Тема: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в старших классах согласно ГОС.
Поскольку я являюсь не учителем-предметником, а психологом, то тему педсовета я несколько видоизменила: «Реализация системно-деятельностного подхода в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Образовательном Учреждении среднего общего образования согласно ГОС».
Методологической основой для подготовки к данному педсовету послужил, конечно же, Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный Приказом МОН ЛНР №495-ОД от 21 мая 2018 года. А также Временный основной закон (Конституция) Луганской Народной Республики, международный и республиканский актами и закон в области защиты прав детей, нормативные документы и акты, приказы, инструкции Министерства образования и науки.
Основными направлениями деятельности Психологической службы на 2019-2020 учебный год являются:
1. профилактика суицидального поведения учащихся;
2. психолого-педагогическое сопровождение формирования морально-нравственных ценностей учащихся;
3. психолого-педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни учащихся и сознательного отношения к собственному здоровью;
4. обеспечение и психологическое сопровождение профильного и профессионального самоопределения учащихся;
5. профилактика стрессовых расстройств у педагогов.
Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения образовательного процесса осуществить сложно.
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
1) формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
2) проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
3) активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
4) построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Как нельзя лучше принцип системно-деятельностного подхода описывает древняя притча.
Притча об Учителе
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Исходя из этого качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
«Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» - говорил Ж. Делор. Где «Учиться знать» подразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы. «Учиться делать» фокусируется на практическом применении изученного. «Учиться жить вместе» актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество. «Учиться быть» акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.
По сути, определены глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. В ГОС это выражено в становлении личностных характеристик выпускника, так называемый «портрет выпускника средней школы»:
1) любящий свой край и свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
2) осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, гражданского общества Луганской Народной Республики, ее многонационального народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
3) креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
4) владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
5) мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
6) готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
7) осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
8) уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
9) осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
10) подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
11) мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования. И как психолога меня интересуют два уровня – личностный и метапредметный. О предметном будут говорить непосредственно учителя.
Личностный уровень включает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к достижению ценностных идеалов демократического общества: социальной справедливости, равенства, благосостояния, безопасности.
А метапредметный - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) гражданскую идентичность, патриотизм, чувство ответственности перед Отечеством;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, гражданский и воинский долг, уважающего закон и правопорядок, нормы общественной и коллективной жизни, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) повышение престижа государственной и военной службы;
4) готовность к служению Отечеству, его защите;
5) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
6) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
7) готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
8) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
9) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
10) сформированность расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;
11) сформированность ответственного отношения к учению;
12) уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
13) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
14) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
15) готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
16) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
17) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
18) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
19) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
20) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
21) осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
3) выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
4) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
5) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
6) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
7) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;
8) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
9) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
10) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
11) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
12) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.
Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока. А значит, совершенствование самого учителя.
Реализация вышесказанного невозможна без перестройки самого педагога.
Итак, как же я осуществляю психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса согласно ГОС. Давайте рассмотрим некоторые направления моей работы, проблемы, с которыми сталкиваюсь, и какие пути их решения вижу.
Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога, согласно ГОС, является создание условий для социально-психологического развития педагогического коллектива.
Педагог - ключевая фигура модернизации образования. На качество образовательного процесса значительное влияние оказывает профессиональное и личностное развитие педагогов.
Системно-деятельностный подход, выступающий основой Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ставит перед педагогами сложные, проблемные цели и задачи обучения и воспитания детей. Современное состояние образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его модернизации является трансформация традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности.
Так, одна из задач системы образования, в условиях внедрения системно-деятельностного подхода – «учить детей учиться», а не только передавать уже накопленный педагогом объем знаний.
Переход к новым условиям образовательных отношений потребовал от педагогов реализации особых целей и задач образовательной деятельности, поиск новых методов и форм работы, а так же новых способов постановки и решения образовательных задач.
Это, в свою очередь, спровоцировало изменение сложившегося стереотипа деятельности педагогов, вызвав затруднения их перехода на новые условия взаимоотношений с воспитанниками. Таким образом, в образовательном учреждении стала актуальной проблема профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях.
Ключевыми проблемами перехода к новым условиям образовательных отношений педагогов стали: их личные установки, пассивное отношение к саморазвитию, сформированные личностные деформации (негибкость мышления, сверхконтроль, регидность, социальная интроверсия, эмоциональная лабильность, импульсивность, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы), низкая степень личной независимости (ограниченная широта сферы, в пределах которой педагог может действовать и принимать решения самостоятельно).
Решение проблемы профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях, привело к разработке и внедрению системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности.
Последовательная, непрерывная системная модель психологического сопровождения педагогической деятельности, направлена на формирование системы психологического здоровья педагогов в условиях реализации системно-деятельностного подхода в образовательной деятельности.
Цель системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности – обеспечение психологического здоровья педагогов через использование здоровьесберегающих программ и технологий путем создания системы взаимодействия с педагогическим коллективом.
Задачи системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности:
- Формирование эффективных и адаптивных форм поведения;
- Повышение компетентности в межличностном общении;
- Обучение навыкам самоконтроля, саморегуляции и релаксации;
- Психологическая профилактика эмоционального выгорания у педагогов.
Принципы системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности:
- Принцип целостности, предполагающий охват психологическим сопровождением всех педагогов.
- Принцип достаточной ограниченности, который предполагает выбор диагностических методик для полноценного исследования определенной проблемы.
- Принцип профессионально-педагогической активности, состоящий в утверждении активной роли участников образовательных отношений.
- Принцип развития участников как личности и как субъекта деятельности.
- Принцип взаимодействия всех участников для достижения фокусированного результата.
Основные формы психологического сопровождения системной модели педагогической деятельности:
- Диагностика;
- Консультирование (индивидуальное, групповое);
- Развивающая работа;
- Профилактика, просвещение.
Методы и техники психологического сопровождения системной модели педагогической деятельности:
- Игротерапия-использование упражнений, заданий на невербальную коммуникацию, разыгрывание ролевых игр (различных ситуаций);
- Библиотерапия – использование специально подобранных психологом отрывков художественных произведений для иллюстрации решения проблемных ситуаций;
- Арт-терапия – использование творческого подхода к решению проблемных ситуаций;
- Групповая дискуссия – использование свободного вербального обмена знаниями, идеями или мнениями между участниками;
- Релаксация – снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Участники системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности составляют звенья, которые не только зависимы между собой, но и взаимодополняют друг друга. Фундамент пирамиды – директор, который выступает организатором необходимых условий для реализации системной модели. Следующее звено – Заместители директора по УВР, предоставляющий достаточное для реализации системной модели, методическое обеспечение. Третье звено – педагог-психолог, реализующий системную модель. Четвертое звено – педагоги.
Структуру реализации системной модели, составляют технологические блоки (таблица 1).
Технологические блоки реализации системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности
ЭТАПЫ |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ |
Диагностический |
- Выявление психологического климата в коллективе; - Диагностика профессионального мастерства педагогов, диагностика выраженности у педагогов эмоционального выгорания; - Выявление основного запроса на психологическое сопровождение; |
Мотивационный |
- Описание структуры коллектива и межличностных отношений в коллективе; - Мотивирование педагогов на дальнейшую психологическую работу. |
Развивающий |
- Создание благоприятных условий формирования межличностных отношений; - Повышение компетентности в межличностном общении; - Раскрытие ресурсных возможностей личности педагогов; - Профилактика возникновения синдрома эмоционального выгорания. |
Заключительный |
- Оценка эффективности проведенной работы; - Рефлексия полученного опыта. |
В процессе реализации системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности были отмечены положительные результаты в личностном и профессиональном развитии педагогов: повышение слаженности взаимодействия педагогов внутри коллектива, повышение мотивации педагогов к самообразованию, расширение сферы личной независимости, сглаживание проявлений профессиональных деформаций.
Подводя итог, следует отметить, что опора на знания педагогов, учёт их профессиональных затруднений, создание условий для профессионального и личностного роста способствует эффективному обновлению профессиональной компетентности педагога.
Готовность к переменам, мобильность, высокий профессионализм, способность к нестандартным трудовым действиям, творческое отношение к осуществляемой деятельности – все эти характеристики успешного педагога – профессионала.
А теперь поговорим об учащихся. Как же согласно СДП в ГОС осуществляется построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. На педагогических советах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, родительских собраниях, индивидуальных консультациях я знакомлю коллег и родителей с ними.
Если мы говорим о старшем звене, то первое, что следует сделать, так это ознакомиться с психолого-возрастными особенностями данного возраста.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.
В этом возрасте формируются:
1) самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительности. Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура).
Разграничивают поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых).
Становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я» происходит по нескольким направлениям:
1) Открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества.
2) Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни.
3) Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают противоречивы.
4) Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании. Потребность в душевном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни — важнейшие проявления юношеского самосознания.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, характеризуется качественно другим содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат. У старшеклассника складывается особая форма учебной деятельности. Она включает элементы анализа, исследования, в общем контексте осознаваемой как необходимость профессиональной направленности, личностного самоопределения. «Важнейшее психологическое новообразование данного возраста — «умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации» (Д.И. Фельдштейн) — определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника. Она сама становится средством реализации этих планов, все более уходя от положения ведущей деятельности.
Существенно, что если авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются для подростков, дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от авторитета школы. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника.
Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную. Человек учится не ради самого учения, а для чего-то значимого для него в будущем.
Основные психологические особенности ранней юности (14—18 лет):
— Формируется самосознание — представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.
— Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания.
— Возрастает волевая регуляция.
— Ведущая деятельность — учебно-профессиональная деятельность.
— Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.
— Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление.
— Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.
— Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии — увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений.
— Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.
— Пренебрежение к советам старших.
— Критиканство, проявление недоверия.
— Сухой рационализм, практицизм.
— Стремление к самоуправлению, стремление заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости.
— Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.
— Завершено половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям.
— Возникает первое чувство любви, дружбы.
— Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.
— Недостаточное осознание последствий своих поступков.
— Новообразование: формируется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.
Такое направление как психолого-педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни учащихся и сознательного отношения к собственному здоровью происходит систематически в виде занятий с элементами тренинга, просветительской работы и т.д. Один из видов занятий вы видели на моем мастер-классе.
Особое внимание уделяется психологическому сопровождению профильного и профессионального самоопределения учащихся. По данному направлению проводится:
1) Ярмарки профессий (приглашение представителей различных профессий);
2) Экскурсии на предприятия города и Республики;
3) Экскурсии в Профессиональные Образовательные учреждения;
4) Детальная диагностика (7-й класс – при распределении на профили, 9-й класс, 11-й класс);
5) Издание методических материалов;
6) Занятия по самоопределению и целеполаганию;
7) Индивидуальная диагностика и консультирование.
Образовательный проект прошлого года «Инновационные методы обучения, как фактор успешной подготовки педагогических кадров» посвящен именно данному вопросу (о создании педагогических классов) и нашел отражение в работе МОН ЛНР. В этом году вопрос о реализации данного проекта был поднят на рассмотрение в министерстве.
Некоторые формы работы вы могли видеть в прошлом году на Педагогических выставках, а также на занятии с детьми в Гимназии №2.
То, как реализуется аспект проектирования и конструирования развивающей образовательной среды для формирования готовности и способности учащихся к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности вы видели на защите проекта.
Итак, поскольку для усвоения информации нам нужно её добыть самому, совершить с ней какие-либо манипуляции, а также обязательно получить обратную связь (рефлексию), я предлагаю вам небольшую интеллектуальную игру «Шесть кругов мышления».
Красный круг – (эмоции) Что вы думаете о ГОС? Каковы ваши эмоции и предчувствия?
Желтый круг – (предчувствие) Стоит ли заниматься этим? Преимущества ГОС от традиционного обучения?
Синий круг – Чего мы уже достигли в данной инновационной деятельности? Что нужно делать дальше?
Коричневый круг – Сформулируйте свое критическое, но разумное суждение по проблеме. Дайте свою оценку. Сработает ли ГОС положительно? Каковы на Ваш взгляд ожидаемые результаты?
Белый круг – Что Вы могли бы отметить как положительный опыт? Что получилось? Что не получается?
Зеленый круг – Какие основные преимущества введения ГОС вы можете отметить? Ваши идеи, предложения. Поделитесь свои собственным опытом освоения ГОС?
Группы осуждают вопросы и поочередно высказывают свое мнение.
Далее группам предложено составить синквейн по словам «ГОС, системно-
деятельностный подход».
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и не бояться инновации.
Закончить своё выступление мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.