Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Оценка 4.6

Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
rtf
родителям
Взрослым
07.11.2017
Реализация проектно – исследовательской  деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь» Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход. Системно – деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной техники [1, с. 132]. Стандарты нового поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход. Системно – деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной техники [1, с. 132]. Стандарты нового поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
статья Муразян О.В..rtf
О.В. Муразян г. Таганрог, МОБУСОШ №24 г. Таганрога [email protected] Реализация проектно – исследовательской  деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»           Педагогическая   система   каждого   учителя   сегодня   выстраивается   в   соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. В основе   стандарта     лежит   системно   –   деятельностный   подход.   Системно   – деятельностный   подход   предполагает:  воспитание   и  развитие  качеств  личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной техники [1, с. 132].  Стандарты нового поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего   школьника:   научить   принимать   решения,   быть   коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Работая   много   лет   над   проблемой   повышения   качества   знаний   учащихся, развитием   их   познавательных   и   творческих   способностей,     убеждаешься,   что особое   внимание   надо   направлять   на   формирование   положительной   мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Среди   разнообразных   направлений   новых   педагогических   технологий   ведущее место   в   моей   педагогической   деятельности   занимает     организация     проектно   ­ исследовательской деятельности, как в урочной так и внеурочной деятельности.      Как учитель – организатор проектной деятельности, я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:   Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.  создание   условий   для   формирования   и   приобретения   исследовательских   выработке   самостоятельности   и   инициативы, умений   учащихся, способствующих   развитию   творческих   способностей,   формирование активной жизненной позиции.          Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских,   поисковых,   проблемных   методов,   творческих   в   сочетании   с традиционными   информационно   ­   репродуктивными   методами   обучения. Проектная   деятельность   относится   к   области   детской   самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.          Всю   деятельность   ребенка   невидимой   нитью   пронизывает   проектная   деятельность,   которая   очень   важна   для   формирования   умения   вести исследовательскую работу у младших школьников, творчески решать учебные и практические   задачи.   Средства   ИКТ   являются   наиболее   перспективным средством реализации проектной методики обучения. Проект рассматривается как   эффективный   способ   развивающего   и   проблемного   обучения.   Проектная деятельность   способствует   формированию   у   младших   школьников   умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия   и   операции.   Таким   образом,   проектная   деятельность   является средством обучения и развития личности. Особенность содержания проектной деятельности   младших   школьников   состоит   в   том,   что   проекты   носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Проектная деятельность   предоставляет   детям   возможность   увидеть   практическое применение добытых  ими знаний.         Проектная деятельность способствует развитию общеучебных  навыков:  Социальных  ­  умение   работать   в   группе;   умение     выполнять роли лидера, исполнителя оппонента; умение пойти на компромисс.  Коммуникативных  ­  слушать   и   слышать,   принимать   другое мнение, высказывать свое мнение, презентовать результат работы.  Мыслительных  –   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение, классификация, выявление закономерностей.           Технология   выполнения   проектов   имеет   свои   особенности.   Проектная   деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы   обучения.   подготовки проекта:  В   проектной   деятельности   выделяются   следующие   этапы  Организационно – подготовительный;  Информационно – операционный;  Рефлексивно – оценочный.       На каждом этапе работы над проектом могут возникнуть трудности. На этапе планирования   работы   учащиеся   не   всегда   еще   умеют   работать   с   научно­ познавательной   литературой,   выделять   главное,   систематизировать,   делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково­ исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать»   ученикам   информацию,   а   направить   их   на   самостоятельный   поиск. Большого   внимания   требует   и   процесс   осмысления,   целенаправленного приобретения   и   применения   знаний,   необходимых   в   том   или   ином   проекте, постановки учебной цели. На данном этапе важно обратить внимание на групповое взаимодействие  детей. Роль учителя здесь заключается в том, чтобы правильно организовать работу внутри микрогрупп, выработать правила группового общения. Здесь   обязательно   используются   приемы   и   техники   группового   сплочения. Обязательно отмечается вклад каждого ученика в работу группы и задача учителя здесь – проследить, чтобы этот вклад был сделан, вовремя задать направление, организовать исследование.   творческие,   информационные,   практико     В соответствии с методом,  лежащим в основе выполнения проекта, различают:  - исследовательские   проекты, ориентированные, моно – проекты, межпредметные  проекты.        структуры  совместной деятельности  учащихся  ­  она только намечается  и  далее   и   проекты   игр   не   имеют   детально   проработанной      Творческие   проекты  развивается   в соответствии   с   требованиями   к   форме   и   жанру конечного результата.  Это может быть стенная  газета,  сценарий праздника, театрализации, видеофильм,   плакат,     школьный   журнал     интересных   дел.   К   данным   проектам можно отнести проекты адаптационного периода, такие как  «Я и мое  имя», «Наша дружная семейка», «Моя школа», «Моя первая книжка – самоделка». Целью этих проектов   является   участие   детей   в   групповой   деятельности   на   уроке   и   во внеурочной деятельности. Творческие  проекты максимально свободные авторские подходы в решении проблемы.   В процессе проектной деятельности ребенок   не только   получает   новые   знания,   расширяет   кругозор,   приобретает   навыки самостоятельной  работы,   но и получает удовлетворение в своей деятельности, проявляет интерес к творчеству, к созиданию.       Исследовательские проекты имеют четкую  продуманную структуру,  которая практически   совпадает   со   структурой   реального   научного   исследования. Исследовательские проекты  ­  одна из наиболее  распространенных форм  данного вида   деятельности.   Это   практические   и   лабораторные   работы,   доклады, выступления,  дневники наблюдения. Исследовательский проект – первый научный труд   школьника,   но   в   дальнейшем   может   стать   основой   в   выборе профессиональной деятельности. В проекте  «Путешествие в космический мир» дети   рассказали       о   тайне   космических   планет,   раскрыли     важность   научных исследований, совершили       необычное путешествие в   космос. Цели и задачи, которые     поставили   перед   собой:   подробнее   изучить   материалы   о   космосе; рассмотреть известные научные теории о планетах; создать макеты   космических ракет.   Со   своими     исследованиями     дети   выступают   перед   сверстниками,   на городских   научно   –   исследовательских   конференциях.   Широко   используют средства ИКТ для раскрытия темы проекта.      Информационные проекты  направлены на сбор информации  о  каком ­ либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,   ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты   часто   интегрируются   в   исследовательские   проекты   и   становятся   их органичной частью.       Практико­ориентированные проекты  отличает  четко обозначенный  с  самого начала     характер     результата   деятельности     его   участников.     Этот   результат обязательно   должен     самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может   быть   ориентирован   на   социальные   интересы   быть   представлена   в   виде   сценария,   определения   функций   каждого   ученика   и участия   каждого   из   них   в   оформлении   конечного   результата.   Результат   этого проекта   ориентирован   на   социальные   интересы   детей,  сам   проект   может   быть использован   в   жизни   класса,   школы,   микрорайона,   города.  Это   проекты: «Академия дорожных наук», «Библиотека – волшебная страна», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»,  «Огонь – друг или враг?».          Выбор тематики проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися.   Мои   ученики   с   большим   увлечением   выполняют   именно   тот   вид деятельности, который выбран ими самими. Методы   исследования   и   проектов предоставляют ребенку   уникальную возможность   реализовать свои фантазии   и соединить их с мечтой о взрослости.   Педагог выступает   в   роли   скрытого или явного  координатора    деятельности   ребенка. Роль  учителя  велика  на  первом   и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе   погружения   в   проект,   –   зависит   судьба   проекта   в   целом.   Работать   над проектом  или  исследованием способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта. Кому­то по силам реализация индивидуального проекта, а кто­то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  ­ помочь  ребенку поверить в свои силы.  И эта задача падает на плечи взрослых.        Перспективы развития проектной деятельности ­ участие в сетевых проектах. Участвуя в сетевых проектах, самооценку  ребенка  повышает не только то, что он глубже изучил данную тему, но и то, что результаты его труда стали доступны всем, а в этом нам помогает именное пространство на сайтах. В процессе участия в сетевых проектах учащиеся получают возможность общаться и взаимодействовать со   сверстниками   из   других   регионов   и   стран,   работать   в   команде,   а   также овладевать навыками безопасной работы в Интернете.          Активно используем Интернет­технологии   во внеурочной деятельности, где происходит   взаимодействие   ученика   и   учителя   в   учебно   –   воспитательном процессе. Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в нескольких направлениях:   кружковая   работа,   исследовательская   и   проектная   деятельность, творческие задания.   На   внеурочных   занятиях   «Волшебный   мир   информатики»   и   «Я   – исследователь»   продолжается   активная   работа   по   использованию   ИКТ. Клавиатурная   программа   «Фантазия», которую   мы   используем   на   занятиях   для обучения   содержит много   различных   логических,   познавательных   заданий, различные лабиринты. Она  даёт неоценимую помощь в развитии учащихся. В рамках  внеурочной  деятельности  учащиеся активно, с большим интересом работают   в   кружке   «Мои   первые   проекты».   Если   раньше  ученики   писали   на бумаге,   то   сейчас   эту   работу   выполняем  на   рисовали,   клеили, компьютерах.  Работаем группами, парами. Одни ищут информацию и печатают на компьютере,  другие подбирают картинки в Интернете. Каждый делает понемногу, затем   соединяем   в   одно  и   получается   проект.   Здесь   используем   программу Мicrosoft Power Point и Мicrosoft Word. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать   индивидуальные   способности   каждого   школьника,   а   главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству   и   исследовательской   деятельности.   Самостоятельная   практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Особенно нравятся ребятам  информационные    и исследовательские проекты, которые     направлены на сбор информации   о   каком ­ либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее  анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет).      Таким образом, проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что­то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои   возможности;   это   деятельность,   позволяющая   проявить   себя,   попробовать свои   силы,   приложить   свои   знания,   принести   пользу   и   показать   публично достигнутый результат.  В процессе проектной деятельности ребенок   реализует свои   скрытые   возможности,   раскрывая   личностные   качества,   повышая   свою самооценку,   интерес   к   учебной   деятельности.   Учебный   проект   с   точки   зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач.      Реализация  проектного ­ исследовательского метода способствует успешному обучению школьников.   Анализ   успеваемости   и качества знаний   по предметам, диагностика   учебной   мотивации,   мониторинги,   проведённые   среди   учеников,   наглядно   демонстрируют   это   утверждение.   моих  Мои   ученики   с удовольствием   осваивают   метод   проектов, самостоятельность и инициативу.   проявляя   творчество, Литература 1.   Асмолов   А. Г. Системно   ­   деятельностный   подход   в   разработке   стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18­22. 2.Зайцев В.Н. Практическая дидактика Москва, 2000 3.Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново 1001.

Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской  деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской  деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской  деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской  деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской  деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской  деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской  деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»

Реализация проектно – исследовательской  деятельности в рамках внеурочного курса «Я – исследователь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017