РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • doc
  • 22.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала --6C96~1.DOC

Павлов Александр Константинович –

директор НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ» имени академика А.К. Павлова

(Российская Федерация, Северо-Западный регион,

республика Карелия, г. Петрозаводск) –

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАН,

заслуженный деятель науки

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT

THE COMPETENCE-BASED FOCUSED DIDACTICS MEANS OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

PROBLEM AND MODULAR TRAINING

     Аннотация: в данной научной статье анализируется и рассматривается педагогическая технология проблемно-модульного обучения в условиях компетентностно-ориентированной дидактики и продемонстрирован фрагмент её применения в реальной педагогической практике.

    Summary: in this scientific article the pedagogical technology of problem and modular training in the conditions of the competence-based focused didactics is analyzed and considered and the fragment of its application in real student teaching is shown.

     Основные термины и понятия: педагогическая технология, блочно-модульное обучение, проблемное обучение, проблемно-модульное обучение, компетентностно-ориентированная дидактика.

    Main terms and concepts: pedagogical technology, block and modular training, problem training, problem and modular training, the competence-based focused didactics.

«Моё правило — разделить каждую проблем на много частей так,

чтобы каждая была реально выполнима»

(Р. Декарт).

     В данной работе мы исходим из того, что «Модуль — это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения.

Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий, которые целесообразно проводить последовательно» [См.: 4, 5]. Тот или иной модуль может быть изъят или использован отдельно в зависимости от уровня подготовленности и запроса обучающихся.

     Содержание проблемно-модульного обучения состоит из системы модулей, количество которых определяется целями, глубиной, широтой познания предметной культуры. Технологии блочного, модульного и проблемно-модульного обучения мы объединяем с различными формами дифференциации. При традиционном обучении система модулей объединяется в один школьный предмет, преподаваемый одним учителем. В рамках проблемно-модульного обучения текущая аттестация обучающихся идёт по данному предмету. Итоговая аттестация по предмету представляет собой усреднение, обобщение аттестации по модулям.

     Модуль позволяет ученику, включённому в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Благодаря модулю ученик дозирует содержание, понимает, что обсуждается и с какой целью, осознаёт, что он «принимает» и зачем ему нужно. Цели взаимодействующих субъектов могут центрироваться  либо на структуре темы (элементы, нормы связей, функции, свойства), либо методов изучения (способы, алгоритмы, по которым работает система). Модуль служит инвариантным средством деятельностной организации содержания и осуществления информационного обмена. Он в высокой степени гарантирует удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, определяет вектор нового, возникающего интереса. Но главное предназначение модуля -  развивать мышление, сознание человека.

Классификационные параметры технологии проблемно-модульного обучения:

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: развитие.

Методологический подход: системный, дифференцированный, деятельностный, синергетический.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.

Ориентация на сферы и структуры индивида: 1) ЗУН + 2) СУД.

Характер содержания и структуры: проникающий, адаптивно-вариативный.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая.

Тип управления учебным процессом: проблемное и модульное обучение. Преобладающие методы: проблемно-модульные.

Организационные формы: вариативная, классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Преобладающие средства: проблемно-модульные.

Подход к ребёнку и характер учебно-воспитательных взаимодействий: субъект-субъектные отношения.

Направление модернизации: эффективная организация и управление. Категория объектов: любые.

Целевые ориентации: освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей; создание условий для совместного выбора педагогом и обучающимися оптимального пути обучения; формирование умений самостоятельного учения, самообразования; развитие рефлексивных способностей обучающихся; создание для обучающихся адаптивного развивающего образовательного пространства;

формирование профессиональной компетентности специалиста (для профессионального образования); формирование критического мышления [См. 3].

Концептуальные положения педагогической технологии проблемно-модульного обучения в условиях компетентностно-ориентированной дидактики:

Алгоритмизация учебной деятельности.

Принцип модульности — структуризация содержания учебного материала на обособленные законченные части.

Согласованность и завершённость всех этапов познания.

Укрупнение блоков теоретического материала.

Принцип дифференциации и индивидуализации.

Деятельностный подход: реализация всей структуры деятельности (целеполагание, планирование, организация, рабочий процесс, контроль и оценивание результата).

Синергетический подход: самоорганизация и саморазвитие учащихся.

Системный подход: познание мира как системы систем.

Принцип сотрудничества ученика с учителем.

Дедуктивная логика подачи учебного материала в модуле: переход от всеобщего к общему и единичному.

Опережающее изучение теоретического материала.

Сжатие учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация, генерализация). Гибкость (динамичность) — способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-педагогическим условиям (социальному заказу).

Принцип когнитивной визуализации: подача информации одновременно на четырёх кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляция своих учебных достижений.

Принцип осознанной перспективы (мотивация).

Принципы (концепция) знаний (для профессионально-технического образования).

Особенности содержания и структуры.

При той информационной насыщенности, которую задаёт средней и высшей школе современный социальный заказ, колоссальное значение приобретают проблемы компоновки и преподнесения знаний.

     Анализируя и характеризуя педагогическую технологию проблемно-модульного обучения с позиций компетентностно-ориентированной дидактики, считаем целесообразным рассмотреть «блочную структуру» и «модульную структуру» как главные составные части данной методики. Это необходимо, по нашему мнению, для того, чтобы понять актуальность применения методики проблемно-модульного обучения в широкой образовательной и педагогической практике.

     Блочные структуры.

     Блок учебного материала — это часть учебного материала, выделенная по какому-либо признаку (сходству, расположению, объёму, функциям и т.д.), размеры познавательного блока могут быть  различными: от абзаца до дела материала, от предмета до нескольких дисциплин.

     Блочное обучение осуществляется на основе реконструирования учебного материала в блоки, обеспечивающие ученикам возможность сознательно выполнять разнообразные интеллектуальные функции и использовать приобретаемые знания и умения при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы:

—информационный блок;

—тестово-информационный блок (проверка усвоения информации);

—коррекционно-информационный блок (в случае неверного ответа — дополнительные разъяснения, помощь, упражнения);

—блок применения — решение задач, выполнение заданий на основе полученных знаний;

—блок проверки и коррекции.

     Изучение следующей темы повторяет приведённую выше последовательность блоков.

     Модульные структуры.

     Модульное обучение (как развитие блочного) — такая организация процесса учения, при которой ученик работает с учебной программой, составленной из модулей.

     Обучающим модулем называют относительно автономную часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему.      

     Модуль состоит из следующих компонентов:

— точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

— банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, текстов;

— методическое руководство по изучению материала (достижению целей);

— практические занятия по формированию необходимых умений; ~ комплекс оборудования,

инструментов, материалов;

- диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

     Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углублённом.

     Модуль, отвечающий определённому компоненту содержания, может быть концентрирован, не растянут по всему году, а, скажем, изучен в конце учебного года. Так, модуль, относящийся к ОБЖ или ботанике, объёмом 18 часов можно изучить  в течение 3-4 дней. Такая возможность имеется для различных предметов, очевидно, она особенно актуальна для предметов «новых».

     Программный материал подаётся одновременно на всех возможных подходах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

     Модули могут быть более или менее крупными. Определённой фиксации требует последовательность прохождения для некоторых модулей, где один опирается на результаты изучения другого (это происходит, конечно, прежде всего, для модулей одного предмета, но также и между модулями математики и опирающимися на них модулями физики, химии и биологии и т.д.). Кроме того, могут возникать к связи типа одновременного (синхронизированного) прохождения модулей по разным предметам, что становится вариантом их интегративного изучения. Модуль обычно состоит из блоков, но могут и модули объединяться в блоки (эстетический блок, блок коррекционных программ) [См.1, 3].

     Проблемно-модульная технология.

     Анализируя педагогическую технологию проблемно-модульного обучения, мы исходим из теоретико-методологических положений М.Л. Чошанова [См. 4]. Мы считаем его точку зрения наиболее приемлемой, т.к. она поспособствовала разработке нашей методики – педагогической технологии проблемно-модульного обучения с позиций компетентностно-ориентированной дидактики.

     Проблемно-модульное обучение представляет собой интеграцию модульного и проблемного обучения, позволяющую использовать достоинства обеих технологий. Структура модуля усложняется. Он представляет собой разветвлённую обучающую программу, включающую набор методических блоков (См. рис.1.).


Рис.1.

     Основная дидактическая функция блока «вход» — активизирующий контроль. Особенности этого контроля: если ученик его прошёл, он получает «пропуск» в проблемный модуль; тестовые задания предполагают актуализацию тех опорных знаний и способов действий, которые необходимы для усвоения содержания всего проблемного модуля. Наряду с этим актуализирующий контрольный тест снабжён соответствующим указателем, отсылающим к тому учебному материалу, знание которого необходимо для успешного выполнения теста.

     Далее идёт вводный модуль (так называемый «исторический блок»).

Исторический блок представляет собой краткий экскурс, раскрывающий генезис понятия, теоремы, задачи с анализом возникавших при этом заблуждений и ошибок с помощью постановки историко-научных проблем; здесь же можно рассмотреть вопросы этимологии изучаемых понятий.

     Блок актуализации включает в себя опорные понятия и способы действия, необходимые для усвоения нового учебного материала, представленного в проблемном модуле.

     Экспериментальный блок содержит < описание эмпирического материала (учебного эксперимента, лабораторной работы) для вывода формулировок, экспериментальных формул.

     Проблемный блок выполняет функцию постановки укрупнённой проблемы, на решение которой и направлен проблемный модуль. Иногда проблемный блок может быть совмещён с историческим.

     Блок обобщения выполняет функцию формирования системного представления содержания проблемного модуля.

     Основной учебный материал проблемного модуля располагается в теоретическом блоке. Учебные элементы (блок-рисунки) этой части проблемного модуля отличаются от других элементов и имеют свою логику построения, совпадающую с принципиальной схемой решения проблем. Структурно-учебный элемент теоретического блока представляет собой фрейм, включающий следующие слоты (ячейки): 1) дидактическая цель; 2) формулировка проблемы (задачи); 3) обоснование гипотезы; 4) решение проблемы; 5) контрольный тест.

     Прикладной модуль вариативен и может содержать следующие блоки. Основной функцией блока генерализации является отражение решения укрупнённой проблемы и конечное обобщение содержания проблемного модуля. Блок применения включает в себя решение историко-научной проблемы, постановка которой была осуществлена в историческом блоке, а также может содержать систему задач и упражнений на отработку новых способов действия и применения изученного материала на практике.

     Блок стыковки представляет решение укрупнённой проблемы, постановка которой была произведена в проблемном блоке, а также точки пересечения пройденного материала с содержанием смежных дисциплин.

     Блок углубления содержит учебный материал повышенной сложности и предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету.

     Практика применения проблемных модулей показывает, что для слабых учеников целесообразно использовать полный вариант, который содержит блоки, входящие в инвариантную структуру, а также следующие блоки: актуализации, исторический, экспериментальный, применения и блок ошибок, которые расширяют эмпирическую базу учебной информации, направленную на обеспечение доступности содержания проблемного модуля.    

     Сокращённый вариант содержит блоки инвариантной структуры, а также проблемный блок и блок стыковки и соответствует более высокому уровню обобщения, поэтому его рекомендуют средним учащимся. Углублённый вариант отличается от сокращённого наличием блока углубления и рекомендуется для наиболее подготовленных, сильных учеников. Блок «выход» служит своего рода «контролёром», преграждающим путь бракованной продукции. Ученик, не выполнивший того или иного требования блока «выход», возвращается к тому элементу проблемного модуля, в котором он допустил «брак». Причём блок «выход» варьируется в зависимости от полного, сокращённого или углублённого варианта проблемного модуля.

     Такая структура проблемного модуля предоставляет обучающимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляцию уровня своих учебных достижений.

     Особенности методики проблемно-модульного обучения в условиях компетентностно-ориентированной дидактики.

     Начало каждого модуля предполагает мотивационный этап.

     Учитель выступает как организатор и руководитель процесса обучения, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблем.

     Процесс проблемно-модульного обучения состоит в том, что ученик либо полностью, либо частично самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей некоторое количество модулей. Модульные программы обеспечивают изучение предметов в полном (базовом), сокращённом или углублённом варианте.

     Проблемно-модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с обучающимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъектную основу. Функции учителя варьируются от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.

     Ведущим элементом технологии проблемно-модульного обучения является проблемное обучение, в частности, один из его интересных и малоисследованных аспектов — обучение на ошибках. Для этого используются проблемные ситуации на поиск ошибок. (Примеры: намеренно допущена ошибка в какой-либо теореме; неполно изложенные теоремы; задачи с данными, которые противоречат друг другу и др.)

     Одним из главных элементов блочного и модульного обучения является система контроля и оценивания достижений обучающихся. Это могут быть: а) традиционные формы оценки, б) зачётная система, в) рейтинговая система.

Рейтинговая система состоит в накоплении баллов за различные виды работ учащихся (ответы на вопросы, выполнение практических и самостоятельных работ, домашних заданий и т.д.).

     В проблемно-модульном обучении особое внимание уделяется формированию критического мышления. Этому способствует использование ситуаций на поиск ошибок.

     Рассмотрим практическое применение методики педагогической технологии проблемно-модульного обучения в условиях компетентностно-ориентированной дидактики в работе МОУ «СОШ № 48» г. Петрозаводска, республики Карелия.

    В модуле четыре предмета, четыре урока, четыре параллельных класса, четыре классные комнаты. При этом каждая четвёрка имела своё обоснование. Интегрированные предметы — математика, естествознание, социология, языкознание (по первым буквам м, е, с, я) — охватывают практически все образовательные области основной школы. Общеизвестно, что ребята могут быть активными только четыре урока. На пятом и шестом продуктивность учебной деятельности практически нулевая, поэтому проводятся только четыре занятия.

     Модуль рассматривался с точки зрения управления как самоорганизующаяся единица, функционирующая по собственному расписанию. Бригада учителей сама организует замены при условии бригадной оплаты труда.

     Модульная организация решала одну из основных проблем подросткового возраста: она создавала одновозрастную среду, в которой постоянно возникают и распадаются малые группы — характерные для данного возраста неформальные объединения (для самоорганизации групп необходима некая «критическая масса», большая, чем обычный класс, поэтому было выбрано четыре класса — 100-120 человек).

    Проблемно-модульная педагогическая технология была призвана решать и другую задачу, связанную с труппой предметов, которые обозначаются как модуль содержания «Б». Если модуль «А» — обязательное образование, определяющее функциональную грамотность человека и задача обучения — достигнуть максимального его усвоения, то модуль «Б» даёт возможность организовать некий тренажёр самоопределения.

     В экспериментальной проблемно-модульной группе это было организовано следующим образом.

     Модуль содержания «А» представляет собой жёсткую организацию без права выбора, поэтому назван жёстким организационным модулем. Предметы модуль содержания «Б» составляют полужёсткий организационный модуль. Здесь осуществляется выбор или — или: если подросток учится в музыкальной школе, то может не посещать школьные уроки музыки; если в спортивной, то не посещает уроки физкультуры. Это служило стимулом для самоопределения в досуговой сфере.

     Внешкольный сектор — это интересовый модуль, где выбор не обусловлен ничем. Кружок во внешкольном учреждении более соответствует притязания подростка, чем школьный класс.

     В процессе работы в условиях проблемно-модульной организации пространство между школой и внешкольным сектором становится полем самоопределения.

Модельный метод (технология) обучения.

     Представляет изучение материала с помощью создания какой-либо его модели (моделирования). Модель может представлять мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической (или в условно-предметной) форме их основные типические черты. С помощью модели переосмысливются деятельность, делятся и проверяются предположения и гипотезы.

     Реализуют модельный метод (технологии) обучения игровые технологии, технологии моделирования объектов изучения в предметных методиках, в управлении. Особенное значение моделирование приобретает в связи с распространением информационно-коммуникационных средств.

 

Литература

1.     Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997.

2.     Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: Сентябрь, 1998.

3.     Третьяков П.И., Сенповский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., 1997.

4.     Чошанов М.Л. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное разование, 1996.

5.     Юцявичепе ПЛ. Основы модульного обучения. Каунас, 1989.

 

Literature

1. Batyshev S.Ya. Block and modular training. M, 1997.

2. Guzeev V.V. Educational technology: from reception to philosophy. M.: September, 1998.

3. Tretyakov P.I., Senpovsky I.B. Tekhnologiya of modular training at school. M, 1997.

4. Choshanov M.L. Flexible technology of problem and modular training. M.: National razovaniye, 1996.

5. To Yutsyavichepa PL. Bases of modular training. Kaunas, 1989.