Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
rtf
родителям
Взрослым
07.11.2017
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход. Системно – деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной техники [1, с. 132]. Стандарты нового поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход. Системно – деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной техники [1, с. 132]. Стандарты нового поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
статья Муразян О.В..rtf
О.В. Муразян
г. Таганрог, МОБУСОШ №24 г. Таганрога
salvi-rose@yandex.ru
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках
внеурочного курса «Я – исследователь»
Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в
соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. В
основе стандарта лежит системно – деятельностный подход. Системно –
деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества, инновационной техники [1,
с. 132]. Стандарты нового поколения ставят задачу сформировать компетенции
младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным,
мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся,
развитием их познавательных и творческих способностей, убеждаешься, что
особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации
учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее
место в моей педагогической деятельности занимает организация проектно
исследовательской деятельности, как в урочной так и внеурочной деятельности.
Как учитель – организатор проектной деятельности, я ставлю следующие цели,
обусловленные общими принципами развивающего образования:
Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора
своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
создание условий для формирования и приобретения исследовательских
выработке самостоятельности и инициативы,
умений учащихся,
способствующих развитию творческих способностей, формирование
активной жизненной позиции.
Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих в сочетании с
традиционными информационно репродуктивными методами обучения.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности,
основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит,
личностно ориентирована на каждого ребенка.
Всю деятельность ребенка невидимой нитью пронизывает проектная
деятельность, которая очень важна для формирования умения вести
исследовательскую работу у младших школьников, творчески решать учебные и
практические задачи. Средства ИКТ являются наиболее перспективным
средством реализации проектной методики обучения. Проект рассматривается
как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Проектная
деятельность способствует формированию у младших школьников умения
планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать
действия и операции. Таким образом, проектная деятельность является
средством обучения и развития личности. Особенность содержания проектной
деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят
наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Проектная
деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое
применение добытых ими знаний.
Проектная деятельность способствует развитию общеучебных навыков:
Социальных умение работать в группе; умение выполнять
роли лидера, исполнителя оппонента; умение пойти на компромисс.
Коммуникативных слушать и слышать, принимать другое
мнение, высказывать свое мнение, презентовать результат работы.
Мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, выявление закономерностей.
Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная
деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные
методы обучения.
подготовки проекта:
В проектной деятельности выделяются следующие этапы
Организационно – подготовительный;
Информационно – операционный;
Рефлексивно – оценочный.
На каждом этапе работы над проектом могут возникнуть трудности. На этапе
планирования работы учащиеся не всегда еще умеют работать с научно
познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать
обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково
исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не
«навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного
приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте,
постановки учебной цели. На данном этапе важно обратить внимание на групповое
взаимодействие детей. Роль учителя здесь заключается в том, чтобы правильно
организовать работу внутри микрогрупп, выработать правила группового общения.
Здесь обязательно используются приемы и техники группового сплочения.
Обязательно отмечается вклад каждого ученика в работу группы и задача учителя здесь – проследить, чтобы этот вклад был сделан, вовремя задать направление,
организовать исследование.
творческие,
информационные,
практико
В соответствии с методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:
-
исследовательские проекты,
ориентированные, моно – проекты, межпредметные проекты.
структуры совместной деятельности учащихся она только намечается и далее
и проекты игр не имеют детально проработанной
Творческие проекты
развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного
результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации,
видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел. К данным проектам
можно отнести проекты адаптационного периода, такие как «Я и мое имя», «Наша
дружная семейка», «Моя школа», «Моя первая книжка – самоделка». Целью этих
проектов является участие детей в групповой деятельности на уроке и во
внеурочной деятельности. Творческие проекты максимально свободные авторские
подходы в решении проблемы. В процессе проектной деятельности ребенок не
только получает новые знания, расширяет кругозор, приобретает навыки
самостоятельной работы, но и получает удовлетворение в своей деятельности,
проявляет интерес к творчеству, к созиданию.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая
практически совпадает со структурой реального научного исследования.
Исследовательские проекты одна из наиболее распространенных форм данного
вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады,
выступления, дневники наблюдения. Исследовательский проект – первый научный
труд школьника, но в дальнейшем может стать основой в выборе
профессиональной деятельности. В проекте «Путешествие в космический мир» дети рассказали о тайне космических планет, раскрыли важность научных
исследований, совершили необычное путешествие в космос. Цели и задачи,
которые поставили перед собой: подробнее изучить материалы о космосе;
рассмотреть известные научные теории о планетах; создать макеты космических
ракет. Со своими исследованиями дети выступают перед сверстниками, на
городских научно – исследовательских конференциях. Широко используют
средства ИКТ для раскрытия темы проекта.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком либо
объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее
анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие
проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их
органичной частью.
Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого
начала характер результата деятельности его участников. Этот результат
обязательно должен
самих
участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может
быть ориентирован на социальные интересы
быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и
участия каждого из них в оформлении конечного результата. Результат этого
проекта ориентирован на социальные интересы детей, сам проект может быть
использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Это проекты:
«Академия дорожных наук», «Библиотека – волшебная страна», «Пейте, дети,
молоко – будете здоровы!», «Огонь – друг или враг?».
Выбор тематики проектов может предлагаться как учителем, так и самими
учащимися. Мои ученики с большим увлечением выполняют именно тот вид
деятельности, который выбран ими самими. Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и
соединить их с мечтой о взрослости. Педагог выступает в роли скрытого или
явного координатора деятельности ребенка. Роль учителя велика на первом и
последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе –
этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Работать над
проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности
или развития интеллекта. Комуто по силам реализация индивидуального проекта,
а ктото прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное
помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Перспективы развития проектной деятельности участие в сетевых проектах.
Участвуя в сетевых проектах, самооценку ребенка повышает не только то, что он
глубже изучил данную тему, но и то, что результаты его труда стали доступны
всем, а в этом нам помогает именное пространство на сайтах. В процессе участия в
сетевых проектах учащиеся получают возможность общаться и взаимодействовать
со сверстниками из других регионов и стран, работать в команде, а также
овладевать навыками безопасной работы в Интернете.
Активно используем Интернеттехнологии во внеурочной деятельности, где
происходит взаимодействие ученика и учителя в учебно – воспитательном
процессе. Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в нескольких
направлениях: кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность,
творческие задания.
На внеурочных занятиях «Волшебный мир информатики» и «Я –
исследователь» продолжается активная работа по использованию ИКТ.
Клавиатурная программа «Фантазия», которую мы используем на занятиях для
обучения содержит много различных логических, познавательных заданий,
различные лабиринты. Она даёт неоценимую помощь в развитии учащихся. В рамках внеурочной деятельности учащиеся активно, с большим интересом
работают в кружке «Мои первые проекты». Если раньше ученики писали на
бумаге,
то сейчас эту работу выполняем на
рисовали,
клеили,
компьютерах. Работаем группами, парами. Одни ищут информацию и печатают на
компьютере, другие подбирают картинки в Интернете. Каждый делает понемногу,
затем соединяем в одно и получается проект. Здесь используем программу
Мicrosoft Power Point и Мicrosoft Word. Такая форма работы позволяет увидеть и
использовать индивидуальные способности каждого школьника, а главное,
используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к
творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная практическая
работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании
проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности
коллектива. Особенно нравятся ребятам информационные и исследовательские
проекты, которые направлены на сбор информации о каком либо объекте,
явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и
обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
Таким образом, проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать
чтото интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя
свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать
свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично
достигнутый результат. В процессе проектной деятельности ребенок реализует
свои скрытые возможности, раскрывая личностные качества, повышая свою
самооценку, интерес к учебной деятельности. Учебный проект с точки зрения
учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е.
целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем
решения задач.
Реализация проектного исследовательского метода способствует успешному обучению школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам,
диагностика учебной мотивации, мониторинги, проведённые среди
учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
моих
Мои ученики с
удовольствием осваивают метод проектов,
самостоятельность и инициативу.
проявляя творчество,
Литература
1. Асмолов А. Г. Системно деятельностный подход в разработке стандартов
нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С1822.
2.Зайцев В.Н. Практическая дидактика Москва, 2000
3.Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново 1001.
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.