«Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк – чн»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: знакомство с правописанием слов с сочетаниями -чк-. -чн-; формирование условий для выявления слов, значение которых нужно уточнять.
Задачи:
Дидактическая: познакомить с правописанием слов с сочетаниями чк-чн.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, технику письма, умение списывать текст.
Воспитательная: воспитывать вежливость, культуру общения, интерес к урокам русского языка; создать условия для обсуждения интересов обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- научатся правильно писать сочетания -чк-. -чн-;
- научатся выявлять слова, значение которых требуют уточнения .
Метапредметные:
Познавательные:
- умение выполнять анализ, сравнение, классификацию объектов;
- умение правильно строить свои рассуждения;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
- формировать умения взаимодействовать в парах в процессе самостоятельной работы.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося;
- осуществлять самоконтроль при выполнении заданий;
- готовность к обучению, положительное отношение к русскому языку;
- проявлять интерес к познавательной деятельности.
Методы: наглядный, практический, словесный
Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник «Русский язык», рабочая тетрадь «Русский язык» №1, авторы: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, программа «Школа ХХI века», 1 класс
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте, ребята! Посмотрите-ка на нас! Вот какой хороший класс! Приготовились учиться, Ни минутки не лениться, Не стучать, не отвлекаться, А стараться и стараться! Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум. |
Приветствуют учителя
|
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии - Ребята, сегодня урок русского языка необычный. К нам в гости пришёл... А кто? Отгадайте загадку: У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный, Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный На воде и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт он длинный, Кто же это? - Посмотрите, у Буратино в руках ключик и он не простой. Что вы видите на ключике? (буквы) Р В Л Ч Н - Давайте правильно назовем их. - Дайте характеристику звукам. - Какая из этих букв лишняя? Минутка чистописания Сегодня мы повторим написание буквы Чч |
Буратино
Буквы Р В Л Ч Н Р – согласный, твердый, парный, звонкий, непарный В – согласный, твердый, парный, звонкий, парный Л – согласный, твердый, парный, звонкий, непарный Ч – согласный, мягкий, непарный, глухой, непарный Н – согласный, твердый, парный, звонкий, непарный Буква ч, все буквы твердые, она мягкая |
3. Выявление места и причины затруднения Игра «Составьте слово» Т р а т е Что такое театр? Расскажите, что вы знаете о театре. В театре действие происходит на …(сцене) Спектакль ставит …. (режиссер) Художественное оформление сцены- это …. (декорации) Слово «театр» в переводе с греческого означает «место для зрелищ», да и само зрелище, то есть представление. Театр вырос из игр, обрядов первобытных людей и постоянно развивался, совершенствовался. Наши предки, славяне, обращались к своим богам и силам природы, просили у них защиты и удачи в делах, молили об урожаи. Игра - главный элемент театрального искусства. - Откроем учебник на странице 138 упражнение 1. Прочитаем его. (Работа по упражнению 1) - В какой театр отправился Буратино? Правильно ли обратился к продавцу герой? Посмотрите, что изображено на экране и в учебнике? Что такое афиша? Что такое антракт, фойе, актёр, партер, бельэтаж? Нам знакомы эти слова? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Верно! Тема урока «Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов» |
Театр
Театр – это место для зрелищ. Учащиеся отвечают на вопросы. Сцене режиссер декорации
Читает один ученик
В кукольный театр
Нет Затрудняются ответить
Нет
уточнение значения незнакомых слов |
4. Построение проекта выхода из затруднения - Ребята, давайте мы с вами определим цель нашего урока. - Посмотрим на упражнение 2 на странице 139. Разыграем небольшую сценку. - Ребята, как мы с вами попали в театр? - Вот и я вас сейчас прошу приобрести билеты. - Какая история произошла в театре с девочками? - Что такое партер и бельэтаж? Где мы можем узнать значение новых незнакомых нам слов? - В учебнике нам приводится значение данные слов из толкового словаря, прочитаем их. - Ребята, теперь мы узнали, что такое бельэтаж и партер? |
Узнать значения незнакомых слов
Дети разыгрывают сценку
Они не знали, где находятся их места, что такое бельэтаж и партер.
Мы можем узнать значение незнакомых слов в толковых словарях.
Читает один ученик
Да |
5. Реализация построенного проекта - Прочитайте и запишите слова: чашка, часы, туча. Какое правило нужно вспомнить, чтобы не допустить ошибку в правописании. Почему после буквы ч не пишем букву я? - Игра «Отгадай, кто это?» Отгадайте еще некоторых героев? -В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали…. - А эта девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик. Говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …. - Как вы думаете, писать или нет ь? Вспомним, о чем говорили сейчас. - Молодцы! Исходя из этого задания, посмотрим на правило на странице 141.
Запомним правило! - Исходя из данного правила, выполним упражнение 3 на странице 140. - Ребята, как и мы в театре побывала девочка Ира. Она решила написать письмо своей подруге. Давайте прочитаем текст. - Какая одинаковая орфограмма объединяет данные слова? - Значит все слова, мы напишем без… - Спишите текст в тетрадь. Оцените слова работу + или – на полях тетради. |
Ча-ща – пишется с буквой а
Звук [ч]- мягкий, непарный и для обозначения мягкости буква я не нужна.
Дюймовочка
Снегурочка Нет, звук ч всегда мягкий, поэтому ь знак не может его смягчить.
Дети читают задание
Чк-чн – пишется без ь знака
Ь знака |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Физкультминутка Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два- нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. - Выполним с вами упражнение 5 на странице 142. - Нам нужно разделить слова на два столбика. 1 столбик – слова с первым звуком – твердым согласным 2 столбик – слова с первым звуком – мягким согласным Итак, назовите слова, которые вы напишите в первый столбик? Почему? - Назовите слова, которые вы напишите во второй столбик? Почему? |
Дети выполняют физкультминутку
Жизнь – звук ж всегда твердый Цель – звук ц всегда твердый Шел – звук ш всегда твердый Цирк – звук ц всегда твердый Желтый – звук ж всегда твердый
Чудо – звук ч всегда мягкий Билет – звук б мягкий, смягчает звук и Час – звук ч всегда мягкий Черные – звук ч всегда мягкий Театр – звук т мягкий, смягчает буква е Елочка – буква ё дает два звука й о, звук й всегда мягкий |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону - Ребята, откройте рабочие тетради на странице 37, и выполните самостоятельно упражнения 5-6. - В упражнении 5 вам нужно заполнить пропуски. В упражнение 6 нужно образовать новые слова по образцу и записать их. Проверка по слайду. |
Самостоятельно выполнение заданий |
8. Включение в систему знаний и повторение - Ребята, пока вы выполняли задания, вы получили билеты. - Посмотрите, чем они отличаются? (цветом) Правильно, билеты отличаются цветом, но не только. Посмотрите у всех на билетах – задания. И они у вас разные. Выполните задания. Комментируют по цепочке. Карточка № 1 Спишите, выделяя орфограммы. Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной. Карточка № 2 Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, ЩН, НЧ. Ру…ной, пе…ка, бре…ать, вну…кА, хи…ник. Карточка № 3 Запишите имена ласково. Валя, Зина, Аня, Женя. Проверка (на столах ключики: с одной стороны зеленый, с другой- красный) .Если правильно – зеленый, если не правильно- красный |
Цветом
Выполняют задания
|
9. Рефлексия (итог урока) - Над какой темой работали? - Что повторяли на уроке? - Чему научились? - Какое настроение у вас сейчас? Ребята, перед вами два ключа, которые оставил для вас Буратино. - Кому из вас понравилось помогать Буратино, поднимите красный ключ, - Кому не понравилось – зелёный ключ. |
Изучение незнакомых слов, сочетание чк-чн Ответы детей Ответы детей
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.