Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах.
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
география
7 кл—8 кл
26.03.2018
В работе представлен теоретический и практический материал, в том числе примеры реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах, при этом чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.Файл DOC - текстовый документ Microsoft Word
Реализация технологии смыслового чтения
на уроках географии в 78 классах.
Сидорова Лариса Геннадьевна,
преподаватель отдельной дисциплины «География»
ФГКОУ «Пермское военное суворовское училище МО РФ»
«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом»
А. А. Леонтьев
Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая современная
образовательная технология (СОТ) современной школы. Ее активное применение на уроках
педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями общества и ФГОС.
Современное общество является информационным и очень важно научить
школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей
информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное
высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих
умений для человека.
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное
вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек
действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может
активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает
соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет
смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень
развития, речь письменная.
Обучение чтению предполагает, что педагог знает, как помочь человеку научиться
читать, а обучающийся – хочет, готов и может научиться чтению. Учитель владеет
методиками обучения, а обучающийся готов работать под его руководством.
Главная обучающая задача смыслового чтения состоит в том, чтобы
совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять
тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью
приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая
силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так
как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих
в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д.), формирование
навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических
чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей
культуры ученика, растить Читателя, который понимает текст, может проявить и
обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет
речью.
По степени глубины восприятия выделяют следующие виды чтения: а)
просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное)
и реферативное чтение (со сжатием информации); в) смысловое (критическое, изучающее)
чтение, когда требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации.
Владение навыками смыслового чтения позволяет ребятам продуктивно учиться по
книгам всегда.
Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний,
навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении
всей его жизни и служат залогом его жизненного успеха, а значит и эффективного
функционирования общества.
1 «Развитие грамотности и культуры чтения в России, повышение интеллектуального
уровня граждан страны, а, следовательно, и конкурентоспособности страны на мировой
арене» – цели разработанной в стране «Национальной программы поддержки и развития
чтения в России», в реализации которой (2007 2020 гг.) важнейшим звеном становится
современная российская школа.
Задача учителя: формировать личность ученика, готового к самообразованию и
саморазвитию, владеющую навыками продуктивного (смыслового) чтения – необходимого
и обязательного условия формирования такой личности. Развивать навык смыслового
чтения учебного текста необходимо на всех предметах, в том числе и на уроках географии.
Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества
факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу, с одной
стороны, особую привлекательность, с другой – делает организацию учебного процесса
очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой
подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и
плодотворную работу на уроке. Такой подход заключается в смысловом чтении на уроке
и вне него.
К 78 классу у учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник,
географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные
средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать
текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при
подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Формированием стратегии смыслового чтения
является организация
систематической работы с учебником на каждом уроке и дома. Ориентирами направлений
формирования умений работы с текстом для обучающихся 78 классов служат следующие
основы:
работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, графиками, диаграммами);
использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
умение пользоваться образцами решения задач;
запоминание умений и формул;
подтверждение научных фактов;
конспектирования новой темы.
Учителю необходимо планировать и строить свои уроки так, чтобы работа ученика с
учебником вела его через понимание текста к пониманию и познанию мира.
Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на
разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении
знаний, проверки и оценки знаний.
Технология смыслового чтения предполагает использование способов
приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных
результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и
послетекстовой деятельности, которые предполагают формирование читательской
компетенции обучающихся и использование различных приемов работы с текстом:
Этапы работы
Стратегии, методы, приемы
Виды деятельности
с текстом
Предтекстовая
деятельность
Постановка задач чтения, выбор вида
чтения, актуализация
предшествующих знаний и опыта,
понятий и словаря текста,
создание мотивации к чтению.
Мозговой штурм. Глоссарий.
Ориентиры предвосхищения
содержания.
Батарея вопросов.
Предваряющие вопросы.
Рассечение вопроса.
Поставь проблему. Предложи
2 Текстовая
деятельность
работа с
текстом: поиск
информации и
понимание
прочитанного
Послетекстовая
деятельность
Управление процессом чтения:
выдвижение гипотезы о смысле
читаемого в структуре текста; ее
подтверждение/опровержение в
процессе чтения; контекстуальная и
смысловая догадка о соотношении
читаемой в данный момент части с
текстом в целом; размышление во
время чтения о содержании текста;
собственная оценка понимания
прочитанного и др. Оно часто
осуществляется с помощью
информационных закрытых вопросов:
«кто?», «что?», «где?», «когда?»,
«каким образом?», «сколько?»,
«как?», которые требуют точного
ответа из текста.
Использование освоенного
текстового материала в разных
интеллектуальных ситуациях, формах
применения, областях социально
значимого знания. Включение его в
более широкий контекст культурной
активности.
Освоение прочитанного за счет
обсуждения его содержания,
расширения и углубления
возможностей его использования
путем воспроизведения с различной
степенью развернутости и сжатости и
др.
решение.
Прогноз и впечатления.
Алфавит за круглым столом и
др.
Путешествие по содержанию.
Чтение с остановками.
Карта осмысления и
запоминания событий.
Таймаут! (паузы для
сохранения информации).
Чтение в кружок
Чтение про себя с вопросами.
Чтение про себя с пометками
(SMART, INSERT) и др.
Паутина обсуждения.
Пирамида фактов.
Где ответ?
«Тонкие» и «толстые» вопросы
к тексту.
Вопросы после текста.
Аннотация – реферат –
пересказ.
Взаимовопросы.
Синквейн.
Проверочный лист.
Изучение приведённых в тексте
примеров и придумывание
своих и др.
Не все уроки можно проводить, используя данную технологию, но все же, если
планировать такие уроки, то следует обратить внимание на подготовку урока географии с
использованием учебнонаучного текста учебника в режиме технологии продуктивного
чтения.
√ Выбираем текст, который мы предлагаем ученикам для чтения на уроке.
√ Читаем текст изучающим чтением, вычитывая в нём три уровня информации:
* фактуальную (то, о чём сообщается в явном виде);
* подтекстовую (то, что сказано в неявном виде, «между строк»).
* концептуальную (основная идея, главная мысль).
√ Определяем место и роль данного текста на уроке.
√ Формулируем задание для работы с текстом до чтения с целью прогнозирования
будущего содержания текста, создания мотивации для чтения.
Различные формы работы с учебником позволяют выработать навыки самостоятельно
добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом
оформлять и применять свои знания.
3 Варианты работы с текстом:
1. Исправление орфографических и тематических ошибок
2. Составление вопросов по тексту
3. Составления тестовых вопросов по содержанию каждого предложения (абзаца)
4. Дополнение текста тематической информацией
5. Составление текста по иллюстрации и др.
Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное
обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии,
упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. Бэкон сказал: «Чтение делает
человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать точным».
Чтение и сегодня является универсальной техникой получения знаний. А научить
учащихся пользоваться учебным текстом и вообще книгой, использовать их для
саморазвития является важнейшей задачей современной школы.
Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся
активно работать с учебником, которая должна рассматриваться как обязательный
учебный труд школьников. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение
способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в
чтении как источнике дальнейшего развития.
Педагогу необходимо организовывать работу обучающихся с текстом учебника на
всех этапах урока и целенаправленно обучать школьников умению работать со всеми его
элементами. Не менее важно научить ребят использовать учебник географии в сочетании
с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными
средствами, материалами внеклассного чтения и др.
В настоящее время смысловое чтение рассматривается как одна из важнейших
интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменить
современное общество. Вот почему навыки смыслового чтения являются основой для
освоения основного содержания образования, которое рассматривается как единство
знаний, деятельности и развития обучающихся.
Сегодня важнейшим критерием успеха становится доступ к информации и умение
эффективно ее переработать. Мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств
наших учеников, которые еще вчера казались естественными и не требующими
специального внимания быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развивать
свои потенциальные и расширять уже имеющиеся способности. А залогом успеха каждого
учителя на этом поприще может стать овладение
стратегией смыслового или
продуктивного чтения, систематическое применение ее приемов на своих уроках.
Источники литературы
edu
. ru / catalog
. aspx
=959.
? CatalogId
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
// [Электронный ресурс] http://standart.
2. Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.
3. Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. :
Педагогика, 1991. – 256 с.
4. Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – РостовнаДону: 2009. – 307 с.
5. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.:
Просвещение, 2011. – 88с.
2. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 240 с
3. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные
проблемы чтения и грамотности).М.: Школьная библиотека, 2005.512с.
4. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос.
Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
4
Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах.
Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах.
Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах.
Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.