Фирсова Наталья Вячеславовна первой квалификационной категории
воспитатели группы № 8
Реализация годовой задачи №2:
ПРОБЛЕМА: «Слабо развито мышление, словарный запас, память и воображение, плохо запоминают информацию, не умеют генерировать идеи»
по области: «Речевое развитие»
Цель: приучение дошкольника при запоминании новой информации каждый раз включать воображение, перебирать в памяти то, с чем можно связать полученные сведения.
Задача:
1.Развивать ассоциативное мышление.
2. Формировать умение составлять логические цепочки.
3.Совершенствовать умения составлять предложения.
Игра «Ассоциации» – хороший способ
развить мышление, словарный запас, память и воображение. Играть могут дети разных
возрастных групп, в зависимости от этого задание можно усложнять и облегчать.
Развитие ассоциативного мышления крайне важно для дошкольника, ведь оно влияет
на общие интеллектуальные способности. Играть в ассоциации несложно и
увлекательно, родители могут заниматься с ребенком в любое время.
Ассоциация – мысленная, тактильная или визуальная связь,
когда при контакте с одним объектом вспоминаются другие образы, явления,
ситуации. Следовательно, ассоциативное мышление – умение образно мыслить, находить
аналогии. Это помогает понимать и запоминать информацию, генерировать идеи.
Например, если пароль от банковской карты 1812, то в памяти сразу всплывают
наполеоновские войны. Вспоминая их каждый раз при операциях в банкомате,
человек будет набирать правильный код.
Чтобы ребенок рос интеллектуально развитым, его ассоциативное мышление необходимо регулярно стимулировать.
Выделяют 4 вида ассоциаций:
· по схожести – внешней, функциональной, структурной, смысловой (огонь-костер);
· по противоположности (горячий-холодный);
· по пространственно-временной связи (мясо-котлета);
· по причинно-следственной связи (сырость-простуда).
Правила игры «Ассоциации»
Дидактическая игра «Ассоциации» существует во множестве вариаций. Она вызывает интерес у детей всех возрастных групп, в нее играют парами и большой компанией. Общий принцип простой: один игрок называет слово, картинку, предмет, или изображает задуманное мимикой. Остальные, разобравшись в полученной информации, придумывают ассоциации.
Уровень сложности варьируется в зависимости от возрастной категории детей и их общего интеллектуального развития. Для воспитанников младшей возрастной группы следует выбирать простые слова и изображения, строить из них короткие ассоциативные цепочки. Дошкольникам старшей группы и школьникам интересно играть в сложные игры, когда нужно формировать длинные цепочки.
Игры «Ассоциации» бывают:
· вербальные – цепочки формируются словами;
· образные – используются изображения, мимика, телодвижения;
· предметные – демонстрируются предметы.
Угадай по признакам
Ведущий произносит два прилагательных, характеризующих некое понятие или явление. Игроки пытаются угадать, о чем идет речь. Например, произнесенные слова – холодный и сладкий. Можно догадаться, что речь идет о мороженом.
Цепочка
Первый участник произносит слово. Следующий ребенок придумывает на это слово ассоциацию. И так все игроки поочередно. К примеру: небо – туча – дождь – земля – огород – овощи – урожай. Повторяться нельзя.
Воспитатель рисует на доске сердцевину
цветка, пишет в ней основное слово. А дети придумывают к нему ассоциации – это
лепестки. Например: курорт – море, пляж, лежак, солнце, яхта, отдых, отель.
Задача игроков – пририсовать как можно больше лепестков, чтобы цветок получился
красивым.
Ряд ассоциаций
Ведущий называет первое и последнее слово в ряду, а дети должны составить цепочку причинно-следственных или пространственно-временных ассоциаций. К примеру: пшеница – булка. Ряд будет таким: пшеница – мука – тесто – выпекать – булка.
Ассоциация по
схожести
Игра рекомендуется для работы со старшими дошкольниками и школьниками, у которых уже достаточно развит словарный запас.
Дети становятся в круг.
Воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называет объект. А игрок должен, бросив
мяч обратно, сказать, на что этот объект внешне похож. Ребенок, который не смог
назвать ничего похожего, выбывает. Победителем становится последний оставшийся
в круге игрок.
Вот примеры для игры:
· змея – веревка;
· лампа – груша;
· лед – стекло;
· сугробы – одеяло;
· гора – верблюжий горб;
· стрекоза – вертолет;
· кочан капусты – голова;
· одуванчик – солнце;
· облако – вата;
· лужа – зеркало;
· еж – кактус;
· пуговица – пятачок свиньи.
Слова из слова
Ведущий загадывает длинное слово, разбивает его на слоги. А игроки должны из каждого слога составить отдельное слово, прибавив к нему часть спереди, сзади или обеих сторон.
Например, загадано слово «переводчик»:
«пе» – печь;
«ре» – река;
«вод» – вода;
«чик» – ключик.
Игра с карточками на ассоциации
Воспитатель показывает детям картинку, изображающую какой-либо объект. Игроки должны сказать, на что он внешне похож. Например, солнце – одуванчик, лампочка, колесо, мяч, апельсин. Пусть дети постараются вспомнить как можно больше сходств.
Противоположности
Ведущий называет прилагательное, а дети должны вспомнить обратное по значению слово:
· темный – светлый;
· солнечный – пасмурный;
· свежий – тухлый;
· веселый – грустный;
· молчащий – говорящий;
· далекий – близкий;
· мягкий – жесткий.
Недостающее слово
Ведущий говорит 2 слова, а игроки должны добавить по смыслу третье, чтобы получилась цепочка. Например:
грядки, прополка (тяпка);
елка, украшение (шарики);
поэт, рифма (стихотворение);
утро, еда (завтрак).
У детей с нарушениями речевого развития могут быть проблемы с формированием смысловой цепочки. В этом случае второе существительное следует заменить глаголом. Например, «грядки, полоть, тяпка». Ребенок должен сообразить, что грядки полют тяпкой.
Игра «Ассоциации» для детей с картинками
Игра еще называется «Крокодил», она самая популярная из представленных. В нее с интересом играют даже старшеклассники.
Игроки должны разделиться на 2 команды. Каждая группа участников выбирает ведущего, берет себе пачку карточек с изображениями. Команды по очереди показывают картинки ведущему соперников так, чтобы его группа не увидела изображение. Ведущий старается показать своей команде, что увидел на карточке соперников, используя мимику и телодвижения. При этом он должен соблюдать правила:
· не произносить ни звука;
· с самого начала показывать именно загаданный объект, а не близкие к нему понятия, при составлении которых можно догадаться, о чем речь;
· не указывать пальцем или кивком головы на окружающие объекты, имеющие отношение к изображению, даже косвенное.
Задача команды ведущего – угадать, что он им показывает. Желательно не размышлять молча, а сразу называть один за другим приходящие в голову слова. Так выше вероятность быстро найти верный ответ, потому что команда-победительница определяется по скорости угадывания.
Список использованной литературы.
1. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы : учеб. пособие СПб.: Детство-Пресс, 2008.
2. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика; С.А. Козлова, - М.: Академия, 2007.
3. Логинова В.И. Бабаева Т.И., Ноткина Н.А и др. Программа Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /. - СПб., 1999.
4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.
5. Выготский Л. С. Эйдетика // Выготский Л. С. и др. Основные течения современной психологии. М: Л.: Госиздат, 1930. -178–205с.
6. Выготский Л. С. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975. -275–281с.
7. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления: Послесловие к кн. Дж.Флейвелла «Генетическая психология Ж.Пиаже». – М, 1989.
8. Матюгин И.Ю Как научиться забывать ненужное.- Волгоград: Учитель, 2006.-78 с
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
10. Черемошкина Л. В. Как лучше запомнить все то, что узнал // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – 140-166с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.