивается и «ворота» становятся победителями, если им удалось  переловить всех входящих. 3. Игра "В чьей ладони шарик" Действовать в этой игре следует очень быстро, чтобы остальные  игроки не успели помешать. Между участниками должна быть  дистанция в 30­40 см. Все стоят в кругу, руки назад, ладошки  «смотрят» вверх. Ведущий медленно прохаживается вдоль шеренги, и  делает вид, что опускает шарик в чью­то ладонь. Игрок, в чьей руке  действительно оказался шарик, должен мгновенно отреагировать и вырваться из круга, а ребята должны успеть схватиться за руки и не  давать игроку вырваться. 4. Игра "Повторялки". Для проведения этой подвижной детской игры, рассчитанной на  внимательность, ведущий должен построить детей в рядок. Он  призывает всех хорошенько запоминать все, что будут делать их  товарищи по игре. Он вызывает первого ребенка, который,  повернувшись лицом к остальным игрокам, должен произвести  несколько разных действий (движений): поднять руку, подпрыгнуть,  хлопнуть в ладоши. Первый игрок возвращается на место, а перед  детьми становится следующий участник конкурса. Он должен  попытаться повторить все жесты и движения первого участника в том  же порядке, в конце добавить какое­нибудь свое движение и вернуться в строй. Выходит третий игрок, он повторяет движения первых двух  деток и должен добавить свой жест. Так по очереди все дети играют,  добавляя движения. Игру можно повторять, она не надоедает. 5.Игра «Перескажи текст» Для участия потребуется большая компания. Один ведущий, человек  5­6 играющих (чем больше, тем веселее), остальные зрители. Игроки  выходят за дверь. Ведущий вызывает первого из них и зачитывает ему  в присутствии зрителей заранее приготовленный небольшой текст (10­ 12 предложений). Текст читается один раз внятно и не слишком  быстро. Задача игрока ­ пересказать услышанный текст следующему игроку,  который до этого находился за дверью. Второй игрок пересказывает  третьему то, что сумел запомнить в свою очередь. И так далее. В итоге последний игрок пересказывает зрителям те крохи первоначального  текста, которые до него дошли. В общем, рассказ так изменяется к  концу, что зрители просто падают со смеху! 6. Интересные ответы. Участника конкурса садят спиной ко всем, а на его спину закрепляют  табличку с заранее заготовленными надписями. Надписи могут быть  самыми различными ­ "Туалет", "Школа", "Магазин" и т.п. Остальные  участники задают ему разнообразные вопросы, типа "зачем ты туда ходишь, как часто и так далее." Играющий, не зная, что написано на  подвешенной на его спине табличке, должен отвечать на эти вопросы. 7. Игра "Гусеничка" Игроки берутся за руки, образуя длинную вереницу — гусеничку.  Голова гусенички, то есть игрок, стоящий в начале, пытается поймать  хвост, то есть игрока, стоящего в конце. А тот всячески  уворачивается. Остальные участники должны держаться очень крепко  и не расцеплять руки. Если хвост оказывается пойманным, то он  становится головой гусенички. 8. Игра "Покажи пословицу" Дети делятся на команды. Игроки одной команды показывают маленькую сценку без слов, в которой  зашифрована какая­то известная пословица, а игроки второй команды  пытаются эту пословицу отгадать. Игра проходит на время. Если  команда за 5 минут не смогла дать правильный ответ, то право  «показать пословицу» переходит к другой команде. 9. Игра "Фотография" Ведущий выбирает одного человека и выводит в центр зала. Дети  должны встать в различных позах и замереть. Выбранный участник  должен запомнить положениекаждого и отвернуться, пока на  «фотографии» ребята меняют своё положение. Задача выбранного водящего восстановить фотографию. 10. Игра «Кошка и мышка» Выбрав "кошку" и "мышку", все другие играющие становятся в круг и  берутся за руки. Кошка ­ за кругом, мышка ­ внутри него. Кошка то и  дело норовит прорваться к мышке, которую оберегают остальные  игроки: мешают кошке проскочить низом, опуская руки; стараются не  дать перепрыгнуть ей через свои сомкнутые руки, поднимая их... Если  кошке удается прорваться в круг, то игрокам следует побыстрее  разомкнуть цепь, чтобы мышка смогла выскочить за пределы круга, и  успеть взяться за руки до того, как следом за мышкой выбежит кошка.  Находясь снаружи, мышка поддразнивает кошку, и когда последней  удается выскочить из круга, игрокам на время необходимо снова  разомкнуть цепь, с тем чтобы впустить мышку, но не кошку... Игра  продолжается до тех пор, пока кошка не поймает мышку. Играющие  выбирают новых кошку и мышку. У некоторых слов и выражений, которые мы используем в нашей речи  ежедневно, потрясающая история, о которой мы даже не  догадываемся. Одни слова приходят к нам из других языков, меняя по  пути своё значение, другие складываются из необычных и странных  комбинаций, третьи рождаются с историей и остаются в ней навсегда: 1. «Прошляпить» Собственно говоря, ни к шляпам, ни к каким другим головным уборам  это жаргонное слово, как и выражение «Эй ты, шляпа!», не имеет. Оно  было позаимствовано из идиша и представляет собой исковерканную  форму немецкого глагола «schlafen» – «спать». А «шляпа»,  соответственно – «соня, раззява». «Прошляпить» – «проспать,  прозевать». 2. «Ерунда» Для семинаристов латинская грамматика всегда была головной болью  номер один. Одним из его камней преткновения был герундий –  отглагольное существительное, которого нет в русском языке.  Правильное использование этой части речи в языке требовало такого  количества правил, что семинаристы стали называть «ерундой» любую  нудную, неинтересную и непонятную чушь. 3. «Метать бисер перед свиньями» Сама идея метания разноцветных стекляшек перед свиньями  действительно бессмысленна по своей природе до предела. Считается,  что она взята из Библии, но ни о каком бисере в те времена знать не  могли – там упоминаются люди, бросавшие драгоценный жемчуг в  кормушку свиньям. Со временем начали различать несколько его  сортов: «перл», «бисер» и собственно «жемчуг». А лишь много веков  спустя промышленность начала штамповать копеечные стеклянные  шарики, дав им громкое и красивое название «бисер». 4. «Последнее китайское предупреждение» Если вы родились до 1960 года, то и сами прекрасно помните историю  этого выражения, потому что такое не забывается никогда. Следующие поколения уже не застали противостояния США и Китая в 50–60­х годах XX века. Дело обстояло так: в 1958 году Китай возмутился тем,  что военные силы США поддерживают независимость острова Тайвань и опубликовал гневное послание с громким названием «Последнее  предупреждение». Весь мир вздрогнул от ужаса в ожидании третьей  мировой войны. Но ничего не произошло, и когда Китай публиковал  уже трёхсотое послание с таким же названием, весь мир уже заливался  от хохота. Китай явно уступал США и ничем не мог противостоять  им, а Тайвань так и остался независимой территорией. 5. «Ни на йоту» Йота — одна из букв греческого алфавита, которым обозначали звук  [и]. На письме её изображали в виде крошечной черточки, а ленивые  переписчики просто выбрасывали её из текста, так как и без чёрточек  всегда было прекрасно понятно, о чём идёт речь. Так же, как и точки в современной букве «ё». Фраза приписывается Иисусу Христу, который обещал, что Закон не изменится «ни на йоту». 6. «Дело пахнет керосином» Можно было бы предположить, что фраза принадлежит какому­то  пожарному, который понял причину поджога. Но не тут­то было! В  1924 году журналист Михаил Кольцов опубликовал очерк «Всё в  порядке», в котором строго осудил действия американских нефтяных  магнатов, раздающих направо и налево взятки, которые «пахнут  керосином». 7. «Жив, курилка!» Это довольно известное выражение вовсе не принадлежит Пушкину,  как полагают многие. Это фраза из детской игры «Курилка», прообраз  игры в фанты или «на желание». Её суть сводилась к тому, что дети в  кругу быстро передавали друг другу горящую лучину и приговаривали «Жив, жив курилка!» Тот, у кого в руках лучина потухала, должен был выполнить какое­то задание, обычно забавное, глупое или в чём­то  даже небезопасное. 8. «Танцевать от печки» или просто «от печки» Печальный пример того, как от целого писателя остались только три  слова. Такова цена быть современником Толстого и Достоевского, которые затмили своим талантом всех. Эта участь постигла и Василия  Слепцова, довольно хорошего писателя, из чьего романа «Хороший  человек» в памяти осталось только то, что его героя в детстве мучили  уроками танцев – ставили к печке и заставляли идти танцевальным  шагом через зал. А если он делал ошибки или ходил не так, опять  заставляли «танцевать от печки». 9. «Филькина грамота» В отличие от Кузьки и его матери из идиомы «Кузькина мать», Филька  – вполне реальная личность. Это глава православной церкви,  митрополит Московский Филипп Второй, живший при Иване  Васильевиче Грозном. Ужаснувшись от злодеяний и кровавого режима  царя, митрополит решил поведать народу правду и начал писать  рассказы о пытках и мучениях, которые подозрительный правитель  устраивал по малейшему поводу. Царь назвал его работу враньём и  «Филькиной грамотой», а самого «Фильку» отправил в далёкий  монастырь, где его сразу же убили подосланные наёмники. 10. «Богема» Одно из понятий, получивших прямо противоположное значение.  Творческая интеллигенция, красивая жизнь и прочий гламур никакого  отношения к оригинальной богеме не имеет. Первоначальное значение  слова, в котором его использовали парижане – это отсутствие работы,  жилья, беспорядочный образ жизни, вечное пьянство, бардак и хлам.  Вполне точно слову «богемиан» соответствует понятие «цыганский», а на русский язык «богема» переводится как «цыганщина». 11. «Кретин» Бывают случаи, когда слова получают вполне неожиданные  определения и складываются в самые странные комбинации. Так, жил  на свете доктор Кретьен (производное от слова «христианин» на  французском), и именно он первым поставил диагноз «синдром  врожденной недостаточности щитовидной железы». По традиции  болезнь назвали фамилией учёного – «кретинизмом», а больных,  соответственно, кретинами.

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"

Развлекательно-познавательная игра "История русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017