Речевая карта. Работа на логопункте.
Интегрированный подход к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья поможет своевременно оказать коррекционную поддержку ребенку. Общеизвестно, что пребывание ребенка в коллективе сверстников является условием его социализации и гармоничного психофизического развития. Новые подходы к организации коррекционно-развивающего обучения позволяют гибко сочетать индивидуальные и групповые формы работы. В ходе специально организованной деятельности ребенка создаются условия для развития у него подражательности, самостоятельности. Все эти формы направлены на создание единого образовательного пространства, сближение и взаимодействие общего и специального образования, что соответствует мировым тенденциям в воспитании подрастающего поколения.Речевая карта. Работа на логопункте.
Р Е Ч Е В А Я К А Р Т А
1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ( назови картинки ).
С: сад, коляска, глобус
СЬ: беседка, василёк
З: замок, зонт, Незнайка
ЗЬ: земляника, обезьянка
Ц: цапля, кольцо
Ш: шашки, ошейник, вишни
Ж: живот, жук, лыжи
Щ: щит, щенок, площадь
Ч: печенье, свеча, мяч
Л: лось, колбаса, стол
ЛЬ: плита, поле
Р: рак, марки, фартук, мухомор
РЬ: рябина, бревно
Й: Егор, лейка, друзья
К: куртка, скрипка, шкаф
Г: грядка, грелка, виноград
Х: хлеб, ткачиха, подсолнух
2. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
а) выделение звука ( слога ) из ряда звуков ( слогов ).
Хлопни, когда услышишь звук С: с, т, з, с, щ, з, с, ж, с.
Хлопни, когда услышишь слог ШО: шо, ша, со, шо, ши, жо, шо, зо.
б) покажи картинку: щука – чурка жар – шар
жаба – шапка ежата – мышата
в) отбери только картинки со звуком Р: ружьё, рыба, рот, рука, лопата, лампа,
лейка, лев.
г) раздели картинки со звуком С – З: коляска, арбузы, ваза, знаки, сосиски, козлята,
свиньи, смородина.
д) повтори: та – да – та кот – год – кот
ка – га – га том – дом – ком
па – па – ба удочка – уточка
е) анализ звукового состава слова: назови 1 звук в слове: Алик, утка, волк, байка;
назови последний звук в слове: муха, шарм, пух, нос.
3. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА.
а) назови картинки: портфель, крокодил, черепаха, балалайка.
б) повтори слова: милиционер, градусник, температура, телевизор, аквариум,
холодильник, экскурсия, электричество, фотографироваться.
в) ответь: На чём едет Максим?
Кого поймала Людмила?
Где дети читают книги?
г) употребление слов сложной слоговой структуры в предложении:
Жора будет художником.
Часовщик чинит часики.
Что лежит в коробке?В доме деревянное крыльцо.
Сергей решает примеры в тетради.
4. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
4.1. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
С 5 лет:
Что ты делаешь в течении дня?
Кто как передвигается?
С 6 лет:
Кто какие звуки передаёт?
Кто что делает? ( с использованием названий профессий )
4.2. Прилагательные.
Название цветов.
С 4 лет: белый, чёрный, красный, синий, зелёный
С 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый
Название формы.
С 5 лет: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный
4.3. Подбор антонимов ( с 6 лет. ):
добро – зло… высокий – …
горе – … лёгкий – …
хороший – … давать – …
большой – … покупать – …
широкий – … друг – …
поднимать – … покупать – …
С 4 лет:
4.4. Употребление существительных в именительном падеже единственного и
множественного числа:
стол – столы дерево – кукла –
окно – ухо – стул –
слон – воробей – рукав –
пень – глаз – лев –
рот – сон – лист –
4.5. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
У меня есть карандаш ( кукла )
У меня нет …
Я дам карандаш …
Папа пишет
С 5 лет:
4.6. Употребление форму родительного падежа множественного числа
существительных: Много чего?
шар – шаров дерево –
стол – лист –
дом – стул –
берёзка – мяч –
чашка – ключ –книга – карандаш –
4.7. Употребление предложно – падежных конструкций ( с предлогами в, на, под, над, за,
перед, около )
4.8. Согласование прилагательных с существительными в едином числе.
Назвать цвет предметов:
шар ведро
платье машина
ботинок листья
4.9. Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
дом – два дома ,пять домов шар –
кукла – жук –
С 6 лет:
карандаш – два карандаша, пять карандашей
ключ –
озеро –
лев –
дверь –
С 5 лет:
4.10. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Как назвать маленький предмет?
стол – столик кукла – …
мяч – … ложка – …
дом – … шкаф – …
кровать – … миска – …
берёза – … стул – …
С 6 лет:
гриб – грибок воробей – …
лиса – … одеяло – …
лист – … платье –
4.11. Образование названий детёнышей животных.
С 4 лет:
у кошки – котёнок у утки – …
у гуся – … у лисы – …
С 5 лет:
у зайца – … у медведя – …
у белки – … у волка – …
С 6 лет:
у коровы – … у лошади – … у собаки – …
4.12. Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет ):
Относительных ( из чего сделано ):
дерево – деревянный резина – …
бумага – … металл – …солома – … снег – …
мех – … брусника – …
пух – … черника – …
кирпич – … шерсть – …
Притяжательных ( чей? чья? чьё? ):
сумка мамы – мамина кофта бабушки – …
газета папы – … нора лисы – …
хвост зайца – … лапа медведя – …
шерсть волка – … голова лося – …
4.13. Образование приставочных глаголов ( с 6 лет ).
Назвать действия ( Что делает мальчик? ):
ходит – уходит – входит – выходит – переходит
бежит – убегает – выбегает – вбегает –перебегает
летит – …
5. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
а) Рассказ по картинке.
б) Рассказ с развивающим сюжетом.
в) Пересказ.