Реабилитационный урок "Милосердие" (Начальная школа слабослышащее отделение)

  • doc
  • 18.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МИЛОСЕРДИЕ УРОК 2014.doc

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 15  I, II ВИДА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реабилитационный урок

 

для детей младшего школьного возраста

с особенностями в развитии

 «МИЛОСЕРДИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Р.И. Моисеева, учитель

высшей квалификационной категории

 

Томск -2014

 

Цель.   

Создание благоприятных социально-психологических условий для осмысления понятия выражения «милосердие», формирования потребности в доброжелательном отношении к окружающим страждущим людям, развития навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи:

Обучающие:

 привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,  искренности, человека;

рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию (дети, рождённые без рук и ног);

учить находить аргументы для доказательства собственного мнения;

учить находить нравственные поступки людей;

стимулировать интерес обучающихся к речевой деятельности.

Развивающие:

развивать познавательную активность;

формировать собственное понимание жизненных, социальных ситуаций;

перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

закреплять положительные тенденции в поведении.

Воспитательные:

создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,        

созидать   в коллективе   детей духа толерантности;

формировать духовно-нравственные аспекты, повышать уровень культуры; развивать любовь к ближнему своему;

воспитывать стремление совершать добрые дела и поступки.

Психологические.

создать обстановку доброжелательности, доверительности;

подвести обучающихся к мысли об уникальности человеческой жизни;

 учить внимательно и бережно относиться к себе и окружающим людям.

Метапредметная связь.

Развитие речи, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство, трудовая деятельность, чтение.

Легитимность урока

Инициатор урока «Милосердие» – методическое объединение учителей начального блока слабослышащего отделения.

Средства обучения.

Визуальные: наглядно-иллюстративный, речевой материал.

Аудиальные: компьютер, мультимедийный проектор.

Технология обучения: КТД, ППД (коллективно-творческая, предметно-практическая деятельность).

Приёмы.

 Обобщение и систематизация знаний через беседу, отражённо-сопряжённую речь, игры, видеоматериал.

Компоненты урока:        

Ø  Организационный: готовность обучающихся  к уроку.

Ø  Целевой: постановка целей на весь урок и на отдельные его этапы.

Ø  Мотивационный: показать значимость изучаемой темы.

Ø  Коммуникативный: добиваться сотрудничества между детьми и педагогом.

Ø  Содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, организации самостоятельной работы.

Ø  Технологический: выбор форм, методов и приёмов обучения.

Ø  Контрольно-оценочный: для стимулирования активности обучающихся.

Ø  Аналитический: подведение итога  занятия, рефлексия.

Прогнозируемые результаты.

Обучающиеся  полноценно и адекватно воспримут,  что этические (нравственные) качества такие как: милосердие, доброта, гуманность, человечность,   сегодня так же как и во все года необходимы,   без которых  человек не может называться человеком.

Воспитанники овладеют:

Ø  способами оказания поддержки, помощи в трудных ситуациях; способами выражения милосердия;

Ø  приёмами внутреннего самоконтроля и сдерживания;

Ø  умением сопереживать и слушать других людей.

Ø  преодолеют неадекватные личные установки, комплексы, особенности поведения в отношении не людей, не таких как все;

Ø  усвоят новые приёмы и способы взаимодействия с людьми, нуждающимися в поддержке, помощи;

Ø  расширят сферу психологических знаний о внутреннем мире людей с ограниченными возможностями здоровья.

Материал: глобус с подсветкой, речевая табличка «Ближний», мольберт, кисти, ватман для мольберта, гуашь, спирт для обработки кисти, вата, фломастеры, шариковые ручки, листы бумаги А4, заготовки для игры: «Ромашка и тучка», большой ватман в виде сердца, Благодарности – 6 шт.

Авторский медиапродукт: презентация 26 слайдов (среда  Power  сPoint, Adobe Photoshop, Word)

 

План урока.

№ п/п

Этапы

Время

Слайды

I

Организационный момент

1 мин

слайд №1

II

Актуальность темы

3 мин

слайды №2, №3

III

Работа по теме. Основная часть

8 мин

 слайды №4, №5, №6, №7

IV

Практическая деятельность на закрепление существительных. Заполнение таблицы: «Милосердие»

3 мин

слайд №8

V

Работа по теме. Основная часть (продолжение)

4 мин

слайды  №9, №10

VI

Практическая деятельность (рисование без рук)

2 мин

слайд №11

VII

Работа по теме. Основная часть (продолжение)

4 мин

слайды №12, №13

VIII

Психологическая пауза: «Подари улыбку товарищу»

1 мин

слайд №14

IX

Работа по теме. Финал основной части

2 мин

 слайд №15

X

Практическая деятельность: «Нарисуй без рук»

3 мин

слайд №16

XI

Актуализация знаний (заповеди, правила, выражения)

6 мин

слайды №17, №18, №19

XII

Игровая деятельность на закрепление качественных прилагательных. Игра: «Ромашка и тучка»

2        3 мин

слайд №20

XIII

Актуализация знаний (вера в доброе отношение)

3        1 мин

слайды №21, №22

XIV

Рефлексия

4        2 мин

слайды №23, №24

XV

Подведение итогов, домашнее задание, награждение

5        2 мин

 

Ход урока.

 

I.        Организационный момент. Слайд № 1

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы поговорим  о  милосердии. Посмотрим, как живут люди с ограниченными возможностями здоровья. С какими трудностями они встречаются и как преодолевают проблемы. Узнаем, что такое милосердие?  

Возьми своё сердце, зажги его смело.

Отдай его людям, чтоб вечно горело.

 

II. Актуальность темы. Слайды №2, №3

Слайд №2 (дети воспринимают речь на слуховой основе)

Учитель говорит за экраном: «Добрый, хороший, милый, дорогой, родной, милосердие» (Дети повторяют).

Учитель: Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Милосердие – это сердце, которое любит, милует и жалеет. Милосердие – это сердечный человек. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть  обо всём, кроме того, что сейчас ты должен помочь, пожалеть того, кому очень плохо, и не просто пожалеть, надо что-то отдать от себя, частичку своей души, своего тепла, сердечности, почувствовать чужую боль как свою. Поэтому милосердие – это, прежде всего, действие.

Слайд №3

Хочу прочитать вам стихотворение Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую, 

К милосердию всех зову, 

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою.     

Ребята, скажите, а вы готовы помочь  человеку в беде? (произвольные ответы детей).

Однажды Иисуса Христа спросили: какое самое главное правило?  Он сказал: самое главное правило человека. «Любить ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».

Ближний – тот,  кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, твоя мама это или сестра, твой товарищ или просто прохожий. Кровь у всех людей одного цвета. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, когда-то тебя обидел, всё  равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и  мы к тебе» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

 

Ш. Работа по теме. Основная часть. Слайды №4, №5, №6, №7

Слайд №4

В мире много людей, которым необходимо наше сочувствие, наше милосердие. Сейчас я познакомлю  вас с маленькой девочкой из далёкой Великобритании Элли Чаллис (показ на глобусе Великобританию). Когда Элли исполнилось 1 год и 4 месяца, её поразил менингит – страшная болезнь, она сильно заболела, врачи отсекли, отняли обе руки и обе ноги, иначе девочка умерла бы.

Слайд №5

Родители девочки  говорили, что настоящим спасителем для Элли стала её сестра-близнец София. После того как Элли выписали из больницы, сестра всё время была рядом с ней и постоянно её поддерживала. Через год Элли  установили протезы с двигающимися коленными суставами, а через три года она получила специальные спортивные протезы из углеродного волокна.

Слайд №6

У Элли есть подружка Шарлотта. Они  похожи друг на друга не только внешне, но и своей нелёгкой судьбой. Маленькая Шарлотта мечтает получить такие же протезы как у Элли, чтобы бегать со своей подружкой по земле. Сейчас Шарлотта может передвигаться только на инвалидной коляске.

Слайд №7

В 5 лет Элли  стала понимать, что она не такая, как все. Родители сильно переживали, что дочка замкнётся в себе – но произошло чудо. По телевизору Элли увидела спортсмена-инвалида Оскара Писториуса, который двигался на протезах свободно, словно ветер.

Быстрота и свобода Оскара вдохновили Элли. Она попросила родителей купить ей такие же протезы, как у него. И каково же было её счастье, когда она смогла не только впервые «встать на ноги», но и лично познакомиться с самим Оскаром – самым быстрым безногим человеком планеты. Оскар – чемпион и рекордсмен Паралимпийских игр в беге, он не теряет надежду сам и учит быть стойкими других. Оскар вернул Элли уверенность в себе. Теперь они вместе ходят, прыгают, бегают и даже участвуют в соревнованиях. Элли во всём ровняется на Оскара, как и ему, Элли ноги заменяют специальные протезы – в этом они похожи.

 

IV. Практическая деятельность на закрепление существительных – занимательной (самостоятельной) части речи. Заполнение таблицы «Милосердие». Слайд №8

Предлагаю заполнить таблицу. В средней колонке указаны слова, которые либо относятся к милосердию, либо не относятся. Выберите из этих слов те,  которые относятся к милосердию, и с помощью стрелки направьте их в левый столбик. А те слова, которые не относятся к милосердию, с помощью стрелки направьте в правый столбик. Внимательно читайте, вникайте в смысл каждого слова.

МИЛОСЕРДИЕ

Класс________________ Дата________________

Слова, которые относятся к милосердию

 

Слова, которые не относятся к милосердию

Левый столбик

Правый столбик

 

Любовь

 

 

Уважение

 

 

Жестокость

 

 

Злость

 

 

Чуткость

 

 

Доброта

 

 

Равнодушие

 

 

Гнев

 

 

Милость

 

 

Ненависть

 

 

V. Работа по теме. Основная часть (продолжение). Слайд №9, №10

Слайд №9

Сейчас я познакомлю вас с талантливой девушкой, у которой очень красивое имя. Её зовут  Зули, а фамилия Сангуино. Она живёт в далёкой Колумбии (показать Колумбию на глобусе).

 Зули родилась инвалидом без рук и ног. Жили они в нищете,  но мама не бросила свою родную дочь-инвалида, а постоянно ухаживала, заботилась о ней. Папа Зули был очень вспыльчивым, агрессивным человеком и часто их обижал, но девочка очень хотела жить и развиваться. Благодаря усилиям и стараниям своей мамы, которая постоянно с ней занималась, мотивировала её, Зули научилась со временем сидеть, а затем и самостоятельно ходить. Но мама, не смотря ни на что, учила дочку писать и рисовать.

Ради жизни и искусства Зули совершила настоящий подвиг – начала рисовать удивительно-восхитительные картины без рук, держа кисточку губами!

Слайд №10

Уже в 15 лет Зули  поняла, что искусство – это её предназначение в жизни, ради этого искусства – стоит жить! Сейчас девушке 24 года и она научилась не только рисовать самостоятельно, но и одеваться, делать макияж, мыть полы. Она постоянно помогает своей маме по дому и учит младших братьев и сестёр, а также принимает участие в разных экологических мероприятиях, конкурсах, выставках. Зули предложили переехать в Америку (показ США на глобусе), чтобы сделать профессиональную карьеру художницы.

 

VI. Практическая деятельность (рисование без рук). Слайд №11

Ребята, кто из вас когда-нибудь рисовал без помощи рук, держа кисточку губами? (произвольные ответы детей). Давайте попробуем это сделать.

(Пластиковую кисть обработать спиртовым раствором. По желанию любой ребёнок берёт кисть губами, фиксирует её зубам и пробует выполнить какой-нибудь рисунок, далее высказывает свои ощущения, делится впечатлениями).

 

VII. Работа по теме. Основная часть (продолжение). Слайды №12, №13

Слайд №12

Я часто говорю себе, когда всё плохо, и на пути встречаются преграды.

Бывает ровной не всегда дорога, на ней встречаются и камни и ухабы.

Что я сумею пережить все беды, я сильная и слёзы мне к лицу.

Мне не страшны превратности погоды, преодолеть на свете всё смогу.

Удивительная история произошла в России (показ на глобусе Россию, Татарстан). В Татарстане родилась девочка без рук и ног. Врачи сказали маме, что девочка жить не будет, и мама её оставила в родильном доме. Но девочка не умерла. Трудолюбивая и смышлёная, Вероника все схватывала на лету, любила петь и танцевать.

Слайд №13

Об этой удивительной и мужественной девочке писали в газетах и показывали по телевидению.

Вероника жила в Доме ребёнка и однажды под Новый год сама написала письмо Деду Морозу, что очень хочет жить в семье, где бы её любили. И чудо произошло!

Случайно увидев фотографию Вероники в газете, её мама Татьяна Лазарева сразу узнала в девочке свою дочь. Она поехала в Дом ребёнка, чтобы обнять её и больше уже не отпускать от себя. Веронике тогда исполнилось 7 лет. Чудо сбылось, теперь у Вероники большая дружная семья, мама, папа, сестра, брат, бабушка.

 

VIII. Психологическая пауза: «Подари улыбку товарищу» Слайд №14

У Вероники много друзей. Они поддерживают её, помогают всегда и во всём. Не даром говорят: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». (Хоровое считывание пословицы с экрана).  А Вероника дарит друзьям свою улыбку. Вот как об этом написала Наталья Гегер в  стихотворении.

Жизнь так прекрасна, улыбайся. И радость в сердце береги.

Дарить улыбку не стесняйся, поверить в чудо помоги.

Попробуй, просто улыбайся. Себя раскрой от всей души.

И быть счастливым постарайся, «Тебя я жизнь люблю» – скажи.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, и пожелаем самого наилучшего всем людям, и пообещаем, что всегда поможем, поддержим ближнего, того кто нуждается в нашей поддержке. Поддержим?

Дети считывают слово с таблицы, произносят хором: Поддержим!

 

IX. Работа по теме. Финал основной части. Слайд №15

Слайд №15

Вот так и семья поддерживает Веронику во всех делах. Глядя на эту девушку, невозможно поверить в то, что она без рук играет музыку. Вероника каждый день доказывает, что не существует человека, возможности которого ограничены. Она выступает на фестивалях для детей с ограниченными физическими возможностями. Ей аплодируют зрители стоя. У Вероники очень много наград. Она имеет Дипломы первой степени в номинациях «За волю к победе» и «Оригинальный жанр», а также Диплом второй степени в номинации «Вокал», специальный приз за волю к победе. Не всегда даже здоровые дети способны освоить музыкальный инструмент, а 14-летней девочке Веронике Лазаревой, которая родилась без рук и ног, это удалось за короткое время.

Кроме вокала и музыки, Вероника увлекается еще и рисованием. В этом году на фестивале впервые была введена номинация по прикладному искусству. Одна из работ Вероники принесла ей награду – Диплом 2-ой степени.

Сейчас Вероника учится в 9-ом классе, получает только хорошие оценки. На столе Вероники лежат тетради, где аккуратно написаны слова. Пишет юная певица, держа ручку во рту.

 

X. Практическая деятельность: «Нарисуй без рук» Слайд №16

Слайд №16

(практическая деятельность. Игра-упражнение «Нарисуй без рук фигуру»)

Ребята, возьмите ручку губами, крепко держите её, а теперь попробуйте нарисовать любую фигуру или написать простое слово «Мама».

Ну как? Не просто? Конечно, это тяжёлый труд, но несмотря ни на что, люди с ограниченными возможностями здоровья стараются преодолеть все трудности и радоваться жизни. А Вероника это доказывает каждый день.

 

XI. Актуализация знаний (заповеди, правила, выражения). Слайды №17, №18, №19

Слайд №17

Заповеди милосердия.

Ø Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.

Ø Прощай ошибки других, сам проси прощения.

Ø Всегда улыбайся родным, товарищам.

Ø Относись к людям вежливо и ласково.

Слайд №18

Правила милосердия.

Ø Упавшему встать помоги.

Ø Глухому всё объясни.

Ø Слепому во всём пособи,

Ø Старого полюби.

Делай это сердечно, и от души.

Слайд №19

Выражения речевого этикета.

Ребята, призываю вас, будьте милосердны! Ведь милосердный человек – это, прежде всего, вежливый человек. О вас можно сказать, что вы вежливые ребята? Вспомните выражения речевого этикета.

Произвольные ответы детей: Здравствуйте, спасибо, благодарю, добрый день, до свидания и др.

 

XII. Групповая практическая  деятельность на закрепление качественных прилагательных. Игра:  «Ромашка и тучка».  Слайд №20

На листе бумаги жёлтая сердцевина от цветка, на другом листе бумаги  –   синяя тучка. Дополните ромашку лепестками со словами, относящимися к понятию милосердие, а к тучке прикрепите капельки со словами, не относящимися к понятию милосердие. Помните, у вас должны остаться два лепестка и две капельки, они лишние, читайте внимательно слова.

(Детям предлагаются белые лепестки от цветка ромашки, на которых написаны слова, относящиеся к милосердию и  два слова которые нельзя отнести к милосердию. Те же самые слова написаны на капельках – голубой бумаги. Дети должны выбрать лепестки со словами, относящимися к милосердию и из них дополнить цветок. На капельках воды найти слова, которые не относятся к милосердию  и прикрепить их к тучке. После выполнения задания, дети сравнивают свои работы с образцами).

Молодцы, с заданием справились!

 

XIII. Актуализация знаний (вера в доброе отношение). Слайд №21, №22

Слайд №21

Не только люди рождаются без рук и ног, но случается, что и животные появляются на свет с физическими недостатками. Посмотрите, эта собака имеет кличку Вера. Не просто так собаку назвали Верой. Вера помогает человеку в трудной ситуации, без веры невозможно выполнять работу, потому что когда человек начинает что-то делать, он верит, что всё будет хорошо. Собака родилась без передних лап, однако отлично научилась ходить на задних лапах, прямо как человек. Теперь собака Вера посещает детские дома и больницы, чтобы люди не падали духом. Она вдохновляет взрослых и молодых, имеющих физические недостатки, побуждает их жить и радоваться жизни.  

Слайд №22

Хотелось бы, чтобы вы не забывали о других, не похожих на вас. В мире много тех, кому нужна наша помощь или хотя бы простое человеческое сочувствие. Особенные люди живут в каждой стране, в каждом городе. Но они стараются преодолеть невзгоды, победить недуги, приносить радость и пользу окружающим. А мы должны научиться понимать чужую боль, сопереживать, тогда и добро для нас станет обычным делом, а не редкостью.

 

XIV. Рефлексия. Слайды №23, №24

Слайд №23

Ребята, понравился ли вам наш разговор о милосердии?

Что вам больше всего понравилось?

Вспомните и скажите, что мы делали? (дети считывают с экрана речевой материал – глаголы, закрепляют свои действия в процессе урока).

Слушали, смотрели, читали, рисовали, писали, собирали, клеили, думали, говорили, работали, переживали, жалели.

Милосердие – это умение поставить себя на место другого человека, частично воплотиться в него. Как только начинаешь видеть в другом человеке себя, появляется стремление помочь. 

Слайд №24

Послушайте совет писателя Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что всё станет лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого».

 

XV. Подведение итогов. Домашнее задание. Награждение. Слайд №25

Ребята, помните, вы живёте  в мире людей, вы не сможете отгородиться от бед и проблем других. Помогая другим, вы, прежде всего, поможете себе, обережёте себя от жестокосердия, уныния и безразличия. А это очень важно! Сегодня вы посмотрели на проблемы других людей, поняли, как им трудно, поэтому они нуждаются в помощи. Не смотря на все сложности и трудности, эти люди продолжают жить, показывают свои успехи и это радует.

Кто из вас всегда помогает по хозяйству маме?

Кто из вас дарит тепло своей души родным, близким и знакомым?

Кто из вас помогал совершенно чужому человеку?

Кто из вас обещает всегда помогать тому, кто попал в беду? (произвольные ответы детей по желанию).

Сегодня вы показали себя с лучшей стороны. Уверена, вы обязательно поможете тем, кому нужна помощь, мы, взрослые верим в вас. Спасибо всем за встречу. Предлагаю выполнить домашнее задание.

На листочках цветной бумаги  обведите кисть своей правой и левой руки. На ладонях  фломастерами напишите по памяти слово милосердие. А на пальчиках тёплые  и добрые слова, которые относятся к милосердию. Потом вырежете по линии контура кисть руки. Из ваших ладошек мы сделаем разноцветное, красивое и большое  сердце, которое будет излучать добрый свет окружающему миру. Также вы можете выполнить рисунок. Вот эту работу (показ рисунка) выполнил Ивойлов Данила. А теперь разрешите вручить вам сертификаты участников доброй акции «Милосердие». (Каждому классу вручается сертификат).

Возьми своё сердце, зажги его смело. Отдай его людям, чтоб вечно горело.

Без тени сомнений, не пряча лица, иди к своей цели дорогой бойца!

Иди от начала и до конца!

Всем спасибо, наша встреча закончилась.

 

Вывод.

 Разнообразные  формы  общения пронизывают всю человеческую деятельность. Этикет является тем самым инструментом, который способствует более эффективному общению.

 Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует. Детей следует настраивать, учить  сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека через свой личный пример. Тогда они и будут МИЛОСЕРДНЫМИ.

При проведении урока  использованы элементы  виртуальной, иллюстрационной и  игровой технологии, т.к. в младшем школьном возрасте навыки у детей с особенностями в развитии  (нарушения слуха), легче  формируются не через назидания, а через наглядные примеры. 

Наглядный, речевой материал был подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и сопереживать – милосердствовать. Большое значение придавалось  знанию и применению  понятия милосердие. Данный урок несёт большое познавательное, воспитывающее, развивающее и психосоциальное значение, так как  понятие «милосердие»  актуально и в наше время – это основное  человеческое качество гуманности.

На первом этапе – дети настроились на продуктивную деятельность, был установлен позитивный визуальный контакт с каждым ребёнком. Далее, используя подводящий к теме диалог через стихотворение и притчу,   подвела детей к представлению  собирательного образа-понятия «милосердие».

Все этапы урока  были построены таким образом, что способствовали более глубокому раскрытию понятия «милосердие». Например: из показа жизненных ситуаций детей с ОВЗ  содержательно делался вывод, что  помогать нужно, просто так; находили  смысловые и однокоренные  слова к  этому понятию.  Уместна была предложена и рефлексия с общим образом «милосердие» и его составляющими (доброта, любовь, нежность, чуткость). Дети прониклись глубиной  переживаний  и сочувствия к  художественным произведениям  виртуальных героев урока, чувствовали себя удобно, комфортно, раскрепощёно. Посредством практической деятельности поняли, как не просто живётся особенным людям.  Характер общения был  построен на доброжелательном, дружеском отношении друг к другу, поэтому поставленные задачи выполнены в полном объёме.

         Именно в школьный период формируется нравственная личность человека на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого ребёнка  была направлена на формирование моральных, поведенческих норм, осознание его высоко-человеческих качеств, для будущего жизнеутверждения.  Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется нами каждый день в будничной жизни. 

 

Список использованной литературы:

1.   Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996.

2.   Артюхова, И.С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.

3.   Богданова, О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. - М., 1997.

4.   Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000.

5.   Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.

6.   Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.

7.   Галузинский, В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянськая школа, 1982.

8.   Ермакова, Е. Курс нравственного воспитания «Этика». Народное образование. 2003 № 9-10.

9.   Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. Педагогика, 1998, №7.

10.            Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989.

11.            Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М., 1998.

12.            Кузнецова, Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

13.            Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001.

14.            Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова, Я.И.- Калуга, 1997.

15.            Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001 №6.

 

Интернет-источники:

1.            http://blognews.am/rus/news/69189/zhizn-bez-ruk-i-bez-nog-foto.html

2.            http://www.tvchelny.ru/news/2013/03/20/neogranichennyj-talant-ogranichennoj-v-zdorove-ver/

3.            http://maxpark.com/community/3607/content/1382887

4.            http://www.chelny-izvest.ru/city/25776.html

5.            http://nnd.name/2013/05/veronika-lazareva-potomu-chto-u-menya-vse-horosho/

6.            http://psycabi.net/vdokhnovlyayushchie-tsitaty-i-aforizmy/454-sila-dukha-vera-v-sebya-preodolenie-trudnostej-luchshie-tsitaty-aforizmy-statusy-stikhi

7.            http://psycabi.net/vdokhnovlyayushchie-tsitaty-i-aforizmy/610-vera-v-sebya-statusy-stikhi-vyskazyvaniya

8.            http://sladkowa.livejournal.com/62109.html

9.            http://likezz.net/zuli-sanguino-uspeshnyj-xudozhnik-i-motivacionnyj-orator.html

10.        http://likezz.net/tag/zuli-sanguino

11.        http://blognews.am/rus/news/121262/syu-kent-%E2%80%94-massazhistka-bez-ruk-foto.html

12.        http://www.tatpressa.ru/news/9374.html

13.        http://www.tvchelny.ru/news/2014/02/21/veronika-lazareva-pobeditel-mezhregionalnogo-festi/

14.        http://vk.com/veronika.lazareva

15.        http://news2day.ru/kind_people/2088.html

16.        http://www.ampgirl.su/2009/07/12/elli-i-oskar-vyigrali-zabeg-bez-nog/

17.        http://www.kasjauns.lv/ru/novosti/47039/dve-malenjkie-podruzhki-bez-ruk-i-nog

18.        http://www.ridus.ru/news/24306

19.        http://nsportal.ru/vuz/istoricheskie-nauki/library/2011/09/20/urok-miloserdie

20.        http://www.ua-ru.info/news/30685-v-ukraine-startoval-fleshmob-poroshenko-pogovori-s-narodom.html


Скачано с www.znanio.ru