«Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие, на вопросы кто? что? что делать? что сделать?»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: знакомство со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?»; формирование умений использовать этикетных слов в речи.
Задачи:
Дидактическая: сформировать умение находить слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?», используя алгоритм.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, технику письма, умение списывать текст.
Воспитательная: воспитывать вежливость, культуру общения, интерес к урокам русского языка; создать условия для обсуждения интересов обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение задавать вопросы к словам;
- умение различать слова, называющие предметы и действия;
- развивать навык культурного общения.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение выполнять анализ, сравнение, классификацию объектов;
- умение правильно строить свои рассуждения;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
- формировать умения взаимодействовать в парах в процессе самостоятельной работы.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося;
- осуществлять самоконтроль при выполнении заданий;
- готовность к обучению, положительное отношение к русскому языку;
- проявлять интерес к познавательной деятельности.
Методы: наглядный, практический, словесный
Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник «Русский язык», рабочая тетрадь «Русский язык» №1, авторы: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, программа «Школа ХХI века», 1 класс
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте, ребята! -Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. |
Приветствуют учителя
|
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии - Ребята, откроем тетради, запишем число, классная работа Минутка чистописания Написать буквы: а о и ё я На какие две группы можно их разделить? Проверьте себя. На экране даны правильные ответы. |
Одни обозначают два звука, другие нет
|
3. Выявление места и причины затруднения - Откроем учебник на странице 8 упражнение 4. - Прочитайте задание. Объясните друг другу в паре. -В чём возникло затруднение? В каком месте? - Давайте разбираться. Вернёмся к заданию. Какие слова надо написать в скобках? − Почему возникло затруднение? - Что нам поможет? - Какие вопросы мы задавали? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Верно! Тема урока «Слова, отвечающие, на вопросы кто? что? что делать? что сделать?» |
Мы не знаем, какие вопросы писать
Вопросы
образец-алгоритм кто? что? что делает? Слова, отвечающие, на вопросы кто? что? что делать? |
4. Построение проекта выхода из затруднения - Ребята, давайте мы с вами определим цель нашего урока. - Теперь, продолжим выполнение задание 4. - Какую учебную задачу ставим? -Наметим план наших действий. Совместное составление алгоритма. Алгоритм: 1. Читаем слова. 2. Подбираем вопросы. 3. Проверяем. 4.Записываем слова Первое слово скворец. Какой вопрос зададим? К слову поет? Второе слово медведь. Какой вопрос зададим? К слову ревет? Третье слово гроза. Какой вопрос зададим? К слову идет? Спишите остальные слова, используя алгоритм.
|
Научиться ставить к словам вопросы кто? что? что делает? и находить эти слова в предложениях
правильно написать слова
|
5. Реализация построенного проекта - Откроем учебник на странице 80, посмотрим на упражнение 1. Прочитаем его - Представьте, что эти вопросы задали вам. Как вы на них ответите? А что интересно вам? Давайте поговорим об этом на уроке. - Прочитайте вопросы Ю. Мориц. По каким признакам вы нашли их? С какой целью употребляют в речи вопросительные предложения? - Поставьте вопросы к словам: скворец, медведь. (кто?). -Есть ли в этом стихотворении слова, которые отвечают на вопрос что? (река). -На какие вопросы отвечают слова: поёт, ревёт, живет? (что делает?). |
Читает один ученик
Отвечают на поставленные вопросы в стихотворении. -Скворец поёт, потому что ему радостно. -Медведь ревет, потому что голодный. и т.д. -По вопросительному слову и вопросительному знаку в конце.
Кто?
Река Что делает?
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физкультминутка «Хлопаем – топаем» Хлопаем-когда, называю слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? Топаем – когда, называю слова, отвечающие на вопрос что делать? Что сделать? Тетрадь, писать, думать, мяч, замечать, кот, играть, учебник, окно, парта, сидеть, конфета. - Отгадайте, кто это: Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. ( . . . ) Медведь — крупное млекопитающее отряда хищных. Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли. Невосприимчивы к пчелиным укусам. -А знаете ли вы, почему медведя так назвали? -Слово МЕДВЕДЬ имеет 2 части МЕД и ВЕД. Это значит, что этот зверь ведает (знает), где мёд. - Запишем слова медведь к себе в словарик. Это словарное слово - Запишите в тетради упражнение 5. Задание: Установите соответствие. Соедините слова парами по образцу: кто? (что?) – что делает? Дятел стучит Попугай болтает Бабочка порхает Кузнечик прыгает Корова мычит |
Дети выполняют физкультминутку
Медведь
Дети слушают учителя
Нет
Дети выполняют задание |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону - Ребята, у вас на столах лежат карточки, возьмите их. Работа в карточках. «Угадай слово». (кто?) ______________(что делает?) мяукает, прыгает, крадётся (кто?) __________(что делает?) прыгает, летает, клюет, чирикает (кто?) ____________________(что делает?) мычит, жует, пасется (что?) ____________________(что делает?) идёт, капает, льёт Взаимопроверка. -У кого есть ошибки? -Найдём причину ошибок и исправим их. |
Самостоятельное выполнение задания |
8. Включение в систему знаний и повторение -К словам, отвечающим на вопросы кто? что? подберите слова, отвечающие на вопрос, что делает? Медведь (пробирается, идет) Синица (поет, летает) Машина (едет, мчится) Девочка (играет, рисует) Солнце (светит, греет) -К словам, отвечающим на вопрос что делает? подберите слова, отвечающие на вопросы кто? что? Чинит, штопает, шьёт (кто?) мама. Читает, рассказывает, объясняет (кто?) учитель. Варит, готовит, печёт (кто?) бабушка. Сторожит, грызет, лает (кто?) собака. Мяукает, мурлычет, лакает (кто?) кошка. Летает, жужжит, жалит (кто?) пчела. |
Медведь (пробирается, идет) Синица (поет, летает) Машина (едет, мчится) Девочка (играет, рисует) Солнце (светит, греет)
Чинит, штопает, шьёт (кто?) мама. Читает, рассказывает, объясняет (кто?) учитель. Варит, готовит, печёт (кто?) бабушка. Сторожит, грызет, лает (кто?) собака. Мяукает, мурлычет, лакает (кто?) кошка. Летает, жужжит, жалит (кто?) пчела. |
9. Рефлексия (итог урока) - -Какую цель мы ставили в начале урока? (Цель урока: Научиться ставить к словам вопросы кто? что? что делает? и находить эти слова в предложениях) - Достигли цель? Каким способом? -Какие затруднения в деятельности испытывали? - Как находили выход из затруднений? -Покажите кружочки: зелёные («Мне было всё понятно на уроке»), жёлтые («Мне было интересно на уроке, но я испытывал небольшие затруднения»), красные («Мне урок показался трудным»). -Что бы вы хотели ещё сделать? -Закончите фразу: Теперь я знаю … Теперь я могу…. |
Цель урока: Научиться ставить к словам вопросы кто? что? что делает? и находить эти слова в предложениях
Ответы детей
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.