Реализация годовой задачи №2: Игра «Ассоциации»
Оценка 4.8

Реализация годовой задачи №2: Игра «Ассоциации»

Оценка 4.8
docx
12.05.2023
Реализация годовой задачи №2: Игра «Ассоциации»
дидактическое пособие ассоциации.docx

       Фирсова Наталья Вячеславовна первой квалификационной категории

воспитатели группы № 8

 

 

 

 

 

 

Реализация годовой задачи №2:

 

ПРОБЛЕМА: «Слабо развито мышление, словарный запас, память и воображение, плохо запоминают информацию, не умеют генерировать идеи»

 

по области: «Речевое  развитие»

 

 

Тема: Игра «Ассоциации»

 

 

 

Цель: приучение дошкольника при запоминании новой информации каждый раз включать воображение, перебирать в памяти то, с чем можно связать полученные сведения.

Задача:      

1.Развивать ассоциативное мышление.

2. Формировать умение составлять логические цепочки.

3.Совершенствовать умения составлять предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Игра «Ассоциации» – хороший способ развить мышление, словарный запас, память и воображение. Играть могут дети разных возрастных групп, в зависимости от этого задание можно усложнять и облегчать. Развитие ассоциативного мышления крайне важно для дошкольника, ведь оно влияет на общие интеллектуальные способности. Играть в ассоциации несложно и увлекательно, родители могут заниматься с ребенком в любое время.

 Ассоциация – мысленная, тактильная или визуальная связь, когда при контакте с одним объектом вспоминаются другие образы, явления, ситуации. Следовательно, ассоциативное мышление – умение образно мыслить, находить аналогии. Это помогает понимать и запоминать информацию, генерировать идеи. Например, если пароль от банковской карты 1812, то в памяти сразу всплывают наполеоновские войны. Вспоминая их каждый раз при операциях в банкомате, человек будет набирать правильный код.

Чтобы ребенок рос интеллектуально развитым, его ассоциативное мышление необходимо регулярно стимулировать. 

 

Выделяют 4 вида ассоциаций:

·         по схожести – внешней, функциональной, структурной, смысловой (огонь-костер);

·         по противоположности (горячий-холодный);

·         по пространственно-временной связи (мясо-котлета);

·         по причинно-следственной связи (сырость-простуда).

 

Правила игры «Ассоциации»

  Дидактическая игра «Ассоциации» существует во множестве вариаций. Она вызывает интерес у детей всех возрастных групп, в нее играют парами и большой компанией. Общий принцип простой: один игрок называет слово, картинку, предмет, или изображает задуманное мимикой. Остальные, разобравшись в полученной информации, придумывают ассоциации.

Уровень сложности варьируется в зависимости от возрастной категории детей и их общего интеллектуального развития. Для воспитанников младшей возрастной группы следует выбирать простые слова и изображения, строить из них короткие ассоциативные цепочки. Дошкольникам старшей группы и школьникам интересно играть в сложные игры, когда нужно формировать длинные цепочки.


Игры «Ассоциации» бывают:

 

·         вербальные – цепочки формируются словами;

·         образные – используются изображения, мимика, телодвижения;

·         предметные – демонстрируются предметы.

 

 

 

Угадай по признакам

 Ведущий произносит два прилагательных, характеризующих некое понятие или явление. Игроки пытаются угадать, о чем идет речь. Например, произнесенные слова – холодный и сладкий. Можно догадаться, что речь идет о мороженом.

Цепочка

Первый участник произносит слово. Следующий ребенок придумывает на это слово ассоциацию. И так все игроки поочередно. К примеру: небо – туча – дождь – земля – огород – овощи – урожай. Повторяться нельзя.


 Воспитатель рисует на доске сердцевину цветка, пишет в ней основное слово. А дети придумывают к нему ассоциации – это лепестки. Например: курорт – море, пляж, лежак, солнце, яхта, отдых, отель. Задача игроков – пририсовать как можно больше лепестков, чтобы цветок получился красивым.

 Ряд ассоциаций

 Ведущий называет первое и последнее слово в ряду, а дети должны составить цепочку причинно-следственных или пространственно-временных ассоциаций. К примеру: пшеница – булка. Ряд будет таким: пшеница – мука – тесто – выпекать – булка.


Ассоциация по схожести

 Игра рекомендуется для работы со старшими дошкольниками и школьниками, у которых уже достаточно развит словарный запас.


 Дети становятся в круг. Воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называет объект. А игрок должен, бросив мяч обратно, сказать, на что этот объект внешне похож. Ребенок, который не смог назвать ничего похожего, выбывает. Победителем становится последний оставшийся в круге игрок.

Вот примеры для игры:

·         змея – веревка;

·         лампа – груша;

·         лед – стекло;

·         сугробы – одеяло;

·         гора – верблюжий горб;

·         стрекоза – вертолет;

·         кочан капусты – голова;

·         одуванчик – солнце;

·         облако – вата;

·         лужа – зеркало;

·         еж – кактус;

·         пуговица – пятачок свиньи.

 

 

 

 

Слова из слова

  Ведущий загадывает длинное слово, разбивает его на слоги. А игроки должны из каждого слога составить отдельное слово, прибавив к нему часть спереди, сзади или обеих сторон.

Например, загадано слово «переводчик»:

«пе» – печь;

«ре» – река;

«вод» – вода;

«чик» – ключик.

 

 

 

Игра с карточками на ассоциации

 Воспитатель показывает детям картинку, изображающую какой-либо объект. Игроки должны сказать, на что он внешне похож. Например, солнце – одуванчик, лампочка, колесо, мяч, апельсин. Пусть дети постараются вспомнить как можно больше сходств.

 

Противоположности

 Ведущий называет прилагательное, а дети должны вспомнить обратное по значению слово:

 

·         темный – светлый;

·         солнечный – пасмурный;

·         свежий – тухлый;

·         веселый – грустный;

·         молчащий – говорящий;

·         далекий – близкий;

·         мягкий – жесткий.

Недостающее слово

Ведущий говорит 2 слова, а игроки должны добавить по смыслу третье, чтобы получилась цепочка. Например:

грядки, прополка (тяпка);

елка, украшение (шарики);

поэт, рифма (стихотворение);

утро, еда (завтрак).

   У детей с нарушениями речевого  развития могут быть проблемы с формированием смысловой цепочки. В этом случае второе существительное следует заменить глаголом. Например, «грядки, полоть, тяпка». Ребенок должен сообразить, что грядки полют тяпкой.

 

Игра «Ассоциации» для детей с картинками

    Игра еще называется «Крокодил», она самая популярная из представленных. В нее с интересом играют даже старшеклассники.

 Игроки должны разделиться на 2 команды. Каждая группа участников выбирает ведущего, берет себе пачку карточек с изображениями. Команды по очереди показывают картинки ведущему соперников так, чтобы его группа не увидела изображение. Ведущий старается показать своей команде, что увидел на карточке соперников, используя мимику и телодвижения. При этом он должен соблюдать правила:

·         не произносить ни звука;

·         с самого начала показывать именно загаданный объект, а не близкие к нему понятия, при составлении которых можно догадаться, о чем речь;

·         не указывать пальцем или кивком головы на окружающие объекты, имеющие отношение к изображению, даже косвенное.

 

  Задача команды ведущего – угадать, что он им показывает. Желательно не размышлять молча, а сразу называть один за другим приходящие в голову слова. Так выше вероятность быстро найти верный ответ, потому что команда-победительница определяется по скорости угадывания.

 

 

Список использованной литературы.

1.     Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные  вопросы : учеб. пособие СПб.: Детство-Пресс, 2008. 

2.     Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика; С.А. Козлова, - М.: Академия, 2007.

3.     Логинова В.И.  Бабаева Т.И., Ноткина Н.А и др. Программа Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /.  - СПб., 1999.

4.     Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.

5.     Выготский Л. С. Эйдетика // Выготский Л. С. и др. Основные течения современной психологии. М: Л.: Госиздат, 1930. -178–205с.  

6.     Выготский Л. С. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975. -275–281с.

7.     Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления: Послесловие к кн. Дж.Флейвелла «Генетическая психология Ж.Пиаже». – М, 1989.

8.     Матюгин И.Ю Как научиться забывать ненужное.- Волгоград: Учитель, 2006.-78 с

9.     Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

10. Черемошкина Л. В. Как лучше запомнить все то, что узнал // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – 140-166с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 


 

Фирсова Наталья Вячеславовна первой квалификационной категории воспитатели группы № 8

Фирсова Наталья Вячеславовна первой квалификационной категории воспитатели группы № 8

Игра «Ассоциации» – хороший способ развить мышление, словарный запас, память и воображение

Игра «Ассоциации» – хороший способ развить мышление, словарный запас, память и воображение

Угадай по признакам Ведущий произносит два прилагательных, характеризующих некое понятие или явление

Угадай по признакам Ведущий произносит два прилагательных, характеризующих некое понятие или явление

А игрок должен, бросив мяч обратно, сказать, на что этот объект внешне похож

А игрок должен, бросив мяч обратно, сказать, на что этот объект внешне похож

Игра с карточками на ассоциации

Игра с карточками на ассоциации

Недостающее слово Ведущий говорит 2 слова, а игроки должны добавить по смыслу третье, чтобы получилась цепочка

Недостающее слово Ведущий говорит 2 слова, а игроки должны добавить по смыслу третье, чтобы получилась цепочка

Ведущий старается показать своей команде, что увидел на карточке соперников, используя мимику и телодвижения

Ведущий старается показать своей команде, что увидел на карточке соперников, используя мимику и телодвижения

Реализация годовой задачи №2: Игра «Ассоциации»

Реализация годовой задачи №2: Игра «Ассоциации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023