«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»
Оценка 4.7

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

Оценка 4.7
Документация +1
docx
физическая культура +1
Взрослым
14.05.2018
«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»
Систематические занятия баскетболом способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игра в баскетбол содействует и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества успешно формируются под влиянием занятий баскетболом.
rabota_po_teme_samoobrazovaniya_2015_god.docx
Работа по теме самообразования  «Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол» СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………  3 …...   ГЛАВА   I. деятельности...5   Баскетбол   как   вид   физкультурно­спортивной 1.1.Характеристика баскетбола как вида  спорта………………………...5 1.2.Виды     спортивной   подготовки   обучающихся баскетболу……….11   ГЛАВА   II.   Применение   дидактических   принципов   в   процессе подготовки баскетболистов………………………………………………………………… ..27 2.1.Характристика дидактических  принципов………………….............27 2.2.Особенности реализации дидактических принципов в процессе в двигательным действиям   обучения баскетболе…………………………….....33     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… ……..39 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 42 Баскетбол   занимает   одно   из   приоритетных   мест   в   физическом   благодаря   своей   воспитательной, воспитании   школьников, Введение оздоровительной   и   образовательной   направленности.   Баскетбол, зрелищная игра, официальный вид спорта. Игра   баскетболистов   характеризуется   разнообразной двигательной   деятельностью.   Он   включает   бег,   ведение   мяча, остановки, повороты, прыжки, удары, ловлю, броски мяча, различные силовые упражнения осуществляемые в единоборстве с соперниками. Эффективность   действий   спортсмена   в   игре   обусловлена   быстротой оценки игровых положений и действиями игроков, совершенствованием технических приемов, уровнем физической подготовленности.  Баскетбол   широко   используется   в   различных   звеньях   системы физического   воспитания.   В   общеобразовательных   школах,   в   ПТУ, техникумах   дети   и   подростки   занимаются   в   секциях   по   баскетболу. Баскетбол   как   учебный   предмет   включен   в   программу   физической культуры в высших учебных заведениях в виде физкультурных занятий. Баскетбол широко используется как основное средство физкультурно­ оздоровительной работы в различных местах отдыха, парках, походах. На   пляжах,   в   домах   отдыха   и   санаториях,   детских   оздоровительных лагерях. Систематические   занятия   баскетболом   способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на   развитие   таких   физических,   как   быстрота,   скоростная   и   силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся   морально­волевых   качеств:   смелости,   настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей.  Игра в баскетбол   содействует   и   нравственному   воспитанию.   Уважение   к сопернику,   стремление   к совершенствованию   –   все   эти   качества   успешно   формируются   под влиянием занятий баскетболом.   честность   в   спортивной   борьбе, Успех   обучения   и   его   длительность   находятся   в   прямой зависимости от построения процесса обучения. Основой его являются закономерности   педагогического   процесса.   В   силу   специфики баскетбола   дидактические   принципы   находят   свое   воплощение   в определенных   условиях   организации   учебного   процесса   и соответствующих методах. Грамотная реализация общепедагогических принципов не только ускоряет процесс обучения, но и делает его более эффективным   и   интересным.   В   силу   вышеизложенного   встает раскрытия необходимость реализации общепедагогических принципов в процессе подготовки баскетболистов.  Цель   исследования  –   раскрыть   особенности   реализации особенностей       дидактических принципов в процессе подготовки баскетболистов. .Объект   исследования:процесс   учебно­тренировочных   занятий баскетболистов. Предмет исследования:использование дидактических принципов в подготовке баскетболистов.  Задачи: 1. Охарактеризовать баскетбол как вид спорта. 2. Раскрыть основные дидактические принципы. 3.   Охарактеризовать   особенности   реализации   дидактических принципов в процессе подготовки баскетболистов.  Методы исследования: ­ анализ литературных источников; ­анализ   передового   опыта   тренеров   ­   преподавателей   по баскетболу. Баскетбол как вид физкультурно­спортивной деятельности ГЛАВА I. 1.1.Характеристика баскетбола как вида спорта Баскетбол – это сложный вид спорта  и одна из самых популярных игр.   Современный   спортивный   баскетбол   требует   от   занимающихся атлетической подготовки и совершенного овладения навыками игры.  Баскетбол   как   спортивная   игра   характеризуется   разнообразной двигательной   деятельностью.   Он   включает   бег,   ходьбу,   остановки, повороты,   прыжки,   удары,   ловлю,   броски   и   ведение   мяча,   силовые упражненияосуществляемые   в   единоборстве   с   соперниками. Эффективность   действий   спортсмена   в   игре   обусловлена   быстротой оценки игровых положений и действиями игроков, совершенствованием технических приемов, уровнем физической подготовленности. Такое   разнообразие   игровой   деятельности   баскетболиста оказывает   разностороннее   влияние   на   организм.   Степень   влияния зависит от продолжительности, задач игры, уровня команды и других условий.     Так   спортивная   игра   способствует   укреплению   нервной системы,   двигательного   аппарата,   улучшению   обмена   веществ   и деятельности всех систем организма. Баскетбол может служить средством активного отдыха, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью. Двигательная   деятельность   баскетболиста   во   время   игры разнообразна:   одни   технические   приемы   сменяются   другими   в постоянно   меняющихся   условиях   игры.   Действия   спортсменов   носят ациклический характер. Процесс   ведения   игры   –   это   взаимосвязь   и   взаимодействие баскетболистов,   объединенных   в   пространстве   и   времени,   имеющих непосредственные  контакты    для совместного  решения поставленных задач.   а, следовательно,   и   достижение   цели,   зависит   от   того,   насколько эффективно   удается   в   коллективной   тактике   реализовать функциональные возможности спортсменов.   Надежность   и   эффективность   управления   игрой, Игра   в   баскетбол   характеризуется   высокой   двигательной активностью,   которая   сложна   и   многообразна.   Она   включает   в   себя большое   количество   различных   по   структуре,   характеру   и   степени сложных двигательных актов (это как действия с мячом, так и без него). Кроме   того,   баскетболист   выполняет   прыжки,  силовые   приемы при   непосредственной   борьбе   с   соперником   и   т.п.   Многочисленные разнообразные двигательные акты, перемежаясь с другими, многократно повторяются в различных вариантах.  Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды, подчинение своих действий общей задаче.  Действия   каждого   игрока   команды   имеют   конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа: ­центровой игрок – должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью; ­крайний нападающий – это прежде всего высокий рост, быстрота и   прыгучесть,   хорошо   развитое   чувство   времени   и   пространства, снайперские   способности,   умение   оценить   игровую   обстановку   и атаковать смело и решительно; ­защитник   должен   быть   максимально   быстрым,   подвижным   и выносливым, рассудительным и внимательным. Распределение   игроков   по   функциям   –   один   из   основных принципов   игровой   деятельности.   Отличают   игроков   по   амплуа   не только   игровые   приемы   и   расположение   на   площадке,   но   и   их психофизиологические особенности.   Наиболее     реагирования. Деятельность баскетболистов во время игры во многом зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей  каждого игрока, от   способности   переносить   высокоинтенсивные   тренировочные   и соревновательные   нагрузки.   Одним   из   условий,   определяющих результативность   игровых   действий   тесно   связана   с   показателями сенсомоторного интегративным сенсомоторным   показателем   является   “чувство   времени”,   которое можно   рассматривать   как   компонент   специальных   способностей баскетболистов.   В   основе   развития   “чувства   времени”   лежит деятельность   комплекса   анализаторов,   так   как   восприятие   времени связано   с   пространственным   восприятием.   Баскетболистам   разных амплуа   необходимо   владеть   специализированным   восприятием временных   интервалов.   Игроки   задней   линии   должны   хорошо ориентироваться   в   интервалах   5­10   сек.,   что   связано   с   организацией игры, центровые в интервале 3 сек., отведенных правилами на игру в штрафной   площадке;   игроки   передней   линии   –   1   сек.,   наиболее устойчивом интервале броска. Центральное место в процессе игры занимают действия с мячом, от успешности которых   зависит, в конечном, счете, результат игры. Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои   замыслы   и   одновременно   пытаясь   раскрыть   планы   противника. Игра   протекает   при   взаимодействии   игроков   своей   команды   и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план   выступают   требования   к   оперативному   мышлению   игрока. Доказано,   что   представители   спортивных   игр   имеют   существенное преимущество   в   быстроте   принятия   решения   по   сравнению   с представителями   многих   других   видов   спорта.   Быстрота   мышления особенно   важна   при   необходимости   учета   вероятности   изменения ситуации, а также при принятии решения в  эмоционально напряженных условиях. Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными  приемами техники и тактики, умеют быстро   передвигаться,   внезапно   изменять   направление   и   скорость движения. Деятельность баскетболиста в игре – не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей   целью   в   единую   динамическую   систему.   Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая   должна   быть   направлена   на   достижение   общих   интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока. Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему   возможности   произвести   бросок,   необходимо   своевременно   и правильно   реагировать   на   все   его   действия,   учитывая   расположение игроков   команды   противника,   партнеров   и   местонахождение   мяча. Игровая   деятельность   базируется   на   устойчивости   и   вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков.  Исследования   ученых   и   специалистов     в   области   баскетбола показали, что баскетболисты во время игры 60­80% времени играют в режиме   80%   ­   100%   от   величины   максимального   потребления кислорода (МПК) . Участвуя   в   соревнованиях,   баскетболист   совершает   большую работу:   за   игру   спортсмен   высокой   квалификации   преодолевает расстояние 5000­7000 м, делая при этом 130­140 прыжков, множество рывков (до 120­150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости   сочетается   с   передачами   бросками   мяча   в   корзину. Исследования   показали,   что   баскетболист,   участвующий   в   игре   без замены,   непосредственно   оперирует   с   мячом   всего   3,5­4   мин,   а остальное время играет без мяча. За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке   площадки.   Интенсивная   физическая   деятельность   в   течение игры требует огромных затрат сил.   Установлены   высокие   величины   энергозатрат   во   время   игры баскетболиста.   Энергетическое   обеспечение   игровой   деятельности носит смешанный характер (аэробно­анаэробный). Основной показатель аэробных   возможностей   ­   величина   максимального   потребления кислорода (МПК) у баскетболистов с ростом квалификации растет и мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время   игры   баскетболисты   используют   80­90%   максимального энергетического потенциала. Важный   показатель   функционального   состояния   организма   – сердечно­сосудистая   система.   Частота   сердечных   сокращений   (ЧСС) является   кардиологическим   критерием,   отражающим   степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у баскетболистов во время   игры   достигает   180­210   уд/мин,   а   в   тренировочных   занятиях может   достигать   220   уд/   мин­230   уд/мин.Пульсовая   стоимость   игры баскетболиста составляет 14500­ 16000сердечных сокращений. Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех   или   иных   упражнений,   выполняемых   игроком,   на   его   организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения баскетболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при   выполнении   штрафных   бросков   ЧСС   составляет   в   среднем   128 уд\мин,   уровень   потребления   кислорода   –   30   %   от   максимальной величины;   при   выполнении   специальных   упражнений   средней интенсивности   ЧСС   находится   в   пределах   140­150   уд\мин,   уровень употребления   кислорода   в   пределах   50%   от   МПК;   при   выполнении игровых   упражнений   ЧСС   достигает   172­187   уд\мин,   величина кислородного долга 5­7 л\мин.  Во время игры происходят и другие изменения, за игру спортсмен теряет   в   весе   2­5   кг,   наблюдается   большая   потеря   жидкости организмом. Энерготраты у спортсменов разного пола и квалификации различны. Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения   нервной   системы   игроков   и   необходимости   морально­ волевых   усилий   для   достижения   победы.   Знание   всех   сторон, характеризующих   деятельности   баскетболиста,   помогает   планировать учебно­тренировочный   и   соревновательный   процессы,   создавать нормативные   основы   или   модельные   характеристики,   на   достижение которых должен быть направлен учебно­тренировочный процесс. Таким образом, высокая активность, разнообразие двигательной деятельности в постоянно меняющихся условиях, быстрый темп игры, сложность   технических   приемов   требует   от   баскетболиста всесторонней   физической подготовленности. Только при ее наличии баскетболист   может   реализовать     свое   техническое   мастерство   и успешно решать тактические задачи. Однако, ведущими двигательными качествами, обусловливающими эффективность игровой деятельности баскетболиста, специалисты считают скоростные и скоростно­силовые способности.   1.2.Виды  спортивной подготовки баскетболистов В современном баскетболе выделяют следующие виды подготовки: физическую,   техническую,   тактическую,   интегральную   (игровую)   и психологическую. А также овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями. Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки спортсменов, и уровню психологического и физиологического развития подростка.  Подростковый возраст ­ это самый трудный и сложный из всех детских   возрастов,   представляющий   собой   период   становления личности.   В   данном   возрасте   стабилизируются   черты   характера   и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному   самосовершенствованию,   это   самопознание, самовыражение и самоутверждение.  ­   В   подростковом   возрасте   весьма   высокого   уровня   развития достигают   познавательные   процессы.   В   эти   же   годы   открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве   достигает   непосредственная,   механическая   память,   образуя вместе   с   достаточно   развитым   мышлением   предпосылки   для дальнейшего   развития   и   совершенствования   логической,   смысловой памяти.   Высокоразвитой,   разнообразной   и   богатой   становится   речь, мышление   оказывается   представленным   во   всех   его   основных   видах: наглядно­действенном, наглядно­образном и словесно­логическом. Все эти   процессы   приобретают   произвольность   и   речевую опосредованность.   У   подростков   они   функционируют   уже   на   базе сформировавшейся   внутренней   речи.   Становится   возможным   учение подростка   самым   различным   видам   практической   и   умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов   и   средств   обучения.   Формируются   и   развиваются   общие   и специальные   способности,   в   том   числе   необходимые   для   будущей профессиональной деятельности.  Подростковый период имеет множество характерных именно для данного   возраста   противоречий   и   конфликтов.   С   одной   стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при   решении   разных   задач,   связанных   со   школьными   предметами   и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой   стороны,   при   обсуждении   проблем,   особенно   таких,   которые касаются   будущей   профессии,   этики   поведения,   ответственного отношения   к   своим   обязанностям,   обнаруживается   удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.  В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у   подростков   может   возникнуть   чувство   тревоги,   повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого   возраста   отмечаются   изменчивость   настроений,   эмоциональная неустойчивость,   неожиданные   переходы   от   веселья   к   унынию   и пессимизму.  Придирчивое   отношение   к   родным   сочетается   с  острым недовольством собой. Центральным   в подростковом   возрасте   становится   формирование   у   подростка своеобразного   чувства   взрослости,   как   субъективного   переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и психологическим   новообразованием семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности,   что   непременно   приводит   к   конфликту   между взрослыми и подростками. В   результате   возникает   кризис   подросткового   возраста.   Суть подросткового   кризиса   составляет   свойственные   этому   возрасту подростковые   поведенческие   реакции.   К   ним   относятся:   реакция эмансипации,   реакция   группирования   со   сверстниками,   реакция увеличения (хобби). Реакция   эмансипации.   Эта   реакция   представляет   собой   тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из­под   опеки   взрослых,   их   контроля,   покровительства.   Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов  старшего поколения. Мелочная опека,  чрезмерный контроль   за   поведением,   наказание   путем   лишения   минимальной свободы   и   самостоятельности   обостряют   подростковый   конфликт   и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество. Реакция   группирования   со   сверстниками.   Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением   сверстников,   предпочитая   их   общество,   а   не   общество взрослых, критику которых он отвергает. Реакция   увлечения.   Для   подросткового   возраста   увлечения (хобби)   составляет   весьма   характерную   особенность.   Увлечения необходимы   для   становления   личности   подростка,   т.к.   благодаря увлечениям   формируются   склонности,   интересы,   индивидуальные способности подростков. Они делятся на следующие виды:  1. Интеллектуально­эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.). 2.   Накопительные   увлечения   (коллекционирование   марок, пластинок, открыток).  3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).  Знание   подростковых   увлечений   помогает   лучше   понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми. В   подростковом   возрасте   весьма   высокого   уровня   развития достигают все без исключения познавательные процессы.   Становится возможным учение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению   с   ребенком   младшего   школьного   возраста,   ­   это   более высокий   уровень   самосознания,   потребность   осознать   себя   как личность.   Л.С.   Выгодский   считает,   что   формирование   самосознания составляет главный итог переходного возраста.   В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских   способностей,   деловитости,   предприимчивости   и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о   совместных   делах,   распределять   между   собой   обязанности   и   т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра. Главными личностными чертами подростка являются следующие: 1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны,   сочетается   с   неумением   разобраться   в   сложных   явлениях жизни ­ с другой. 2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. 3.   Подростку   хочется   быть   личностью.   Совершить   что­нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться. 4.   У   подростка   выражено   противоречие   между   богатством желаний   и   ограниченностью   сил.   Отсюда   множественность   и непостоянство   увлечений.   Подросток   боится   обнаружить   свою несостоятельность,   он   слишком   самолюбив   и   может   прикрываться показной   уверенностью,   решительностью,   за   которыми   скрывается беспомощность. 5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему   детскими.   Он   опасается,   что   будут   считать   чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка   проявляется   весь   набор   противоречий,   но   их   нельзя игнорировать.   В   работе   с   подростком   следует   учитывать   главные возрастные   и   личностные   особенности,   основные   психологические новообразования этого возраста. Отрочество   ­   как   иногда   называют   подростковый   возраст   ­   это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста, подростки   обнаруживают   веру   в   способность   определять   и контролировать   собственное   поведение,   свои   мысли   и   чувства. Подростковый возраст ­ это время обострённого стремления к познанию и оценки самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я». За   время   игры   в   баскетболист   пробегает   около   четырех километров,   делает   свыше   150   ускорений   на   расстояние   от   5   до   20 метров,   выполняет   около   100   прыжков   в   условиях   активного противодействия   соперников   и   все   это   при   постоянной   смене направления, частых остановок и поворотах. ЧСС достигает 180­200 ударов в минуту, а потеря веса 2­5 кг за игру.  Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей и специальной физической подготовки.Между ними существует тесная связь.  Общая     физическая   подготовка   –   процесс   разностороннего воспитания   физических   способностей   и   повышения   уровня   общей работоспособности организма спортсмена.  В число задач общей физической подготовки входит:  1. Укрепление здоровья; 2. Воспитание основных физических качеств; 3. Повышение уровня обшей работоспособности; 4. Совершенствование жизненно важных навыков и умений.  Задачи по специальной физической подготовке следующие:  1.   Повышение   функциональных   возможностей,   обеспечивающих успешность соревновательной деятельности; 2. Воспитание специальных физических способностей  3. Достижение спортивной формы; Развитие современного баскетбола характеризуется атлетической манерой игры, которая проявляется в борьбе за мяч на щите, в мощном прыжке   при   бросках   и   спорных   мячах,   взрывными,   максимально быстрыми  действиями  в защите и нападении, в виртуозном  владении мячом   и   собственным   телом.   Одной   из   серьезных   задач   теории   и методики   тренировки   является   оптимизация   всех   видов   подготовки баскетболистов   высокой   квалификации:   физической,   технико­ тактической и психологической. Арсенал   и   специфика   двигательных   действий   баскетболистов предполагает прыжки с ходу и серийные прыжки, ловлю, передачу и перехват мяча в прыжке, дистанционные броски в прыжке и т.д. Опыт показал,   что   одним   из   резервов   результативности   соревновательной деятельности   является   совершенствование   специальной   физической подготовки   баскетболистов,   скоростно­силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть.   а   именно: Ю.В. Верхошанский под прыгучестью подразумевает возможность человека   развить   ту   или   иную   степень   мощности   усилий   при отталкивании.Согласно   Портнову, специфическими особенностями проявления прыгучести являются:   Ю.М.   ­ быстрота и своевременность прыжка; ­выполнение   прыжка   с   места   или   короткого   разбега, преимущественно в вертикальном направлении; ­ неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть); ­ управление своим телом в безопорном положении; ­ точность приземления и готовность к немедленным последующим действиям. Современные   представления   в   теории   и   методике   спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений   преимущественно   прыжкового   характера   способствует улучшению   лишь   скорости   отталкивания,   а   применение   упражнений силового   и   скоростно­силового   характера   обеспечивает   прирост   и скорости,   и   силы   отталкивания.   Следует,   по­видимому,   считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести. Техническая   подготовка   баскетболистов.  Техника   баскетбола включает   в   себя   сложившуюся   в     процессе   развития   вида   спорта совокупность   приемов,   способов   и   их   разновидностей,   позволяющих наиболее успешно решать конкретные игровые задачи. Под   термином   «прием   техники»   подразумевается   система движений, сходных по структуре и направленных на решение примерно одной   и   той   же   игровой   задачи.   Разнообразие   условий,   в   которых применяется   тот   или   иной   прием,   стимулирует   формирование   и совершенствование   способов   его   выполнения.   На   разных   этапах развития   баскетбола   изменялись   и   совершенствовались   количество приемов,   способы   их   выполнения,   критерии   оценки.   На   перестройку арсенала   оказывали   влияние   изменения   правил   игры,   обогащение   ее тактики, повышение уровня других видов подготовленности игроков. Таким образом, техника   спортсмена на каждом этапе развития ­ это   наиболее   эффективное,   апробированное   практикой   средство, которое дает возможность игроку в рамках правил успешно действовать в   сложных   ситуациях   борьбы.   Для   того   чтобы   добиться   наилучших результатов   в   мгновенно   складывающихся   игровых   положениях, баскетболист   должен   владеть   всем   богатством   разнообразия технических приемов и способов, уметь выбрать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить. Критерии высшего технического мастерства: • свободное владение оптимальным объемом приемов и способов для полноценного выполнения заданных игровых функций в сочетании с двумя­тремя коронными приемами нападения и защиты; • точность и эффективность выполнения указанных приемов; •   стабильность   выполнения   приемов   при   влиянии   сбивающих факторов   ­   значительном   утомлении,   психологическом   напряжении, трудных внешних условиях и т.д.; • умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника; • надежность выполнения приемов, которая определяется высокой точностью на протяжении многодневного турнира, от матча к матчу без существенных   отрицательных   отклонений.   Техника   игроков экстракласса отличается высоким уровнем стабильности выполнения. Тем   не   менее,   далеко   не   все   возможности   технической   игры использованы в спортивной практике сегодняшнего дня. Неисчерпаемые функциональные   и   координационные   возможности   организма тренированного   спортсмена   создают   хорошую   перспективу   для выполнения новых изменений в технике нападения и защиты. Классификация  техники игры ­ это распределение всех ее приемов и способов по разделам и группам на основе определенных признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначение приема в спортивной   борьбе   (для   атаки   или   обороны   корзины),   содержание действия   (с   мячом   или   без   мяча),   а   также   особенности   его кинематической и динамической структуры. Технику   баскетбола   подразделяют   на   два   больших   раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в технике нападения ­ технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты технику передвижений и технику отбора мяча и противодействия. Внутри   каждой   из   групп   имеются   приемы   и   способы   их выполнения. Почти каждый способ выполнения приема имеет несколько разновидностей,   которые   раскрывают   отдельные   детали   структуры движений. Принципиальная схема классификации техники представлена нами следующим образом:прием ­ бросок мяча в корзину;способ выполнения ­ одной рукой сверху;разновидность ­ с  отклонением туловища;условия выполнения ­ в прыжке после остановки, со средней  дистанции. По каждой схеме   построена классификация техники баскетбола. Анализ каждого способа выполнения технических приемов базируется на системно­структурном подходе. Высоких   результатов   можно   достичь   только   в   процессе всесторонней технической подготовки игроков. Для этого баскетболист должен: 1.Владеть всеми известными баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях; 2.Уметь   сочетать   приемы   друг   с   другом   в   любой последовательности, в разнообразных условиях перемещения. 3.Владеть   комплексом   приемов,   которыми   в   игре   приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом.  4.Постоянно   совершенствовать   приемы,   улучшая   общую согласованность их выполнения. Тактическая подготовка баскетболистов предполагает овладение искусством   ведения   спортивной   борьбы.   Она   базируется   на способностях   спортсмена   быстро   и   правильно   анализировать складывающуюся   соревновательную   ситуацию,   находить   оптимальное решение данной тактической задачи и решать ее с партнерами. В процессе создания теоретического фундамента для тактической подготовки   нужно   широко   использовать   все   формы   самостоятельной работы   спортсмена.   Баскетболист   должен   изучать   особенности судейства и правила соревнований, научиться детально анализировать личный соревновательный опыт. Так, разбор записей в личном дневнике учебно­тренировочной   работы   баскетболиста   дает   возможность установить   причины   быстрого   роста   спортивных   результатов   или   их снижения, сопоставить особенности тактической подготовленности на различных этапах и сделать необходимые выводы: 1.Развитие   узанимающихся   быстроты   сложных   реакций,   творческой   сообразительности, внимательности, инициативы.   ориентировки, 2.   Овладение   индивидуальными   действиями   и   типовыми взаимодействиями   с   партнерами,   основными   системами   командных действий в нападении и защите. 3. Формирование умения эффектно использовать средства игры и изученный   тактический   материал,   учитывая   особенности   силы, возможности,   внешние   условия   и   особенности   сопротивления соперника. 4.   Развитие   способности   по   ходу   матча   переключаться   с   одних систем  и вариантов командных действий на другие. Если первые задачи присущи этапу начального овладения тактикой игры,   то   две   другие   решаются   на   протяжении   многих   лет совершенствования. Соревновательная   деятельность  основывается   на   следующих фундаментальных принципах: 1. Изучение (разведка) игры соперников. 2. Разработка наиболее рационального плана против конкретного соперника. 3. Проведение разбора предстоящей игры на собрании командыи в индивидуальных беседах с игроками. 4. Уточнение режима дня. 5.   Проигрывание   плана   игры   на   модели   соперника   в утреннейтренировке. 6. Уточнение индивидуальной и командной разминок перед игрой. 7. Ведение игры ­ гибкая реализация намеченного плана. 8. Анализ итогов проведенной игры. 9.   Тренеры,   а   иногда   и   игроки   должны   просмотреть   игры соперников.  В результате просмотра игры тренер должен иметь необходимые материалы для ответа на следующие вопросы: 1.   Охарактеризовать   состав   команды   соперника   (лидеры, «снайперы», основной состав, резерв и его использование). 2. Определить, чем и насколько сильна команда в нападении или защите, уточнить «коронные» приемы лидеров. 3.   Оценить   психологическую   стойкость   команды   (отношение   к силовой борьбе, финтам, к необходимости перестройки игры, к ведению или отставанию в счете и т.д.). 4. Раскрыть структуру и организацию нападения и защиты; быстрый прорыв,   позиционное   нападение,   игра   в   определенных   состояниях, особенности построения защиты и т. д. 5. Дать индивидуальную характеристику каждому игроку. 6.   Выявить   особенности   руководства   командой   со   стороны тренера­соперника. Стартовая пятерка может формироваться двумя путями:  1.   Команда   располагает   стабильной   стартовой   пятеркой,   весьма надежной и гибкой для решения любых неожиданных ситуаций, и всегда начинает игру именно этой пятеркой игроков.   2.   Стартовая   пятерка   комплектуется   в   зависимости   от необходимости решения следующих задач: ­обеспечить взятие мяча при начальном броске; ­ввести лучшего своего защитника против «снайпера» соперников; ­обеспечить   плотную   личную   защиту   в   соответствии   с индивидуальными данными игроков и соперников; ­ввести своего «снайпера», если соперник скорее всего применит зонную защиту и т.д. Установка на игру. Общекомандную   установку   на   игру   целесообразно   проводить   за несколько часов до начала матча, причем лучше с утра, перед утренней тренировкой,   так   как   на   ней   представляется   возможность смоделировать   игру   конкурентов,   внести   поправки   и   уточнения   в намеченный план. В ходе установки тренер раскрывает или уточняет: ­   значение   и   особенности   данной   игры   в   сочетании   с психологической настройкой; ­ разработанный план игры (в сокращенной форме); ­ разминку (индивидуальную и командную); ­ режим дня. Ведение игры. В раздевалке за час до начала матча тренер проводит оживленный, оптимистический, подбадривающий разговор с игроками, напоминает об индивидуальных плановых заданиях. Разминку целесообразно строить из двух частей: индивидуальной (обычно   вне   площадки)   и   общекомандной   (на   площадке). Индивидуальная разминка посвящается «проработке» отдельных групп мышц  (на   разогревание,   растягивание,   гибкость,  «взрывные»  усилия), причем для возбужденного игрока подобная разминка программируется более длительной, спокойной, а для флегматичного вводятся темповые, эмоциональные упражнения. В общекомандную разминку на площадке включаются   технико­тактические   упражнения   поточного   характера, завершающиеся   бросками   в   корзину   с   различных   дистанций.   Эти упражнения   могут   содержать   разнообразные   эмоциональные   приемы (типа   жонглирования)   и   выполняться   в   условиях   пассивного   или активного   сопротивления   партнеров.   По   разминке   тренер   может   в определенной степени судить о готовности . игроков к данному матчу, об   их   физическом   и   психологическом   состоянии,   насколько   они уверены в себе, спокойны или взволнованы. Оперативные замены чаще всего производятся: ­для дополнительного инструктажа баскетболиста; ­для отдыха утомленного и травмированного игрока; ­с   целью   зарезервировать   ведущего   игрока,   получившего   3­4 персональных замечания; ­   из­за   грубых   ошибок   игрока,   нарушившего   командную   срывающего   реализацию тактическую   или   иную   дисциплину, намеченного плана; ­   игрока,   который   оказался   не   в   состоянии   преодолеть   защиту соперника или, наоборот, не может приблизиться к опеке нападающего; ­ игрока, начавшего состязание крайне неудачно (нужно посадить его   рядом   на   скамейку,   подбодрить,   дружески   посоветоватьи   снова ввести в игру); ­ для усиления одной из сторон состава или деятельности команды (защиты,   нападения,   роста,   быстроты,   борьбы   за   отскок,   надежного розыгрыша мяча, жесткого прессинга и т.д.); ­ в качестве контрмеры против замены соперника; ­   план   игры,   намеченный   на   установке,   оказался   неудачным,   и команде приходится перестраиваться. Ценность минутного перерыва в баскетболе достаточно велика, и использовать   его   в   целях   управления   командой   следует   только   при полной   уверенности   в   необходимости.   Подчас   лучше   отказаться   от тайм­аута и приберечь его на решающие стадии матча. Явно   нецелесообразно   брать   минутный   перерыв,   когда   соперник испытывает большие трудности в организации игровых действий, если игра у него, как говорится, не идет. В   случае   победы   команды   тренеру   необходимо   преодолевать   у игроков   проявления   переоценки   сил,   самоуверенности,   снижения бдительности,   демобилизацию.   Он   должен   показать   игрокам,   что выигрыш   ­   не   единственный   критерий   успеха   в   состязании.   Если окажется,  что победитель  показал  результат значительно  ниже своих возможностей, то он не должен считать, что добился полного успеха. В   случае   поражения   педагогу   нужно   добиться   снятия отрицательных   эмоций,   использовать   доброжелательную   критику, основанную   на   самом   тщательном,   объективном   анализе   хода спортивной борьбы. Результат проведенного матча должен оцениваться тренером: а)   по   тому,   как   был   выбран,   скорректирован   и   реализован разработанный план ведения игры; б) по тому, насколько результат состязания и технико­тактические показатели близки к намеченным; в)   по   тому,   как   близок   результат   команды   к   максимуму   ее возможностей. Основные   правила   игры.  Современные   правила   игры   включают девять основных правил, сформулированных в статьях и официальных комментариях   к   ним.   Периодически   в   них   вносятся   изменения,   но сохраняются основные требования: 1.   Правила   должны   быть   четкими,   понятными   для   игроков, тренеров, судей. 2. Правила должны объективно отражать условия соревнующихся команд. 3.   Правила   должны   способствовать   воспитанию   высоких моральных и волевых качеств игроков, тренеров и судей. 4.   Правила   должны   стимулировать   развитие   техники   и   тактики игры. Таким   образом,   с   момента   создания   правила   претерпели многочисленные изменения, однако суть их осталась прежней. В соревнованиях по баскетболу приняты три способа розыгрыша: круговой, с выбыванием и смешанный.Выбор того или иного способа розыгрыша зависит от задач соревнований, состояния спортивной базы, уровня подготовленности участников, материальных средств, сроков и т.д. Применение дидактических  принципов в процессе подготовки обучающихся баскетболу ГЛАВА II. 2.1.Характристика дидактических  принципов Когда   говорят   о   процессе   обучение   как   сложной   системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или   предполагаемые   закономерности.   Сформулированные   как нормативные   положения,   которыми   следует   руководствоваться,   эти закономерности,   реальные   или   предполагаемые,   становятся   принципами обучения.  Основные   принципы   обучения,   провозглашенные   общей дидактикой,   а   по   этому   обязательные   при   обучении,   называются дидактическими   принципами.   В   обучении   следует   руководствоваться следующими дидактическими принципами:  принцип   сознательности,   активности,   самостоятельности   при руководящей роли учителя; принцип систематичности и последовательности; принцип наглядности; принцип доступности и посильности; принцип учета возрастных особенностях обучаемых. Тренировка юных спортсменов подчинена общим закономерностям обучения и воспитания, осуществляя  ее, необходимо руководствоваться общими педагогическими принципами, отражающими эти закономерности, с   учетом   возрастных   особенностей   физического   воспитания.   К   ним относятся   принципы   всесторонности,   сознательности   и   активности, постепенности, наглядности, индивидуализации. Наряду с этимспортивной тренировке,   как   особой   форме   воспитания,   свойственны   и   такие закономерности, которые отсутствуют в других формах воспитания. Они находят   свое   отражение   в   следующих   специфических   принципах спортивной   тренировки:   единство   общей   и   специальной   подготовки спортсмена,   непрерывность   тренировочного   процесса,   постепенное   и максимальное   увеличение   тренировочных   нагрузок,   волнообразное изменение тренировочных нагрузок, цикличность тренировочного процесса. Педагогический  принцип   всесторонности  основывается   на единстве физического и духовного развития человека, на необходимости многостороннего воздействия на него в процессе физического воспитания, на взаимосвязи деятельности всех органов и систем организма. Принцип всесторонности   в   спортивных   занятиях   с   юными   спортсменами приобретает особое значение, так как всестороннее развитие человека, его высокий   моральный   и   культурный   уровень,   гармоническое   развитие физических   качеств,   умение   овладевать   движениями   и   правильно выполнять   их,   физическое   совершенство   в   целом   ­   основа   спортивной специализации.   Всесторонняя   физическая   подготовка   обеспечивает прогресс спортивных результатов на протяжении многолетнего процесса тренировки.   Неуклонное   повышение   уровня   всестороннего   развития   ­ главное   условие   успешного   приобретения   специальной   физической подготовленности,   дальнейшего   роста достижений юных спортсменов.    технического   мастерства, Эффективность   всесторонней   физической   подготовки   во многомзависит   от   умелого   подбора   средств   и   методов   тренировки, оптимального   соотношения   общей   и   специальной   подготовки   на протяжении   многолетних   занятий   спортом.   Прочная   база   всесторонней подготовленности   занимающихся   должна   быть   заложена   на   начальных этапах спортивной подготовки. Принцип  сознательности   и   активности  предусматривает   такое построение   и   содержание   спортивной   тренировки,   которые   позволяют спортсмену   понять   роль   и   значение   ее   задач,   средств   и   методов, сознательно   относиться   к   учебно­тренировочному   процессу. Педагогический   принцип   постепенности   предполагает   постепенное   и неуклонное   повышение   объема   и   интенсивности   тренировочных   и соревновательных   нагрузок,   усложнение   задач   и   действий   юного спортсмена.   Учебный   материал   располагают   так,   чтобы   предыдущие упражнения   подводили   к   освоению   последующих,   а   последующие закрепляли   и   развивали   уже   достигнутые   результаты.   Принцип постепенности   соблюдается   при   определении   рациональной последовательности и системы использования физических упражнений, а также путем перехода от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного кнеизвестному. обеспечивает   Принцип  повторности  устойчивость физиологических   изменений   в   органах   и   системах   организма   юного спортсмена   под   влиянием   тренировки.   Без   многократного   повторения упражнений   нельзя   сформировать   и   упрочить   двигательные   навыки, повысить   уровень   физических   качеств   юных   спортсменов.   Количество повторений   отдельных   упражнений   и   продолжительность   отдыха   между ними зависит от возраста, пола и уровня подготовленности спортсмена. Педагогический   принцип  наглядности  позволяет   формировать четкие   двигательные   представления,   способствует   прочному   усвоению знаний   и   навыков.   Реализация   принципа   наглядности   предполагает соблюдение следующих методических требований: обучение двигательным действиям   начинается   непосредственно   с   восприятия   занимающегося; показ   и   выполнение   физических   упражнений   сочетается   с   объяснением преподавателя;   в   тренировочных   занятиях   используются   наглядные пособия, показ и другие методические приемы. Педагогический принцип  индивидуализации  требует построения и проведения   тренировки   юных   спортсменов   с   учетомих   особенностей, возможностей и уровня подготовленности. Целесообразно упражнения, их структуру и характер выполнения подбирать   в   соответствии   с   возрастом,   полом   и   степенью подготовленности занимающихся. Учебный материал следует располагать так, чтобы юные спортсмены переходили от одного доступного задания к другому. Следует намечать такие задачи, средства и методы тренировки, которые   соответствовали   бы   физической,   технической,   тактической   и морально­волевой подготовленности юных спортсменов.Наряду с общими педагогическими принципами тренировке юных спортсменов присущ ряд специфических закономерностей. Например, единство общей и специальной подготовки. Спортивная тренировка   органически   объединяет   две   составные   части:   общую   и специальную.   Общая   подготовка   создает   базу,   на   основе   которой осуществляется   совершенствование   в   избранном   виде   спорта   путем расширения   функциональных   возможностей   организма,   разностороннего развития   физических   и   морально­волевых   качеств   юного   спортсмена,   а также   путем   овладения   им   двигательными   навыками   и   умениями, способствующими   совершенствованию   в   избранном   виде   спорта. Специальная подготовка обеспечивает воспитание физических качеств и формирование навыков и умений, специфичных для каждого вида спорта. Неразрывность   общей   и   специальной   подготовки   ­   одна   из   основных закономерностей тренировки юных спортсменов. Непрерывность  тренировочного   процесса   проявляется   в   трех основных   положениях:   учебно­тренировочный   процесс   долженносить многолетний   и   круглогодичный   характер;   воздействие   каждого последующего   занятия   в   процессе   тренировки   должно   наслаиваться   на следы от воздействия предыдущего; отдых должен быть достаточным для восстановления и роста работоспособности. Следующая закономерность тренировки ­ волнообразное изменение тренировочных   нагрузок.   Прогрессирующее   повышение   тренировочных нагрузок   на   определенных   этапах   вступает   в   противоречие   с   ходом приспособительных изменений в организме. Это вызывает необходимость наряду   с   отдыхом   временно   снижать   нагрузки,   что   обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме юного спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии   ­   она   приобретает   волнообразный   характер.   Характерной особенностьютренировочного   процесса   является   цикличность,   т.   е. относительно   законченный   кругооборот   его   фаз   с   частичной повторяемостью   отдельных   занятий,   периодов   и   этапов   в   определенное время.  Органическими   составными   частями   тренировочного   процесса являются   микроциклы   (например,   недельные),   мезоциклы   (например, месячные)   и   макроциклы   (например,   годичные)   тренировки.   Указанные выше   специфические   закономерности   спортивной   тренировки взаимосвязаны   и   взаимообусловлены.Процесс   спортивной   тренировки складывается   из   следующих   основных   органически   взаимосвязанных частей:   физической,   спортивно­технической,   тактической,   морально­ волевой   подготовки.   Основные   средства   спортивной   тренировки ­физические   упражнения,   которые   делятся   на   три   основные   группы: упражнения   в   избранном   виде   спорта,   в   котором   совершенствуется спортсмен;   общеразвивающие   физические   упражнения;   специальные упражнения для развития физических и волевых качеств применительно к избранному виду спорта, а также с целью обучения технике и тактике. Методами   спортивной   тренировки   являются   различные   способы применения ее средств, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов.  Основные   методы   спортивной   тренировки   направлены   на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, на воспитание   физических   качеств   юного   спортсмена.   К   наиболее распространенным методам относятся:   1) методы обучения технике (разучивание в целом и по частям, метод слова, метод показа и др.);  2) методы обучения тактике (разучивание тактических действий по частям   и   комбинациям,   словесный   метод,   анализ   своих   действий   и действий противника);  3)   методы   выполнения   упражнений   для   воспитания   физических качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.). Средствами специальной физической подготовки являются:  а)   соревновательные   упражнения,   т.   е.   целостные   действия избранного вида спорта, которые выполняются с соблюдением требований, установленных   для   соревнований;   б)   специальные   подготовительные упражнения,   непосредственно   направленные   на   развитие   физических качеств в соответствии со спецификой избранного вида спорта. К   специальным   подготовительным   упражнениям   относятся упражнения,  имеющие  сходство  по  своей  структуре  и  характерунервно­ мышечных усилий с целостным действием избранного вида спорта, а также упражнения,   направленные   на   развитие   мышечных   групп,   несущих основную нагрузку при выполнении целостного действия. Основными   методами  физической  подготовки  юных  спортсменов являются: повторный, переменный, интервальный, контрольный, игровой, соревновательный. Главную   роль   в   обеспечении   общей   и   специальной   физической подготовленности юных спортсменов играют упражнения, направленные на воспитание   быстроты,   силы,   скоростно­силовых   качеств,   выносливости, ловкости,   гибкости.   Эти   физические   качества   в   значительной   мере определяют   разностороннее   физическое   развитие   и   возможность достижения высоких результатов в баскетболе. 2.2.Особенности реализации дидактических принципов в процессе обучения двигательным действиям в баскетболе Принцип   научности,   систематичности   и   последовательности. Эффективность баскетбола, его привлекательность в наши дни связаны со значительным   преобразованием   самой   игры,   обусловленные   ростом физических   возможностей,   совершенствованием   техники   и   тактики.  Все это   приводит   к   тому,   что   на   каждом   новом   этапе   развития   игры представления   о   её   сущности   ,   ведущих   приемах   и   тактических взаимодействиях   меняются;   одни   приемы   уступают   место   другим, видоизменяются и преобразуются в существующие. Принцип  научности  требует   при   выборе   материала   обучения постоянного ориентирования на тенденции развития игры, преобразования методики обучения в соответствии с развитием игры. Игра   имеет   свою   логику,   свое   построение,   и   постичь   её   сразу невозможно. Систематичность должна просматриваться и в тренировочном режиме   (работа,   отдых),   и   в   чередовании   форм,   средств   и   методов обучения, нагрузок и т.п. Количество занятий должно быть оптимальным с учетом возраста, пола,   степени   тренированности.   Важно   соблюдать   преемственную последовательность   в   изучении   видов   подготовки.   Одно   и   тоже   время, отводимое на изучение материала, может быть использовано по –разному: Для реализации принципа научности необходимо: ­тщательно   отбирать   материал   для   обучения,   учитывая современные тенденции игры; ­соблюдать   последовательность   в   изучении   материала, позволяющую правильно сочетать в системе занятий повторения; ­ при выборе материала для обучения руководствоваться правилом –от главного к второстепенному, а при подборе упражнений­ от простого к сложному; ­проводить занятия по плану, охватывающему последовательно все стороны подготовки; ­учитывать конкретный материал, избранный для реализации задач обучения, подчиняя этому все средства, методы и общий режим занятий; ­периодически оценивать работу. Принцип сознательности и активности. Творческое отношение к обучению ­ непременное условие, которое ускоряет процесс подготовки.  Осмысление упражнений и способов решения двигательных задач, познание   закономерностей   движений   позволяет   ученику   самостоятельно добиваться их правильного выполнения, творческого их совершентсования. Однако даже если ученик хорошо понимает задачу, но не проявляет активности   и   заинтересованности   в   ее   решении,   успех   будет незначительным.   В   баскетболе   активность   и   сознательное   отношение   к обучению особенно важны, так как с одной стороны, на протяжении всей игры   ученик   должен   самостоятельно   принимать   решения,   как   ему действовать,   а   с   другой­   если   он   не   будет   проявлять   творческой     и двигательной   активности,   то   не   будет   иметь   должного   контакта     с партнерами. В  соответствии   с  требованиями  этого   принципа   занятия   должны быть   организованы   так,   чтобы   у   занимающихся   воспитывались сознательное,   двигательная   активность, самостоятельность.   творческое   отношение, Осмысление   упражнений   помогает   развивать   тактическое мышление   игроков,   прививать   навыки   тактического   поведения.   Знание законов   построения   движений   позволяет   создавать   новые   сочетания. Воспитание трудолюбия и развитие интеллекта­ одна из задач обучения. Здесь очень важно: ­создавать   в   процессе   занятий   обстановку   для   развития познавательной активности учащихся; ­учить обобщению и вычленению существенных признаков игровой обстановки; ­поощрять активные действия и выбор точных решений; ­   строить   обучение   таким   образом,   чтобы   в   изучении   были логическая связь и последовательность; ­воспитывать   творческое   воображение,   самостоятельность   в разработке вариантов действия; ­воспитывать   способность   анализировать   обстановку,   определяя личное участие в ней; ­совершенствовать основы методики спортивной тренировки; ­ привлекать к участию в анализе работы   и составлении планов подготовки; ­поощрять самостоятельность, привлекать к общественной работе в качестве помощников тренера, судей; ­учить вести дневник тренировки  в тесном контакте с тренером  и врачом.  Принцип   сознательности   и   активности   требует   глубокого   осмысления   учеником   задач   учебно­ проникновения   в   процессы   тренировочного процесса. Принцип   наглядности.   Чувственное   восприятие   –первое   звено познания.   На   основе   впечатлений   возникает   представление.   Правильное представление   позволяет   быстрее   овладеть   изучаемым   материалом. Необходимое   количество   информации   можно   получить   с   помощью пособий,   кинокольцовок   и   т.п.   Они   облегчают   познавательную деятельность,   организуют   и   направляют   восприятие   и   наблюдения. Благодаря наглядности обучения абстрактные понятия становятся более конкретными. Правильно подобранные наглядные средства обучения позволяют   различные   стороны   движений, более   ярко   продемонстрировать   складывающиеся в игровой ситуации. Средства реализации этого принципа: ­различные виды показа; ­рассказ с привлечением образных сравнений; ­применение наглядных пособий; ­привлечение   дополнительных   ориентиров,   способствующих сосредоточению   внимания   занимающихся   на   наиболее   ответственных моментах; ­просмотр тренировок и соревнований в соответствии с заданиями; ­использование   макетных   досок   для   анализа   игровых   ситуаций игры; ­разбор игры противника и составление плана на игру. Принцип   доступности   и   индивидуализации.   Всякое   обучение успешно   только   тогда,   когда   задача,   поставленная   перед   учеником, посильна.   Непосильная   задача   приводит   к   тому,   что   занимающийся   не добьется результата и в конечном итоге приобретет неуверенность в себе, потеряет интерес к обучению. Реализовать   этот   принцип   позволяет   аналитический   подход   к изучению   отдельных   сторон   подготовки.   Изучение   техники   и   тактики вначале ведется раздельно.  Соблюдается ступенчатость в нарастании трудностей и переходе от одних зданий к другим. Особенно тщательно надо подходить к процессу игры, продумывая систему соревнований , уровень требований. Требования   должны   повышаться   постепенно   и   не   превышать возможностей   ученика,   его   готовность   к   перенесению   соответствующих нагрузок. Требования надо выдвигать такие, чтобы ученик смог справиться с   ними,   затратив   определенную   долю   труда.   Легкие   упражнения,   с которыми он справляется без труда, задерживаю прогрессирование. Этот   принцип   требует   учета   индивидуальных   особенностей, многообразно проявляющихся  в познавательных процессах, двигательной активности , работоспособности, уровне волевого развития и т.д. Командный характер деятельности в баскетболе затрудняет учет и специализированную работу. Занятия надо строить таким образом, чтобы коллективные формы  сочетались с индивидуальными.  Средства реализации этого принципа: ­учет   состояния   здоровья,   уровня   общей   специальной подготовленности, степени развития двигательных качеств, возраста, стажа занятий и т.п. ­ комплектование команд; ­организация учебно­тренировочного процесса; ­ разумное планирование всех видов подготовки; ­изучение   индивидуальных   особенностей,   определение   игрового амплуа и конкретная подготовка задач, которые игрок должен решить; ­ регламентация уровня соревнований и выбор противников. Принцип прочности и прогрессирования. Не закрепив изученный материал , нельзя продвигаться дальше. В то же время прогресса не будет, если   не   будет   изучаться   новый   материал   и   повышаться   нагрузки, обновляться и усложняться упражнения.  Изученный материал должен закрепляться, занимающиеся должны прочно   его   усвоить,   так,   чтобы   изученные   приемы   были   устойчивы   к сбивающим факторам. Этот   принцип   предусматривает   повышение   уровня     развития физических   качеств,   без   чего   невозможно   закрепление   достигнутого. Средства реализации этого принципа:  ­ подбор упражнений и их последовательное усложнение; ­   правильное   дозирование   упражнений,   современный   переход   к более сложным вариантам, планомерное чередование работы и отдыха; Регулярная проверка знаний и навыков занимающихся с помощью контрольных   упражнений   и   тестов,   постановка   задач   на   последующие этапы работы. Принципы   обучения   взаимосвязаны   и   взаимообусловлены,   что позволяет обеспечить эффективную направленность процесса обучения.  Заключение Из   анализа   литературных   источников   нами   выявлено,   что главными личностными чертами подростка являются: 1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны,   сочетается   с   неумением   разобраться   в   сложных   явлениях жизни ­ с другой. 2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. 3.   Подростку   хочется   быть   личностью.   Совершить   что­нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться. 4.   У   подростка   выражено   противоречие   между   богатством желаний   и   ограниченностью   сил.   Отсюда   множественность   и непостоянство   увлечений.   Подросток   боится   обнаружить   свою несостоятельность,   он   слишком   самолюбив   и   может   прикрываться показной   уверенностью,   решительностью,   за   которыми   скрывается беспомощность. 5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится   своих   чувств.   Такие   человеческие   чувства   кажутся   ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью. Тренировка   баскетболистов   подчинена   общим   закономерностям обучения и воспитания, осуществляя  ее, необходимо руководствоваться дидактическими принципами, отражающими эти закономерности, с учетом возрастных   особенностей   физического   воспитания.   К   ним   относятся принципы   всесторонности,   сознательности   и   активности,   постепенности, наглядности, индивидуализации.  Основными средствами реализации данных принципов в процессе подготовки баскетболистов являются. Для   реализации   принципа   научности   необходимо:   тщательно отбирать материал для обучения, учитывая современные тенденции игры; соблюдать   последовательность   в   изучении   материала,   позволяющую правильно сочетать в системе занятий повторения; при выборе материала для   обучения   руководствоваться   правилом   –от   главного   к второстепенному, а при  подборе  упражнений­  от  простого  к  сложному; проводить занятия по плану, охватывающему последовательно все стороны подготовки; учитывать конкретный материал, избранный для реализации задач   обучения,   подчиняя   этому   все   средства,   методы   и   общий   режим занятий; периодически оценивать работу. Для   реализации  принципа   сознательности   активности необходимо:   создавать   в   процессе   занятий   обстановку   для   развития познавательной   активности   учащихся;   учить   обобщению   и   вычленению существенных   признаков   игровой   обстановки;   поощрять   активные действия и выбор точных решений; строить обучение таким образом, чтобы в   изучении   были   логическая   связь   и   последовательность;   воспитывать творческое   воображение,   самостоятельность   в   разработке   вариантов действия; воспитывать способность анализировать обстановку, определяя личное   участие   в   ней;   совершенствовать   основы   методики   спортивной тренировки; привлекать к участию в анализе работы  и составлении планов подготовки;   поощрять   самостоятельность,   привлекать   к   общественной работе     в   качестве   помощников   тренера,   судей;   ­учить   вести   дневник тренировки  в тесном контакте с тренером  и врачом. Средствами   реализации   принципа   наглядности   в   баскетболе являются:   различные   виды   показа;   рассказ   с   привлечением   образных сравнений; применение наглядных пособий; привлечение дополнительных ориентиров, способствующих сосредоточению внимания занимающихся на наиболее ответственных моментах; просмотр тренировок и соревнований в соответствии   с   заданиями;   использование   макетных   досок   для   анализа игровых ситуаций игры; разбор игры противника и составление плана на игру. Средствами   реализации   принципа   доступности   индивидуализации являются:   учет   состояния   здоровья,   уровня   общей   специальной подготовленности, степени развития двигательных качеств, возраста, стажа занятий;   комплектование   команд;   организация   учебно­тренировочного процесса;   разумное   планирование   всех   видов   подготовки;   изучение индивидуальных особенностей, определение игрового амплуа и конкретная подготовка задач, которые игрок должен решить; регламентация уровня соревнований и выбор противников. Средствами   реализации   принципа   прочности   и   прогрессирования являются:   ­   подбор   упражнений   и   их   последовательное   усложнение; правильное   дозирование   упражнений,   современный   переход   к   более сложным   вариантам,   планомерное   чередование   работы   и   отдыха; регулярная   проверка   знаний   и   навыков   занимающихся   с   помощью контрольных   упражнений   и   тестов,   постановка   задач   на   последующие этапы работы. Принципы   обучения   взаимосвязаны   и   взаимообусловлены,   что позволяет обеспечить эффективную направленность процесса обучения. Наряду   с   этимспортивной   тренировке,   как   особой   форме воспитания, свойственны и такие закономерности, которые отсутствуют в других   формах   воспитания.   Они   находят   свое   отражение   в   следующих специфических   принципах   спортивной   тренировки:   единство   общей   и специальной   подготовки   спортсмена,   непрерывность   тренировочного процесса,   постепенное   и   максимальное   увеличение   тренировочных нагрузок, волнообразное изменение тренировочных нагрузок, цикличность тренировочного процесса. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.  Бальсевич,   В.К.  Физическая   культура   для   всех   и   для   каждого [Текст]. – М: Физкультура и спорт, 2008. ­ 208 с. 2.Бабанский,   Ю.К.   Педагогика   [Текст]/.Под   редакцией   Ю.   К. Бабанского."Просвещение", Москва, 2007, С 34­38 3.Бабушкин,   В.З.   Подготовка   юных   баскетболистов  [Текст]/В.З. Бабушкин. ­ Киев, 2007. ­ 144 с. 4.Бабушкин,   В.З.   Учет   психологических   показателей   при определении игровой специализации юных баскетболисток [Текст]/В.З. Бабушкин//   В   сб.   «Научно­методические   основы   подготовки баскетболистов», ­ М., 2008. ­ С. 7­11. 5.Бабушкин, В.З. Специализация в спортивных играх  [Текст]/В.З. Бабушкин.  ­ Киев, 2008.­ 164 с. 6.Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст].­ М.: «Академия», 2004. ­ 336 с. 7.Баскетбол.   Программа   для   ДЮСШ,   СДЮШОР   и   ШВСМ (нормативная часть) [Текст]. ­ М., 2009. ­ 16 с. 8.Баскетбол.   Учебник   для   институтов   физической   культуры [Текст]. \Под общ. ред. Ю.М. Портнова\. 6­е издание, переработонное. – М.: Физкультура и спорт,2008., С 23­24  9.Башкин, С.Г. Уроки по баскетболу[Текст]. ­ М.: Физкультура и спорт, 2006, С 44­47 10.Бондарь, А.Н. Учись играть в баскетбол[Текст]. ­ Минск,2006., С 23­40 11.Воловик,   А.Ф.,   Воловик   В.А.«Педагогика   досуга»   ­М. Издательство «Флинта» 2008., С 23­26 12.Выготский, Л.С. «Педагогика подростка» ­ М. 2009., С 45­47 13.Губа, В.П., Никитушкин, В.Г., Кравчук, П.В. Индивидуальные особенности   юных   спортсменов  [Текст].­   Смоленск:   Изд­во   Т информац.­коммерч. агенство.­ 2007.­ 219 с. 14.Гомельский,   А.Я.   Управление   командой   в   баскетболе [Текст]/А.Я. Гомельский. Изд. 2­е, пер. и доп. ­ М., 2009. ­ 160 с. 15.Гомельский,   А.Я.   Баскетбол:   секреты   мастерства:   1000 баскетбольных упражнений[Текст]. ­ М., 2007. С 12­15 16.Джон,   Р.   Вуден.   Современный   баскетбол[Текст].   ­   М.: Физкультура и спорт, 2007, С 23­27 17.Железняк,   Ю.Д.   Спортивные   игры   [Текст]   /Ю.Д.   Железняк, Ю.Н. Портнов. ­ М., 2010.­С.12­17. 18.Мир детства, Подросток ­ М, 2009., С 20­22 19.Мудрик,  А.В.  «Общение   как   фактор   воспитания   школьников», М.Педагогика, 2007., С 12­17 20.Матвеев,   Л.   П.   Теория   и   методика   физического   воспитания [Текст]: Учебник для институтов физической культуры. ­ М.: ФК и С, 2010. – 543с 21.Линденберг,   Ф.   Баскетбол:   игра   и   обучение[Текст].   ­   М.: Физкультура и спорт,2008., С 23­25 22.Основы   педагогического   мастерства[Текст]:   Учебное   пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф.Кривонос и др.; под ред. И.Я.Зязюна. ­ М.: 2009. – 231 с.  23.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. – 527 с. 24.Спортивные игры на уроках физкультуры  [Текст]/ Под ред. О. Листова. – М.: СпортАкадемПресс, 2010. – 276 с. 25.Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. уеб. заведений [Текст]/ Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова.­ М.: «Академия», 2007.­ 520 с. 26. Филин, В.П., Фомин,  Н.А. Основы юношеского спорта [Текст]. ­ М.: ФиС, 2009., С 23­27 27.Фельдштейн,   Д.И.   «Психологические   аспекты   изучения современного подростка» Вопросы психологии, 2005, №1 28.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  [Текст]/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. ­ М.: «Академия», 2011.­ 480 с. 29.Хрынин, В.А. Играйте в баскетбол [Текст]/. ­ М.: Физкультура и спорт, 2007., С 23­45 30. Шкурин, В.Н. «Молодёжь: свободное время и клуб» ­М., 2007., С.11­17 31.Яхонтов,   Е.Р.   Юный   баскетболист  [Текст]/Е.Р.   Яхонтов.  ­   М., 2007. ­ 193 с.

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе обучения школьников игре в баскетбол»

«Реализация дидактических принципов в процессе  обучения школьников  игре в баскетбол»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018