"Система работы педагога-психолога по выбору профессии"
Оценка 4.6

"Система работы педагога-психолога по выбору профессии"

Оценка 4.6
Библиография
docx
классное руководство
Взрослым
03.12.2022
"Система работы педагога-психолога по выбору профессии"
Система работы педагога-психолога по выбору профессии.
Статья.docx

Статья

Попова Светлана Ивановна

Система работы педагога-психолога по выбору профессии.

   Психологическую подготовку учащихся к сдачи ОГЭ и ЕГЭ нужно считать одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога, потому что подготовка ученика к успешной сдачи экзамена, есть результат не последнего года, месяца, дня работы, а это работа должна проводится на  протяжении всего периода обучения.

Цель: формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.

Основная идея: раннее выявление профессиональных направлений  у учащихся и психологическая помощь по выбору будущей профессии. 

Задача:

- Сохранение психологического здоровья учащихся;

- раннее выявление профессиональных направлений;

- обучение навыкам саморегуляции, контроля эмоционального состояния;

- снятие стресса у учащихся в предэкзаменационный период  с помощью тренинговых занятий;

-совершенствование коммуникативного общения в системе «ученик-учитель», «учитель-родитель», «ученик – родитель»;

Стратегия деятельности психолога при подготовке к экзаменам:

·         Ресурсно-ориентированная стратегия – поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом  экзамене.

·         Технологически –ориентированная стретегия – осовение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.

    Можно сформулировать цель данного исследования следующим образом: разработка и апробация модели психологической подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения.

   Своебразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией итд.

    Аналогичные трудности встречаются  и при подготовке к сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Ранняя диагностика позволяет определить уровень развития ребенка во всех ступенях и эффективно организовать психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.

С помощью различного психодиагностического  инструментария выявляются дети которые испытывают  трудности в обучении. После чего происходит формирование групп для разивающей работы, разработка система работы и рекомендаций. В конце учебного года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы.

В средней и старшей школе продолжается работа по подготовке к экзаменам.  Также выделяются группа детей, которые имеют трудности в обучении, но меняется диагностический инструментарий для выявления. С ними проводятся развивающие занятия.

Психокоррекционная  и развивающая работа со школьниками:

- формирование групп учащихся с низким уровнем психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ, планирование занятий с ними.

Одним из направлений работы психологической службы является индивидуальная и групповая консультативная работа. Ее задачи:

1.      Оказание помощи при трудностях в обучении, общении или психическом самочувствии

2.      Обучение навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития.

3.      Оказание психологической помощи и поддержи учащихся при выборе будущей профессии.

   Таким образом, мы осуществляем выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при  подготовке к ОГЭ и ЕГЭ на протяжении всего обучения в школе. Проведение диагностики позволяет оценить результативность работы педагога-психолога, как в течение года, так и на протяжении всего времени  обучения отдельного ученика, класса и параллели.

   В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и во, вторых, умение это делать. Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдачи ОГЭ и ЕГЭ, но и позволяют учащимися более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями. Для развития у учащихся проводятся психологические тренинги и специальные консультации для родителей.

Методический  психодиагностический инструментарий:

Начальные классы:

- А.Е.Голомшток  «Изучение интересов учащихся»

- Амтхауэр «ГИТ» уровень интеллектуальных способностей.

-

Средние классы:

- Е.АКлимова - «Карта интереса»

- Иматон «Ориентир»

-Г.Айзенк. «Тип темперамента»

- Дж.Голланда «Опросник профессионального самоопределения»

Старшие классы:

-  Л.Н.Кабардовой - ОПГ (определение профессиональной готовности)

- Модификация Г.Резапкиной «Профиль»

- Модификация Г.Резапкиной  «Эрудит»

- Г.Айзенк. «Самооценка психических состояний»

- С.С.Гриншпун «Анкета профессиональной направленности»

- Анкета «Уровень удовлетворенности профильным обучением»

- Л.Федоренко «Психологическое здоровье в школе»

Ожидаемые результаты:

    Данная модель психологической подготовки детей экзаменам позволяет организовать такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся;  снижению уровня тревожности;; формированию произвольности и самоорганизации.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития,  обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.

     Чтоб весь процесс профориентационной работы в школе увенчался положительным результатом, важно учитывать, что основной показатель успешности процесса будет выступать уровень профессиональной готовности, состоящих как интегративный феномен из отдельных компонентов: познавательного, мотивационного, практического, эмоционального личностного. Собственно вся работа по профориентации и подчинена развитию и систематизации данных компонентов. Стоит при этом отметить, что чаще всего вызывает трудности  с окончательным выбором профессии и над чем на протяжении всего периода школьного обучения необходимо работать, это преемственность воспитание этически-нравственных норм поведения, последовательная разработка ценностных ориентаций, направленные на упрощение социальной адаптации, а также здоровьесберегающих технологий, осуществляемые в данном контексте во избежание неоправданного выбора или своевременного оздоровления будущего профессонала.

 

Индивидуальные коррекционно-развивающие  занятия:

Упражнение1

Упражнение для снятие стресса:

1.Нахмурьте лоб, сильно напрягите мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мыщцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени. Крепко зажмуритесь, напрягите веки на 1 секунд, затем расслабьте – тоже на 1 секунд.  Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2.Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3.Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4.Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

 

Упражнение 2

   Это упражнение можно сделать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет., на котором можно сосредоточить свое внимание.

1.Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха)

2.Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете.  Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1 На этот раз представьте , что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облако.

4. Плывите по ласковым облакам до тех  пор, пока глаза не откроются сами. Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс, снижает тревожность. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так 50.

 

 

 

 

 


 

Статья Попова Светлана Ивановна

Статья Попова Светлана Ивановна

С помощью различного психодиагностического инструментария выявляются дети которые испытывают трудности в обучении

С помощью различного психодиагностического инструментария выявляются дети которые испытывают трудности в обучении

Средние классы: - Е.АКлимова - «Карта интереса» -

Средние классы: - Е.АКлимова - «Карта интереса» -

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия:

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия:

"Система работы педагога-психолога по выбору профессии"

"Система работы педагога-психолога по выбору профессии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2022