Реабилитация,социальная адаптация и социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.7

Реабилитация,социальная адаптация и социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.7
Библиография
docx
классное руководство
02.10.2022
Реабилитация,социальная адаптация и социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье описаны этапы, методы социально-трудовой адаптации, реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты понятия социализации и социальной адаптации детей. В тесной связи со специальным образованием часто употребля¬ется термин социализация и реабилитация.
РЕАБИЛИТАЦИЯ1.docx

РЕАБИЛИТАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Е.В. Уютова

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СО «Школа –интернат АОП №3 г. Энгельса» Саратовская область, Россия.

Е. В. Колпакова

Учитель химии ГБОУ СО «Школа- интернат АОП №3 г. Энгельса» Саратовская область, Россия

В данной статье описаны  этапы, методы социально-трудовой адаптации, реабилитации детей с ограниченными  возможностями здоровья, раскрыты понятия социализации и социальной адаптации детей.

В тесной связи со специальным образованием часто употребля­ется термин  социализация и реабилитация. 

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации,  позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ОВЗ в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, куда обращаться, как распределить бюджет и многое другое.

Единственным университетом знаний для таких детей по вопросам социализации является школа. Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации.

Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя  становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с ОВЗ. А поскольку наша  школа -интернат находится на положение интерната, значит научить, сориентировать детей, выработать положительные привычки – это задача всего нашего коллектива.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими сверстниками, закончившими общеобразовательные школы. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

   Наиболее полно задачам успешной социализации, социально-трудовой  адаптации лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда школы II вида. Созданные в ней условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя ему после окончания школы выступить на рынке труда в доступных для него областях.

В коррекционной школе II вида ведущими уроками для успешной  социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки, делового и творческого письма.

В нашем интернате № 3 профильный  труд представлен швейным делом, столярно-плотничным.

На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки  владения столярными инструментами и их назначением. Выполняют простые операции обработки древесины. На уроках швейного дела и вязания  ученики производят изделия необходимые для школы.

Нельзя недооценивать значение экскурсий для успешной социализации и социальной адаптации  ребенка. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Поэтому мы стараемся проводить разнообразные экскурсии, в том числе на предприятия.

Социализация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвует личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и постоянной поддержки детей с ОВЗ. В связи с этим, в учебно-воспитательном процессе школы должна быть заложена и реализовываться идея социализации личности с использованием компенсаторных возможностей индивидуально каждого учащегося. Эта задача будет решаться лишь при соблюдении определенных требований. Главное из них —  наличие единой системы воздействия на учащихся, складывающейся из нескольких этапов.

Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных социально желательных стереотипов поведения, качеств личности. Случайные социальные воздействия также имеют место в социальной ситуации.

Ребенок социализируется не пассивно, принимая различные воздействия, а переходя постепенно от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен только в том случае, когда у него сформированы и существуют потребности. Если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществят свою воспитательную деятельность, то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности.

Активность ребенка будет либо полностью подавлена и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться делать скрытно и т.п.)

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции»(НПФ) и «высшие психические функции» (ВПФ). Если ребенок не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Выготский Л.С. показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. ВПФ – речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако, он не единственный.

Под реабилитацией понимают весь комплекс мероприятий, помогающий людям с физическими дефектами и хроническими заболеваниями адаптироваться к требованиям школь­ного обучения, профессиональной и общественной жизни.

Общая цель реабилитации состоит в том, чтобы совместными усилиями помочь человеку с физическими, психическими или психологическими ограничениями, обусловленными болезнью, врож­денной патологией или экзогенными повреждениями после лечения острого состояния с помощью комплексных мероприятий медицин­ского, педагогического, профессионального и общесоциального ха­рактера, найти свое место в обществе или вернуться к тому образу в повседневной, общественной или профессиональной сфере, которого он достоин.

Реабилитационные мероприятия направлены на достижение следующих целей: развитие сохранных функций путем их активизации и тренировки, заместительных функций и способностей, ком­пенсация возникших функциональных ограничений. Различают меры медицинской, педагогической, профессиональной и социальной реа­билитации.

Учебно-педагогическая реабилитация осуществляется при вро­жденных или приобретенных в детском возрасте дефектах. Многие дети и подростки с рано приобретенными повреждениями ограниче­ны в способности к обучению, концентрации внимания. Учебно-педагогическая реабилитация пытается уменьшить влияние дефекта с помощью соответствующей помощи в учебе и адекватного дидакти­ческого процесса.

Профессиональная реабилитация проводится после успешного завершения медицинской и педагогической реабилитации. Она начинается с профессионального тренинга, пробной профессиональной деятельности и подготовки, включает профессиональное образова­ние, в зрелом возрасте при необходимости приобретение новой про­фессии.
       Социальная реабилитация включает нравственное и эстетическое воспитание умственно отсталых детей. Не осмысливая наблю­даемое в жизни, умственно отсталый ребенок не обладает достаточ­ным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Поэтому он не может сравнивать свое по­ведение с поведением окружающих, ясно себе представить последст­вия своего поступка, дать правильную оценку своим побуждениям. Все это нередко приводит умственно отсталых детей к нарушению морально-нравственных норм. Но эти трудности преодолимы в про­цессе обучения. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем бо­лее правильно ориентируется в жизни, начинает понимать причинно-следственные связи и отношения. Следует отметить, что особенности эмоционально-волевой сферы также порождают трудности в нравст­венном воспитании умственно отсталых детей. Важно знать причину таких трудностей, этиологию заболевания, характер поражения моз­га. Патологические особенности могут быть следствием неправиль­ного отношения к ребенку родителей и взрослых. Во-первых, это часто выражается в том, что взрослые слишком опекают ребенка, в результате чего он нуждается в постоянно посторонней помощи и самостоятельно ничего сделать не может.

Детям с ограниченными возможностями для успешной адаптации в большей степени, нежели здоровым необходимы положитель­ные эмоции. Смена впечатлений и деятельности, а также знакомство с искусством являются основными источниками их получения. Эс­тетическое воспитание представляет собой одной из направлений коррекционно-воспитательной работы. Одна из форм работы с деть­ми по развитию эстетического вкуса - посещение театров, оперы и балета, цирка, выставок, концертов. Это расширяет кругозор воспи­танников, их круг общения, учит культуре поведения, помогает адап­тироваться в коллективе. Способствует раскрытию душевных ка­честв ребенка посещение зоопарка, аквариума, общение с животны­ми

Работа по формированию здорового образа жизни проводится комплексно медицинским и педагогическим персоналом и включает гигиеническое и физическое воспитание детей с нарушением интеллекта. При этом добиваются единства гигиенических условий в семье и специализированном учреждении.

Но какие бы методики и способы профилактики не разрабатывались, огромное значение имеют взаимоотношения ребенка с роди­телями. Именно они способны вовремя увидеть отклонения ребенка от нормы в поведении и принять своевременные меры, что во многом облегчит работу педагога. В этом плане важен аспект просвещения родителей о способах взаимодействия с ребенком, важности созда­ния благоприятного климата в семье. Ребенок, который дома чувствует себя защищенным, перенимает положительные качества роди­телей, более устойчив к асоциальным воздействиям.

Адаптацияэто приспособление строения функций организма, его психологических систем к условиям среды. Выделяют следую­щие формы адаптации: биологическую, сенсорную, психологиче­скую, социальную.

Биологическая адаптацияэто приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды: температуры, влажности, освещенности и др.; а также к изменениям в организме: заболеванию, потери какого-либо органа или ограничению его функции.

Сенсорная адаптация - это приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха.

Психологическая адаптация - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями; внутреннее психологическое равновесие в соот­ветствии с собственными потребностями, мотивами, интересами.

Под социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями подразумеваются способы компенсации ограничений жизне­деятельности через приспособление, регулирование, гармонизацию взаимодействия индивида со средой.

Социальная адаптация - это основной механизм социализации, реализующийся в процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Главным условием успешной социальной адаптации детей с отклонениями в развитии является интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями.

Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Деклара­цией о правах инвалидов.

Сегодня специальное образование в нашей стране пока еще не соответствует общепринятым международным нормам в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Для нашей страны задача интегриро­ванного обучения требует своего решения на государственном уров­не. О возможности реализации интеграционных процессов заявлено, что система образования не имеет при этом ни экономической поддержки, ни необходимой готовности (кадровой, духовно-нравственной, содержательно-организационной) массового образо­вания к их осуществлению. Более того, насильственное насаждение интеграции, закрытие специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений для ускорения этого процесса и экономии средств дискредитируют идею интеграции, затрудняют процесс освоения обществом ее нравственных основ.

До недавнего времени,  не слышащие и слабослышащие попадали в массовые образовательные учреждения редко и в известной мере случайно. Это была либо вынужденная и поэтому мало эффективная интеграция, вызванная особыми социально-экономическими и культурными условиями в России (отсутствие на больших территориях специальных учреждений, низкий уровень диагностики), либо инте­грация наиболее одаренных детей с нарушенным слухом в среду слышащих.

В настоящее время процесс интеграции детей с нару­шенным слухом становится регулярным явлением, он неуклонно расширяется и осуществляется с соблюдением особых требований к образовательной среде, в которую помещается ребенок.

Родители неслышащих и слабослышащих выбирают для своих детей обучение в массовой общеобразовательной школе по разным причинам:

• отсутствие достаточной информации о системе специального
образования для ребенка с нарушенным слухом;

• престижность посещения ребенком с нарушенным слухом образовательного учреждения общего назначения;

• объективная оценка готовности ребенка с нарушенным слухом
к обучению в массовой школе;

• нежелание отправлять ребенка с нарушенным слухом в специальную школу, являющуюся в большинстве случаев учрежде­нием интернатного типа.

Выбор родителей независимо от конкретных мотивов достоин понимания и уважения, однако для образования и развития ребенка с нарушенным слухом интеграция в обычные классы массовой школы эффективна лишь для небольшой части детей - для тех, кто благодаря ранней диагностике и своевременным коррекционным занятиям приблизился к уровню речевого и общего развития к возрастной норме.

Неслышащим и слабослышащим детям, обучающимся в массовом образовательном учреждении, следует одновременно получать специальную сурдопедагогическую помощь.

Для того чтобы самореализоваться в мире труда, человек должен не только хорошо ориентироваться в мире профессий, но и иметь правильное представление о себе, о своих интересах и возможностях, сильных и слабых сторонах, о ценностях и притязаниях. Еще в школе он должен соотнести себя с несколькими профессиями, исследовать, какая область профессиональных интересов ему ближе всего, получить медицинскую консультацию по поводу своих трудовых возможностей, попробовать себя на практике в интересующих видах труда. Только после этого можно принимать решение о выборе профессии, причем необходимо помнить, что это еще не окончательное решение, что в течение жизни придется несколько раз менять вид деятельности, профессию, место работы.

В этом учебном году  было проведено профтестирование учащихся старших классов на предмет профессиональных предпочтений, который поможет в дальнейшем правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.

Педагоги школы-интерната в учебно-воспитательной работе  добиваются того, что труд для каждого выпускника — жизненная необходимость. Все выпускники  школы  получают профессии в профессиональных училищах, где  приобретают  специальности. Этому способствовала проводимая профориентационная работа педагогов с учащимися и их родителями, поэтому педагогическим коллективам 9-х классов необходимо:

1.Корректно убедить подростков в их ограниченных возможностях.

2.Показать воспитанникам возможность реализации их сильных сторон, способности к достойному физическому труду.

3.Показать ценность и важность для общества «простых» профессий.

4.Сформировать адекватный уровень притязаний к будущей самостоятельной жизни и готовность к кропотливому физическому труду.

Таким образом, работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы: принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений; принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками.

Успешная интеграция детей с ОВЗ в социуме является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом школы II вида.

Литература

1. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. - 7-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 400 с.

2. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации : учеб. пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Куд­рявцева. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 384 с.

 

 


 

РЕАБИЛИТАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с

Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с

В коррекционной школе II вида ведущими уроками для успешной социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки, делового и творческого письма

В коррекционной школе II вида ведущими уроками для успешной социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки, делового и творческого письма

Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществят свою воспитательную деятельность, то этим они смогут добиться формирования не идеальной…

Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществят свою воспитательную деятельность, то этим они смогут добиться формирования не идеальной…

Реабилитационные мероприятия направлены на достижение следующих целей: развитие сохранных функций путем их активизации и тренировки, заместительных функций и способностей, ком­пенсация возникших функциональных ограничений

Реабилитационные мероприятия направлены на достижение следующих целей: развитие сохранных функций путем их активизации и тренировки, заместительных функций и способностей, ком­пенсация возникших функциональных ограничений

Чем большим кругом знаний он овладевает, тем бо­лее правильно ориентируется в жизни, начинает понимать причинно-следственные связи и отношения

Чем большим кругом знаний он овладевает, тем бо­лее правильно ориентируется в жизни, начинает понимать причинно-следственные связи и отношения

Ребенок, который дома чувствует себя защищенным, перенимает положительные качества роди­телей, более устойчив к асоциальным воздействиям

Ребенок, который дома чувствует себя защищенным, перенимает положительные качества роди­телей, более устойчив к асоциальным воздействиям

Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов:

Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов:

Выбор родителей независимо от конкретных мотивов достоин понимания и уважения, однако для образования и развития ребенка с нарушенным слухом интеграция в обычные классы массовой школы…

Выбор родителей независимо от конкретных мотивов достоин понимания и уважения, однако для образования и развития ребенка с нарушенным слухом интеграция в обычные классы массовой школы…

Педагоги школы-интерната в учебно-воспитательной работе добиваются того, что труд для каждого выпускника — жизненная необходимость

Педагоги школы-интерната в учебно-воспитательной работе добиваются того, что труд для каждого выпускника — жизненная необходимость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2022