Речевая готовность ребенка к обучению в школе

  • docx
  • 30.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Буклет Речевая готовность ребенка к обучению в школе.docx

Речевая готовность ребенка к обучению в  школе

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к  учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

•   Хорошее физическое развитие ребенка;

•   Развитый физический слух;

•   Развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

•   Нормальное функционирование ЦНС;

•   Владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

•   Произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

•   Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

•   Коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

780_1_src.jpg

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1.Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы родного языка.

3.Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из 3 звуков, анализ обратного слога, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оценивается умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4.Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения однородными членами; работать с деформированным предложением, составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.

Деление слова на слоги в русском языке

Запомнить:

В слове столько гласных, сколько и слогов!

Следовательно, слоги образуют только гласные звуки!

Слог бывает открытый:

- Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Слог бывает закрытый:

- Закрытый слог заканчивается на согласный звук.

Закрытый слог, в основном, наблюдается в конце слова. В середине слова, как правило, слог открытый.

Если слог состоит более чем из одного звука, то он начинается с согласного!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.  Ва- нна, ка-сса.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу. Ша-пка, ра-вный.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й). Пар-та, тай-на, пол-ка.

 

Поэтому: 1. Масло (ма-сло) 2. Бездна (бе-здна) 3. Мольба (моль-ба) 4. Волна (вол-на)  5. Ра-скра-ска

 

Страничка учителя - логопеда - Елец

 

 

 

 

 

Буклет для родителей

«Речевая готовность ребенка

к обучению в школе»

 

Подготовка детей к школе – МАДОУ “Гамовский детский сад “Мозаика”

 

Подготовила учитель – логопед МДОАУ  №190 Моргунова И.М.

 

 

2020 – 2021 уч.г