Частное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Лесовичок» общеразвивающего вида
ПАО РКК «Энергия»
___________________________________________________
Консультация для воспитателей
«Использование театрализованных игр
для развития выразительности речи»
Воспитатель: Мордвинцева Д.Н.
2021
Использование театрализованных игр
для развития выразительности речи
Речевое развитие детей тесно связано с
умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом
воспитании и обучении дошкольников. Для развития выразительной речи необходимо
создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции,
чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не
оказывает театрализованная деятельность, воспитательные возможности
которой могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Дети
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски,
звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над
выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется
словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Правильное
определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику,
двигательную активность.
Особое внимание в работе с детьми в театрализованной деятельности
необходимо уделять взаимодействию с семьей. Родители оказывают помощь
в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они
посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы,
рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает
внутренний мир, а главное — учит членов семьи взаимопониманию, сближает их,
является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств
ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
Театрализованная игра оказывает большое влияние
на речевое развитие ребенка, стимулирует речь за счет расширения словарного
запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре
формируется диалогическая, эмоциональная насыщенная речь. Дети лучше усваивают
содержание произведения, логику и последовательность событий.
Театрализованная деятельность способствует
усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонациии, модуляция
голоса).
Театрализованная деятельность включает в себя
драматизацию, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
С помощью театрализованной деятельности можно решать
практически все задачи программы развития речи.
Психическое состояние
некоторых детей не всегда дает возможность каждому ребенку в полной мере
реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании.
Вначале детям читают маленькие тексты, разбирают содержание,
объясняют непонятные слова, обсуждают поступки персонажей, затем
делят тексты на эпизоды и пересказывают текст (стихи, песенки, потешки, мини –
сценки, сказки). Следующий этап работы – пересказывание по ролям. Дети становятся
участниками маленького спектакля. Детям были предлагаются разные виды
театра по одному и тому же произведению. В процессе работы
педагоги постоянно следят за речью детей – звукопроизношением, постановкой
слов в предложении, произношением падежных окончаний, последовательностью
пересказа. Детям с ОВЗ необходимо дать возможность адаптироваться, не
навязывать участие в театрализованных играх, но приглашать, например, дать
кукол для свободного манипулирования ими.
Работая над выразительностью речи очень важно заниматься артикуляционной
гимнастикой:
1.Почистим зубки языком, и верхние, и
нижние.
2.Закройте глаза, представьте ночь. Сели на лошадку и поехали.
3.Нарисуйте закрытыми глазами солнце и т.д.
Поскольку эти упражнения проводятся в игровой форме, большинство детей с
удовольствим выполняют артикуляционную гимнастику.
Для развития выразительности речи очень важны этюды, способствующие творческому
развитию детей. Например, этюд «Любящие родители»:
Звучит колыбельная. Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого
сыночка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе,
а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже
покачивается. Потом мама передает папе сына.
Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть
другой руки, мерно покачивая под музыку вправо – влево, на лице улыбка.
Этюд «Бабушка заболела».
Очень важно развивать моторику рук, необходимую для свободного кукловождения.
Предлагаем следующие упражнения:
1. «Флажок» (большой палец вытянут вверх, остальные соединены
вместе)
2. «Птички» (большой палец поочередно соединяется с
остальными)
3. «Гнездо» (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты)
4. «Цветы» (то же, но пальцы разъединить)
Речевое развитие детей происходит в процессе индивидуальной работы с детьми.
Эта работа помогает в дальнейшем принять участие в совместной игре, так как
ребенок чувствует себя увереннее.
В данное время мы отмечаем положительные изменения в эмоциональном развитии
детей, повысился интерес к театрализованной деятельности, самостоятельность.
В игре с детьми выбираем спокойный, доброжелательный тон, что помогает наладить
контакт с детьми, расположить их к себе, дать почувствовать уверенность в себе.
В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие
компоненты: логическое ударение, мелодику, темп, ритм, паузу, тембр. Очень
важно научить детей понимать и правильно расставлять логическое ударение во
фразах. Это необходимо для того, чтобы яснее и эмоциональнее донести смысл
своих высказываний до других людей.
Один из видов музыкально – игрового творчества в театрализованной деятельности
- инсценирование песен - очень увлекает детей. Они быстро запоминают
слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и
обыгрывая ту или иную сценку.
Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают
использовать новые слова, пословицы и поговорки из песенного репертуара,
народных попевок, шуток - прибауток, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих
с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд, приобретенная вера в свои силы
повышают самооценку детей. Дети учатся размышлять, анализировать свое поведение
и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их
игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер,
эмоциональную насыщенность.
Опыт убеждает, что совместная работа музыкального руководителя и всех
педагогов может привести к желаемому результату: позволит решить многие
педагогические задачи, касающиеся речевого развития детей.
Вместе с педагогами я обсуждаю те или иные проблемы в речевом развитии детей,
которые встречаются в работе. Поэтому наряду с упражнениями для развития
музыкальности детей, я использую ряд дополнительных упражнений, которые
способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового
аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве;
упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к
определённому музыкальному звуку; распевки на автоматизацию тех звуков, которые
дети изучают на логопедических занятиях.
Эффективное взаимодействие педагогов - это совместная разработка и проведение
логоритмических занятий, основанных на связи движения, музыки и слова.
Например, ходьба под музыку разного характера: как волки, как ёжики, как
лисички. Дети беседовали с педагогом о признаках этих животных, слушали музыку
соответствующую характеру этого персонажа и самостоятельно выполняли
движения со сменой частей музыки.
Беседуя с детьми о музыке, я активизирую в их словаре такие определения как
" музыка- спокойная, ласковая, задушевная, вдохновенная" или
"музыка - задорная, искристая, радостная, игривая". Изучая
симфоническую музыку, дети знакомятся со звучанием различных музыкальных
инструментов и их названиями. Например, в ритмопластических этюдах по
музыкальной сказке С. Прокофьева "Петя и волк", дети закрепили
названия музыкальных инструментов симфонического оркестра- "флейта",
"кларнет", "гобой", "фагот". Имея сложности
произношения, не все дети могут обогатить свой словарный запас такими сложными
словами, но показать на иллюстрации данный музыкальный инструмент, изобразить с
помощью музыкально – игрового творчества, используя мимику, жесты характер и
жанр музыки не только возможно, но и очень интересно для детей.
Работа по развитию речи вообще, и по развитию интонационной выразительности в
частности, очень трудна, но крайне необходима. И легче, интереснее ее
проводить, интегрируя с театрализованной деятельностью. Именно интеграция
позволяет развивать индивидуальные способности и становление
самостоятельной художественно – речевой деятельности детей, развитие их
творческих способностей.
Развивая творческие способности детей совместно с педагогами, объединяя наши
усилия, мы не ставим задачи сделать из них художников, артистов или музыкантов.
А ведь в последующей их жизни перед каждым из них откроется возможность
творческого труда. И очень важно, чтобы ребенка не покидала эмоциональная
отзывчивость, восхищение прекрасным, эстетическое отношение к окружающей
действительности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.