Реализм во французской литературе 19
века.
1. Оноре де Бальзак
- Повесть «Гобсек».
- Роман «Отец Горио».
- Роман «Евгения Гранде».
- Роман «Утраченные иллюзии».
* Оноре де Бальзак величайший французский писатель, который смог еще при жизни
заслужить славу одного из самых талантливых прозаиков 19 века. Произведения
писателя стали настоящим новаторством в литературной жизни Европы. Бальзак стал
первым автором, который отошел от субъективной оценки личности, воплощая в
своих героях все недостатки и достоинства, которые были присущи обществу, а не
отдельному человеку. Одним из самых известных произведений Бальзака, которые
полюбились многим поколениям читателей, является повесть «Гобсек». Написанная
Оноре де Бальзаком в январе 1830 года повесть “Гобсек” входит в цикл сочинений
“Человеческая комедия” и относится к “Сценам из частной жизни”. Главными
действующими лицами в ней являются старый ростовщик Гобсек, стряпчий Дервиль и
графское семейство де Ресто. Основная тема произведения – страсть. Она
исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает
человеческие страсти (любовь к богатству, власти, женщинам, эгоистическое
себялюбие и т. п.), с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и
показывает нам, что даже под личиной умудренного жизнью человека может
скрываться одна всепоглощающая и все разрушающая страсть – тяга к золоту, к
накоплению, к постоянному обогащению.
История жизни Жана Эстера ван Гобсека, сына еврейки и голландца, преподносится
читателю через рассказ стряпчего Дервиля, решившего обнадежить молодую девушку
Камиллу де Гранлье относительно блестящего положения ее любимого графа Эрнеста
де Ресто. Дервиль познакомился с Гобсеком в бытность свою студентом. Старому
ростовщику в то время было 76 лет. Рассказ в салоне виконтессы де Гранлье
Дервиль ведет спустя несколько дней после смерти 89-летнего Гобсека.
Тринадцать лет знакомства позволили стряпчему подружиться и проникнуть в тайны
души непреклонного ростовщика, внушающего ужас всему Парижу. Первое впечатление
от Гобсека (кстати, этот персонаж носит говорящую фамилию: в переводе с
французского, “Гобсек” – это “Живоглот”) создается Красочным описанием его
внешности, каждая черта которой метафорически соотносится с богатством,
старостью или хитростью.
Лицо старого ростовщика своей “желтоватой бледностью”, похожей на “цвет
серебра, с которого слезла позолота”, напоминает Дервилю “лунный лик”. Глаза
Гобсека – “маленькие и желтые, словно у хорька”, нос – длинный с острым
кончиком, губы – тонкие, “как у алхимиков”, черты лица – “неподвижные,
бесстрастные, казались отлитыми из бронзы”. Когда ростовщик приподнимает
истрепанный картуз, то взору открывается “полоска голого черепа, желтого, как
старый мрамор”. “Все его действия были размеренны, как движения маятника.
Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно”. В первое время
Дервиль не мог даже сказать, сколько лет Гобсеку, так как последний выглядел то
ли до времени состарившимся, то ли хорошо сохранившимся на веки вечные.
Художественное пространство, в котором существует парижский ростовщик, под
стать его расчетливой и холодной натуре. Вещи в его комнате отличаются
потертостью и опрятностью, а огонь в камине даже зимой не разгорается на полную
мощность. Комната Гобсека находится в сыром доме без двора, с окнами, выходящими
на улицу.
Она ничем не отличается от остальных помещений здания, каждое из которых своим
устройством напоминает Дервилю монашескую келью.
Чувство довольства прошедшим днем и внутреннюю радость в Гобсеке можно было
заметить только по потиранию рук и изменению положения морщин на лице. Бывший в
юности юнгой и изведавший массу опасностей, в старости ростовщик достиг
состояния своеобразной мудрости: он сделал свой вывод о жизни и стал жить в
соответствии с ним. Существование, по мнению, Гобсека – “только привычка к
излюбленной среде”. Нравственные правила – различны у разных народов,
внутренние страсти – губительны для людей и только инстинкт самосохранения – единственное,
что ценно в жизни.
Прочно же стоять на ногах в мире, погруженном в тщеславную суету, можно лишь с
помощью золота. Оно дает все – богатство, власть, положение, благосклонность
женщин. Страсти же лучше всего изучать и извлекать из них прибыль.
Две последних вещи – главное развлечение Гобсека.
К своим клиентам ростовщик относится как к средству наживы. По-другому
воспринимать порочных людей Гобсек не может. Участие в нем вызывают только
простые, честные, трудолюбивые личности – такие, как белошвейка Фанни Мальво.
При этом помогает Гобсек только тем, кто может с процентами вернуть взятые у
него деньги.
В Дервиле ростовщика подкупает его молодость (Гобсек считает, что до тридцати
лет люди еще сохраняют свой резерв честности и благородства), знания (Гобсек
пользуется его советами), трезвый рассудок, желание работать и умение четко
выражать свои мысли, не играя на чувствах, а рассуждая логически.
Участие в наследственных делах графской семьи де Ресто Гобсек объясняет просто:
он согласился помочь несчастному отцу потому, что тот доверился ему “без всяких
хитростей”. Жена графа де Ресто, красавица Анастази день за днем проматывала
состояние семьи, спуская его на молодого любовника Максима де Трая, и с этим
нужно было что-то делать. Художественный образ героини лишен однозначности: она
– и несчастная женщина, поддавшаяся любовной страсти, и изменившая жена
(младшие дети Анастази не от мужа), и ни перед чем не останавливающаяся скряга,
стремящаяся к богатству, и, возможно, хорошая мать, одинаково желающая добра
всем детям.
При всей своей рассудочности Гобсек на пороге смерти сталкивается один на один
со своей индивидуальной страстью – он умирает, не оставив после себя завещания
(устное, данное на словах Дервилю – не в счет), в доме, под завязку забитом
гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота,
спрятанной по немощи в каминной золе.
* Первое произведение, созданное по общему плану эпопеи, - роман "Отец
Горио" (1834) - имел большой читательский успех. Это, пожалуй, самый
главный роман Бальзака. И потому, что здесь впервые встречаются несколько
десятков персонажей, которые затем будут путешествовать страницами
"Человеческой комедии"; и потому, что здесь создается завязка
последующих событий; и потому, что в центре сюжета - типичная для писателя
история утраченных иллюзий юности; и потому, что в полной мере проявил себя
знаменитый Бальзаковский метод проникновения в сущность конфликта и психологию
человека через мир вещей, который его окружает.
Сюжет романа состоит из трех тематических линий, хотя и связанных между собой
по смыслу, но способных существовать отдельно. Связь этих линий, их
взаимодействие и одновременно кульминация – это особенности типично
бальзаковского сюжета, который строится независимо и одновременно параллельно.
В этом отличие романтического мастерства Бальзака от Стендаля. Последний, как
вы помните, придерживался линейно-хронологического принципа развития сюжета.
Какие три тематические линии переплетаются, сосуществуют, развиваются в романе
"Отец Горио"? Первая - тема преданного отцовства - старый Горио,
который все отдал двум своим дочкам и умер в нищете одиноким. Вторая - тема
честолюбия - студент-провинциал Эжен Растиньяк, используя связи, постепенно
входит в высший "парижский мир". Третья – тема философии преступления
- беглый каторжник Вотрен ставит под сомнение добродетельную мораль общества и
отстаивает право сильной личности пренебрегать законом.
Первая сюжетная линия связана с темой власти денег над человеком. Она отражена
и в повести "Гобсек", и в романе "Евгения Гранде" и др.
Некоторые критики даже утверждают, что именно эта тема и является главной для
писателя. Хотя Бальзак считал основной линией "Отца Горио" историю
Растиньяка. Однако борьба героя с самим собой была уже не такой и ожесточенной.
Это произведение условно можно отнести к жанру "воспитательный
роман", но воспитание здесь происходит не в том значении, которое
придавало этому жанру 18 столетии - век Разума, а в смысле потери иллюзий,
вхождение в мир лицемерия и жестокости. Победа аморального мира над Растиньяком
была легкой: каждый раз, когда его соблазняли аристократическим обедом или новым
модным нарядом, он забывал о своих намерениях быть трудолюбивым и честным,
достичь всего собственными силами и трудом. Поэтому, по мнению автора, зло,
которое уничтожает человека, кроется в нем самом, в его сердце, в его душе. В
том, что когда человек ошибся и поставил материальное благополучие выше
собственной совести.
Несколько лет писатель работает над романом "Утраченные иллюзии" в
трех частях. Главный герой произведения – Люсьен Шардон - молодой честолюбец,
прибывший из провинции в Париж, чтобы сделать карьеру. Поэтически одаренный
красавец, воспитанный с детства как вундеркинд и любимиц семьи, Люсьен считает,
что гению позволено переступать законы морали. К тому же он не способен на
тяжелую постоянную работу. Конечно, в конце Люсьен потерпит поражение и в конце
романа "Блеск и нищета куртизанок" погибнет.
Люсьену в романе противопоставлен его родственник и друг Давид Сешара –
талантливый изобретатель. Положительная программа автора воплощена не только в
характере и планах Давида, но и в истории членов союза "Содружество",
которые поставили себе цель творческой работы, служение любимому делу. Однако
трудно полностью отдаться творческому труду в обществе, в котором царит идея
богатства. Благородного Сешара уничтожают жестокие конкуренты.
После романа "Утраченные иллюзии" был опубликован следующий -
"Блеск и нищета куртизанок", где на первый план выступает уже
знакомый читателям каторжник Вотрен. Его жизнь претерпевает кардинальных
изменений: вчерашний бандит работает в парижской полиции.
Среди последних романов Бальзака тесно связаны два - "Кузина Бета"
(1846) и "Кузен Понс" (1847), посвященные теме распада родственных
связей. Роман "Крестьяне" описывает борьбу за землю как источник
экономической и политической власти.
В истории литературы существует миф, согласно которому Бальзак был плохим
предпринимателем. И в перспективе каждый деловой выбор писателя оказывался не
только правильным, но и мог приносить в будущем огромную прибыль. Ирония судьбы
заключается в том, что Бальзак умер, не узнав о своем деловом успехе. Так, в
40-х годах он вложил все свое состояние и часть денег Ганской в компании
Северной железной дороги. Дело было новое, железные дороги только начинали
развиваться, поэтому сначала акции этой компании резко падали и стоили не
дорого. Это закон биржи. После его смерти Ганская распродали акции, потеряв
большие средства на их падении. Вместе с Бальзаком вложил деньги в Северную
железную дорогу другой известный человек. Он не продал ни одной акции - и стал
одним из богатейших людей мира. Это был Ротшильд, прототип барона Нусингена в
"Человеческой комедии". Ирония судьбы заключается и в том, что
небольшой дом на улице Фортюне, с любовью обустроенный Бальзаком, был с годами
снесен и на его месте построили большой особняк для одной из наследниц Ротшильда.
Бальзак мог бы быть талантливым консультантом по делам коммерции и бизнеса. Но
случилось так, что он стал гениальным писателем.
* В 1833 году вышел роман "Эжени Гранде" (далее "Евгения
Гранде"), в котором, по словам его автора, "драма заключается в простых
обстоятельствах частной жизни". Фабула романа проста: в провинциальном
городке Сомюре идет борьба за руку и сердце самой богатой невесты - Евгении
Гранде. Бывший бочар, Феликс Гранде сумел разбогатеть во время Великой
французской революции. Завладев бывшими дворянскими землями, он стал мэром
родного города и был награжден орденом. В период реставрации его капитал
удвоился. Однако Феликс Гранде, имея девятнадцать миллионов, держит жену и дочь
полуголодными и осенью начинает отапливать свой дом позже всех. Он строго
наказал Евгению за то, что она подарила несколько золотых монет любимому. После
того как Гранде стало совсем плохо, перед своей кончиной он завещал дочери
следить за его золотом и отчитаться отцу на том свете. Перед нами предстает
человек, посвятивший свои незаурядные способности фанатичной идеи обогащения,
так и не поняв, что в жизни есть и другие ценности. Евгения Гранде мы сначала
воспринимаем как жертву отца тирана. Сочувствуем этой несчастной женщине, когда
ее предал любимый человек. Восхищаемся, когда нежная и чувственная Евгения
оказывается сильной личностью, сумевшей достойно выдержать удары судьбы. Она
благородно поступила относительно своего неверного избранника, оплатив два
миллиона долгов покойного отца, своего дядюшки, чтобы кузен не считался сыном
банкрота. Евгения продолжила успешно вести семейный бизнес, но при этом часть
средств она направили на помощь беднякам и на развитие образования. "Евгения
Гранде" - роман, прежде всего социальный, ведь автора интересуют
определенные социальные типы, воплощенные в персонажах произведения. Именно
после публикации романа "Евгения Гранде" автор решил художественной
эпопеи предоставить галерею социальных типов своих современников. "Тип, -
писал Бальзак, - это персонаж, который имеет характерные черты всех тех, кто
похож на него". По Бальзаку, типизировать можно не только людей, но и
важные события.
* Роман "Утраченные иллюзии" (1837–1843 гг.) относится к разделу
"Этюды нравов" "Человеческой комедии". Он вбирает в себя
все мотивы творчества зрелого Бальзака и по праву считается вершиной
"Человеческой комедии". В этом полицентрическом, многолинейном,
панорамном произведении в центре — история карьеры главного героя Люсьена
Шардона, со стороны матери принадлежащего к знатному роду де Рюбампре. Параллельно
истории Люсьена повествуется о судьбе его друга, типографа и изобретателя
Давида Сешара.
Карьера Люсьена разворачивается на широком фоне французской жизни 1821–1823
годов. В первой части романа — "Два поэта" — Бальзак проводит своего
читателя через провинциальный Ангулем, откуда родом начинающий поэт-романтик
Люсьен; во второй, центральной части романа — "Провинциальная знаменитость
в Париже" — сатирически показаны круги парижской журналистики и богемы, в
которых Люсьен пытается добиться признания; третья часть — "Страдания
изобретателя" — возвращает читателя в провинцию, где разыгрываются
финальные акты драм Люсьена и Давида. Истории крушения каждого героя предстают
как развернутые, обстоятельно детерминированные процессы.
"Два поэта" первой части романа — это красавец-Люсьен, пишущий
эпигонские романтические стихи, и скромный Давид, истинно поэтическая натура в
своем переживании прекрасного, в самоотверженности и верности чувств. Оба они
находятся на низших ступенях социальной лестницы, но если честолюбие Давида
заключено в том, чтобы завоевать любовь сестры Люсьена Евы, быть надежной
опорой своему другу, то честолюбие Люсьена простирается далеко за пределы
Ангулема. Именно характер Люсьена Шардона приковывает к себе особое внимание
читателя.
Люсьен — слабый, несамостоятельный, беспринципный человек; его мнения и
поступки зависят от того, под чьим влиянием он в данный момент находится, и
многое в его характере объясняет его связь с "королевой Ангулема"
г-жой де Баржетон. Только неопытному юноше простительно, что он принимает за
чистую монету позерство Луизы, ее претензии на интеллектуальное превосходство,
принимает ее страсть за подтверждение собственной гениальности. В салоне г-жи
де Баржетон Люсьен быстро расстается со своими либеральными убеждениями,
отказывается от отцовской фамилии, которая отныне для него
оскорбительно-заурядна, и становится на сторону монархистов, потому что с этой
партией связывает свои надежды на подтверждение дворянского титула. Склонность
к романтической позе, к аффектированному проявлению чувств нередко ставит
Люсьена в смешное положение, и вскоре он убеждается, что повышенная
романтическая чувствительность, романтическое благородство противопоказаны
успешной карьере. В Париже Люсьен попадает в кружок Даниэля д’Артеза "Содружество",
где талантливейшие юноши Франции работают на завтрашний день, не идя ни на
какие компромиссы с обществом. Их путь не для Люсьена, у него не хватает
характера ждать осуществления своих желаний, ему нужно все и немедленно. Именно
характеристики членов "Содружества" оказываются прямыми авторскими
характеристиками героя романа: "...бесхарактерный мужчина, который
притязает на значительность", "который мечтает, но не мыслит",
"бессильный противостоять соблазнам наслаждения, удовлетворению
собственного тщеславия". Ради соблазнов наслаждения Люсьен продает свой
скромный поэтический дар, окунаясь в омут продажной журналистики. В
журналистские круги его вводит развращенный и циничный Этьен Лусто, и выбор
между принципами д’Артеза и Лусто Люсьен делает быстро. Он пишет клеветническую
заказную статью о книге д’Артеза, хотя на самом деле очень высоко ее ценит. Это
предательство покупает ему право публикации книги его стихов
"Маргаритки", основу его недолгой карьеры в журналистике. Это в самом
деле мир без иллюзий, всеобщая продажность и аморализм достигают здесь апогея.
Мимолетная известность Люсьена носит скандальный характер: в Париже он живет на
деньги влюбленной в него актрисы-содержанки Корали. Когда она, разоренная,
умирает, Люсьен доходит до той бездны отчаяния, о которой говорил
старик-антиквар Рафаэлю де Валантену, измеряя его готовность к самоубийству:
"Вы принуждены сочинять куплеты, чтобы заплатить за похороны вашей
любовницы?" — Люсьен сочиняет непристойные песни, чтобы оплатить могилу
своей возлюбленной, а деньги на дорогу домой, в Ангулем, он принимает от ее
служанки, заработавшей их на панели.
Тип Люсьена Шардона, карьериста-неудачника, стал художественным открытием
Бальзака. В сопоставлении с ним образ Давида Сешара более литературен, более
стандартен. Это положительный герой, противостоящий в концепции романа Люсьену,
и его жизненная неудача косвенно подтверждает закономерность неудачи Люсьена.
Давид Сешар изобретает новый способ производства бумаги, но изобретение не
приносит ему богатства: он вынужден уступить патент капиталистическим хищникам
братьям Куэнте.
Типичность историй Люсьена и Давида для общественных условий выражена в
гениальном заглавии романа. Не только в судьбах главных героев, но и в
многочисленных историях второстепенных персонажей Бальзак описывает процесс
утраты иллюзий — иллюзий, связанных с романтикой молодости, вдохновленных
романтизмом как литературной модой, иллюзий одаренных молодых людей о том, что
насквозь эгоистическое общество способно заинтересоваться ими и воздать им должное.
"Утраченные иллюзии" Бальзака — один из лучших образцов
реалистического романа, и очень характерен для реализма первого этапа стиль
Бальзака в этом произведении. Кажется, нет ни одной подробности внешнего облика
героев, их костюмов, интерьера и пейзажа, которую автор не приводит в своих
пространных описаниях. Описания у Бальзака детализированы настолько, что подчас
их избыточность размывает зримость образов, но именно в тщательности описаний
материального, вещного мира для автора заключается глубокий смысл: Бальзак
исходит из того, что в человеке и в обществе нет ничего внутреннего, что так
или иначе не находило бы внешнего проявления. В этой повышенной склонности к
деталям, в пространности описаний принципиальное различие между художническими
установками Стендаля и Бальзака. Стендаль в сопоставлении с Бальзаком предельно
скуп на описания, он устремлен к изображению внутренней, духовной и
психологической реальности своих героев, и внешняя изобразительность может
только отвлечь читателя от этой установки. С точки зрения современного
читателя, обстоятельная описательность романов Бальзака не идет им на пользу,
подчас тормозит развитие действия и вообще утяжеляет структуру романа. Именно в
силу этой разницы читателю XIX века романы Стендаля казались сдержанными до
сухости, неприкрытыми до цинизма, а романы Бальзака были привычными хотя бы по
стилистике, по установке на подробное воссоздание окружающей действительности.
Роман карьеры не только отразил новые явления социальной действительности. В
этой жанровой разновидности выработался характерный для более позднего
реалистического романа способ взаимодействия героя с миром: чем активней герой
работает над практическим воплощением в жизнь своего идеала, тем больше он от
него отдаляется; чем упорней он стремится преодолеть окружающие его
обстоятельства, тем в большей зависимости от них оказывается. Г. К. Косиков
пишет: "Субъективно продолжая оставаться носителем идеала, объективно
герой превращается в носителя деградации. Для того, чтобы герой в ярком свете
нравственных ценностей смог увидеть проделанный им путь и результат, к которому
он пришел, требуется чаще все- го такое событие, благодаря которому
"идеальная" и "жизненная" логика столкнулись бы лицом к
лицу, чтобы герой не смог уклониться от осознания непреодолимого разлада между
ними. Поэтому финальное "возрождение" такого героя, возвращение на
точку зрения идеала приводит его к пониманию тщетности не только всего
предшествующего поиска, но и всякого поиска вообще".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.