«Ребенок с нарушением зрения: кто это такой?»
Оценка 4.6

«Ребенок с нарушением зрения: кто это такой?»

Оценка 4.6
docx
13.06.2020
«Ребенок с нарушением зрения: кто это такой?»
2.docx

«Ребенок с нарушением зрения: кто это такой?»

 

Перед нами встает самый первый вопрос: «Кто же первый сталкивается со слабовидящими детьми?» Конечно, медики, они определяют какая основная проблема, они стараются родителям дать рекомендации, потому что ребёнка надо подготовить к школе.

Что такое слабовидение? Медики определяют слабовидение – как состояние ребенка, у которого снижены все функции, как правило, но главный критерий это острота зрения. Острота зрения – это способность глаза воспринимать раздельно точки, находящиеся на минимальном расстоянии друг от друга. В понятие слабовидение входит сужение поля зрения. Если у ребенка поле зрения сокращено до 40 – слабовидящий ребенок. Потому что он уже не дееспособный. Слабовидящие дети:

·        с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией;

·        с более высокой остротой зрения при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазами заболеваниями.

Далее мы разберемся, что такое слепота? Если ребёнок видит меньше чем пять сотых, то считается что у него предметное зрение уже нарушено. Конечно, есть слепота, это когда у человека полностью отсутствует предметное зрение, но определить объект полностью ни с какого расстояния он не может. Слепота – это когда человек не видит света, абсолютная слепота. Слепые дети = незрячие дети. Дети с остаточным зрением (0,04 и ниже). С более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

Зрительные функции.

·        Очень важное явление – светоощущение (световосприятие). Дети плохо переносят свет или темноту.

·        Цветоощущение - у детей очень часто страдает цветоощущение. Многие дети обладают ахроматическим зрением (черные и белые). Есть проблема еще связанные с глазодвигательными мышцами, которые являются одной из функции.

·        Бинокулярное зрение – это стереоскопичность зрения.

Зрительные заболевания.

·        Миопия (близорукость). При миопии входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, собираются не на сетчатке, а перед ней. Миопия – это результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси глазного яблока.

·        Гиперметропия (дальнозоркость). Изображение возникает не на сетчатке, а позади нее. Гиперметропия – недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии, зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой переднезадней оси глаза. Астигматизм – искажение изображений оптической системой вследствие неодинаковой рефракции по горизонтальным и вертикальным осям.

К слабовидению приводит чаще всего врожденная патология:

·        Врожденная катаракта. Катаракта – помутнение хрусталика, снижающее остроту зрения от небольшого ослабления до светоощущения.

·        Атрофия зрительного нерва. Атрофия – «отмирание» неуклонное снижение функции. Причины атрофии: сосудистые нарушения, воспалительные заболевания самого нерва (сетчатки). Дети часто не могут даже учиться по обычному шрифту.

·        Глаукома. У ребенка не формируется правильные пути оттока в глазной жидкости, которые вырабатываются постоянно, чтобы в глазу был тонус. Глаукома – заболевание глаз, основным признаком которого является повышение внутриглазного давления и снижение зрения. Внутриглазное давление при глаукоме может доходить иногда до 80 мм рт. ст. при норме 18-27 мм рт.ст. Очень часто у детей трубчатое поле зрение.

·        Врожденная абиотрофия сетчатки или дистрофия. Дистрофия – это нарушение кровотока, в сосудах сетчатки приводящее к ухудшению зрения. Симптомы: появление искр перед глазами, возникновение завесы (тени), понижение зрения. Это самые тяжелые дети, потому что у них постепенно угасает зрение.

·        Ретинопатия недоношенных. Ретинопатия – ретролентальная фиброплазия, при которой в сетчатке разрастаются аномальные кровеносные сосуды и рубцовая ткань. Это заболевание всего глаза. Причинами является пребывание недоношенных детей в кислородных камерах.

Проблемы обучения детей с нарушением зрения.

Дети, имеют очень низкие зрительные возможности с точки зрения обучения, им нужно определенные наглядные пособия, определенные тетрадки, определенные методики восприятия зрительного. Так как у детей снижено зрение они плохо ориентируются и у них проблемы с физическим развитием. Они не могут правильно координировать своим движения, они не могут пространственно определить, где что находиться, и естественно им нужны определенные условия для занятия физической культуры. А не только что касается обучения. Нарушение психо-эмоционального фона такого ребенка. Познавательный процесс затруднен.

Должен ли ребёнок с нарушением зрения носить очки?

Ребенок может носить или не носить очки, все зависит от заболевания.

Должен ли ребенок с частичным зрением обучаться по Брайлю?

Родители не хотят давать ребёнку Брайля. Таким образом, они лишают ребёнка возможности перспективу в дальнейшем, потому что обучение по Брайлю – это достаточно трудоёмкий, систематический продуманный способ дачи каких-то понятий. Чем младше ребёнок, чем он легче начинает осваивать. Он начинает быстрее понимать объяснения учителя. Заболевание может остаться на том же низком уровне, а может еще хуже.

Патология зрения это, наверное, единственный дефект, который маскирует сам себя. Существует 4 программы по раннему выявлению патологии зрения у детей (работа с родителями, фрагментированние родительского опыта 180-200 вопросов).

Дети с нарушением зрения. Способность видеть, т.е. ощущать и воспринимать окружающую деятельность посредством зрительного анализатора называется зрением. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное исскуства, наблюдается сложные изменения в природе.

Влияние слепоты на общее развитие до двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (имеются в виду повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями. Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми. Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Для стимуляции тактильных ощущений (ощущений от прикосновений, ощупывания) необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый).

Причины нарушений зрения: приобретённые и врождённые

Врожденные

·        вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;

·        наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);

·        иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

Приобретенные

·        внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;

·        в связи с повышением внутриглазного давления;

·        на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;

·        недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения. В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями развития. То есть, существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых. В первую очередь - родителей, требуют комплексное вмешательство специалистов и врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопросы о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях или классах, а в отдельных случаях в индивидуальных домашних условиях или специальных интернатов. К таким отклонениям относятся нарушения зрения.

Вопросами изучения слепых со слабовидящих детей занимались такие известные ученые как: М. И. Земцовой, А. И. Каплан; М. С. Головина Т. П. Певзнер, А. И.  Зотов, Л. А. Зотов, В. А. Личина.

Мышление в познавательной деятельности, в компенсации и коррекции, нарушенных и недоразвитых функций огромную роль играет мышление, т.е. высшая форма обобщенного отражения действительности. В мыслительной деятельности ребенка, связанной с чувственным познанием и практикой, значительную роль играют знания. Чем выше уровень знаний, тем полнее и разностороннее мыслительные операции. Физиологические механизмы мышления у слабовидящих и нормально видящих одни и те же. Мыслительные операции, логика, стадии мышления у слабовидящих подчиняются законам, которые являются общими для всех детей. Рядом авторов показано, что развитие мышления не зависит от степени нарушения зрения (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, В. Фромм, Я. Ясенский и др.). Мышление может быть высокоразвито даже у абсолютно слепых. Человеческое мышление носит речевой характер. Обобщающая роль слова в познании действительности имеет важное компенсаторное значение и помогает слабовидящим даже при глубоком нарушении зрения выйти за пределы обедненного чувственного опыта. В ходе обучения и целенаправленной практической деятельности у слабовидящих, как и у нормально видящих, изменяется соотношение между чувственным и словесно-логическим познанием. С помощью активной мыслительной деятельности и речи восполняются обусловленные нарушением зрения пробелы непосредственного чувственного опыта. Учащиеся с очень низким зрением и даже полностью слепые могут получать глубокие знания, используя резервные компенсаторные возможности мыслительной деятельности. Опираясь на знания, слабовидящие школьники могут делать обобщающие выводы относительно многих предметов, процессов, явлений, которые ими никогда непосредственно не воспринимались.

Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте. Избирательная направленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость осознания объекта. Включение внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств. В этой активизации существенная роль принадлежит вниманию. Внимание характеризуется рядом свойств (объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость и т.д.), проявление и развитие которых у слепых имеют некоторые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнообразию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания: скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством восприятия и объемом внимания.

Специфичным для слепых является также значение некоторых свойств внимания для деятельности. Так, при ориентировке в большом пространстве необходима хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, широко представленная в аналогичных процессах у зрячих, для слепых попросту вредна. Действительно, выпадение зрительных ощущений может быть компенсировано только при условии рецепции всех остальных раздражителей, сосредоточение же сознания только на каком-либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в результате чего снижается точность ориентировки. Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения в процессе познавательной и трудовой деятельности, требуют от них гораздо более внимательного отношения к ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на более тщательный контроль над своими действиями. Например, если нормально видящий ориентируется на местности преимущественно автоматически, то слепой почти все время должен внимательно наблюдать (вслушиваться, осязать, обонять) за происходящими вокруг него изменениями обстановки.

Память. Запоминание в различных его видах – осмысленное и механическое, произвольное и непроизвольное – является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека. При нарушениях зрительных функций наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений. Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов - возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции отрицательно влияют на скорость запоминания. Среди особенностей процесса запоминания того или иного материала слепыми и слабовидящими школьниками можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Характерным для слепых и слабовидящих является большой размах индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношении механического и осмысленного запоминания.

При запоминании, у слепых и слабовидящих наблюдается большая вариативность индивидуальных показателей. Так, например, наряду с длительным сохранением у них можно наблюдать быстрое забывание. Очевидно, что своеобразие протекания этих процессов памяти у слепых и слабовидящих в первую очередь обусловлено тем, что они не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала. Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это, в частности, подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом, преобладанием смыслового запоминания над механическим, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте. Недостаточный объем, пониженная скорость и другие недостатки запоминания слепых и слабовидящих детей имеют вторичный характер, то есть, обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих является достаточно надежной профилактикой подобных отклонений.

Речь. При нарушениях зрения роль речи возрастает, так как она дополнительно берет на себя компенсаторную функцию. Одновременно использование языка как средства общения при слепоте наталкивается на определенные трудности, к ним относятся трудности анализа ситуации речевого общения и невозможность или сложность восприятия невербальных элементов общения, характеристики партнеров, расстояния между ними, места общения и т.п. При спонтанном речевом развитии слепота провоцирует ряд особенностей, которые заключаются в следующем: ограничении речевых контактов, нарушении понимания смысла речи из-за невозможности (ограниченности) восприятия ее невербальных компонентов и ситуации, затруднениях, связанных с незнанием участников разговора, их месторасположения и удаленности, изменении (сокращение или чрезмерная развернутость) объема речевой продукции, отсутствии или ограниченности использования мимико-жестикуляторной речи и другие. Затруднения в общении связаны также с чисто психологическими причинами. Ограничение речевых контактов у слепых в основном обусловлено упоминавшейся уже установкой на избегание зрячих (следствие негативного опыта общения), аутизацией личности на почве затянувшейся после утраты зрения депрессии, неадекватных представлениях об отношении к ним как людям «второго сорта» со стороны зрячих, жестком делении общества на «мы» (слепые) и «они» (зрячие).

 

Используемая литература:

1.                  https://infourok.ru/deti-s-narusheniem-zreniya-3084735.html

2.                   Видеовебинар "Ребенок с нарушением зрения: кто это такой?" База: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Дата вебинара: 18 октября 2018 года.


 

3.                  Скачано с www.znanio.ru

Ребенок с нарушением зрения: кто это такой?»

Ребенок с нарушением зрения: кто это такой?»

Астигматизм – искажение изображений оптической системой вследствие неодинаковой рефракции по горизонтальным и вертикальным осям

Астигматизм – искажение изображений оптической системой вследствие неодинаковой рефракции по горизонтальным и вертикальным осям

Он начинает быстрее понимать объяснения учителя

Он начинает быстрее понимать объяснения учителя

Приобретенные · внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка; · в связи с повышением внутриглазного давления; · на…

Приобретенные · внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка; · в связи с повышением внутриглазного давления; · на…

С помощью активной мыслительной деятельности и речи восполняются обусловленные нарушением зрения пробелы непосредственного чувственного опыта

С помощью активной мыслительной деятельности и речи восполняются обусловленные нарушением зрения пробелы непосредственного чувственного опыта

Память. Запоминание в различных его видах – осмысленное и механическое, произвольное и непроизвольное – является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой…

Память. Запоминание в различных его видах – осмысленное и механическое, произвольное и непроизвольное – является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой…

Затруднения в общении связаны также с чисто психологическими причинами

Затруднения в общении связаны также с чисто психологическими причинами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020