Реализация системно-деятельностного подхода на практике
Оценка 4.6

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Оценка 4.6
Лекции
doc
технология
Взрослым
11.02.2018
Реализация системно-деятельностного подхода на практике
Доклад для выступления на метод.объединении учителей технологии, тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на практике". Почему же появилась потребность перехода на системно-деятельностный подход? Ответ в том, что меняется наше общество, меняются цели и содержание образования. Традиционный урок уже не может подходить для современной школы.
1.Доклад-технология.doc
Зариев В.В., учитель технологии МБОУ «Школа­гимназия №39» г. Симферополь                                                          Доклад: Реализация системно­деятельностного подхода на практике I  .  Актуальность СДП. (Почему же появилась потребность перехода на системно­ деятельностный подход?). Уважаемые коллеги! Меняется наше общество, меняются цели и содержание образования.      Вся история советского школьного образования показывает, что главной ценностью  образования, помимо формирования системы взглядов, были знания, составляющие основу многих  наук, а результатом – правильная демонстрация этих знаний на экзамене. Такой подход гармонично вписывался в общественно­государственный уклад – после школы и ВУЗА молодой человек без  усилий попадал путем распределения в рабочий коллектив, где опытные коллеги учили (не могли  не учить!) его выполнять те или иные функции – работать на станке, выполнять чертежи,  производить расчеты, вести планерки, руководить коллективом и т.д. Со временем развивались  необходимые навыки и умения, а школьные уроки переходил в разряд ностальгических  воспоминаний. Таким образом, школьное образование слабо влияло на практическую, деятельную  ценность большинства выпускников, не обеспечивая их инструментами использования полученной  системой знаний в дальнейшей жизни.       Мы часто слышим: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». А многие учителя говорят:  «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему». Но по данным психологов, среди  поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям  имел, в первом полугодии, к декабрю, она снижается еще до 30%. Нужно заметить, что ребята не просто учиться не хотят. Они не хотят учиться так, как это им  предлагают сделать в большинстве общеобразовательных учреждениях. Отсюда вытекают новые  цели образования в основе которого лежит системно­деятельностный подход.     Современные исследования и сейчас подтверждают превосходство российских школьников в  части знаний – эта сторона образования не пропала, школьники успешно выполняют задания,  связанные с предметными знаниями. Но когда речь заходит о заданиях, где для достижения  результата необходимо оперировать знаниями, данными, анализировать их, делать выводы и давать  прогнозы, результаты российских школьников неизменно оказываются ниже учеников других  высокоразвитых государств. С чем это связано, с принципиальным подходом в образовании или же с низким качеством  обучения, не дающим ученикам необходимых навыков и умений? ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ В настоящее время большинство учителей, по­прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Традиционный урок – это наша молодость, так нас учили работать в институте, так мы работали всю жизнь. Его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Но, как показывает практика, при традиционном обучении  ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся   личностей.   Не   случайно   в   последние   годы   среди   учителей   родилась   шутка.   На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – 1 троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.         Современное общество резко отличается от эпохи СССР с его плановой экономикой и  социальной стабильностью. Однако,  школьный урок остался практически единственным  инструментом обучения в школе. Да и сам урок мало в чем претерпел изменения: учебные  программы меняются, учебники переписываются, а урок и подготовка учителей остаются на тех же  самых принципах, какие главенствовали в школе 60­70­х годах прошлого века.  Но впору задаться вопросом: «почему с ростом суммы знаний не растет компетентность  учащихся?». 2. Основная идея СДП. СДП – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится  активной  и  разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности  школьника.          Это значит, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными,  делающими свое собственное открытие. 3.Реализация СДП.             Изменение сущности образования требует изменений  в деятельности педагога. Поэтому  учителю необходимо построить работу так, чтобы обучение целенаправленно вело за собой  развитие. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель должен понимать: «Ради чего учить? и  «Как учить?», чтобы инициировать у детей собственные вопросы   «Чему мне нужно  научиться?», «Как мне этому научиться?» И так, чтобы осуществить деятельностный подход в обучении школьников:  • • • ребенок должен участвовать в каждом шаге обучения – решать учебные задачи. ученик должен стать не объектом, а субъектом обучения, способным  проектировать    предстоящую деятельность. учителю же отводится роль управленца и организатора этого деятельностного подхода. 4. Преимущества СДП: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; • • формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; • • возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе; интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной  литературы, что расширяет их  познания в области данной науки.       5.Условия успеха: есть возможности для двигательной активности; • • много практических упражнений, действий с предметами, моделями, макетами; • • учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся; на уроке обеспечена частая смена деятельности. 2 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Этапы построения урока «введения нового знания» при системно­деятельностном подходе 1. Мотивирование  (самоопределение) к учебной  деятельности (организационный  момент)  Этот   этап   предполагает   осознанное   вхождение   учащегося   в   пространство   учебной деятельности   на   уроке.   На   данном   этапе   организуется   положительное   самоопределение ученика   к   деятельности   на   уроке,   а   именно:   1)   создаются   условия   для   возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 2) выделяется содержательная область («могу»)   2. Актуализация и  действии  (повторение)   фиксирование  индивидуального затруднения  в пробном учебном  Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется   подготовка   и   мотивация   учащихся   к   надлежащему   самостоятельному выполнению   пробного   учебного   действия:   1)   актуализацию   знаний,   умений   и   навыков, достаточных   для   построения   нового   способа   действий   2)   тренировку   соответствующих мыслительных   операций.   В   завершении   этапа   создается   затруднение   в   индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.   3  .  Выявление места и причины затруднения   На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения: каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.  (проблемная ситуация ). 4  .   Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания).      На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных  действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися  метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы  модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.    Этим процессом руководит учитель: на  первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью  исследовательских методов.   5.   Реализация построенного проекта  .    На   данном   этапе   необходимо   организовать:1)   решение   исходной   задачи   (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется   в   языке   вербально   и   знаково;   2)   зафиксировать   преодоление   затруднения;   3) уточнение характера нового знания. 6.      Первичное закрепление учебного действия  с проговариванием во внешней речи 3 Организовать   усвоение   детьми   нового   способа   действий   при   решении   типовых   задач   с   их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). 7.   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.      Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного  этапа  состоит   в   организации,   по   возможности,   для   каждого   ученика   ситуации   успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.  Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог)  Организовать   оценивание   учащимися   собственной   деятельности,   организовать   фиксацию неразрешённых   затруднений   на   уроке   как   направления   будущей   учебной   деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.        Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю  инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями  образования. У учащихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им   успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по  любому учебно­методическому комплекту. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ II   . Из опыта  работы.    СДП  на уроках  технологии:  1. Мотивация к учебной деятельности. На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а  именно: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности  («хочу»). Для этого в  кабинете оформлены выставки детских работ . 2) выделяется содержательная область («могу»). 2. Подготовка мышления детей к проектированной деятельности:  1) конспектируем новые знания, необходимые для выполнения работы, 2) тренировка  мыслительных операций.  3. Выявление причины затруднения (если есть). 1) помогаю детям разобраться, что стало  причиной затруднения, где возникло затруднение 2) выявляем причину затруднения­ каких  конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи. 4. Выход из затруднения, выполнение заданного проекта. Учащиеся обдумывают план   действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3) выбирается метод разрешения  затруднения, 4)самостоятельно выполняют работу.  5. Самопроверка по образцу. Предлагаю выполнить самопроверку на основе сопоставления с  образцом. Эмоциональная направленность состоит в организации,  для каждого ученика ситуации  успеха, мотивирующей его на дальнейшую познавательную деятельность. 4 6. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения   и  запись домашнего задания.         Например: 5 кл. тема: Изготовление игрушки «Цыплята» («Кузнецы») – 3 ч. На первом уроке  показываю образцы, заинтересовываю, предлагаю сделать себе\брату\в подарок.  Затем предлагаю ответить на вопросы: материал необходимый для изготовления игрушки,  количество деталей, какая может быть форма фигурок, палочек; на что обратить внимание  (крепление), последовательность выполнения работы, способы отделки.  Разбираем затруднения,  которые могут появиться в процессе выполнения работы. Затем учащиеся самостоятельно  выполняют изготовление игрушки, говорю о том, что работы должны получиться у всех разные,  творческие, оригинальные. Обязательно  обсуждаем готовые работы, задаем вопросы: что получилось, а что может быть не так как хотелось, почему? Настраиваю на то, что в следующий раз должно быть ещё лучше. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Системно­деятельностный  подход  в обучении.        Окончив школу, ребёнок зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти  свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу  ему не так­то просто.           Переход в 2011 году на новый образовательный стандарт позволяет надеяться, что  учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества.          Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько  вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых  образовательных стандартов.         Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится  на системно­деятельностном подходе.  Системно­деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного  метода ­ метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а  добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной деятельности. По мнению А.  Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным.            Ключевое слово здесь – деятельность. «В действии порождается знание!»            Задача учителя становится не только наглядно и  доступно на уроке всё объяснить,  рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать  процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в  решении познавательных, учебно­практических и жизненных проблем. Сущность системно­деятельностного подхода. Дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской  деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен  организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения  проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.          Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый  учитель должен будет изменить сам принцип построения урока. Для организации  5 деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию  организатора познавательной деятельности. Построить исследовательскую работу на уроке с  целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания,  полученные в результате поиска, отличаются глубиной, прочностью, действенностью.        Структура урока. 1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности  на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности  включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»). 1­2  минуты; • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг  другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети  высказываются; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу. Настраивает детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении  примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную  работу», «повторим решение составных задач» и т. п.) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.   Данный этап предполагает, во­первых, подготовку мышления детей к проектировочной  деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения  нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В  завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое  фиксируется ими самими. 3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.    На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий  (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи  причину затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). Учитель  организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной  6 ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и  формулировкой (или уточнением) темы урока (четко проговаривается). 4­5 минут; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог,  подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).  На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения  проблемной ситуации  и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует  коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог,  побуждающий диалог и т. д.). После построения и обоснования нового способа действий он  фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми на уроке.  7­8 мин; Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под  руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых  алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется  приём перевода правил на язык образов.  В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.  5. Первичное закрепление во внешней речи.   Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый  способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.  4­5 минут; • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети  проговаривают новые правила в громкой речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.   При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся  самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют  их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная  направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению  учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4­5 минут; • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2­3 типовых заданий); 7 • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые  правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить ­ всё ли он понял, запомнил ли новые  правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. 7. Включение в систему знаний и повторение.   На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости  выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках. 7­8 минут; • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат  новый алгоритм или новое понятие; • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. 8. Рефлексия деятельности (итог урока).   На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение  фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и  намечаются цели последующей деятельности.  2­3 минуты; • Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания?        Подводя итоги, я уверен в том, что деятельностный подход в обучении – это  необходимое условие овладения знанием. Современная школа требует, чтобы ребёнок  сегодня не только мог что­то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь  применять полученные знания в школе, а также самостоятельно в любой жизненной  ситуации.  Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика,  создаёт основу для самостоятельного успешного обучения. 8 9

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Реализация системно-деятельностного подхода на практике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2018