«Реализация задач художественно – эстетического развития в рамках проектной деятельности и культурных практик.»
Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.
Что будет делать
человек, если дать ему в руки листок бумаги? Правильно – складывать ее.
Совершенно бессознательно и не подозревая, что занимается древним японским
искусством – искусством оригами. Этому искусству мы и учим
детей в нашей группе. Проект долгосрочный в виде кружковой работы.
Оригами - коллективное творчество, работая вместе, дети делают множество
интересных композиций. Так при помощи техники оригами мы с ребятами
изготавливали подарки ко дню матери (букет тюльпанов), на 8 марта (открытка)
на 23 февраля (солдатов) и к другим праздникам. Так как за время работы кружка
у нас накопилось много работ (коллективных и индивидуальных) мы активно
участвовали в городских ,международных и всероссийских выставках и конкурсах.
Некоторые наши работы занимали призовые места.
Процесс изготовления поначалу заинтересовал не всех. Интерес к изготовлению пришел после того, как вместе мы изготовили и раскрасили первую игрушку, которую дети сделали своими руками. Для детей это было необычно. Постепенно мы начали постигать оригамскую грамоту - отрабатывали точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме. Я многократно показывала каждый прием в разных ситуациях, подробно объясняя и обращая их внимание к схеме. Вместе с умениями у детей появилась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше. Приобретенные знания мы закрепляли в играх на других занятиях. И, наконец, сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная "копия животного или птицы - это образ", но ребёнок понимает, что это кошка, это рыбка, это бабочка. Самое главное, чтобы детям было интересно на занятии, это способствует успешному усвоению материала. Невозможно строить работу в детском коллективе, не применяя личностно - ориентированный подход к детям. У каждого ребенка свой темперамент и складывающийся на его основе характер.
Свои занятия по изготовлению оригами я начала с простейших игрушек. Они научились проглаживать пальчиками сгибы, ознакомились с базовыми формами оригами – треугольник, книжечка, воздушный змей, конфетка, дверь, блинчик. С помощью базовой формы дети складывают веселые мордочки зверюшек: лисички, собачки, кота и бычка. Кроме того, у детей совершенствовалась мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивался глазомер.
Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приёмы работы с бумагой и фантазия позволяют создавать увлекательный, ни на что не похожий мир.
Хочу вам представить наш вид творчества, которым мы занимаемся в нашей группе. мы проводим занятия по оригами с целью: знакомства дошкольников с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой.
Добиваемся решения следующих задач:
а) развивать творческие способности, воображение, художественный вкус в результате изготовления поделок в технике оригами;
б) развивать уверенность в своих силах и способностях, творческое воображение за счет использования дополнительных деталей;
в) обучать навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;
г) развивать память, внимание, активизацию мыслительных процессов.
С целью развития творческой активности и самостоятельности детей мы соблюдаем следующие необходимые условия: создание схем; место в группе для работы – «уголок оригами»; возможность демонстрации детских работ; материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей; литература, иллюстрации.
В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.)
3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Методы работы, используемые нами в работе:
1. Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение.
2. Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.
3. Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.
При проведении занятий оригами большая роль отводится совместной деятельности педагога с детьми. Мы используем дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. Не оставляем без внимания прослушивание литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания. Все занятия с детьми дошкольного возраста по оригами мы выстраиваем «от простого к сложному». Следует помнить, что у детей сразу не получиться большая, сложная игрушка, но постепенно они научатся складывать фигуры, сначала простые, а потом все более сложные.
Обучая приемами многократного складывания и сгибания бумаги, дети получают свою игрушку – самоделку. Игрушки – самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
В своей педагогической деятельности, мы стараемся, чтобы практически всю работу ребенок делал сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает моих воспитанников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям.
На своих занятиях мы стараемся соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. Так, например, при конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми. Для меня очень важно, когда ребенок в процессе выполнения поделки произносит: «Я сам!»
Таким, образом, складывание из бумаги это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму.
Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами помогает: сделать рывок в развитии речи; улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать; предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников; развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявить творческие способности.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.
Задачами обучения конструированию из бумаги по типу оригами является следующее:
- совершенствовать умение детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы;
учить работать по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру;
- совершенствовать умение детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.
Обучая детей конструированию из бумаги, воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия. На занятиях воспитатель, прежде всего, говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее).
Из опыта работы известно, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества. Оригами дает для этого огромный простор для работы пальцами – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас “однорукие”: мы почти все делаем правой (или левой) рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.
С помощью оригами я развиваю у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуются психические процессы, мелкая моторика рук, творческое воображение, пространственное мышление.
Детям моей группы нравится заниматься оригами потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое — а из бумажного листа всегда получается что-то — хуже, лучше, не важно, зато свое.
Работа проводится в 5 этапов:
1. Ознакомление со свойствами бумаги.
2. Ориентировка в пространстве на квадратном листе бумаги.
3. Изготовление простейших игрушек.
4. Изготовление сложных игрушек.
5. Изготовление сюжетных композиций.
Результат, конечно, важен, но иногда кажется, что сам процесс складывания гораздо важнее. Во время занятий мы беседуем о птицах, животных или цветах, которые складываем, выделяя характерные черты для того или иного живого существа. Это способствует развитию мыслительных процессов, речи.
Важное место занимают игровые приёмы (например, я брала аквариум и говорила, что мы будем заселять его жителями, а для этого необходимо сделать рыбок), художественное слово (просила детей отгадать, что будем делать на занятии), советы, вопросы. Сложив из бумаги поделки животных, дети рассказывают с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями. Справившиеся с заданием дети идут играть с поделкой, сделанной своими руками.
Для того чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступен, я познакомила детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению поделок в стиле оригами). Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т.д. Испытывая трудности на каком-то этапе, дети разворачивали заготовку на пооперационной карте и по сгибам складывали её вновь.
Мы с детьми регулярно просматриваем всё то, что им удалось сделать. Причём я положительно оцениваю творческую инициативу каждого ребёнка независимо от полученного результата.
В своей работе я последовательно использую систему “от простого к сложному”. После того, как дети освоили технику выполнения поделок на основе пооперационных карт, я ввела схемы.
Манипуляции с обыкновенным листом бумаги, позволяющие без клея и ножниц выполнить огромное число фигурок - от элементарных складных конвертов до сложных композиций - вызывают постоянный интерес у детей.
Приобретя некоторый тренинг в выполнении простейших предметов, я учу детей создавать бумажные игрушки, предметы обихода и забавные мелочи. Если ребенок занимается оригами, то одновременно с радостью творчества он получает дополнительный тренинг кистей и пальцев рук, ведь их сила автоматически возрастает, когда ребенок складывает и сгибает листы бумаги, разглаживает заготовки и расправляет полученные модели.
Из всего вышесказанного видно, что использование многофункциональных методов и техник обучения, таких как оригами, способствует всестороннему развитию детей А также создаются условия для формирования учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.