Какие бы новации не вводились, только на уроке, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени.
В настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
Всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности .
«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».
Жан Жак Руссо(швейцарский философ,птсатель и мыслитель эппохи Просвещения, а также музыковед, композитор и ботаник)
Что такое критическое мышление и приёмы критического мышления на уроках.
Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить и применить. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении – диалоги проходят в паре, группе, индивидуально.
Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики. Умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
Критическое мышление способствует формированию следующих умений:
Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. Для того, чтобы мои уроки были эффективными, я использую технологию критического мышления.
Под критическим мышлением понимаю проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.
Урок, построенный по технологии критического мышления имеет свою структуру: 1 стадия - вызов, 2 стадия – осмысление, 3 стадия – рефлексия.
Первая стадия – вызов.
Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
1) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
3) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Функции стадии вызова
Мотивационная
(пробуждение интереса и побуждение к работе)
Информационная
(актуализация (вызов «на поверхность»)
уже имеющихся знаний)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
Вторая стадия – осмысление.
Эта стадия позволяет ученику:
1) получить новую информацию;
2) осмыслить её;
3) соотнести с уже имеющимися знаниями.
Функции стадии осмысления или содержания
Информационная
(получение новой информации)
Систематизационная
(классификация, ранжирование информации)
Третья стадия – рефлексия.
Здесь основным является:
1) целостное осмысление, обобщение полученной информации;
2) присвоение нового знания, новой информации учеником;
3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Функции стадии рефлексии
Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации)
Мотивационная
(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Информационная
(приобретение новых знаний)
Оценочная
(выработка собственной позиции)
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Кластер – графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь»
Составление «кластера» позволяет:
Кластер может быть использован на разных стадиях урока.
«Кластер»
1. Выписывается ключевое слово;
2. Записываются слова и предложения по теме;
3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;
4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками
(используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний)
Толстые и тонкие вопросы
Тонкие вопросы: кто, где, когда,
что, согласны ли, было ли,
будет ли и т.д.
Толстые вопросы:
Почему вы, так думаете?
В чем разница?
Что, если?
Объясните, почему и т.д.
На стадии вызова использую такие приёмы, как:
1.Мозговая атака; «Верите ли вы, что…»; Кластер; Таблица «ЗХУ»; Ассоциации; Корзина идей;
1.Мозговая атака предполагает 2 этапа:
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
2.Приём «Верите ли вы, что…» например:
Вопрос |
В начале урока |
В конце урока |
1. Промышленность производит большую часть товаров для людей? |
||
2. Производством космических кораблей может заниматься одна из отраслей промышленности? |
||
3.Электричество может вырабатываться на гидроэлектростанциях? |
||
4.Современной отраслью промышленности является электронная промышленность? |
||
5.Химия – это наука о веществах? |
4.Таблица «З Х У»
(«Знаю – Хочу знать – Узнал»). Заполняем 1 и 2 столбики.
5.Ассоциации. Учащимся предлагается вспомнить и поделиться информацией с одноклассниками, т.е. назвать, какие ассоциации у них возникают с каким либо словом по определённой теме.
6. Корзина идей
1. Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме
2. Обмен информацией в парах или группах
3. Группы по кругу называют сведения, факты
4. Учитель записывает все на доске
5. Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации.
На стадии осмысления
1.Заполняем 3 столбик таблицы «ЗХУ» ;
2.Дополняем кластер новыми знаниями (можно другим цветом пасты, фломастером, чтобы наглядно увидеть, что дети знали в начале урока и что узнали на стадии осмысления);
3. Дневник двойной записи»
Слева записывается часть текста, который производит наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в душе резкий протест.
С правой стороны нужно дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызывает? Какой вопрос возник в связи с ней? Читая текст, необходимо время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем дневнике
4. Чтение с остановками
На основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст, а познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
5. “Послушать-сговориться-обсудить”.
Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте и из 6 слов отобрать 3 слова. За это время каждое из слов повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение.
Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.
« Ромашка Блума»
Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:
Знание – простые вопросы;
Понимание – уточняющие;
Применение – практические;
Анализ – интерпретационные;
Синтез – творческие;
Оценка – оценочные.
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
когнитивная («знаю»);
психомоторная («творю»);
аффективная («умею»).
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Стадия рефлексии
1. Синквейн;
«Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
Правила написания:
Правила составления синквейна
Имя существительное
Имя прилагательное Имя прилагательное
Глагол Глагол Глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме
Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы
Стихотворение, состоящее из пяти строк
Кто? Что?
Предмет
Какой? Какая? Какое?
Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета
Что делает?
Три глагола, раскрывающие действия предмета
Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки
Существительное, выступающее как итог
Синквейн
Каким должен быть учитель? Каким не должен быть учитель?
Учитель. Учитель.
Душевный, открытый. Суетливый, крикливый.
Развивает, претворяет, думает. Объясняет, объясняет, ждет.
Много идей- мало времени. Когда же закончится урок?
Призвание. Бедолага.
2. Кластер (дополнение);
3. «Верите ли вы, что…»(сравнение записей в начале урока и в конце);
4. Ассоциации
5. Приём «Письмо по кругу».
Учащиеся делятся на группы. На одном листе бумаги я предлагаю учащимся записать одно - два предложения по определенной теме. Один ученик начинает запись, затем следующий должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
«Эссе»
Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания.
Предлагается ответить на вопросы:
Что узнал и чему научился на уроке?
Что хотел бы узнать?
Конечно же использую на уроках ИКТ(информационно – коммуникативные технологии). Работа в парах, в группах направлена на совершенствование коллективистских отношений, дети учатся слушать друг друга, высказывать, защищать свою точку зрения, оценивать свою деятельность и деятельность товарищей на уроке.
Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостностное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомлённости, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции, склонность к применению навыков критического мышления в жизни.
В процессе применения технологии развития критического мышления:
• происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
• появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
• формируется направленность на самореализацию.
Считаю продуктивным проводить уроки в технологии критического мышления, разработанные на основе межпредметной интеграции. Связывая знания по нескольким предметам в одно целое, учащиеся уже критически мыслят.
Мастер-класс
1.Составить кластер со словосочетанием «Современный урок».
2. Составить синквейн со словом «Урок».
Первый пример:
Урок.
Любимый, важный.
Наступает, длится, проходит.
Приносит новые знания.
Занятие.
Второй пример:
Урок.
Насыщенный, монотонный.
Начинается, заканчивается, планируется.
Предполагает работу над материалом.
Учеба.
Третий пример:
Урок.
Дополнительный, последний.
Обозначает, собирает, помогает.
Повышает уровень подготовки.
Понятие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.