Речевая деятельность и ее виды
Вопросы темы
1. Понятие о речевой деятельности.
2. Виды речевой деятельности.
3. Этапы речевой деятельности.
4. Виды речи.
Краткое содержание ответов на вопросы темы
1. Понятие о речевой деятельности
Речевая деятельность – это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей в процессе общения. Речь при этом становится средством формирования и формулирования мысли, что определяет творческий, интеллектуальный характер речевой деятельности.
Речевая деятельность – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.
2. Виды речевой деятельности
Видами речевой деятельности являются:
– говорение (произнесение речи);
– аудирование, или слушание (восприятие и осмысление звучащих текстов);
– письмо (фиксация речи с помощью соответствующих графических средств, позволяющая передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени);
– чтение (восприятие и осмысление письменных текстов).
Говорение и письмо являются продуктивными видами речевой деятельности.
Слушание и чтение – рецептивными видами речевой деятельности, т.е. связанными с восприятием и осмыслением устных и письменных текстов.
3. Этапы речевой деятельности.
Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.
1. Ориентировочный этап, подразумевающий анализ сложившейся обстановки и параметров собеседника (пол, возраст, национальность, социальное положение, уровень образованности и др.). «Если хочешь сказать слово, проверь, кто его будет слушать» (грузинская пословица).
2. Этап планирования действия, подразумевающий ответ на следующие вопросы: «о чем говорить/писать?» (тема), «зачем говорить/писать?» (цель, или сверхзадача), «что буду утверждать?» (содержание), «в какой форме стану излагать?» (форма).
3. Исполнительский этап (говорение или письмо).
4. Этап контроля результатов, предполагающий ответ на вопрос: «Достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?».
4. Виды речи.
Продуктом речевой деятельности является речь. Если язык – это система знаков, то речь – это процесс, который строится на возможностях языка. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве. Речь материальна.
По форме она может быть устной и письменной.
По количеству говорящих речь может быть монологической (не требующей обмена репликами) и диалогической (требующей обмена репликами).
Речевая деятельность реализуется в различных речевых жанрах. Речевые жанры – это формы построения текстов, соответствующие целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфике сферы и ситуации общения (приветствие, просьба, приказ, лекция, доклад, статья и др.).
Глоссарий по теме
Речевая деятельность – это речь как процесс. Продуктом речевой деятельности является речь, высказывание. Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат, о нем судят по обратной связи, по тому, как реагируют на сказанное. Средством речевого общения является язык, а способом – речь.
Коммуникативная личность – человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности и способностей к общению: имеет коммуникативные потребности, способности, риторические умения, индивидуальный познавательный опыт).
Речевое взаимодействие – очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т. д.). В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.