Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Делая свой собственный выбор, помните:
«Каждому будет дано по его вере».
История создания романа
1928
Замысел
1929
Начало
работы
1928 – 1938
8 редакций
Первоначально
роман о Дьяволе,
без Мастера и
Маргариты
1930
Сжёг
рукопись
1931 – 1932
Продолжение
работы,
появление образов
Мастера
и Маргариты
1936
Заключительная
глава
1936
Название
романа
1940
Редактирование,
переписывание
Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966–1967 г.г.
Блиц-опросОтветьте на вопросы:
1. Как звали председателя МАССОЛИТа, оказавшегося в центре событий на Патриарших прудах?2. Назовите имя прокуратора Иудеи.3. Как звали бывшего сборщика налогов, верного ученика Иешуа?4. Что Мастер использовал не по назначению, пытаясь сжечь рукопись?5. Назовите номер « нехорошей квартиры».6. В каком городе оказался директор Варьете Стёпа Лиходеев?7. В каком районе Москвы жила Маргарита?
На перекрестке трех пространств – исторического, социально-бытового и фантастического – представил в своем романе М.Булгаков судьбы героев, соединив фантастику и реальность.
«Мастер и Маргарита» - «роман в романе»: роман о судьбе Мастера и роман Мастера о судьбе Понтия Пилата. Поэтому в сюжете тесно переплетаются две линии: московская, излагающая события 30-х годов, и ершалаимская, воссоздающая случившиеся в далеком I веке нашей эры.
Соединяет эти две линии фантастическое начало и сложная система литературных перекличек, получившая название системы соответствий.
Система соответствий проявляется в портретах «двойников» главных героев (Мастер – Иешуа, Левий Матвей – Иван Бездомный ), календарно-временных совпадениях (главные события в жизни героев происходят в среду и в воскресенье), пространственно-географических совпадениях.
Система соответствий призвана помочь читателю осознать случившееся во времена Иешуа и московские события XX века в единстве, почувствовать сходство эпох, живущих в преддверии Великого Судного дня.
Философское учение П.Флоренского о троичности бытия
Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тройственная структура романа
Три основных плана произведения
Исторический
Реальный
Фантастический
Три пространственные зоны
Ершалаимский мир
Московский мир
Потусторонний мир
Царство Тьмы
Область Света
Царство Покоя
Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
Человеческую судьбу и сам исторический процесс
определяет непрерывный поток истины, следование
высоким идеалам справедливости, милосердия.
4. «Московские» главы. МАССОЛИТ
Булгаков не привёл полного наименования придуманной им ассоциации, что позволяет неоднозначно расшифровывать это слово: Московская АССОциация ЛИТераторов; МАСсовая СОциалистическая ЛИТература; МАССОвая ЛИТература и т.д.
Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется «Домом Грибоедова».
Это пародия на Дом трудолюбия. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная».
Главная достопримечательность - ресторан.
"Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.
МАССОЛИТ
Михаил Александрович Берлиоз-председатель МАССОЛИТа.
Убеждает Ивана Бездомного, что «… Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф".
Он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом (Воландом). Голова Берлиоза воскресает на балу Сатаны, чтобы выслушать окончание доказательства Воланда:
«Каждому будет дано по его вере».
Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырёв)- поэт,
оказавшийся по предсказанию Воланда в сумасшедшем доме.
Иван убежден, что нет ни Бога, ни дьявола, а он стал жертвой гипнотизера. В образе Бездомного проявился скептицизм Булгакова относительно возможности перерождения к лучшему тех, кто был привнесен в культуру Октябрьским переворотом 1917 г.
Героями московской истории являются те, чьими именами назван роман,- Мастер и Маргарита, но судьбы их так прочно вписаны в московскую жизнь 30-х годов, что она становится не только фоном для развития действия, но и пристальным объектом авторского исследования.
В этом странном мире процветают бездарности и приспособленцы. Они формируют литературную атмосферу 30-х годов.
И когда в этот мир входит Мастер со своим романом о Понтии Пилате, его судьба предопределена.
Конфликт Мастера и
МАССОЛИТа – конфликт двух концепций литературного творчества – оказывается разрешимым: Мастер
попадает в клинику Стравинского, он больше не хочет жить.
Его лишили главного для художника – свободы творчества.
М
А
С
Т
Е
Р
И
М
А
Р
Г
А
Р
И
Т
А
Мастер и Маргарита.
В романе более 500 персонажей, но только двое любят по-настоящему, живут по-настоящему. Мастер и Маргарита являются практически единственными положительными, достойными персонажами. В образах Мастера и Маргариты Булгаков создал простых русских людей. Чтобы понять героев Булгакова, нужно поставить их рядом с героями Достоевского и Толстого.
М
А
С
Т
Е
Р
И
М
А
Р
Г
А
Р
И
Т
А
Маргарита.
…Главным прототипом послужила третья жена писателя Е.С. Булгакова. В литературном же плане Маргарита восходит к Маргарите "Фауста" В. Гёте.
Но все неспроста в булгаковском романе! В арбатской Маргарите кровь французской королевы Маргариты Валуа.
Анна Ковальчук
в роли Маргариты
Ершалаимские главы романа
Эти главы прерывают повествование романа 3 раза. В них повествуется о бродяге Иешуа Га-Ноцри, в образе которого сразу узнаётся Иисус Христос,
и о прокураторе Иудеи Понтии Пилате.
А кто же Иешуа?
Иешуа – бродячий проповедник,
который проповедует
“царство истины и
справедливости,
где не будет надобна никакая
власть.”
Именно за эти проповеди Иешуа угодил к прокуратору в качестве заключённого. Ему грозит казнь, только не за проповеди, а за то, что люди их не так понимали.
Пилат понимал это и пытался помочь, но сил приложил недостаточно. Прокуратор побоялся, а Иешуа заметил, что самый страшный грех – трусость.
Именно этот грех лишил его жизни.
Восшествие на Голгофу
В Новом Завете Библии есть 4 евангелия, 4 во многих деталях расходящихся варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа.
Мастер создаёт 5-й, более стройный, чем все новозаветные. Но главное – в его изложении эта история становится до того по земному живой, что в её реальности невозможно усомниться.
И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу.
Иешуа Га-Ноцри в изображении Мастера нисколько не похож на сына божьего. Это странствующий философ, несущий в себе, как и Мастер, ИСТИНУ, СВОБОДУ, НЕЗАВИСИМОСТЬ и СИЛУ. Секрет этой силы даже не в смысле слов бродячего философа, не в глубочайшей его убежденности, а в том качестве, которого нет ни у Пилата, ни у Каифа, ни у любого из московских персонажей романа, исключая Мастера, - в абсолютной независимости его разума и духа. «Злых людей нет на свете», - утверждает герой Мастера.
Ершалаимские главы
Булгаков переосмыслил евангельский сюжет
Иешуа почти не действует, но он является причиной всех действий в романе: Иешуа приводят на суд к Пилату, из-за него Пилат вступает в конфликт с Каифой, Иешуа казнят, Пилат мстит за смерть Иешуа Иуде и Каифе; кроме того, в прямой и непосредственной связи с Иешуа стоят все события линии Мастера и Маргариты в романе о Мастере.
В Иешуа Га-Ноцри Булгаков увидел пророка, опередившего своими проповедями время.
Его идеи - слишком новые, слишком дерзкие для восприятия обывателя, за них пришлось заплатить ценой жизни.
Но оборванный бродяга-философ оказывается велик как правовестник новых человеческих идеалов.
Роль библейских глав
В евангельских главах поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные темы»:
Что есть истина?
Что такое добро и зло?
В чём смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Воланд
В изображении дьявола писатель использовал некоторые традиционные атрибуты:
хромота, косоглазие («Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней»)
кривой рот («Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу), черные брови — одна выше другой»)
трость с набалдашником в виде головы пуделя, берет, лихо заломленный на ухо, правда, без пера
Происхождение имени Воланда
Воланд — возможно, имя европейского происхождения, связанное с дьяволом.
Как предполагается, оно произошло от Faland – обманщик, лукавый (романского или германского слова);
ср. англ. fallacy – ложь, fallen – падший, volant – летающий. Во всяком случае, после сеанса в Варьете зрители пытаются вспомнить имя мага: «Кажись, Воланд… А может, и не Воланд, может быть, Фаланд».
Воланд и свита.
Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу негодующему московскому населению (они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости). Но еще их задача заключалась в том, чтобы делать всю «черную» работу за Воланда, подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.
Свиту Воланда составляли три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. Откуда же появились столь странные существа в свите Воланда?
Цели прихода Мессира на землю.
Воланд разным персонажам, с ним контактирующим, даёт разное объяснение целей своего пребывания в Москве.
Маргарите Коровьев-Фагот перед началом Великого бала у сатаны сообщает, что цель визита Воланда и его свиты в Москву - проведение этого бала, чья хозяйка должна носить имя Маргарита и быть королевской крови.
Воланд многолик, как и подобает дьяволу, и в разговорах с разными людьми надевает разные маски. При этом всевидение сатаны у Воланда вполне сохраняется( он и его люди прекрасно осведомлены как о прошлой, так и о будущей жизни тех, с кем соприкасаются, знают и текст романа Мастера, буквально совпадающего с «евангелием Воланда»).
Коровьев - Фагот
Этот персонаж - старший из подчинённых Воланду демонов.
"...прозрачный гражданин престранного вида, На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок... ";
"...усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные"
Азазелло
Азазелло
Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел, падшего ангела, который научил людей изготавливать оружие и украшения
Назначение в романе
Главная функция Азазелло в романе связана с насилием
Азазелло также изобрёл крем, который дарит Маргарите. Волшебный крем не только делает героиню невидимой и способной летать, но и одаривает её новой, нечеловеческой красотой
Гелла.
Гелла является женщиной-вампиром: « Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать".
Имя "Гелла" Булгаков почерпнул из статьи "Чародейство" Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.
Кот Бегемот
Этот кот-оборотень , пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.
Сведения о Бегемоте Булгаков почерпнул из книги М.А. Орлова "История сношений человека с дьяволом". Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени.
Нет документа, нет и человека.
Что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет.
Квартирный вопрос только испортил их.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
Осетрина второй свежести.
Подумаешь, бином Ньютона!
Денежки я приберу…нечего им тут валяться.
Брал, но брал нашими, советскими!
Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!
Мне ли бриллиантов не знать?
Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
Крылатые фразы
Задание Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы:
Маргарита не помнит кто сшил ей из л..пестков бледной розы туфли и как эти туфли сами собой заст...гнулись золотыми пря..ками. Какая ? то сила вздернула Маргариту и поставила перед зеркалом и в волосах у нее блес?нул кор..левский алмазный венец…
Откуда ? то явился Коровьев и п..весил на грудь Маргариты т..желое в ..вальной раме изображение черного пуделя на т..желой цепи. Это украшение чрезвычайно обрем..нило королеву. Цепь сейчас же стала нат..рать шею изображение тянуло ее согнуться. Но кое ? что вознагр..дило Маргариту за те неудобства которые ей прич..няла цепь с черным пуделем. Это та почтительность с которою стали относит..ся к ней Коровьев и Бегемот.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.