Информационно-компьютерные технологии позволяют:
- предоставить информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
- активизировать процесс восприятия, мышления, воображения, памяти;
- выдавать большой объём информации по частям;
- повысить скорость и точность сбора и обработки информации;
- мобилизовать внимание обучаемого, усилить мотивацию учения и устранить ситуацию неуспеха в обучении;
- качественно изменить контроль над деятельностью учащихся;
- быть точным и объективным в оценке знаний;
- значительно снизить временные затраты на контроль;
- формировать у учащихся рефлексию своей деятельности;
- помочь ученику ликвидировать пробелы;
- учащимся искать материалы, опубликованные в Интернет.
Информационная компетентность-это системное образование знаний, умений и способностей в сфере информации и умение их использовать, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.
Методы, которые использую в своей работе
Кластер: Кластер - один из способов преобразования полученной информации из текстовой в структурную. Это – разветвлённая структура ключевых понятий изучаемой темы, предмета исследования, идеи. Ответвления классифицируются по уровням, в свою очередь они логически детализируются (дробятся).
Приём «антипации»: этот приём заключается в том, что учащиеся перед знакомством с новым литературным произведением или темой предполагают, предвосхищают, предвидят то, о чём могут узнать. В этом может помочь название литературного произведения или название темы. Затем после изучения темы или произведения сравнивают то, что предполагали с тем, что узнали.
Приём «Дерево предсказаний»: Этот приём в чём-то схож с приёмом антипации. Этот приём впервые был придуман американским учителем Джоржом Беллансом, работающим с художественным текстом. Предположения строятся по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении. Приём построен таким образом: «ствол дерева» – тема, «ветви» – это предположения, которые расходятся по двум направлениям: с одной стороны – это «возможно», с другой – «вероятно» (количество ветвей может быть разным). На ветвях добавляются «листья» - обоснование этих предположений.
Приём «Выбор задания»: Этот приём воспроизведения, использования для анализа, ранжирования по самостоятельно заданным основаниям уже изученной информации. Н-р; На уроке обучения грамоте на доске написаны буквы: А, о, И, Э, э, и, а, О.
Задания учителя:
- Посмотрите на запись, придумайте себе задание, используя их.
- Объясните свой выбор задания.
- Выполните своё задание.
- А теперь посмотрите на то задание, которое было запланировано с этими буквами (Задание записано на обратной стороне доски.). Сравните его со своим.
Приём «Присвоения понятий»: Этот приём заключается в том, что учащиеся дают собственною интерпретацию изучаемого предмета, сравнивая её с определением автора. Иногда определение понятия и предмета может быть сказочным, нестандартным.
Приём «Виртуальный гость»: Получив информацию от детей по изучаемой теме, можно сравнить её с цитатами великих учёных или путешественников, которые могут подтвердить факты изучаемого материала.
Приём «Ведения дневника или бортжурнала»: Этот приём заключается в том, что дети, изучая н-р; какую либо природную зону (степь, тундру, ледяную пустыню) или природное сообщество (поле, луг, тайга, горы) ведут бортовой журнал или дневник путешественника, как бы заочно путешествуя по изучаемой местности. Этот приём помогает не только систематизировать материал, но и развивать навыки письменной связной речи. В бортжурнале можно помещать и описания, и рисунки, и схемы, и таблицы. Можно изучение той или иной природной зоны представить как составление рекламы турфирмы.
Приём «Ромашка»: Этот приём заключается в составлении разных вопросов, ответами на которые будет изучаемый материал. Вопросы записаны на лепестках ромашки:
- простой вопрос
- уточняющий вопрос
- оценочный вопрос
- творческий вопрос
- практический вопрос
- вопрос-интерпретация
Приём «Концептуальная таблица»: Таблица делится по вертикали и горизонтали. То, что в таблице располагается по горизонтали, подлежит сравнению, а то, что располагается по вертикали, это различные свойства и черты предмета, подвергающегося сравнению.
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
|
Таблица вопросов:
| Согласны. | Не согласны (с добавлением аргумента). |
- Форма глаза напоминает яблоко. | | |
Таблица «Согласны – не согласны»:
Таким образом если грамотно использовать на уроках информационные технологии, и задания поискового характера, данные в которых представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, то можно сформировать у учащихся умения и навыки поиска информации, ее анализа, распространения и представления, а также способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие предсказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом.
Активизирование работы по формированию информационной компетенции в нашем классе дали свои результаты:
1. Применение разнообразных активных методов и приёмов формирования информационной компетенции позволило разнообразить виды деятельности учащихся на уроках.
2. Повысился читательский интерес учащихся.
3. Энциклопедии стали постоянными дополнительными источниками информации на уроках и во внеурочных занятиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.