РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
Развить собственные идеи.
Г.Песталоцци
Как показывает опыт, решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественной подготовки учителей невозможно будет модернизировать процесс обучения школьников.
В современном обществе существует потребность в педагогах-профессионалах, знающих и умеющих адекватно воспринимать инновации в образовании, способных расширять и обновлять сферу профессиональной деятельности. Для выполнения данного заказа, по нашему мнению, современная система профессионального образования должна быть построена на представлении студентам возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Этим требованиям в полной мере отвечает метод проектов.
Общеизвестно, что метод проектов или метод проблем не является принципиально новым в мировой педагогике. Возник он еще в начале 20-го века в США. Его возникновение связывают с идеями американского философа и педагога Джона Дьюи, а также его ученика В. Х. Килпатрика. (Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в новых знаниях).
«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Мы исходим из понимания под методом проектов способа организации познавательно-трудовой деятельности обучающихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда) (Информационное письмо МОРФ №585/11-13 от 12.04.2000г).
Смысл метода проекта в том, что достижение дидактической цели должно завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
К использованию проектного метода предъявляется ряд требований:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Реализация метода проектов ведет и к изменению позиции преподавателя. Он становится организатором познавательной, исследовательской деятельности студентов; авторитетным источником информации; экспертом; консультантом.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
- начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
- далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;
- распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
- самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
- промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, пр.);
- защита проектов, оппонирование;
- коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Метод проектов является одним из способов формирования различных видов компетенций будущего специалиста: информационно-коммуникативной, методической, социальной и др. Так как во время работы над проектом будущие учителя учатся:
- работать с различными источниками информации (книги, электронные СМИ, Интернет);
- находить информацию, в том числе в сети Интернет (правильно создавть запросы на поиск информации, осуществлять отбор информации по значимости);
- правильно организовывать работу в группах, на примере собственной группы;
- структурировать найденный материал;
- оформлять найденный материал, с учетом его специфики;
- представлять материал с использованием мультимедиа технологий;
- мыслить творчески с учетом направленности на конечный результат;
- искать и находить нестандартные решения для стандартных задач.
Междисциплинарный курс 04.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов» располагает большими возможностями для использования проектной технологии в обучении. Так, студентам предлагается выполнить, например, такие проекты:
- макет «Предметно-развивающая среда кабинета начального общего образования»;
- модель «Методическая служба образовательного учреждения»;
- макет «Портфолио младшего школьника»;
- исследовательский проект «Опыт обучения и воспитания педагога-новатора» и пр.
Итак, проектный метод, прежде всего, способствует адаптации человека к стремительно изменяющимся условиям жизни. Недаром его относят к технологиям 21 века.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.