Статья
Попова Светлана Ивановна
Система работы педагога-психолога по выбору профессии.
Психологическую подготовку учащихся к сдачи ОГЭ и ЕГЭ нужно считать одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога, потому что подготовка ученика к успешной сдачи экзамена, есть результат не последнего года, месяца, дня работы, а это работа должна проводится на протяжении всего периода обучения.
Цель: формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.
Основная идея: раннее выявление профессиональных направлений у учащихся и психологическая помощь по выбору будущей профессии.
Задача:
- Сохранение психологического здоровья учащихся;
- раннее выявление профессиональных направлений;
- обучение навыкам саморегуляции, контроля эмоционального состояния;
- снятие стресса у учащихся в предэкзаменационный период с помощью тренинговых занятий;
-совершенствование коммуникативного общения в системе «ученик-учитель», «учитель-родитель», «ученик – родитель»;
Стратегия деятельности психолога при подготовке к экзаменам:
· Ресурсно-ориентированная стратегия – поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене.
· Технологически –ориентированная стретегия – осовение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.
Можно сформулировать цель данного исследования следующим образом: разработка и апробация модели психологической подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения.
Своебразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией итд.
Аналогичные трудности встречаются и при подготовке к сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Ранняя диагностика позволяет определить уровень развития ребенка во всех ступенях и эффективно организовать психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.
С помощью различного психодиагностического инструментария выявляются дети которые испытывают трудности в обучении. После чего происходит формирование групп для разивающей работы, разработка система работы и рекомендаций. В конце учебного года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы.
В средней и старшей школе продолжается работа по подготовке к экзаменам. Также выделяются группа детей, которые имеют трудности в обучении, но меняется диагностический инструментарий для выявления. С ними проводятся развивающие занятия.
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками:
- формирование групп учащихся с низким уровнем психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ, планирование занятий с ними.
Одним из направлений работы психологической службы является индивидуальная и групповая консультативная работа. Ее задачи:
1. Оказание помощи при трудностях в обучении, общении или психическом самочувствии
2. Обучение навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития.
3. Оказание психологической помощи и поддержи учащихся при выборе будущей профессии.
Таким образом, мы осуществляем выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ на протяжении всего обучения в школе. Проведение диагностики позволяет оценить результативность работы педагога-психолога, как в течение года, так и на протяжении всего времени обучения отдельного ученика, класса и параллели.
В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и во, вторых, умение это делать. Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдачи ОГЭ и ЕГЭ, но и позволяют учащимися более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями. Для развития у учащихся проводятся психологические тренинги и специальные консультации для родителей.
Методический психодиагностический инструментарий:
Начальные классы:
- А.Е.Голомшток «Изучение интересов учащихся»
- Амтхауэр «ГИТ» уровень интеллектуальных способностей.
-
Средние классы:
- Е.АКлимова - «Карта интереса»
- Иматон «Ориентир»
-Г.Айзенк. «Тип темперамента»
- Дж.Голланда «Опросник профессионального самоопределения»
Старшие классы:
- Л.Н.Кабардовой - ОПГ (определение профессиональной готовности)
- Модификация Г.Резапкиной «Профиль»
- Модификация Г.Резапкиной «Эрудит»
- Г.Айзенк. «Самооценка психических состояний»
- С.С.Гриншпун «Анкета профессиональной направленности»
- Анкета «Уровень удовлетворенности профильным обучением»
- Л.Федоренко «Психологическое здоровье в школе»
Ожидаемые результаты:
Данная модель психологической подготовки детей экзаменам позволяет организовать такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности;; формированию произвольности и самоорганизации.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.
Чтоб весь процесс профориентационной работы в школе увенчался положительным результатом, важно учитывать, что основной показатель успешности процесса будет выступать уровень профессиональной готовности, состоящих как интегративный феномен из отдельных компонентов: познавательного, мотивационного, практического, эмоционального личностного. Собственно вся работа по профориентации и подчинена развитию и систематизации данных компонентов. Стоит при этом отметить, что чаще всего вызывает трудности с окончательным выбором профессии и над чем на протяжении всего периода школьного обучения необходимо работать, это преемственность воспитание этически-нравственных норм поведения, последовательная разработка ценностных ориентаций, направленные на упрощение социальной адаптации, а также здоровьесберегающих технологий, осуществляемые в данном контексте во избежание неоправданного выбора или своевременного оздоровления будущего профессонала.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия:
Упражнение1
Упражнение для снятие стресса:
1.Нахмурьте лоб, сильно напрягите мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мыщцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени. Крепко зажмуритесь, напрягите веки на 1 секунд, затем расслабьте – тоже на 1 секунд. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2.Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
3.Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
4.Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упражнение 2
Это упражнение можно сделать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет., на котором можно сосредоточить свое внимание.
1.Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха)
2.Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1 На этот раз представьте , что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облако.
4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами. Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс, снижает тревожность. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так 50.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.