Речевая готовность ребенка к школе.
Коклягина Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ №39», г. Майкоп
Приходя в первый класс, у ребенка должен быть соответствующий уровень речевого развития.
На что необходимо обратить внимание:
• Речевая коммуникация
• Связная речь
• Словарь
• Грамматика
• Произношение
Речевая коммуникация - это когда ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.
Связная речь. К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки.
Он должен правильно формировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ход у пересказа.
Словарный запас. К 7 - ми годам у ребенка достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы, т. е. подбирать противоположные по смыслу слова (вход - выход, хороший - плохой, быстро - медленно, говорит – молчит, подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный, подбирать наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко) и т. д.
Грамматика. К 7-ми годам ребенок должен уметь понимать различать грамматические конструкции.
Пример: Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что он сделал вначале?
Охотник бежит за собакой. Кто бежит впереди?
А также правильно образовывать слова.
Пример: Варенье из слив - сливовое, шапка из соломы - соломенная.
У лисы - лисята, у льва - львята.
Однако в речи ребенка всё ещё встречаются грамматические ошибки. Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.
Звукопроизношение. Приходя в школу, ребенок не должен пропускать, искажать, заменять звуки другими звуками.
В 7 лет ребенок в норме произносит все звуки родного языка в словах, во фразовой речи.
Помните, что правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.
Овладение навыками письма для первоклассников представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти рук, которые ещё недостаточно развиты. Для детей такая работа трудна и утомительна. Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребёнок. У детей говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания,«проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная подвижность языка могут быть причиной неправильного произношения звуков. Таким детям бывает трудно начинать усваивать орфографию и применять правила русского языка.
В большинстве случаев – троечники, это дети, которым вовремя не была оказана помощь со стороны родителей, а также не были созданы специальные условия для коррегирования недостаточных навыков.
Безусловно, индивидуальные особенности детей должны учитываться в каждом конкретном случае, программа должна быть адаптирована для каждого ребенка, но основные знания к 7ми годам должны быть усвоены, так как без этого минимума ребенок не сможет успешно овладевать системой правил русского языка.
Не рекомендуется приступать к школьному обучению ранее 7ми лет, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи, так как психологически ребенок часто не готов.
Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас. Строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, свободно пользуется монологической речью. Пересказывает небольшие по объему сказки, рассказы.
Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.
Советы родителям: что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу.
1. Своё имя, отчество и фамилию, возраст (желательно дату рождения).
2. Свой домашний адрес, город, страну, в которой живёт.
3. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
4. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
5. Различать домашних животных и их детёнышей, одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
6.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
7. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т. д.)
8. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
9. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов, различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги.
10. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
11. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 мин)
12. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
13. Транспорт наземный воздушный, водный.
14. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
15. Различать гласные и согласные звуки. Различать буквы и звуки.
16. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
17. Определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
20. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.