Речевая деятельность и ее виды
Оценка 4.6

Речевая деятельность и ее виды

Оценка 4.6
docx
10.05.2022
Речевая деятельность и ее виды
Речевая деятельность и ее виды.docx

Речевая деятельность и ее виды

 

Вопросы темы

1. Понятие о речевой деятельности.

2. Виды речевой деятельности.

3. Этапы речевой деятельности.

4. Виды речи.

Краткое содержание ответов на вопросы темы

 

1.     Понятие о речевой деятельности

Речевая деятельность – это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей в процессе общения. Речь при этом становится средством формирования и формулирования мысли, что определяет творческий, интеллектуальный характер речевой деятельности.

Речевая деятельность – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.

 

2.     Виды речевой деятельности

Видами речевой деятельности являются:

– говорение (произнесение речи);

– аудирование, или слушание (восприятие и осмысление звучащих текстов);

– письмо (фиксация речи с помощью соответствующих графических средств, позволяющая передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени);

– чтение (восприятие и осмысление письменных текстов).

Говорение и письмо являются продуктивными видами речевой деятельности.

Слушание и чтение – рецептивными видами речевой деятельности, т.е. связанными с восприятием и осмыслением устных и письменных текстов.

 

3.     Этапы речевой деятельности.

Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.

1. Ориентировочный этап, подразумевающий анализ сложившейся обстановки и параметров собеседника (пол, возраст, национальность, социальное положение, уровень образованности и др.). «Если хочешь сказать слово, проверь, кто его будет слушать» (грузинская пословица).

2. Этап планирования действия, подразумевающий ответ на следующие вопросы: «о чем говорить/писать?» (тема), «зачем говорить/писать?» (цель, или сверхзадача), «что буду утверждать?» (содержание), «в какой форме стану излагать?» (форма).

3. Исполнительский этап (говорение или письмо).

4. Этап контроля результатов, предполагающий ответ на вопрос: «Достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?».

 

4.     Виды речи.

Продуктом речевой деятельности является речь. Если язык – это система знаков, то речь – это процесс, который строится на возможностях языка. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве. Речь материальна.

По форме она может быть устной и письменной.

По количеству говорящих речь может быть монологической (не требующей обмена репликами) и диалогической (требующей обмена репликами).

Речевая деятельность реализуется в различных речевых жанрах. Речевые жанры – это формы построения текстов, соответствующие целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфике сферы и ситуации общения (приветствие, просьба, приказ, лекция, доклад, статья и др.).

 

Глоссарий по теме

 

Речевая деятельность – это речь как процесс. Продуктом речевой деятельности является речь, высказывание. Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат, о нем судят по обратной связи, по тому, как реагируют на сказанное. Средством речевого общения является язык, а способом – речь.

 

Коммуникативная личность – человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности и способностей к общению: имеет коммуникативные потребности, способности, риторические умения, индивидуальный познавательный опыт).

 

Речевое взаимодействие очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т. д.). В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память.

 


 

Речевая деятельность и ее виды

Речевая деятельность и ее виды

Этап контроля результатов, предполагающий ответ на вопрос: «Достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?»

Этап контроля результатов, предполагающий ответ на вопрос: «Достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2022