Реализация требований ФГОС к предметным результатам школьного исторического образования.
Согласно Концепции ФГОС, «под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
В ФГОС основного и среднего (полного) общего образования к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования ООО) отнесены «освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами».
Методические способы (приемы и средства) формирования предметных результатов в школьных курсах всеобщей и отечественной истории
в основной и старшей школе.
В ответе на вопрос: «Каковы методические способы (приемы и средства) формирования предметных результатов в школьных курсах всеобщей и отечественной истории в основной и старшей школе?» – мы рискуем утонуть в океане примеров формирования у школьников знаний и умений, относящихся к конкретным и неисчерпаемым историческим фактам, источникам, средствам и приемам работы с ними. Поэтому обратим внимание на три важных момента:
1) предметные результаты изучения истории, представленные двумя уровнями исторического знания, формируются на основе соответствующего учебного содержания и с использованием адекватных ему средств и приемов: информационное сообщение, описание, рассказ, характеристика, объяснение, проблемное изложение и т.д. Традиционные способы изучения исторических фактов на эмпирическом уровне, а также способы формирования понятий и теоретических знаний составляют основы профессионального мастерства учителя истории. Они были раскрыты нами в целом ряде учебно-методических изданий.
2) в перечне предметных результатов изучения истории в основной и старшей школе есть относительно новые положения, касающиеся знаний о разных видах исторических источников, приемов работы с ними и итоговых «продуктов» исследователей (аргументы, версии, оценки, реконструкция, концепция и т.п.). Формирование этой группы предметных результатов строится на объяснении новых понятий и демонстрации сути новых приемов на примере, главным образом,
первоисточников.
3) согласно системно-деятельностному подходу, в предметных результатах изучения истории познавательным умениям отведено больше места, чем знаниям! Многие из этих умений использованы в способах предъявления школьникам учебной исторической информации: в учебных текстах, хронологических таблицах,
исторических картах, развернутом анализе первоисточников и т.п. Но более всего в овладении предметными умениями для школьников значимы соответствующие познавательные задания.
Предметные результаты формируются на эмпирическом и теоретическом уровнях изучения истории.
Эмпирический уровень изучения истории в школе – знакомство с фактами с их «внешней стороны» (Что? Кто? Когда? Где? Как?), с помощью соответствующих приемов (информативное сообщение, картинное описание, образная характеристика, сюжетный рассказ и т.д.) создание на этой основе преимущественно ярких, эмоционально окрашенных образов и картин исторического прошлого, общих представлений об основных событиях, явлениях и процессах всемирной и отечественной истории.
Теоретический уровень изучения истории в школе – изучение историко-фактографического материала с целью проникновения в суть событий, явлений, процессов прошлого и современности (Почему? Зачем? Что из этого следовало? и т.п.) с помощью адекватных этой задаче приемов (объяснение, рассуждение, проблемное изложение, обобщающая характеристика, сравнительный анализ и др.) у школьников формируются ключевые понятия, научные представления о причинно-следственных связях, особенностях и характерных чертах исторических процессов, научных концепциях и теориях («системные знания»). В разных пропорциях результаты эмпирического и теоретического уровней представлены в структуре предметных результатов изучения истории в основной и старшей школе и, главным образом, в их знаниевом элементе.
Типы и виды познавательных заданий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС ОО к предметным результатам изучения истории. Критерии диагностики, проверки и оценки предметных результатов.
Существует несколько научно-методических подходов к классификации
познавательных заданий по истории:
• по уровням познавательной деятельности школьников: репродуктивные, преобразующие, творческие, проблемные;
• по характеру выполнения: закрытые и открытые задания;
• по особенностям содержания и ведущим приемам деятельности: хронологические, картографические, образные, логические, поисковые и др.
Легче всего показать возможности так называемых «предметных заданий» в проверке и оценке «знаний» учащихся. Для этих целей идеально подходят закрытые задания (тесты).
Открытые задания – задания, направленные на формирование,
диагностику и проверку неформализованных компонентов предметной подготовки учащихся. В отличие от тестов они не носят стандартизированный характер, поэтому формы предъявления их различны; ценится не универсальный, а оригинальный способ подготовки ответа (содержание, логика, аргументы, форма, стиль и пр.); естественно, не существует эталона ответа, а только рамочные критерии (требования). Отсюда – видовое многообразие открытых познавательных заданий по истории: образные, творческие образные, логические (с условием и без него), проблемные, эмпатические, поисково-информативные, проектные.
Неформализованные компоненты подготовки школьников по истории – это знания различных версий и интерпретаций исторических фактов, умения анализировать источники исторической информации, аргументировано формулировать собственное отношение к фактам прошлого и современности, а также обретаемые в этой деятельности ценностные установки и опыт творческой деятельности. Их диагностика, проверка и многомерная (а не дихотомическая) оценка осуществляются с помощью открытых заданий и комплекса критериев, в которые входят не только предметные, но метапредметные и личностные результаты изучения истории.
Другой важный момент – акцент на диагностических, а не на контрольных (проверочно-оценочных) функциях открытых познавательных заданий, что обусловливает использование этого вида заданий на всех этапах образовательного процесса, а не только на контрольных занятиях и итоговых аттестациях.
Диагностичность – возможность воспроизведения измерения и оценки определенного качества и выявления уровня готовности к определенному виду деятельности. На основе анализа современной педагогической литературы и собственного профессионального опыта мы сформулировали отличительные признаки заданий диагностического типа:
– «прозрачная структура» условия задания, его нацеленность на конкретные предметные, метапредметные и личностные результаты образования;
Практическое задание: по образцу проанализируйте задания и назовите диагностируемые ими объекты предметной подготовки учащихся по истории
Средних веков.
1) Вспомните, под чьей властью находилась Палестина в конце XI в. Кого христиане считали иноверцами?
2) Проследите по карте путь первых крестоносцев. Какие страны им пришлось
пройти?
3) Вспомните, почему английские короли оказались такими могущественными.
4) Обобщите причины усиления английской королевской власти в XI–XII вв.
и причины ее ослабления на рубеже XII–XIII вв.
Заполнив сравнительно-обобщающую таблицу (таблица 2.3), сде лайте вывод
о том, какое из этих заданий оказалось самым диагностическим.
Попробуйте изменить условия этих заданий так, чтобы усилить их диагностические возможности. В этих заданиях больше диагностируемых объектов, относящихся к предметным результатам и, особенно, к их деятельностной компоненте.
Критерии проверки письменного ответа:
• предметные знания: понятие «сословие», представления о конкретных сословиях Средневековья, их образе жизни, занятиях, социальном статусе и т.п.
• предметные умения: называть характерные признаки каждого сословия; формулировать ответы на вопросы тематической таблицы; сравнивать однородные факты и выделять общее и различия.
• Последнее умение окажется востребованным и диагностируемым,
если школьники сделают выводы по работе со сравнительно-обобщающей таблицей.
• Это же умение ляжет в основу ответа на проблемный вопрос:
Как вы думаете, почему крестьяне составляли опору средневекового
общества, а отношение к ним других сословий было высокомерным и жестоким?
Критерии проверки устного / письменного ответа:
• предметные знания: понятия «средневековое общество», «сословие», «крестьяне», «рыцари», «духовенство»; представления о социальном статусе и образе жизни каждого сословия; представления о характере взаимоотношений между ними и его причинах;
• предметные умения: локализовать и анализировать исторические факты в конкретной социально-культурной ситуации; излагать суждения о причинах определенного положения сословий в средневековом обществе; приводить примеры и аргументировать «высокомерное и жестокое» обращение рыцарей и духовенства с крестьянами в контексте определенного исторического времени…
Заметим, что оба задания, логическое и проблемное, связаны с одной и той же учебной темой, их прогнозируемые предметные знания почти одинаковы, а предметные умения различаются. Какой отсюда следует вывод? Чем выше уровень познавательных заданий, источников и видов деятельности с ними связанных, тем качественнее прогнозируемые предметные результаты, особенно в их деятельностной составляющей.
Следующий пример – комплексное задание на сопоставление рыцарских замков в раннем и классическом Средневековье:
1) Определите, какими сооружениями обрастал рыцарский замок на протяжении зрелого Средневековья.
2) Какие выводы о военном и строительном деле, вкусах и доходах феодалов,
ситуации в Европе и т.д. можно сделать, сравнивая замки раннего и позднего
Средневековья?
3) Чем более неприступным был замок, тем менее удобным и комфортным
он был для жизни. Какие неудобства испытывали обитатели замка в повседневной жизни?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.