«Реализация задач нравственного воспитания на уроках Основ социальной жизни»
В сложном и многостороннем процессе воспитания формирование нравственности представляет собой особенно важное дело, определяющее всю личность человека, его характер и стиль поведения.
Все высокие нравственные и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и способны вдохновить его на благородные дела, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Нередко учитель слишком формально подходит к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя драться, грубить и т.д., нужно быть добрым, честным, вежливым…» - недостаточно для воспитания нравственности.
Воспитание нравственных чувств у умственно отсталых детей тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребёнка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему адекватно контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям учителя.
Первоначальные представления о взаимоотношениях людей дети получают, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, школа и окружающая действительность, причём это влияние бывает, как положительным, так и отрицательным. В редких семьях наших воспитанников можно наблюдать родителей, способных воспитать на примере своего поведения, добропорядочного гражданина России. Их поведение и поступки становятся для ребенка как бы программой поведения в дальнейшем. По этому образцу он строит свои отношения с людьми. То же имеет отношение и к окружению наших учеников. Что они видят и слышат, выйдя из своей семьи в общество? Нетрудно догадаться. Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, рождают хитрость, приспособленчество.
Таким образом, основная нагрузка по воспитанию нравственности у детей нашей школы ложится на учителей и воспитателей. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Я полагаю, что уроки ОСЖ должны способствовать формированию этических представлений и нравственности умственно отсталых учащихся. Вследствие этого, уроки ОСЖ нацелены на воспитание всевозможных нравственных качеств, указанных задачами нравственного воспитания.
Задачи нравственного воспитания, потенциальные к реализации на уроках Основ социальной жизни:
1) Воспитание уважения к человеку-труженику (на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);
2) Формирование знаний, представлений о трудовой деятельности – её цели, планировании, общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;
3) Формирование нравственно ценных мотивов общественной направленности труда;
4) Совершенствование имеющихся навыков самообслуживания;
5) Развитие старательности, добросовестности;
6) Воспитание культуры поведения;
7) Воспитание настойчивости, целеустремленности;
8) Развитие находчивости, инициативы;
9) Формирование потребности к оказанию помощи людям (особенно престарелым и младшим) по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых;
10) Воспитание сочувствия, сопереживания, гуманных чувств;
11) Воспитание положительного отношения к учению.
Реализация задач нравственного воспитания на уроках ОСЖ. Нравственное воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов:
- Метод побуждения к сопереживанию;
- Метод убеждения;
- Метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям;
- Поощрение как метод воспитательного воздействия. Применение поощрений должно быть достаточно экономным и мотивированным.
Слова одобрения позитивно действуют на детей. Учащиеся понимают, что их старания замечены это лестно и приятно, вызывает подъём сил, желание стараться.
Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «истинное» - «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное в людях.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Причём сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.
Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые и чем добрее и справедливее они относятся к детям. Поведение учителя должно служить для детей наглядным примером. Умственно отсталые учащиеся подражают тем, кто затронул их чувства, затронул симпатию. Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребёнку совсем не означает отсутствие требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности даёт желанный результат: у ребят возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях.
Путь от формирования у учащихся знаний о хорошем до их правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен кропотливой постоянной работой учителя над развитием нравственного сознания. Нередко ученики правильно дифференцируют хорошие и плохие поступки других людей; зная правила поведения, совершают злостные, своекорыстные поступки, причина этого - формальное усвоение этических знаний. Чтобы этого не было, педагог должен заботиться о развитии нравственного сознания.
Исходя из этого, я с уверенностью могу утверждать, что предмет основы социальной жизни, являет собой благотворную почву для формирования нравственного сознания и нравственных чувств у учащихся с отклонением в умственном развитии.
На уроках ОСЖ идёт постоянная работа по воспитанию уважения к человеку- труженику, начало этому закладывается в 5-6 классах, в процессе изучения темы «Семья». Ребята получают задание, узнать, кем работают их родители. Многие впервые узнают о деятельности своих близких. Некоторые ученики, чьи родители не работают и ведут при этом аморальный образ жизни, бывают очень удивлены и даже проявляют искреннюю зависть одноклассникам, мамы и папы которых имеют место работы и добросовестно трудятся. На этих уроках я стараюсь закладывать у ребят мысль о необходимости работы для взрослого человека, для усиления эмоционального воздействия на конкретных примерах показываю общественную значимость труда их родителей. Акцентирую внимание учащихся на таких видах труда, которые дают возможность показать главное в содержании и способах трудовой деятельности людей, не требуя значительного расширения круга детских представлений (строитель, водитель общественного транспорта, продавец, медсестра).
В старших классах мы изучаем темы: «Учреждения, организации», «Трудоустройство». Здесь я стараюсь обратить внимание учащихся на организации и учреждения, где они смогут устроиться на работу. Беря во внимание, что у наших ребят нередко завышена самооценка, я рассматриваю профессии, которые не только не вызывают у них особого восхищения, но и поднимают негативные эмоции (уборщица, дворник, санитарка, грузчик и т.п.). На уроке особое внимание уделяю вопросу, какую пользу их труд приносит людям. В доброжелательно настроенных интонациях и очень искренне я стараюсь довести до сознания моих учеников то, что труд людей взаимосвязан, направлен на пользу всего народа, всякий труд - почётен. С целью закрепления этих понятий на уроках мы строим следующие логические цепочки:
Больной- санитар- врач;
Мусор- дворник - чистые улицы города;
Повар - подсобный рабочий - вкусный обед.
Важную роль отвожу воспитанию нравственных черт у будущих тружеников, как ответственность, готовность помочь, доброту, отзывчивость, оптимизм, жизнерадостность. Большой раздел «Культура поведения» изучается в каждой параллели. Начинаем изучение с культуры поведения в школе и культурно- развлекательных учреждениях, изучаем формы общения со сверстниками и взрослыми, деловое общение.
Умственно отсталые школьники обладают ограниченным запасом социально-бытовых знаний, необходимых для делового общения. Им трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы, в переходе с приема информации на собственное высказывание. Особые сложности возникают, когда следует использовать полученные сведения на практике. Я стремлюсь заложить в багаж знаний учеников умение анализировать ситуацию и определить мотивы для делового общения, умение правильно использовать полученную информацию.
В работе со старшеклассниками основное внимание уделяю активным формам работы: моделированию реальных ситуаций (решаем проблемы общения юношей и девушек в различных ситуациях: на вечеринке, во время свидания, знакомство их с родителями и т.д.)
В 9 классе при изучении темы «Семья» находим альтернативные решения проблемных ситуаций из семейной жизни. Для этого мной разработаны примеры различных проблемных ситуаций не только внутрисемейных, но и касающихся отношений с родственниками, соседями, друзьями. Учащиеся с большим энтузиазмом, чаще всего стараются найти позитивное решение данной проблемы. Из рассуждений ребят становится очевидным тот факт, что они хотят жить в хорошей, дружной семье, где царит любовь и взаимопонимание. Со своей стороны я стараюсь «опустить» их с небес на землю. Формирую представление, что прежде всего нужно быть требовательным к себе, создавать в семье обстановку слаженной жизни, а это становится возможным лишь на основе взаимного уважения и доверия.
Формирование потребности к оказанию помощи людям (особенно престарелым и младшим) по собственной инициативе, а не только по просьбе. Эту задачу реально решаем во время изучения следующих разделов Программы: «Охрана здоровья», «Семья», «Культура поведения», «Транспорт».
На уроках СБО в старших классах при рассмотрении вопроса взаимоотношений родителей и детей особое внимание уделяю обязанности детей перед родителями. Любовь к матери не должна уживаться с эгоизмом и грубой требовательностью со стороны детей. Работа по воспитанию уважения к матери сложная. У ребят из неблагополучных семей любовь к родителям утрачивается. Я стремлюсь тактично объяснять ученикам о предстоящей заботе и уходе за своими престарелыми родителями.
Процесс нравственного воспитания сложен и многогранен. В качестве одного из компонентов выступает формирование трудолюбия, способности к самостоятельности в учении, что чрезвычайно сложно для ребят с нарушениями интеллекта. Здесь я особое внимание отвожу оценке труда школьника, как в учебной деятельности, так и в выполнении поручений и трудовых заданий. Чаще всего ученику вспомогательной школы не так важно узнать оценку, как мнение учителя, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился. При этом нельзя допустить ошибку, если перехвалить учащегося или предъявить ему необоснованно высокие требования.
Я считаю, что ученик должен испытывать удовлетворение от своего труда и от оценки учителя. Кроме того, он, как правило, не всегда сознает несправедливость завышенной или заниженной оценки. К оценке результатов учебы наших ребят приходится подходить дифференцированно. Оценивая их работу, надо учитывать индивидуальность каждого. Особенно важен, необходим такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми ребятами. Тем не менее, следует всегда помнить о том, что чем больше возможности у школьника для получения благоприятного результата, тем объективнее и строже должна быть оценка, чтобы он не зазнался. А слабого, но старательного, добросовестного ученика можно немного перехвалить, необходимо заметить и отметить любой его успех, чтобы укрепить его стремление в учении. Оценка должна помочь школьнику понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чем ошибся, как исправить оплошность в данном случае и в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у ребят с отклонениями в умственном развитии умение правильно относиться к своим ошибкам, самостоятельность, инициативу.
Выводы.
Занятия на уроках ОСЖ способствуют формированию нравственных чувств и нравственного сознания. В процессе изучения предмета учащиеся приобретают:
1) Первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его и людьми;
2) Способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению доброго и осуждению безобразного, злого;
3) Первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;
4) Возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в школе, семье и за их пределами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.