Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.
Оценка 4.7

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.

Оценка 4.7
Документация
docx
физика
7 кл
20.01.2020
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий..docx

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.

     Одним из важнейших, эффективных путей  воспитания у школьников интереса к предмету являются игры. 

     Назначение  дидактических игр - развитие у школьников познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), наблюдательности, сообразительности и др. и закрепление  знаний, приобретенных на уроках. 

     Наверное, наибольшим интересом, из всех дисциплин, изучаемых учениками в школе, пользуется физика, дающая представление  об окружающем мире и являющейся основой  научно-технических знаний, подчёркивая  взаимосвязь изучаемых явлений  с реалиями жизни. А в нашей жизни игры имеют очень большое значение, т.к. всякая деятельность, связанная с условностями - это игра. 

     Поэтому игра позволяет в достаточно короткие сроки обеспечить усвоения учащимися  знаний, умений и навыков, необходимых  при закреплении и усвоения законов физики. 

     Интерес к игровым формам обучения, особенно в последнее время, обусловлен, как  мне кажется, тем, что в обществе назрела необходимость в формировании разносторонней личности, а дидактические  игры (как и все игры вообще) являются средствами проблемного обучения, направлены именно на это. 

     Дидактические игры, охватывающие не только обучение, но и воспитание и направленные на развитие у играющих тех или иных качеств, могут выступать в нескольких функциях: 

·         обучающей, которая развивает общеучебные  умения и навыки, такие как память, внимание, восприятие информации;

·         развлекательной, которая создаёт на занятиях обстановку, позволяющую учащимся проявлять интерес к уроку, как занимательному приключению;

·         коммуникативной, которая объединяет учащихся в коллектив, устанавливая эмоциональный контакт;

·         релаксационный, который позволяет снять у учащихся эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой при современной системе интенсивного обучения;

·         развивающей, которая активизирует возможности личности, переориентируя сознание учащихся на общечеловеческие ценности;

·         воспитательной, которая развивает и формирует творческую индивидуальность личности.

  Для повышения  эффективности, особенно, при массовом обучении, предполагается использовать соревнование обучающихся друг с другом. 

   Соревновательные  игры являются совокупностью общедидактических  условий, касающихся организации соревнования. Выделим пять таких условий: 

1. Способ организации

При проведении игры целесообразно разделить класс  на команды, число участников которых не должно быть очень маленьким (так как с увеличением числа участников команды, возрастает кооперация внутри команды), так и слишком большим (так как с большим числом участников уменьшается ответственность участников за конечный результат). 

2. Характеристика деятельности. 

В процессе игры каждая из соревнующихся команд должна выполнять какую-либо деятельность, имеющую практическую направленность, заканчивающуюся получением одного и того же конечного результата, исходя из возможностей команды. В процессе этого между командами устанавливаются отношения состязательности и конкуренции. 

3. Количественная деятельность

В процессе проведения соревнования все участники из числа  команд должны состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности их команд. Благодаря этому углубляются отношения кооперации между обучающимися внутри команды. 

4. Способ организации контроля. 

В процессе игры необходимо предусмотреть проверку правильности выполнения действий играющих учащихся со стороны остальных участников соревнования. Это условие позволяет углубить состязательность между участвующими в игре командами. 

5. Подведение итогов соревнования. 

     Необходимо  как по ходу игры, так и по её завершению проводить подсчёт результатов  и выявлять победителей. Для наглядности лучше представлять эти результаты в таблице или каким либо другим способом. 

     Если  в процессе игры не установлено отношение  кооперации и состязательности между  участниками игры, то игра вырождается  в другие хорошо известные процедуры  фронтального или индивидуального опроса обучающихся. 

     В качестве объективных показателей  при подведении итогов соревнования выступает время, затраченное на правильное выполнение игровых заданий  и само их правильное выполнение. 

     Наиболее  предпочтительной системой подведения итогов соревнования в соревновательной игре выступает смешанная система, которая основана на учёте времени, затрачиваемого на выполнение игровых заданий с учётом времени, которое команды используют на процедуру исправления ошибок, а также при подведении итогов соревнования необходимо учитывать очки, получаемые за правильное выполнение игровых заданий и их элементов. 

     Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных  дидактических задач: уточнение  представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием. 

     Игра  должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным и разнообразным

     Обязательный  элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое  настроение, удовольствие от удачного ответа. 

     В играх проявляется элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. 

     В таких играх завоевание победы - очень сильный мотив, побуждающий  к деятельности. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те учащиеся, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков.

 При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:

·         формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

·         вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

·         создаётся положительный морально – психологический климат в классе для развития личности учащихся;

·         повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;

·         в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;

·         развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

·         Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляются терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.

 

В качестве примера можно привести элементы  игровой деятельности

1. в 7 классе при изучении темы " Сила трения " кроссворд на название темы:

 

 

н

ь

ю

т

о

н

 

 

 

 

 

 

 

 

у

п

р

у

г

о

с

т

и

 

 

 

 

 

в

е

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

и

н

а

м

о

м

е

т

р

 

 

 

 

с

и

л

а

 

 

 

 

 

т

я

г

о

т

е

н

и

я

 

 

 

 

 

1.Единицы измерения силы

2.Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная против нее.

3.Сила, с которой тело вследствие притяжения к земле действует на опору или подвес.

4.Прибор для измерения силы.

5.Физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое.

6.Сила с которой все тела во вселенной притягиваются друг к другу.

2.решение качественных задач по теме "Плотность"  7 класс

Учащимся  предлагается два экспериментальных  задания, одно из которых  получают за неделю до соревнования, совместными усилиями обдумывают дома его решение и определяю физические приборы и оборудование, необходимые для выполнения этого задания в классе. Примеры экспериментальных заданий: 

а). Определить  плотность металла, находящегося в одном из двух кусков пластилина, если известно, что массы пластилина в обоих кусках равны. Извлекать металл из пластилина не разрешается. 

б). Как можно  определить плотность камня неправильной  формы, при отсутствии весов? 

в). Определить  массу груза на неравноплечих весах. 

3. "Физические перевёртыши". при изучении темы " Инерция" 7 класс

Например, фраза "Активность - это  отсутствие медленности бесформенности" означает "Инерция (бездеятельность) - это сохранение скорости тела". 

4.при закреплении темы :" Сила трения" можно использовать такие стихи

·         Ну, друзья, скажите мне,
Почему живую рыбу
Трудно удержать в руке?

 

·         Ну а кто, ребята, знает:
Для чего зимой дороги
Нам песочком посыпают?

 

·         На коньках с песком Егорка
Кое-как залез на горку.
Ну, а теперь разберись:
Скатится Егорка вниз?

 

·         В гололедицу зимой

Над замерзшею водой

Чья – то добрая рука

Посыпает слой песка.

Все скорее отвечают:

Для чего так поступают?

 

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении с использованием игровых технологий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020